Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование современных информационных коммуникационных технологий в учебном процессе 5 страница




На этапе вызова использую методический прием «Знаем. Хотим узнать. Узнали». Для этого делю доску на 3 широкие колонки, озаглавленные соответственно: «Знаем», «Хотим узнать», «Узнали». Затем называю тему и спрашиваю учащихся, что они об этом уже знают. Обсуждение продолжается, пока не выявятся сведения, в справедливости которых учащиеся не сомневаются. Их мы заносим в колонку «Знаем». Спорные идеи и вопросы заносим в колонку «Хотим узнать». В конце урока учащиеся самостоятельно заполняют третью колонку «Узнали». В случае затруднения обсуждаем возникшие вопросы. Данный прием эффективен и для подведения итога урока, он позволяет осуществить рефлексию.

Основное внимание при обсуждении материала обращаю не на фактологическую сторону, а на его анализ, сравнение и осмысление, а также на обоснование своей точки зрения. Для этого использую задания, стимулирующие познавательный интерес.

На стадии осмысления учащиеся работают с текстами из энциклопедии, печатных изданий, документами и т.д. Сформулировать вопросы к тексту позволяет прием из технологии развития критического мышления «6 шляп критического мышления». Этот алгоритм позволяет организовать работу с любым текстом, обменяться мнениями в непринужденной атмосфере. Главное, строго придерживаться того направления, которое задаст каждая шляпа.

1-я шляпа – красная: эмоциональное восприятие текста, непосредственная читательская реакция.

2-я шляпа – белая: изложение фактов, описаний, статистики.

3-я шляпа – черная: критическая, негативная (обращает внимание на то, чего не хватает, что плохо)

4-я шляпа – желтая: апологетическая (обращает внимание на то, что есть положительного, хорошего).

5-я шляпа – синяя: аналитическая, поисковая.

6-я шляпа: зеленая: изобретательская, творческая.

Можно использовать все 6 шляп или некоторые из них. Все зависит от изобретательности учителя, темы урока и содержания текста.

Street Law, Inc. – это американская программа практического общего образования в области права, демократии и прав человека (посредством изучения именно уличного права, т.е. тех ситуаций, с которыми каждый из нас сталкивается на улице, и происходит осмысления права). Она представляет собой уникальную комбинацию содержательной информации и методологических подходов. Учащиеся овладевают реальной информацией в области права, демократии и прав человека посредством педагогических методик, которые способствуют совместному обучению, критическому мышлению и способности быть полноправными членами демократического общества.

Предполагается, что человек, который обучается по программе Street Law, сможет поступать как грамотный потребитель или даже эффективно отстаивать необходимость в изменениях закона. При помощи своей философии и программ Street Law учит людей возможности помогать самим себе и преобразовывать демократические идеалы в практические гражданские действия.

Американский правовой курс имеет уже немалую историю. В течение 25 лет 17 раз менялось его содержание. Street Law, Inc. возникла в 1971 г. как развитие инициативы Юридического факультета Джорджтауна, когда студенты- юристы решили обучать практическому праву учеников соседних школ под руководством профессора Эда О'Брайена. Учебные пособия, включающие учебник, руководство для учителя, сборник тестов и контрольных заданий, видеоматериалы, переиздаваемые каждые четыре года, являются самыми популярными у американских учителей и школьников, изучающих правовые курсы. В рамках Street Law разработаны и изданы учебно-методические комплекты для организаций специальных программ: «Подростки, преступность и местное сообщество», «Разрешение проблем при помощи медитации», «Проведение учебных игровых судебных процессов», «Права человека для всех» и др. Огромный успех имело создание южноафриканского варианта Street Law – «Демократия для всех». Они продемонстрировали, что знание права является мощным оружием в защите индивидуальных прав и свобод человека. В настоящее время Street Law, Inc. предоставляет учебные пособия и программы во всех 50 штатах в США.

Street Law, Inc. работает в тесном контакте с педагогами и юристами всего мира по обмену опытом и идеями, позволяющими улучшить качество жизни и усовершенствовать общество посредством верховенства права. Также разверну- лись международные программы в Польше, России и в других странах. В на- стоящее время Street Law, Inc. предоставляет подобную техническую помощь и обучение в более чем 30 странах.

Международные программы Street Law предоставляют педагогам, юридическим факультетам и руководителям возможность разработать учебный план, обучающий практическому применению принципов демократии, прав человека и верховенства права. Street Law, Inc. пропагандирует международное сотрудничество, обмен идеями и гражданское образование как международное движение.

