Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование современных информационных коммуникационных технологий в учебном процессе 1 страница




41.

40.

39.

38.

37.

36.

35.

34.

33.

32.

31.

30.

28.

26-27.

24.

21-22.

8.

7.

6.

5.

Компьютерный набор И. Б. Кравчина

Войно-Данчишина Ольга Леонидовна

С о с т а в и т е л и: Кравчина Ирина Борисовна

Экономика предприятия

По выполнению, оформлению

Методические рекомендации

Учебное издание

 

и защите курсовых работ по правоведению

Для студентов, обучающихся по специальности

 

 

В авторской редакции

 

 

Подписано в печать 22.09.2008. Формат 60´84/16.

Бумага офсетная. Гарнитура «Таймс».

Усл. печ. л. 2,32. Уч.-изд. л. 3,01. Тираж 200 экз.

 

 

План 2007/08 уч. г., поз. № 6 в перечне работ кафедры

 

Издательство

Народной украинской академии

Свидетельство № 1153 от 16.12.2002.

 

 

Украина, 61000, Харьков, ГСП, ул. Лермонтовская, 27.

В 1994 г. в Санкт-Петербургском университете педагогического мастерства на кафедре теории и методики гуманитарного образования под руководством Н.И. Элиасберг была разработана целостная система правового образования школьников, ориентированная на актуальные потребности российского общества, на обновлении школьного образования и его гуманизацию. Для реализации этой системы был подготовлен и издан целостный учебно-методический комплекс. За её создание руководитель проекта удостоена Государственной премии России в 2000 г.

Проведенная на протяжении четырёх лет экспериментальная проверка данной системы и учебно-методического комплекса показала её реалистичность, доступность для внедрения, адекватность потребностям современной российской школы. Эксперимент выявил широкое и разностороннее воздействие реализации системы правового образования на учителей и учащихся.

Цель этико-правового образования – заложить основы гуманистической правовой культуры учащихся и способствовать становлению личности, обладающей чувством собственного достоинства, законопослушной, знающей и уважающей права и свободы человека и готовой к их защите как применительно к себе, так и к другим людям, а также наделённой гражданским самосознанием и общественно активной.

Средством реализации этой цели является создание в школе системы правового образования учащихся с 1-го по 11-й классы, основанной на гуманистических принципах и гуманистических традициях в педагогике.

В противовес формально информационному подходу в предлагаемой системе реализуется личностно-ориентированный подход, требующий строгой дозировки правовой информации, особенно на начальных ступенях обучения, про- движения в познании правовых явлений «малыми шагами», но с обеспечением прочного, осознанного и прочувствованного усвоения учащимися тех элементов права, которые необходимы им в жизни именно сейчас. При этом правовая ин- формация вводится после формирования у учащихся соответствующих нравственных установок и на их основе.

Предлагаемая система правового образования характеризуется этапностью и целостностью.

Целостность системы обеспечивается единством основных этических и правовых идей, преемственностью между содержанием стандартов этих этапов правового образования, единством методических подходов (ориентир на деятельностные, практические формы обучения, на актуализацию обучения, тесную связь обучения и воспитания и др.).

Этико-правовое образование на каждом этапе ориентировано на достижение конкретных практических результатов цивилизованной интеграции учащихся в окружающий мир, социализации личности, помогая ей осмыслить свои социальные роли, овладеть необходимыми знаниями, умениями и опытом исполнения этих ролей в соответствии с нормами гуманистической этики и действующего права и для обеспечения безопасности ее жизнедеятельности.

Проектируемые результаты сформулированы в общем виде с учетом по- следующей их конкретизации в учебных программах и методических рекомендациях. Форма их описания напоминает стандарты образования с тем лишь различием, что стандарт ориентирован на необходимый минимум, а проектируемый результат – возможно большие результаты.

Следует подчеркнуть, что проектируемые результаты не ориентированы на завершённость процесса становления правовой культуры молодёжи в школе– он должен продолжаться и во взрослой жизни её выпускников.

