![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовое регулирование ведения гражданами коллективного садоводства, огородничества и дачного хозяйства
Садоводческие, огороднические и дачные объединения - это одна из разновидностей некоммерческих объединений граждан, которая имеет не только общегражданские права и обязанности, но и свой правовой статус, отражающий их специфическую природу как социального явления, направленного на реализацию конституционных прав граждан на отдых и охрану здоровья (ст.37 и41 Конституции РФ). Ст.37 Закона «Участие садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в принятии органами государственной власти или органами местного самоуправления решений, касающихся прав и законных интересов». В статье говорится о том, что обозначенное в названной статье участие осуществляется посредством делегирования представителей таких объединений или их ассоциаций (союза) на заседания органов государственной власти или органов местного самоуправления, принимающих указанные решения (п.1), и в случае необходимости принятия решения, касающегося прав и законных интересов членов садоводческого, огороднического и дачного объединения, орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан не менее чем за месяц известить председателя садоводческого, огороднического или дачного объединений о содержании предлагаемых вопросов, дате, времени и месте их рассмотрения, проекте решения (п.2); решение органа государственной власти или органа местного самоуправления, ведущее к нарушению прав и законных интересов членов садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений, может быть обжаловано в суде (п.2). Садовый земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им, предназначен для выращивания ягодных, овощных, бахчевых, картофеля или иных сельскохозяйственных культур, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственного строений и сооружений). Огородный земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им, предназначен для выращивания ягодных, овощных, бахчевых, картофеля или иных сельскохозяйственных культур (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка при зонировании территории). Дачный земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им, предназначен для отдыха с правом возведения жилого строения (без права регистрации проживания в нем) или жилого дома (с правом регистрации проживания в нем) и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых, картофеля и иных сельскохозяйственных культур. В некоммерческом товариществе (садоводческом, огородническом и дачном) имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов, а имущество общего пользования, созданное или приобретенное за счет средств специального фонда, образованного по решению общего собрания, является собственностью товарищества как юридического лица. Специальный фонд формируется за счет взносов, а также доходов от его хозяйственной деятельности и прочих поступлений средств. Члены товарищества не несут ответственности по его обязательствам, а товарищество - по обязательствам своих членов. В потребительском кооперативе имущество общего пользования формируется за счет паевых взносов и находится в собственности кооператива (как юридического лица). Возможно выделение части имущества в неделимый фонд. Члены кооператива обязаны ежегодно покрывать его убытки путем внесения дополнительных взносов, а также нести субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого члена кооператива. В некоммерческом партнерстве имущество общего пользования, приобретенное или созданное на взносы его членов, является собственностью партнерства как юридического лица. Члены этого объединения не отвечают по его обязательствам, а партнерство не отвечает по обязательствам членов. Члены объединения вправе приступить к обустройству и использованию своих земельных участков после выноса в натуру проекта организации и застройки территории объединения и утверждения общим собранием распределения садовых, огородных и дачных участков между членами объединения. Указанный проект разрабатывается в соответствии с правилами землепользования и застройки и утверждается в двухнедельный срок органом местного управления. При этом учитываются нормативы организации и застройки территории объединения органами местного самоуправления с учетом природных, социально-демографических, национальных и иных особенностей. Основными нормативами являются: • количество и размеры подъездных и внутренних дорог; • минимальные расстояния между зданиями, строениями, сооружениями и границами земельных участков; • тип источников водоснабжения; • техническая характеристика инженерного обеспечения территории объединения; • перечень необходимых противопожарных сооружений; перечень мероприятий по охране окружающей среды. Регламентация членства в садоводческих, огороднических и дачных объединениях в отдельных вопросах небесспорна. Членами объединений в форме некоммерческого товарищества и некоммерческого партнерства могут быть: граждане России, достигшие 18 лет и имеющие земельные участки в границах объединения, а в форме потребительского кооператива - при тех же условиях (т.е. при наличии земельных участков в границах объединения) - достигшие возраста 16 лет. Такому гражданину как главе крестьянского хозяйства не предоставляется земельный участок и для ведения крестьянского хозяйства. 