Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Крестьянское (фермерское) хозяйство, как субъект аграрного права




Для России в последние годы особую значимость приобрели проблемы социально- экономического развития сельских территорий, являющиеся однотипными для подавляющего большинства регионов страны. Это, прежде всего, снижение качества жизни в сельской местности, высокий уровень безработицы, низкие доходы и расширение масштабов бедности сельского населения, ухудшение демографической ситуации в стране и т.п. В сложившихся условиях крайне важна выработка органами управление различного уровня мер экономического воздействия для решения указанных проблем, характерных и для многих других стран, в том числе развитых. В частности, можно стимулировать диверсификацию сельской экономики - развитие несельскохозяйственных видов деятельности, услуг и на этой основе рост занятости, а также повышение доходов сельского населения.

В ряде государств сельским территориям оказывается разносторонняя поддержка для расширения масштабов занятости отдельных групп населения (молодежи, женщин, инвалидов) в рамках социальной политики, в результате работы различных финансовых фондов, деятельность которых направлена на поощрение несельскохозяйственных видов деятельности на сельских территориях. Особое место в программах устойчивого развития сельской местности в развитых странах занимает стимулирование занятости в сфере обслуживания, услуг, агротуризма, рекреации.

Для России развитие альтернативной (несельскохозяйственной) занятости, а также самозанятости различных слоев сельского населения, работников крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и других лиц является особенно актуальным. Самозанятость – одно из направлений предпринимательства, разновидность малого бизнеса на селе, которое представляет собой достаточно эффективный способ решения таких важных социально-экономических проблем, как бедность и безработица - Разработка мер, направленных на решение указных проблем, должна осуществляться в рамках Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», определившего устойчивое развитие сельских территорий как составную часть государственной социально-экономической политики. В свою очередь, под устойчивым развитием сельских территорий в этом законе принимается их «... стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объёма производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель».

Для определения подходов к достижению полной занятости сельского населения следует проанализировать мировой опыт сельского развития, прежде всего в странах Евросоюза (ЕС), в частности, ФРГ. В соответствии с «Национальным стратегическим планом ФРГ на 2007-2013 гг.» одной из целей сельской политики «... улучшение качества жизни в сельской местности и содействие диверсификации направлений деятельности в свои программы развития с указанием основных мер поддержки и их ситуация в сельской местности, процессы снижения доли занятых в сельском хозяйстве, другие практикуемые и возможные направления занятости трудоспособного населения, зависимость развития сельских территорий от расширения масштабов занятости граждан в промышленности, сфере услуг и туристическом бизнесе. Сельские программы развития содержат требования к необходимому уровню квалификации занятых. Они адаптируются к изменяющимся экономическим условиям и рыночной ситуации. Для ФРГ возможные направления расширения занятости на сельских территориях энергии; развитии ремёсел, служба охраны природы и защиты ландшафта, сохранение водоёмов; разведении лошадей; открытии мелких точек общественного питания и пр.

Однако финансовые возможности федеральных земель для развития перечисленных сфер деятельности ограничены. В то же время основной мерой государства является субсидированное инвестированных вложений в целях расширения доступа сельского населения к различным видам услуг. Оно стимулирует развитие несельскохозяйственных видов деятельности для создания новых рабочих мест в малом бизнесе, внедрения инноваций, обустройства сельских территорий, чтобы развивать рекреационную деятельность и туризм.

Для оценки результативности реализуемых федеральными землями программ сельского развития используются такие индикаторы (показатели), как: число программ сельского развития и сохраненных (созданных) рабочих мест; количество лиц, занимающихся предпринимательством; объемы добавленной стоимости, созданной в рамках вторичной занятости, суммы инвестиций по различным направлениям.

В России несельскохозяйственные виды деятельности могут нередко представлять собой один из основных источников получения дохода сельскими домохозяйствами. В то же время в стране пока отсутствует опыт реализации программ сельского развития, предусматривающих несельскохозяйственный бизнес, а на сельских территориях осуществляет свои проекты различные министерства и ведомства.