В 1996 г. Санкт-Петербургский институт права имени принца П.Г. Ольденбургского при поддержке ряда американских образовательных организаций проводит разработку и внедрение курса для школьников «Живое право», который может быть полностью или частично использован с 8-го по 11-й класс общеобразовательной школы.

Разработан учебно-методический комплекс для учеников и учителя. В книгу для учителя входят примерный тематический план и подробное описание занятий в двух формах – урок и внеклассное мероприятие с дополнительными комментариями по всем правовым вопросам. В книгу для учеников включаются тексты для домашнего чтения, задания. Идеи для составления задач и примеров взяты из книги Lee P.Arbentman, Edward T.McMahon, Edward L.O'Brien. «Street Law. A Course in Practical Law». Fifth Edition, West Publishing Company, 1994 и творчески переработан на основе соответствующего разрешения.

На занятиях минимум времени уделяется лекционным, традиционным ме- тодам, простой передаче и воспроизводству информации, акцент – на примене- ние правового материала, решение реальных проблем, совместную работу, творческое мышление.

Структура программы курса следующая:

1) введение в право и способы разрешения конфликтов; 2) конституцион- ное право; 3) уголовное право; 4) уголовный процесс; 5) административное пра- во; 6) гражданское право; 7) гражданский процесс; 8) семейное право; 9) жилищное право; 10) трудовое право; 11) права человека.

Программа модульного курса «Права человека» для 5-8 классов средней школы. Она относится к предметной области «Обществоведение» и может входить в состав таких курсов как «Граждановедение», «Человек и общество»,

«Правоведение» и т.д. разработана в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования и программой «Права человека». Эта программа – итог 4-х летней работы группы авторов из Москвы (под ред. В.В. Луховицкого) и множества их коллег и партнёров из разных городов России. В основе лежит ценностный подход европейских правовых школ, в котором права человека рассматриваются как система взаимосвязанных поведенческих ценностей (личная свобода, демократическое участие, равные возможности, экономическое равенство, устойчивое окружение, достоинство личности)3. Она прошла апробацию в десятках школ России и в 1998 г. была рекомендована Экспертным советом Министерства образования РФ в качестве экспериментальной для средних школ.

Данный курс посвящён изучению основных прав и свобод человека, про- возглашенных во Всеобщей Декларации прав человека (10.12.1948), зафиксированных в Международном пакте о гражданских и политических правах (26.03.1966) и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (03.01.1966), а также гарантированных Конституцией РФ (12.12.1993). Основная цель курса – воспитание детей в духе глубокого осознания и соблюдения прав человека. Под таким воспитанием понимается формирование в человеке осознание собственного достоинства и уважение к достоинству других людей. Представление о достоинстве человеческой личности являются ключевым понятием в теории естественного права. Только уважая в себе личность, человек способен уважать права других людей и отстаивать свои собственные права. Естественным следствием этого будет сознательное социально активное поведение.

Задачи курса:

• сформировать систему представлений о человеке, его личном достоинстве, неповторимой индивидуальности как высший ценности, о правах человека и способах защиты;

• создать условия для формирования у учащихся убеждения, что обладание правами и свободами неразрывно связанно с ответственностью человека за свои поступки;

• выработать навык оценки общественных явлений и жизненных ситуаций с правовой точки зрения;

• создать такие условия, в которых дети смогли бы самостоятельно прийти к мысли, что закон – не цель, а средство для нормального функционировании общества;

• сформировать мотивы к изучению правовой системы России.

Большое внимание в курсе уделяется играм и дискуссиям, посвящённым развитию идей прав человека и актуальным проблемам их реализации в нашей стране. Тема прав человека является исходной для изучения взаимоотношений человека, общества и государства, отношений граждан между собой. На ней основываются все остальные темы: правовая система, законодательство, правовое государство, демократия и т.д. В преподавании используются активные и интерактивные методы и технологии обучения: ролевые, деловые игры; психотехнические игры и упражнения; работа в малых группах; метод проектов; дискуссии; работа с правовыми источниками, литературными и правовыми текстами.