16-летний возраст как предельно минимальный в Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации» установлен для членства только в производственном кооперативе, а не в потребительском, и то в порядке ограниченной трудовой дееспособности. Иностранные граждане и лица без гражданства вправе обладать садовым, огородным и дачным участком только на условиях аренды. Учредители объединения считаются принятыми в члены с момента его регистрации, другие лица принимаются в члены на общем основании. Каждому члену в течение трех месяцев со дня его приема в члены правление объединения выдает членскую книжку или другой заменяющий документ. Каждый член объединения имеет право: 1) избрать и быть избранным в органы управления и орган контроля; 2) получать информацию о деятельности органов управления и контроля; 3) самостоятельно хозяйствовать на своем земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием; 4) осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого и хозяйственных строений и сооружений; 5) распоряжаться своим земельным участком и иным имущество, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте; 6) обращаться в суд о признании недействительными нарушающих его права решений общего собрания и иных органов управления; 7) добровольно выходить из объединения с одновременным заключением договора о порядке пользования имуществом общего пользования; 8) осуществлять иные не запрещенные законодательством действия. Правам члена объединения корреспондируют его обязанности: 1) нести бремя содержания земельного участка и ответственность за нарушения законодательства; 2) нести субсидиарную ответственность по обязательствам потребительского кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов; 3) использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием, не нанося ущерб земле как природному и хозяйственному объекту; 4) не нарушать права членов объединения; 5) соблюдать агротехнические требования, установленные режимы, ограничения, обременения и сервитуты; 6) своевременно уплачивать членские и иные взносы, налоги и платежи; 7) в течение трех лет освоить земельный участок; 8) участвовать в мероприятиях, проводимых объединением; 9) участвовать в общих собраниях членов объединения; 10) выполнять решения органов управления объединения. Учредительным документом объединения является Устав, утвержденный общим собрание учредителей. В Законе названы 18 сведений, которые в обязательном порядке указываются в уставе конкретного объединения. Многие из них характерны для уставов юридических лиц любой организационно-правовой формы, а именно: • предмет и цели деятельности; • порядок приема в члены и прекращения членства; • права и обязанности самого объединения и его членов; • порядок внесения взносов и формирования имущества общего пользования; • порядок участия членов в коллективных работах; • структура и компетенция органов управления; • порядок и условия проведения заочного голосования (опросным путем); • порядок исключения из членов объединения и др. Органами управления объединения являются общее собрание его членов как высший орган управления, правление и его председатель. Общее собрание правомочно принимать решения при присутствии более 50% членов объединения, собрание уполномоченных - не менее 50%. Федеральный закон определяет права и обязанности всех органов управления (их компетенцию), порядок созыва общего собрания и принятия его решений, а также устанавливает ответственность председателя и членов правления за причиненные их действиями (бездействием) убытки в форме дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. Если земельный участок, составляющий территорию объединения, предоставлен самому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу рассматриваемого Закона было создано (организовано) данное объединение, являющийся его членом гражданин имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, выделенный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в этом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления такого земельного, на основании заявления гражданина или его представителя.
Глава 9 Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций. Одной из центральных проблем аграрной экономики России была и остается неплатежеспособность сельскохозяйственных организаций. Их кризисное состояние в начале реформы объяснялось прежде всего макроэкономическими проблемами (например, проблемами, связанными с реализацией продукции, со страхованием, с налогообложением, кредитованием, разрывом межотраслевых связей, ограничением денежной массы, вызвавшим нехватку оборотных средств предприятий, либерализацию цен и значительный рост цеп на услуги предприятий-монополистов). В сельском хозяйстве возник диспаритет цен, который в совокупности с инфляцией 1992 - 1994 гг. поглотил денежные накопления и оборотные средства сельскохозяйственных предприятий. Кроме того, ощущались недостатки в менеджменте (плохое управление, медленная адаптация руководителей сельхозпредприятий к работе в рыночных условиях); установленная процедура взимания платежей, пеней и штрафов также способствовала накоплению долгов в бюджеты и внебюджетные фонды. Последние годы не внесли существенных позитивных изменений в социально-экономическое положение АПК России. Все еще значительное количество сельскохозяйственных организаций остаются убыточными: если в 1992 г. они составляли 5%, то в 2000 г. - 51%, 2002 г. - 55%, 2003 г. - 49%, 2004 г. - 35%, 2005 г. - 40%, 2006 г. - 32%. Одним из первых нормативных актов, упоминающих