Система правового воспитания определяется характером и политикой государства. Правовое воспитание часто рассматривается в рамках гражданского воспитания. Эти направления воспитания имеют много общего, но правовое воспитание в большей степени ориентировано на осознанное восприятие юридических законов, правовых норм и ответственности (нравственная, моральное качество личности и категория этики, отражающая, с одной стороны, способность человека отвечать за свои поступки, с другой – возможность для общества подвергать эти действия моральной оценке). Правовое воспитание – это процесс взаимодействия правовых средств с индивидуальным правосознанием и психологией членов общества в целях повышения их правового сознания. Широкое определение этого понятия включало в себя воздействие всех факторов жизни на формирование качеств личности. В узком смысле речь шла о целенаправленном воздействии общества на сознание людей, их нравы, черты характера, образ поведения.

Правовая норма – идеальная модель должного поведения человека в обществе. Реальное воздействие правовой нормы на поведение личности зависит от соответствия юридических предписаний реальным потребностям общества, от состояния законности, психологической готовности личности соблюдать предписания, выраженные в типичном поведении участников обществ, отношений. Взаимодействие права и ребёнка осуществляется главным образом опосредованно, через родителей и взрослых, участвующих в его воспитании. Не являясь в полной мере дееспособным гражданином, ребёнок находится под защитой закона; его особый статус закреплён во Всеобщей декларации прав человека (1948)2 и в Конвенции о правах ребёнка (1989). В условиях семейного и школьного воспитания ребёнок органично усваивает привычки правомерного (согласующегося с нормами права) поведения, основные знания о нравственности и правовых нормах, а также первичные навыки социальной деятельности.

Термин «правовое воспитание» появился в XX в., но право всегда, как в авторитарных, так и в демократических обществах, считалось важным элементом воспитания гражданина. В античной культуре Сократом, Платоном, Аристотелем было сформировано ставшее традиционным для европейских стран представление о гражданской добродетели как неотъемлемой черте гражданина, где важное место занимала законопослушность. Аристотель особо подчёркивал роль закона в воспитании добродетельности. В Древнем Риме это положение развивали Цицерон, Квинтилиан и их последователи. Идеи гражданского воспитания, рассматриваемые в тесной связи с правом долженствования, получили распространение в эпоху Возрождения, особенно во Флорентийской республике (XV в.), в воззрениях представителей школы «гражданского гуманизма» (П. Верджерио, Л. Бруни и др.). Исполнение гражданского долга связывалось с подчинением закону, праву. Эти традиции были развиты в трудах мыслителей эпохи Просвещения.

С кон. XVIII в. в государственных школьных системах стали вводиться учебные курсы законоведения, моральных и политических наук для гимназий и других школ. В 1783 г. по высочайшему повелению императрицы было издано предназначенное для чтения в училищах пособие «О должностях человека и гражданина». Изучение законов включалось в контекст морального воспитания.

Вопросы воспитания гражданской добродетели и законопослушания освещены в трактате А.Ф. Бестужева и его курсе морали для кадетских корпусов. В XIX столетии в России задаче воспитания законопослушных граждан уделяли большое внимание демократические круги (от А.Н. Радищева до земской интеллигенции) и представители «официальной народности». Законодательство в той или иной степени изучалось в различных учебных заведениях. Традиции преподавания права в России основывались на подходе «государственной» школы (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьёв и др.). В то же время значительное влияние оказывала школа «естественного права» (В.С. Соловьёв, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, С.И. Гессен и др.). Правовое обучение в России отличалось от подобного процесса в Европе и Америке. Если в европейских странах акцент делался на воспитании члена гражданского обще- ства, наделённого естественными и неотъемлемыми правами (например, курс

«Граждановедение» во Франции, 2-я пол. XIX в.), то в России главной задачей являлось законопослушание верноподданного гражданина. В нач. XX в. подходы русских и зарубежных педагогов к роли права значительно сблизились. В России появился перевод 26-го изд. учебной книги Г.О. Арнольда-Форстера –«Права и обязанности юного гражданина» (1906), предназначенного изначально для юных граждан Великобритании. Во многих гимназиях, общеобразовательных и специальных школах для трудящихся в России преподавался курс социологии Г.А. Энгеля, который имел различные названия: законоведение, обществоведение, введение в теорию государства и права. После Октября 1917 г. именно Г.А. Энгель стал автором первого советского учебника для школ по социологии (1919), где проводилась мысль об общепедагогическом значении пра- вового воспитания, о взаимосвязи права и морали как регуляторов поведения, влияющих на уровень гражданственности личности.