Средства обучения – предметы, которые в процессе преподавания и обучения передают научную информацию или её представляют, а также оказывают воспитательно-эстетическое воздействие на учащихся. Средства обучения – обязательный элемент оснащения образовательного процесса, который вместе с со- держанием составляет информационную среду и является компонентом дидактической системы

Система средств обучения:

ƒ первичная система – оптимальное число взаимосвязанных средств обучения, которые необходимы для прохождения содержания учебной программы;

ƒ вторичная система – комплекс средств обучения – все предметы учебного оборудования, которые используются при прохождении конкретной темы, раздела.

Перечень средств обучения определяется целями, задачами, содержанием и методикой, а также особенностями познавательной деятельности и усвоения учащимися материала.

Распространённые виды средств обучения.

1. Объекты окружающей среды (в правовом обучении не применяются).

2. Действующие модели (машин, механизмов, сооружений (в правовом обучении не применяются).

3. Макеты и муляжи (в правовом обучении не применяются).

4. Приборы и приспособления для учебных экспериментов (в правовом обучении не применяются).

5. Графические средства (картины, рисунки, схемы, таблицы и т.д.)

6. ТСО (видиофильмы, DVD, компьютерные программы и т. п.)

7. Учебники и учебные пособия.

Перечень не исчерпывающий, но в него вошли наиболее применимые. Что касается правового обучения, то здесь правовые явления не могут быть представлены в виде макетов, моделей, механизмов и т.д. В качестве основных средств выступают схемы, таблицы, диаграммы, демонстрации, как учебных фильмов, так и демонстрация в виде разыгрывание ролей, т.е. демонстрация через игровые средства обучения.

Средства обучения классифицируются по многим основаниям:

1. По составу объектов:

• материальные (учебники, пособия, мебель, оборудование и др.);

• идеальные (усвоенные ранее знания и умения, образные представления).

2. По способу использования:

• динамичные (видео, анимация);

• статичные (карты, схемы).

3. По особенностям строения:

• плоские (карты, схемы);

• объёмные (макеты, модели);

• смешанные (глобус);

• виртуальные (мультимедийные программы).

4. По характеру воздействия:

• визуальные (проекция);

• аудиальные (аудиозапись);

• аудиовизуальные (кинофильм).

Педагогические средства – это

1) материальные объекты, предназначенные для организации и осуществления педагогической деятельности;

2) предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в педагогической деятельности в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащегося для достижения поставленных целей обучения и воспитания;

3) это то, с помощью чего достигаются цели обучения и воспитания.

Педагогические средства отвечают на вопрос, с помощью чего учить и воспитывать. В современной теории и практике существует три подхода к раз- работке и использованию педагогических средств.

1. Педагогические средства не влияют на качество ЗУН, они создают комфорт в процессе обучения, но без них можно обойтись.

2. Абсолютизация педагогических средств, от них зависит всё.

3. Педагогические средства необходимо рассматривать в системе деятельности педагога и воспитанника. Следует использовать педагогические средства исходя из принципа достаточности и необходимости.

Функции педагогических средств: наглядность, информативность, компенсаторность (облегчение процесса усвоения), адаптивность, интегративность (целостное представление о предмете), увеличение объёма передаваемой ин- формации, оптимизация процесса обучения.

 

Средство обучения – это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний. Сам по себе этот объект существует независимо от учебного процесса, да и в учебном процессе может участвовать как предмет усвоения, либо в какой-нибудь другой функции.

Материальные и идеальные средства обучения не противостоят, а дополняет друг друга. Влияние всех средств обучения на качество знаний учащихся многосторонне: материальные средства связаны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых знаний; идеальные средства – с пониманием материала, логикой рассуждения, запоминанием, культурой речи, развитием интеллекта. Между сферами влияния материальных и идеальных средств нет чётких границ: часто оба они влияют в совокупности на становление тех или иных качеств личности учащихся.

Современные средства обучения часто предполагают использование новых методов обучения. Так, ТСО существенно изменяют методы учебной работы благодаря тому, что имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определёнными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они по-новому, нежели с помощью печатных пособий, организуют и направляют восприятие учащихся, объективируют содержание; выполняют функции источника и меры учебной информации в их единстве; стимулируют познавательные интересы учащихся; создают при определённых условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе; позволяют проводить контроль и самоконтроль знаний. Обучение на базе компьютерных технологий – это вид учебного процесса, в котором используются новые методы и средства преподавания и учения, используются различного вида знаковые и графические модели, в том числе средства мультипликации.

Средства учебной деятельности

В процессе правового обучения ученик под руководством учителя с помощью средств обучения познаёт окружающий мир, адаптируется в нём. Следовательно, для него процесс обучения – процесс познания, а его деятельность – познающая.

Учитель права в процессе обучения организует познавательную деятельность учеников, выступает в роли источника информации, контролирует и оценивает видимые результаты, корректирует ход процесса обучения, непрерывно воспитывает учащихся и т.д.

В правильно организованном процессе обучения учитель права должен дать своим ученикам возможность чувственного восприятия изучаемых явлений или объектов. Таким образом, средства обучения незаменимы на стадии чувственного восприятия изучаемых явлений и объектов. Но этот образ субъективный, в нём отражается лишь внешняя сторона явления. Задача правового обучения – отправляясь от чувственно-наглядного образа, подвести учащихся к глубинной сущности правовых явления, что связано с абстрактным мышлением, введением и использованием абстрактных понятий.

Наглядные средства обеспечивают постоянную связь мышления с наглядными образами, выполняя три основные функции:

1) познавательную – обогащая процесс мышления новыми деталями, которые утрачены в абстрактных понятиях, и помогая раскрыть внутренние свойства изучаемого явления;

2) управления познавательной деятельностью человека – способствуют оптимальному усвоению представлений, законов, понятий, теорий, умений и навыков у учащихся в соответствии с учебной программой, познакомить учащихся с научными методами и способами применения знаний на практике;

3) увеличивают возможности учителя как воспитателя, источника информации, организатора и контролёра.

Помимо этих типичных функций, которые свойственны для всех средств обучения как материальных, так и не материальных, выделяются специфические функции, которые свойственны для отдельных средств обучения.

В целом все средства обучения выполняют следующие функции:

1) мотивационную и стимулирующую: внешнее воздействие на мотивационную и эмоциональную сферу оказывает внешнее оформление пособия. Это формальное влияние возбуждает интерес, побуждает учащихся воспользоваться этим пособием. Если говорить о нематериальных средствах, то, например, демонстрация межпредметных связей выполняет ту же функцию;

2) информационно-экспозиционная: выступает как носитель информации, которая в нём закодирована; выступает как средство передачи определённого положения процессов, явлений, т.е. обращается к определённой деятельности (схемы, таблицы);

3) аппликационная при формировании сознания (позволяет до определённой меры обрабатывать информацию об объектах реальности);

4) упражнения (развиваются умения и навыки манипулирования (схемы, графики, таблицы), делать дедуктивные заключения, работа с источниками, нормативными актами;

5) контроля и оценки: наиболее широкие возможности в пособиях с обратной связью.

Применение средств обучения зависит от учителя, от принятой им методики изучения учебного материала. Надо отметить, что технические средства, например, меняют структуру занятия, его форму, ритм, позицию преподавателя. Например, при использовании учебного фильма урок строится согласованно с той методикой, которая принята в кинофильме. Целесообразно использовать только высококвалифицированным педагогам, т.к. неумелое использование снижает эффективность, делая абсолютно ненужным.

При применении средств обучения, планируя занятие преподаватель:

1) выделяет учебный материал, для изучения которого необходимо применение средств обучения;

2) отбирает пособия, необходимые для решения поставленной задачи;

3) знакомится с пособием, конкретизирует его, уточняет задачи применения;

4) определяет место пособия на занятии;

5) продумывает методику работы с пособием на занятии.

Таким образом, происходит перераспределение рабочего времени преподавателя: возрастает время на подготовку, уменьшается время словесного изложения материала, увеличивается время на организацию самостоятельной деятельности учащихся.

Эффективность средств обучения зависит от их педагогического и техни- ческого качества, от профессиональной подготовки учителя права, от условий, в которых они применяются.

Техническое качество зависит от уровня развития техники, чем выше развитие промышленности, тем выше качество средств.

По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на средства преподавания и средства учения. Средствами преподавания пользуется в основном учитель для объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения – учащиеся для усвоения новых знаний. В то же время некоторые средства используются как в преподавании, так и в учении.

Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управляющей функции учителя права. Они помогают возбудить и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его более доступным, обеспечивают более точную и полную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести её в индивидуальном темпе. Их можно разделить на средства объяснения нового материала, средства закрепления и повторения и средства контроля.