о признании несостоятельными (банкротами) колхозов и совхозов, является постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов». Пункт 14 данного постановления, в частности, предусматривал, что колхозы и совхозы, не обладавшие финансовыми ресурсами для погашения задолженности по оплате труда и кредитам, объявлялись несостоятельными (банкротами) до 1 февраля 1992 г. и подлежали ликвидации и реорганизации в течение I квартала 1992 г. Рекомендации по реорганизации колхозов и совхозов, утвержденные Министерством сельского хозяйства РФ 14 января 1992 г. устанавливали случаи, когда местная администрация могла не признавать хозяйство с просроченной задолженностью несостоятельным, например, если задолженность вызвана стихийными бедствиями, невыплатой хозяйству государством компенсации за удорожание средств производства и за сельскохозяйственную продукцию, невыплатой хозяйству государством средств на социальное развитие. В этих случаях погашение просроченной задолженности или обеспечение ее пролонгирования осуществлялось за счет республиканского бюджета. Если местная администрация выделяла иные основания непризнания хозяйства банкротом, тогда погашение или пролонгирование долгов осуществлялось за счет местного бюджета. Министерство сельского хозяйства РФ рекомендовало не объявлять несостоятельными (банкротами) хозяйства, вошедшие в перечень государственных сельскохозяйственных предприятий, не подпадающих под действие постановления № 86 (например, государственные племенные и конные заводы, селекционно-гибридные центры, крупные парниково-тепличные комбинаты, молочные и мясные крупного рогатого скота комплексы, зверосовхозы и др.). В данный период в обязательном порядке не учитывались специфические условия функционирования сельскохозяйственных организаций. Не были они предусмотрены и в Законе РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Ко всем должникам применялись одинаковые правила, что имело отрицательные последствия на практике. Кроме того, основываясь на положениях Закона № 3929-1, невозможно было достичь баланса интересов должника и кредиторов. Позднее постановлением Правительства РФ от 2 ноября 1995 г. № Ю81 «Об особенностях процедур, применяемых в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций»2 было утверждено положение, Определяющее особенности процедур, применяемых в отношении федеральных государственных сельскохозяйственных организаций, а также сельскохозяйственных организаций, в капитале Которых доля (вклад) Российской Федерации составляла более 25%, признанных в установленном порядке неплатежеспособными И имеющими неудовлетворительную структуру баланса. Постановлением № 1081 предписывалось учитывать данные балансов таких организаций за последние три-пять лет для реальной оценки их финансового состояния, рекомендовано учитывать такие особенности, как необходимость сохранения целевого использования земли, сезонность производства, необходимость сохранения жизнедеятельности объектов социальной сферы. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»3 определил особенности банкротства сельскохозяйственных организаций, т. е. организаций, которые в качестве основного вида деятельности осуществляют только производство сельхозпродукции либо ее производство и переработку при условии, что выручка от реализации такой продукции составляет не менее 50% общей суммы выручки организации (сельскохозяйственные коммерческие организации обладают общей правоспособностью и вправе заниматься любой другой деятельностью, прямо не запрещенной законом). Особенности процедур банкротства применялись, также к рыболовецким артелям, у которых выручка от реализации выращенной (произведенной и переработанной) сельхозпродукции и выловленных водных биоресурсов составляла не менее 70% общей суммы выручки. Законодатель учел более незащищенное положение сельскохозяйственных производителен по сравнению с другими участниками оборота, поэтому установил особые правила их банкротства. В частности, предусмотрел, что при продаже объектов недвижимости обанкротившейся сельскохозяйственной организации преимущественное право на их приобретение имели сельскохозяйственные организации и крестьянские хозяйства, расположенные в данной местности. Что касалось земельных участков ликвидируемой сельскохозяйственной организации, то они могли отчуждаться или переходить к третьим лицам на основании земельного законодательства (на тот период действовал Земельный кодекс РСФСР 1991 г.). К особенностям также относилась возможность увеличения срока внешнего управления сельскохозяйственной организацией с учетом периода сельскохозяйственных работ. Этот срок мог составлять 1 год 9 месяцев. Если в течение срока внешнего управления имело место ухудшение финансового состояния в связи со стихийными бедствиями, эпизоотиями и другими крайне неблагоприятными условиями, то срок внешнего управления мог быть продлен арбитражным судом еще на один год, и составлять, таким образом, 2 года 9 месяцев, в то время как общий максимальный срок внешнего управления -1,5 года. 2 декабря 2002 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»1 (в ред. от 28 апреля 2009 г.). В нем значительно усилены общие условия проведения банкротства: эта процедура должна проходить максимально результативно с сохранением производственного, экономического и трудового потенциала сельскохозяйственного предприятия. Новый Закон направлен на недопущение передела собственности, предусматривает определенные