Основными направлениями развития малого и несельскохозяйственного предпринимательства в сельской местности России является:

1. переработка с/х сырья и продукции, за исключением производства и реализации подакцизных товаров;

2. торгово – закупочная деятельность и общественное питание в сельских населенных пунктах (включая придорожные магазины и кафе);

3. бытовое обслуживание сельского населения;

4. строительство жилых и производственных построек;

5. производство изделий народных промыслов;

6. развитие ремёсел, в частности, производство шорных изделий;

7. сбор и переработка дикорастущих растений, плодов и ягод;

8. сельский туризм, в том числе охотничий и рыболовный и другие;

9. транспортные услуги и прочие виды услуг.

В концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации, разработанной ВИАПИ имени А.А.Никонова Россельхозакадемии, отмечено, что создание на селе новых рабочих мест в несельскохозяйственном бизнесе, обучение новым профессиям и основам малого предпринимательства граждан, высвобождаемых из сельскохозяйственного производства, содействие юридическим и физическим лицам, организующим новые рабочие места на сельских сельской безработицы и повышения доходов сельских домохозяйств.В то же время для получения государственной поддержки развития малого несельскохозяйственного бизнеса субъекты хозяйственной деятельности (население, проживающее в сельской местности, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, малые сельскохозяйственные предприятия и пр.) должны иметь рекомендации (ходатайства) сельской администрации, а также навыки (положительный опыт) ведения хозяйственной деятельности соответствующего профиля или профессиональную подготовку.

Основными финансовыми механизмами стимулирования развития малого несельскохозяйственного бизнеса на сельских территориях должны стать банковский кредит и ссуды сельских кредитных кооперативов. При этом средний объём привлекаемых кредитов (включая средства по лизингу) предлагается установить в размере не более 300 тыс. руб. на одного заёмщика.

Ставки по кредитам следует субсидировать дифференцированно, в зависимости от направления деятельности малого несельскохозяйственного бизнеса (несельскохозяйственной деятельности) с учётом его социальной значимости. При этом в сфере торговли, бытового обслуживания и общественного питания предусматривается субсидирование процентной ставки по кредиту в объёме не выше 15% ставки рефинансирования (учётной ставки) Центрального банка России. Максимальная сумма займа на закупку оборудования, приобретение и ремонт производственных помещений устанавливается в 300 тыс.руб. на срок до 3 лет, а на пополнение оборотных средств - 50 тыс.руб. на период до 3 месяцев.

По остальным направлениям деятельности целесообразно субсидирование процентной ставки по кредитам и займам в размере не менее 25% ставки рефинансирования Центрального банка России, действующей на дату заключения договора. Максимальная сумма кредита (займа) составляет 300 тыс.руб. По предварительным оценкам, эти средства для развития малого несельскохозяйственного бизнеса смогут привлечь порядка 10% владельцев действующих крестьянских (фермерских) хозяйств и 5% - хозяйств населения.

Кроме того, важным аспектом является качественная и количественная характеристика (оценка) развития альтернативной (несельскохозяйственной) деятельности на селе для чего целесообразно использовать ряд индикаторов: число участников программы, занимающихся несельскохозяйственной деятельностью; количество созданных рабочих мест в малом несельскохозяйственном бизнесе по каждому направлению отдельно; численность лиц, прошедших обучение (подготовку, переподготовку) для его организации; количество и объёмы ссуд, выданных кредитными учреждениями на развитие малого несельскохозяйственного бизнеса. Актуальными также являются организация и проведение мероприятий органами управления различного уровня, в частности:

• разработка нормативной документации, рекомендаций по подготовке муниципальных программ развития на селе малого несельскохозяйственного бизнеса;

• предоставление гарантий со стороны государства субъектам такого бизнеса;

• поддержка малого несельскохозяйственного бизнеса в сельской местности в части реализации произведённых товаров и услуг, развитие соответствующей инфраструктуры;

• поставка технических средств, машин и оборудования на условиях финансового лизинга с государственной поддержкой;

• создание общедоступных информационных ресурсов в сфере развития малого несельскохозяйственного бизнеса;

• подготовка и переподготовка лиц, желающих организовать такой бизнес в сельской местности, и обеспечение образовательного процесса, в том числе с использованием дистанционных методов обучения.

Таким образом, развитие малого несельскохозяйственного бизнеса на селе будет содействовать диверсификации хозяйственной деятельности в сельской экономике, расширению источников формирования доходной базы местных бюджетов, росту устойчивости развития сельских территорий в части увеличения масштабов занятости и развития самозанятости сельского населения, повышения уровня его жизни.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.