П.Ф. Каптерев высказывал идею о воспитании чувства законности у де-тей. В работе «Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей» (1908) он утверждал, что именно в школе дети «получают основы гражданского образования и где обычное обучение при помощи директоров и преподавателей есть только средство для достижения другой, главнейшей и существеннейшей цели гражданского воспитания детей» Подобная точка зрения высказывалась в работах педагогов 1-й четверти XX в.: «Конституция республики учащихся» К.Н. Корнилова (1917), «Основы социального воспитания в народной школе» Н.Н. Иорданского (1918-19),

«Нравственно-правовые представления и самоуправление у детей» (1925) и др. По программам Единой трудовой школы учащиеся изучали Конституцию стра-ны, систему организации советской власти в центре и на местах, сущность советских исполнительных органов власти, избирательных прав трудящихся. Бы- ли попытки соединить обучение по этим проблемам с организацией детской среды, например в образцово-показательных учебных учреждениях, таких, как 1-я опытная станция Наркомпроса и колония «Бодрая жизнь» под руководством С.Т. Шацкого.

Вопросы правосознания подрастающего поколения рассматривались П.П. Блонским. Он выделял значение живого исторического разбора, конкретных форм общественно-государственного устройства общества взамен сухого и формального комментария конституций и уставов различных учреждений. Им были предложены формы и приёмы изучения школьниками политико-правовых институтов общества (суд, социальная мораль, парламент и пр.). П.П. Блонский, считал возможным, создание курса гражданского воспитания, куда включались бы и частные вопросы формирования правосознания личности: 1-я часть – описание органов государства и общества, 2-я часть – социальная мораль (связь личной жизни с общественной и необходимость солидарности, идея справедливости, уважение к человеческой личности, братство людей, благо государства как высшее благо, участие в обществ, деятельности как нравственная обязанность).

А.С. Макаренко, реализуя в 20-30-х гг. XX в. свою воспитательную систему, связывал разумное отношение к вопросам поведения школьников, выработку положительных привычек детей с формированием сознательного отношения к праву и дисциплине. Однако существовавший в советском обществе 30-х гг. XX в. правопорядок отразился и на деятельности педагогов, на содержании правового обучения и воспитания. Многие педагогические идеи или не были реализованы или искажались. В послевоенные годы правовое воспитание было сведено фактически к правовому просвещению в рамках изучения Конституции СССР.

В 40-х – нач. 50-х гг. XX в. педагогические разработки проблем правового воспитания ограничивались, главным образом, методикой школьного преподавания основных положений советской конституции. Различные модели правового воспитания в последующие десятилетия также далеко не всегда выдержи- вали проверки их практикой. Так, один из первых советских исследователей гражданского и правового воспитания Д.С. Яковлева отмечала специфические задачи правового воспитания (1970): приучение к строгому соблюдению основ- ных прав и обязанностей граждан не по принуждению, а по убеждению; актив- ное участие школьников в борьбе за соблюдение социалистической законности; воспитание чувства хозяина страны; предупреждение правонарушений1. Одна- ко, такие глобальные задачи в практике испытывали сопротивление социальной среды и не могли быть реализованы.

Идея 70-80-х гг. XX в. о необходимости широкого развития правоохранительного движения подростков достаточно аргументирование оспаривается в 90-х гг. Психолого-педагогические исследования показали, что достичь в школьном возрасте развитого правового сознания не представляется возможным. Поэтому ряд специалистов считает, что нецелесообразно ставить перед правовым воспитанием нереальные задачи. Учащимся необходимо давать представления о правовых нормах общества, влияющие на формирование социально полезных установок, и стимулировать их активную деятельность в этом направлении, способствующую накоплению позитивного опыта. Знакомство учащихся с правовыми аспектами государственной деятельности, основами законодательства особенно важно в условиях роста преступности детской, увеличения удельного веса правонарушений, со- вершённых подростками, в общем числе преступлений, расширения влияния антисоциальной субкультуры на детей и молодёжь. Только педагогически и целесообразно организованная педагогическую деятельность в области правового воспитания, формирующая установки на уважение к закону, интерес к праву и направленная на поиск наиболее эффективных путей реализации правовых предписаний общества, осуществления своего гражданского долга в правовой сфере, может быть признана социально полезной, приемлемой для гражданина страны.

Задачи правового воспитания в РФ требуют изменения подходов к его содержанию на основе признания примата международных прав человека и Конвенции о правах ребёнка и разработки его практической методики. Правовое сознание и поведение детей и подростков нельзя формировать обособленно, от- дельно от других форм сознания. Необходима интеграция различных знаний об обществе, включая правовые, и использование доступных форм донесения их до ребёнка. Одним из первых таких курсов является «Права человека», «Стереотипы массового сознания» (под ред. В.В. Луховцкого), «Права человека в свобод- ной стране», «Социальная практика» (под ред. Н.И. Элиасберг), призванные формировать правовую культуру школьника на основе раскрытия всей гаммы общечеловеческих ценностей, составляющих общую гуманистическую культу- ру личности. Правовые представления детям даются в тесной связи с реальными проблемами жизни, через них формируются соответствующее отношение, правовые чувства и убеждения. В учебном процессе в конце 90- годов XX в. наиболее перспективна идея интегративного подхода к формированию правосознания учащихся, посредством, как создания специально воспитательно-образовательных курсов («Человек и общество», «Граждановедение»), так и реализации в курсах истории, экономики, биологии, литературы и других задач правового воспитания.

В большинстве стран мира изучение права ведётся по программам гражданского воспитания. В США имеются программы, нацеленные на развитие у детей чувства гражданственности. Школа стремится правильно формировать представление детей о свободе, ра- венстве в «общем школьном доме». Не- которые педагоги пытаются смоделировать черты гражданина XXI в., например, В. Ньювелл, Университет Майами

Во Франции существуют учебные программы, раскрывающие вопросы правового воспитания для учащихся образовательных школ, лицеев. Даже для детей дошкольного возраста в сере- дине 80-х гг. XX в. было разработано пособие П. Гамарра и Ж. Эпин «Гражданское воспитание: что это сегодня?» с рисунками и доступным текстом, в котором авторы стремились рассказать малышам о стране и «общем мировом до- ме», ознакомить их с политическим устройством Франции, объяснить такие по- нятия, как нация, республика, её символы, обязанности граждан, и ввести детей в круг вопросов о правах человека, общественной безопасности и международного сотрудничества.

Изменения, происходящие в современной России, такие как, демократизация общества, построение правового государства, признание основных прав и свобод человека, о которых говориться в Стратегии развития России, расширение возможностей для развития духовных и материальных потребностей личности, актуализируют проблему готовности человека к выбору и самостоятельному ответственному действию в политической, экономической и культурной жизни.

Указанные выше тенденции развития России требуют переосмысления целей и результатов образования. В качестве главного результата образования должна рассматриваться готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, в котором они живут.

Так, например, в программе Г. Грефа указано, что образование должно быть нацелено на формирование у будущего выпускника:

• ответственности за собственное благосостояние и состояние общества;

• освоения молодыми поколениями основных социальных навыков, практических умений в области социальных отношений;

• социальной мобильности в обществе, в том числе через освоение молодыми людьми быстрой смены социальных ролей;

• умений отстаивать свои права, участвовать в создании и деятельности общественных организаций;

• толерантности, терпимости к чужому мнению, умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы;

• знаний основополагающих правовых норм и умений использовать возможности правовой системы государства.

Таким образом, построение правового, гражданского общества и воспитание социально ответственного гражданина связываются в единый узел и решаются посредством правового (гражданско-правового, гражданского) образования в школе.

Правовое образование – одно из важнейших звеньев системы образования, объединяющее в себе образовательную и воспитательную функции, – является объектом пристального внимания педагогов, философов, политиков на протяжении многих лет.

Под гражданским образованием понимается целенаправленная образовательная, воспитательная и управленческая деятельность по формированию активных граждан демократической России. Речь идёт о сознательной личности, сочетающей свободное критическое мышление и автономию с законопослушанием и принятием общественных институтов. Гражданское образование предполагает массовое распространение демократических ценностей и создание условий для формирования демократических потребностей, высокой правовой и политической культуры, воспитание толерантности и преодоление ксенофобии в российском обществе, что является предпосылкой демократических преобразований. Оно строится на основополагающих принципах гуманистической педагогики и предполагает создание демократического пространства в образовательных учреждениях.

Под правовым образованием понимается процесс передачи учащимся специальных знаний, формирования у них умений и навыков, служащих цели усвоения ими позитивного социального опыта, и развития базовых социальных компетентностей. Это есть комплексная система организации различных видов педагогической деятельности, стержнем которой является правовое, политическое и нравственное образование и воспитание, реализуемые как через учебно-воспитательный процесс, так и посредством демократической, правовой организации школьной среды.

Правовое образование в школе – это система целенаправленных обучающих действий, организованных на идеи права, формирование личности на основе современных правовых ценностей.

К настоящему времени в области правового обучения (процесс целенаправленной передачи знаний, умений и формирование устойчивых навыков в области правовой деятельности, которые позволяют иметь не только теоретические представления об определенных юридических нормах, законах страны, но и применять эти знания в практической деятельности) накоплен богатый опыт, позволяющий констатировать существование многовариантных концепций правового образования.

Функции правового обучения.

• Философско-культурологическая.

• Образовательно-правовая.

• Психолого-развивающая.

• Воспитательно-формирующая, коррекционная.

Школьное юридическое образование входит в систему юридического образования России в качестве самостоятельного элемента. Сама система российского образования базируется на Законе «Об образовании».

Существует два вида образовательных программ: профессиональные и общеобразовательные, закладывающие основы до профессиональной подготовки.

Юридическое образование выстраивается на основе системности и преемственности.

Исходным компонентом содержания юридического образования являются правовые знания, т.е. информация о предметном содержании правовой действительности. Характер этой информации зачастую зависит от того, на каких теоретических позициях находится тот, кто ее сообщает. Как известно, только по вопросу происхождения государства и права существует несколько теорий – теологическая, договорная, психологическая и т.д. Многообразие правовых знаний создает условия для выделения их разных видов. Это общетеоретические правовые знания, в основе которых: закон, правовые нормы как система абстрактных правовых категорий, знания о способах деятельности в правовой сфере, знания о правовой действительности, полученные эмпирическим путем, оценочные правовые знания, учебные правовые знания.

Учебные правовые знания, с которыми в основном имеет дело преподаватель и обучаемый, могут быть классифицированы следующим образом: если в

основе знаний лежат нормы конкретных отраслей права, законодательства, то это область позитивного права, которое рассматривает только действующее в данный момент отраслевое право. Если в основе знаний – правовые идеи, принципы, то эти знания относятся к философии права. Это, прежде всего проблемы социальной ценности права, его сущности и методологии как совокупности принципов, средств и методов познания правовой действительности. Усвоение основ философии права, несомненно, является обязательным элементом политического и правового образования, так как философия права, исследующая связь между различными правовыми феноменами, раскрывает социальный смысл закона, этическую сущность правовых взглядов. Без представлений о философских основах права школьники вряд ли смогут объективно анализировать особенности правовой реформы). Если в основе знаний – правоотношения, то эти знания относятся к социологии права, которая рассматривает социальное правовое поведение с точки зрения закона, права. К социологии права относятся вопросы ответственности, проблемы эффективности права, условия и причины правоотношений, структура и уровни правосознания.

Особый вид правовых знаний составляют историко-правовые знания. История права изучает историю правовой культуры народов, юридический быт, воспроизводит процесс возникновения и развития права, выявляет историчность содержания юридических понятий, демонстрирует отпечаток исторической конкретности в этих понятиях, анализирует и характеризует конкретно-исторические правовые памятники и факты, имеющие принципиальное значение для современной жизни.

Смысловыми единицами юридических учебных знаний могут также выступать юридические понятия, категории, термины (например, кодекс, закон, норма), правовые явления (например, право, преступность), юридические представления.

Представленная градация правовых знаний имеет практическое значение для процесса обучения, так как все эти виды правовых знаний выполняют определенную роль в формировании правосознания, которое условно может быть.

Учебные правовые знания – это знания о правовой действительности, адаптированные для достижения

Дидактических и методических целей. представлено тремя компонентами: когнитивным, аксиологическим и регулятивным. Так, факты, представления, понятия составляют когнитивный компонент правосознания; оценочные знания – аксиологический компонент; а знания о способах юридической деятельности, правовые установки – регулятивный компонент. Если соотнести эти компоненты с возрастными возможностями школьников, то в программах правоведческих курсов для основной школы должны доминировать когнитивный и аксиологический компоненты, а в курсах для старшеклассников – когнитивный и регулятивный.

В системе правового образования могут быть выделены такие самостоятельные блоки правовых знаний, как знания о системе российского федерального права и права субъектов федерации, национальные правовые системы зарубежных стран, вопросы международного права.

Главная цель правового образования – воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе. Такой гражданин должен обладать определёнными знаниями (правовыми, политологическими, экономическими и т.п.); умениями (критически мыслить, анализировать, сотрудничать), ценностями (уважать права человека, толерантность, компромиссность, достоинство, гражданское самосознание др.), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни.

Важной целью правового образования является социализация школьников. Приобретённые ими гражданские знания и умения должны быть адекватны характеру и стилю поведения, их взаимоотношениям с окружающими. Подростки должны уметь давать нравственную оценку всех компонентов жизни, общества, истории, культуры и т.д. Правовое образование направлено на воспитание внутренней свободы человека.

В основу правового образования положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач на современном этапе развития РФ. Оно сочетает формирование навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Именно в этом контексте возможно развитие и самоопределение личности, её духовный рост. Поэтому одна из основных задач правового образования состоит в том, чтобы помочь ребёнку обрести себя как личность, избежать маргинализации, быть полноценным участником экономической, социальной, политической и духовной жизни общества. В процессе правового образования у учащихся должен сформироваться определённый гражданский идеал, служащий показателем отношения личности к обществу.

В правовом образовании приоритетным является аспект нравственного развития личности, его реализация (с учётом возрастных особенностей ребёнка) играет значимую роль на всех стадиях образовательного процесса – от дошкольного до среднего (полного) общего образования. Ребёнок должен научиться самоидентифицировать себя в качестве полноправного участника развития общества.

Одной из наиболее важных задач правового образования является формирование у учащихся позитивного правосознания. Учитывая, что преподавание гражданско-правовых дисциплин должно быть ориентировано, прежде всего, на позитивные аспекты, необходимо сформировать у учащихся отношение к праву как к важному условию и механизму осуществления социальной справедливости, средству защиты индивидуальных и общественных прав и свобод. Правовое образование призвано сформировать понимание учащимися категорий «справедливости», «равенства», «свободы», «достоинства», «прав человека» и выработать навыки их реализации в повседневной жизни. Такое понимание должно быть осознанным и основываться как на опыте, так и на чувствах. Поэтому немаловажной задачей является формирование у школьников рационального и эмоционального восприятия гражданско-правовых ситуаций. Такое образование позволяет ребёнку действовать в сложноорганизованных ситуациях, где сталкиваются разные позиции и мнения.

Это обеспечивает формирование способности анализировать свои и чужие действия, искать формы их координации, быть терпимым к чужому мнению и отстаивать собственную позицию. Таким образом, происходит интенсивное формирование самосознания через принятие ответственной позиции, формируется критическое мышление, развивается устная речь. Последние компоненты, в свою очередь, составляют основу коммуникативных навыков.

Необходимо, чтобы педагоги строили учебно-воспитательный процесс на основе рационально-эмоционального подхода: предлагали анализировать проблемы реализации прав и свобод человека, давали возможность учащимся выражать свои чувства и эмоциональные переживания. При этом ориентация гражданско-правового образования на позитивные аспекты, не должна подменять критический подход к явлениям, происходящим в обществе, сглаживать углы, приукрашивать действительность или уходить от социально-экономических реалий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.