Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для обсуждения. 1. Универсальная и региональные системы коллективной безопасности: сущность, содержание, проблемы и перспективы обеспечения




1. Универсальная и региональные системы коллективной безопасности: сущность, содержание, проблемы и перспективы обеспечения.

2. Современная система коллективных мер и способы обеспечения международной безопасности.

3. Договорно-правовые основы и механизм обеспечения безопасности в Содружестве Независимых Государств.

Задания для самостоятельной работы:

Проблемная ситуация. 24 марта 1999 г. блок НАТО без санкции Совета Безопасности ООН начал операцию “Союзническая сила”. Бомбардировке (продолжалась до 10 июня 1999 г.) были подвергнуты цели в субъек­тах федерации Югославии - Сербии и Черногории. На их территорию было сброшено 5 тысяч тонн бомб, вы­пущено 1500 крылатых ракет, убито 1,2 тысячи мирных жителей, более 4,5 тысяч получили ранения, экономи­ческой, управленческой, транспортной и военной ин­фраструктуре страны нанесен огромный урон. Данная акция была прямым вмешательством в противостояние двух этнических групп, сербов, составляющих основ­ное население Югославии, и албанцев, составляющих большинство населения сербской провинции Косово. Выступив в защиту косовских албанцев, страны НАТО обвинили сербско-югославское руководство в их гено­циде, мотивируя свою военную акцию гуманитарными целями. Под военным давлением руководство Югосла­вии было вынуждено отвести из Косова свои воору­женные силы и согласилось на ввод туда миротворче­ского контингента, основу которого составили войска НАТО.

4. В результате событий 11 сентября 2001 в США по­гибли около 3 тыс. человек, в основном американских граждан. Обвиненный в организации данных терактов саудовский миллионер Усама бен Ладен по заявлениям спецслужб США скрывался в Афганистане, и администра­ция США потребовала от движения Талибан его выдачи. Ответом на отказ были слова Буша: «Мы выкурим их из нор… и приведём их к правосудию или доставим правосудие к ним». В результате активных ди­пломатических усилий и военных приготовлений США удалось создать беспрецедентную коалицию для боевых действий на территории Афганистана, и в декабре 2001 при поддержке авиаударов и американских подразделе­ний войска коалиции НАТО и группа моджахедов под на­званием «Северный альянс» установили контроль над Афганистаном и создали правительство национального единства, а основные силы Талибана были разгромлены.

5. 20 марта 2003 вторжением в Ирак сил объединён­ной коалиции (США и Великобритании), без санкции Совета Безопасности ООН, началась операция, названная американским командованием «Шок и трепет». Она про­длилась до 1 мая 2003 и закончилась разгромом иракских вооруженных сил, установлением контроля оккупантами над территорией страны. Официальными причинами вторжения являлись обнаружение и уничтожение оружия массового поражения и обнаружение данных, го­ворящих о поддержке Ираком международного терроризма. Помимо этого инициаторами вторжения в Ирак преследовалась «освободительная миссия» направ­ленная на свержение диктаторского режима лидера Ирака Саддама Хусейна, заочно обвиненного в геноциде курдского и шиитского населения Ирака и недемокра­тичных методах управления страной.

6. 8 августа 2008 г. Грузия развязала боевые дейст­вия в Южной Осетии (бывшая часть территории Грузии провозгласившая в 1991 г. независимость) и обстреляла столицу республики город Цхинвал. Жертвами воору­женного конфликта, по данным властей Южной Осетии, стали 2100 человек. Россия для защиты жителей Южной Осетии, многие из которых являются российскими граж­данами, без санкции Совета Безопасности ООН ввела в регион в помощь расквартированным там миротворцам (несколько десятков из которых погибли в результате грузинской агрессии) около 10 тысяч военнослужащих и сотни единиц военной техники. 12 августа Россия зая­вила о завершении операции по принуждению Грузии к миру, а 22 августа объявила, что закончила отвод войск на позиции, определенные решением Смешанной кон­трольной комиссии по урегулированию грузино-осетин­ского конфликта от 1999 года. 26 августа 2008 г. Россия признала независимость Южной Осетии.

Характерно, что впоследствии государственный секретарь США Кондолиза Райс объявила о неуместно­сти параллелей между действиями Российской Федера­ции в Грузии (в августе 2008 г.) и вторжением США в Ирак (в 2003 г.) Отвечая на вопрос, не полагает ли она, что Запад утратил моральное право осуждать Россию после вторжения в Ирак, глава амери­канской дипломатии заявила, что «никаких сравнений быть не может, и Россия не должна применять такой ар­гумент». Со слов К. Райс, Ирак времен Саддама Хусейна являлся «государством, которое нападало на своих сосе­дей, применяло оружие массового уничтожения и было зачинщиком двух крупных военных конфликтов».

Вопросы. Оправдано ли нормами международного права вооруженное вмешательство во внутренние дела суверенных государств с «гуманитарными целями», це­лями «борьбы с терроризмом» и «распространением оружия массового поражения»? Насколько такие дейст­вия соответствуют принципам международного права jus cogens, основополагающим международным актам и системе международных средств разрешения подобных конфликтных ситуаций? В каких случаях с позиций ме­ждународно-правовых императивов допустимы военные акции в отношении суверенных государств? На основе международного права проведите сравнительно – право­вой анализ законности действий нападающих сторон во всех четырех приведенных ситуациях.

Номера заданий по практикуму: 42-55, задачи 40-56

Источники:

Основные: 1 – 6,

Дополнительные: см раздел 11.2.4.

 

Семинарское занятие 17 по теме 17 «Международно-правовой механизм защиты прав человека, культурных ценностей и окружающей среды в период международных и внутригосударственных военных конфликтов».

Юриспруденция: Время – 4 часа

Менеджмент: Время – 1 час

Цель: сформировать у студентов знания о современной системе международно-правовой регламентации использования военной силы и обеспечения основных прав человека в международных и внутригосударственных военных конфликтах.

Задачи:

- усвоить основное содержание международных конвенций, регламентирующих использование военной силы в международных и внутригосударственных конфликтах;

- усвоитьсущность и юридическое содержание основных понятий международного гуманитарного права: правовые последствия начала войны; театр военных действий; запрещенные средства и методы ведения войны; режим военной оккупации; нейтралитет во время войны; законные и незаконные участники военных действий; международно-правовой статус военнопленных; права гражданского населения; международно-правовая ответственность государств и уголовная ответственность физических лиц и др.;

- сформировать знания о законных ограничениях прав и свобод человека, механизме международно-правовой защиты культурных ценностей и природной среды в период военного конфликта;

- сформировать целостное представление об основных проблемах, связанных с привлечением государств и физических лиц к ответственности за нарушение норм международного гуманитарного права;

- совершенствовать навыки студентов в проведении анализа внешней политики России и ее правовой системы на предмет их соответствия нормам международного права и международным обязательствам;

- совершенствовать умения студентов давать квалифицированную международно-правовую оценку деятельности государств в период военных конфликтов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.