Средства преподавания могут сочетаться с различными методами обучения. Например, при объяснении логически сложной темы более эффективно рассказ сопровождать презентацией или видео сюжетом, иллюстрирующим теорию. Зрительное восприятие учащихся во время демонстрации также должно быть организовано: человек запоминает лучше то, на чём был зафиксирован его взгляд.

Высокие требования предъявляются к поведению преподавателя во время демонстрации. Он должен стоять лицом к классу сзади объекта или сбоку от него, чтобы не загораживать пособие и видеть поведение класса. При этом он должен одновременно показывать, объяснять и следить за работой и поведением каждого учащегося. Показывать элементы пособий надо указкой (рекомендуется лазерная указка, её свет будет хорошо виден невооруженным глазом практически при любом уровне освещённости), следя боковым зрением за правильностью её движения. Неправильное поведение преподавателя может спровоцировать шум и другие нарушения дисциплины, осложнить восприятие мате- риала, породить неправильные образы и представления в сознании учащихся.

В использовании любого вида средств необходимо соблюдать меру и пропорции, определяемые закономерностями обучения. Так, отсутствие или недостаточное количество средств наглядности снижает качество правовых знаний, уменьшает познавательный интерес, затрудняет образное восприятие. Однако большое количество демонстраций создает развлекательное настроение учащихся. Оптимальным считается 4-5 демонстраций за занятие при изучении трудной темы, считая средства для самостоятельной работы и средства контроля.

Демонстрируемые предметы и рисунки на доске должны быть хорошо видны с последних мест. При пятиместных рядах экспонаты на доске должны быть не менее 5 сантиметров в длину и 1 в ширину. Если объекты меньших размеров, то необходимо организовать их теневую проекцию, либо оптическое увеличение изображения, либо использовать раздаточный материал, либо пересадить учащихся на время демонстрации за первые столы.

Профессия учителя относится к профессиям «повышенной речевой ответственности», в которых обязательным условием профессионализма является коммуникативная компетентность.

Коммуникативная компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя: знание основных понятий лингвистики речи (речеведческие знания) – стили, типы, способы связи предложений в тексте и т.д.; умения и навыки анализа тек- ста, и, наконец, собственно коммуникативные умения – умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения, с учётом адресата, цели.

Коммуникативная компетентность – это не врожденная способность, а способность, формируемая в человеке, в процессе приобретения им социаль- нокоммуникативного опыта. Коммуникативно-социальный опыт включает в себя, прежде всего механизм переключения кодов, который выражается в стилистическом варьировании речи. В основе такого переключения лежит измене- ние ролевых отношений между участниками общения. В педагогическом процессе участниками общения являются учитель и ученики, которые вступают в ролевые отношения при решении задач обучения и воспитания.

Коммуникативная компетентность учителя – способность целенаправленно использовать речевые и неречевые средства коммуникации для решения задач педагогического общения.

Вербальные средства включают все словесные компоненты речи – слова, предложения, тексты. Другими словами эффективность использования вербальных средств связана с использованием средств языка, соответственно языковым нормам. Невербальные средства включают все неязыковые знаки. Не следует думать, что речь – это одно, а жесты, мимика, движения – другое. Всё это – единый экспрессивный поток внутренней жизни человека. В процессе общения не- вербальные средства могут заменять словесную информацию, могут дублировать её, но значительно чаще возникает эффект дополнения смысла сообщения, усиление воздействия: мимика и жесты говорящего, тональность и мелодика речи усиливают её выразительность, логическое ударение помогает структурировать учебный материал. Информация поступает по разным каналам, её восприятие – целостный процесс – ученик слышит и видит учителя. Поэтому необходимо, чтобы жестово-мимические средства находились в координационной связи с речью.

Речь преподавателя должна обеспечить выполнение задач обучения и воспитания учащихся. Поэтому к ней предъявляются как общекультурные, так и профессиональные, педагогические требования. Учитель несёт социальную ответственность и за содержание, и за качество речи, и за её последствия. Речь рассматривается как важный элемент педагогического мастерства.

Поэтому качество профессионально-речевой подготовленности преподавателя в первую очередь определяется следующими понятиями:

ƒ высокий уровень знания языка (общелитературного и юридического), его выразительных возможностей, средств убеждения;

ƒ владение культурой общения.

ƒ опыт речевой деятельности в учебно-научной сфере общения.

Особенности речи учителя права.

Профессиональная деятельность педагога требует от него поставленного голоса. Голос учителя должен быть гибким, подвижным, звучным.

Таким образом, сама педагогическая деятельность учителя в условиях учебного занятия определяет особенности педагогической речи:

1. Импровизированность. Казалось бы, речь учителя права на уроке не может быть названа спонтанной, поскольку она в той или иной мере подготовлена; педагог может составить предварительный план, может ясно представить себе, о чём он будет говорить, может даже написать текст. Тем не менее, когда он будет говорить перед аудиторией, а не читать заранее составленный текст, то есть действительно пользоваться устной речью, ем у необходимо будет подыскивать слова на ходу, в значительной степени импровизировать. Ученики, слушая учителя, как бы присутствуют в момент рождения слов, выражений. Создаётся ощущение, что учитель публично мыслит, впервые для себя вместе с учениками открывает истину. У импровизации есть свои преимущества перед заранее написанной речью. Необходимость в кратчайший срок отобрать нужные мысли и слова создаёт у оратора большое напряжение, душевный подъём. Но импровизация имеет и слабые стороны, поскольку не всегда и не всякий педагог может сразу привести в состояние готовности необходимый материал. «Мозг человека – великолепный инструмент: начинает работать, когда мы ещё не родились, работает безустанно, днём, ночью, на яву и во сне, до самой смерти, а единственные мгновенья, когда он выключается, это тогда, когда нас просят встать и сказать несколько слов». Поэтому всегда надо продумать речь, её основные положения, чтобы таким образом создать прочный фундамент для импровизации.

2. Устная речь обладает специфическим арсеналом средств для передачи мыслей и чувств. Содержание речи воспринимается учениками по двум каналам – звуковому (через звучащее слово, интонацию) и визуальному (через мимику, жесты, движения учителя). Поэтому слово учителя в устной речи почти всегда в той или иной степени сопровождаться интонацией, мимикой и жестикуляцией.

Монотонная речь, совершенно лишённая этих дополнительных средств выразительности, наблюдается очень редко. Жесты, мимика, интонация выполняют очень важную функцию: через них говорящий по преимуществу передаёт своё отношение к предмету речи, через них иногда он сообщает слушателям то, что не поддаётся передачи одним только словом, то, что специалисты по сценическому искусству называют «подтекстом» или речевой интонацией. Интонацией управляют тон, тембр, темп и течение речи. Мимика, поза, жесты говорящего учителя усиливают смысловую ёмкость, выразительность, эмоциональную содержательность его речи, они к какой-то мере являются наглядным выявлением отношения учителя к предмету своей речи.

3. Непосредственность общения оратора со слушателями, то есть кон- такт с аудиторией. Когда нет контакта с аудиторией, речь уходит «в воздух». На уроке учителю не следует держать себя так, как будто он выступает с ораторской трибуны. Он должен говорить просто, рассказывать, а не изрекать. Для установления контакта наиболее уместна непринуждённая манера общения с классом.

4. Направленность, обращённость речи к ученикам. Слово учителя все- гда имеет точный адрес – оно отбирается в расчёте на его смысловое восприятие и понимание учащимися. Наблюдательный педагог всегда строит свою речь на предвидении возможной реакции на неё своих воспитанников. Он может зара- нее представить, как отреагирует на его слова скептик, в какой мере затронет его речь легко ранимого ученика, какую оценку она найдёт во взгляде пытливо- го и думающего воспитанника. Такое предвидение поможет педагогу более рационально организовать свою речь, скорректировать её при общении.

5. Иерархия статуса участников ситуации общения, хотя позиции участников педагогического общения могут изменяться. Безусловно, такая иерархия зависит от педагогических традиций, коммуникативной стратегии, тактики и стиля учителя. Один из участников (учитель) имеет «право на речь» и играет роль организатора речевого общения, передавая это «право» по своему усмотрению.

На общем фоне развития телекоммуникаций в нашей стране постепенно проявляется и становится заметным процесс внедрения компьютерных телекоммуникаций в сфере правого образования. Информационные и коммуникативные технологии используются непосредственно на занятиях в условиях реального учебного процесса, постепенно подготавливая учащихся к жизни в ин- формационном обществе. Данные технологии начинают постепенно осознаваться многими педагогами как один из инструментов познания окружающего мира, приобретения умений и навыков в совершенствовании профессионального мастерства. Инструмент этот настолько мощный, что вместе с ним в учебный процесс приходят новые формы и методы обучения, новая идеология глобального мышления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.