льготы в отношении процедур банкротства сельскохозяйственных организаций лишь в том случае, если их выручка от реализации сельскохозяйственной продукции составляет не менее 50% общей суммы выручки (для рыболовецких артелей — не менее 70%). Однако законодательство и 1998 г., 2002 г. не определяет, за какой период, в течение какого времени выручка должна составлять 50 (70%): за весь период деятельности юридического лица или за последний год (ы). Например, в Федеральном законе от 29 декабря 006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Налоговом кодексе РФ за основу берется «календарный год». Закон № 127 учитывает особую экономическую значимость сельскохозяйственных организаций как особых субъектов аграрного сектора экономики, закрепляя срок, на который вводятся наблюдение или финансовое оздоровление сельскохозяйственных организаций - на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. Если в ходе финансового оздоровления имели место спад и ухудшение финансового состояния в связи со стихийными бедствиями, эпизоотиями или другими обстоятельствами чрезвычайного характера, то срок данной процедуры может быть продлен на год при условии изменения графика погашения задолженности. Ожидание окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ обусловлено не только их сезонным характером, но и тем обстоятельством, что доходы от реализации продукции могут быть получены, как правило, только после завершения сельскохозяйственных работ, связанных, например, с уборкой урожая. Соответственно, с истечением указанного периода связана возможность увеличения активов должника, что, в свою Очередь, повышает возможность удовлетворения денежных требований кредиторов. Здесь законодатель учел интересы, как кредиторов, так и должника, поскольку последний получает реальную возможность восстановить свою платежеспособность и избежать банкротства, а кредиторы — удовлетворить свои денежные требования. Если же в указанный период платежеспособность должника не восстановилась и требования кредиторов не удовлетворены, должник может быть объявлен банкротом. При введении внешнего управления также учитываются названные особенности, и его срок может быть продлен до трех месяцев по сравнению с другими субъектами, а при чрезвычайных обстоятельства - на год. Закон № 127-ФЗ закрепил особенности продажи имущества сельскохозяйственных организаций: на первые торги выставляется предприятие должника: преимущественным правом приобретения имущества должника обладают сельскохозяйственные организации и крестьянские хозяйства, владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника, а в случае их отсутствия - сельскохозяйственные организации, крестьянские хозяйства, расположенные данной местности. Закон № 127-ФЗ по сравнению с Законом урегулировал неопределенность вопроса, возникающего в случая обращения нескольких претендентов на преимущественное права приобретения предприятия или имущества должника. В настоящее время это право предоставляется лицу, заявление которого поступило арбитражному управляющему первым, по цене, определенной на торгах. При признании сельскохозяйственной организации банкротом земельные участки могут отчуждаться или переходить к другому: лицу, Российской Федерации, субъекту Федерации или муниципальному образованию в рамках в первую очередь Земельного кодекса РФ (2001 г.) и Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в ред. от 3 декабря 2008 г.). Следует отметить, что при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с публичных торгов преимущественное право субъекта Федерации, а в случаях, установленных законом субъекта Федерации и муниципального образования, отсутствует. Кроме того, размер общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории одного муниципального района, имеющихся на праве собственности у покупателя и приобретаемых им в результате банкротства сельскохозяйственной организации, должен соответствовать требованиям закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена банкротящаяся сельскохозяйственная организация. Судебная практика в настоящее время в основном исходит из того, что конкурсное производство в отношении сельскохозяйственных должников следует вводить только в крайних случаях, когда реабилитационные процедуру невозможны. Проведение процедур банкротства сельскохозяйственных организаций требует особых знаний и умений. Большинство же управляющих ранее не работали в сельском хозяйстве, и их действия иногда приводят к более быстрому открытию конкурсного производства и ликвидации должника. Арбитражные суды сталкиваются с многочисленными фактами некомпетентного, а иногда и недобросовестного ведения дел должника арбитражными управляющими. К сожалению, Законы «О несостоятельности (банкротстве)» (1992, 1998,2002 гг.) не предъявляли никаких обязательных требований к кандидатуре управляющего (например, иметь соответствующую подготовку, стаж работы в области сельскохозяйственного производства или аграрного права). Согласно ч. 3 ст. 20.2 Закона № 101-ФЗ (в ред., действующей с 11 января 2009 г.) конкурсный кредитор или уполномоченный орган, являющийся заявителем по делу о банкротстве, либо собрание кредиторов вправе выдвигать к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве дополнительные требования (например, наличие определенного стажа работы на руководящих должностях в организациях соответствующей отрасли экономики). Глава 10
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |