Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательство, регулирующее договорные отношения сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий)




 

Правовую Основу Договорных отношений сельскохозяйственных коммерческих организаций составляют, прежде всего, нормы, сосредоточенные в Гражданском Кодексе РФ. Гражданское Законодательство отнесено к предмету ведения федеральных властей. Это положение чрезвычайно важно, поскольку нередко как законодательные, так и исполнительные власти субъектов Федерации или муниципальные образования стремятся ввести свои “правила игры” на местном рынке, издавать какие-то особые инструкции и Распоряжения, рекомендации и типовые формы договоров. Подобная деятельность, чем бы она ни мотивировалась, не соответствует действующему законодательству, и в случае рассмотрения споров в арбитражном суде приоритет всегда принадлежит Федеральному законодательству.

Когда мы говорим о том, что Гражданский кодекс Российской Федерации - фундаментальная база всех договорных отношений в сельском хозяйстве, то прежде всего имеем в виду нормы общегражданского законодательства о юридических лицах, собственности, сделках, договорах, ответственности, т.е. те, которые сосредоточены в Части первой Гражданского кодекса. Значение этих норм состоит не только в том, что на их основе формируются специальные нормы, относящиеся к отдельным видам договоров, но и в том, что они являются практически единым правовым регулятором при заключении договоров, не ставших предметом специального законодательства, например, не включенных в качестве глав или параграфов в Гражданский кодекс Российской Федерации или не урегулированных специальными нормативными актами.

Вторую группу правовых норм, регулирующих договорные отношения сельскохозяйственных коммерческих организаций, составляют специальные нормы, содержащиеся как в общегражданском, так и в специальных законодательных и подзаконных актах, и посвященные отдельным договорным институтам: залогу, купле-продаже, аренде, контрактации и т.д. Среди норм этой группы наиболее важны для сельскохозяйственных коммерческих организаций нормы о договорах купли-продажи, поставки, поставки для государственных нужд, а также нормы об аренде, залоге, хранении, страховании, банковских операциях, сделках с ценными бумагами.

Значение подобных норм общегражданского законодательства состоит в том, что они являются нормами прямого действия, поскольку ни каких специальных нормативных актов, посвященных, например, купле продаже, в гражданском законодательстве нет. При заключении договоров купли-продажи сельскохозяйственной продукции или приобретению таким же договорам техники и оборудования для сельскохозяйственных коммерческих организаций, в случаях аренды имущества, при получении банковских кредитов - во всех этих ситуациях стороны руководствуются именно нормами ГК. Никаких типовых или примерных форм для такого рода контрактов в официальном порядке пока не издано.

Редким исключением является Типовой договор купли-продажи земельного участка (купчая). Если сравнить соотношение диспозитивных и императивных норм в нормативных актах общегражданского законо­дательства, то мы увидим, что для законодательных актов характерно преимущественное значение диспозитивных норм, а для подзаконных нормативных актов, которые именуются в Гражданском кодексе “иные правовые акты”, большее значение имеют нормы императивные. То есть в целом, чем более высок уровень нормативного акта в иерархической структуре законодательства, тем больший удельный вес занимают в нем диапозитивные нормы и, наоборот, чем более низкую ступень в этой ие­рархии занимает нормативный акт, тем больше в нем императивных норм.

С другой стороны, чем более специальный характер имеет тот или иной нормативный акт, тем больше в нем императивных норм и меньше диспозитивных.

Важной особенностью сельскохозяйственного законодательства яв­ляется существование третьей, достаточно специфической именно для этой сферы группы норм - рекомендательных. Они прежде всего харак­терны для кооперативного сектора, где основным нормативным актом яв­ляется Федеральный закон “О сельскохозяйственной кооперации”.

В правоприменительной практике, как при заключении договоров, так и при рассмотрении соответствующих споров, центром внимания становятся специальные нормы, ориентированные на регулирование важнейших видов договоров, используемых сельскохозяйственными коммерческими организациями в своей деятельности.

Среди этих актов следует назвать параграфы 4 и 5 гл. 30 ГК РФ, по­священные контрактации, нормы Земельного кодекса о купле-продаже и аренде земель, а также его нормы, определяющие общие принципы и особенности правового статуса субъектов всех договорных отношении по поводу земельных участков.

Следует отметить, что в практике широко используются такие нор­мативные акты, которые были приняты задолго до нового гражданского законодательства и, хотя они и утратили в основной своей массе преж­нее императивное значение, могут быть применены по соглашению сто­рон при заключении ими договора - в качестве примерных форм, о ко­торых говорится в ст. 427 Гражданского кодекса.

К таким актам могут быть отнесены Положения о поставках продукции товаров, утвержденные постановлением Совета Министров СССР в 1988 г.. Положение о порядке заключения и исполнения договоров кон­трактации сельскохозяйственной продукции, утвержденное Приказом Госагропрома СССР 15 апреля 1987 г. № 300 (в редакции приказа Госагропрома СССР от 27 декабря 1987 г. № 880), Положение о порядке за­ключения и исполнения договоров на выполнение работ по производст­венно-техническому обслуживанию колхозов, совхозов и других пред­приятий и организаций ремонтно-техническими предприятиями, ут­вержденное приказом Госагропрома СССР от 6 июля 1987 г. № 523. На основе всех названных выше положений были разработаны примерные и типовые формы договоров. Все они могут быть использованы и в совре­менной договорной практике, однако следует учесть, что значение этих документов - рекомендательное, ни один из них не может рассматри­ваться как обязательный к применению нормативный акт. Вместе с тем стороны при разработке конкретного соглашения вполне могут исполь­зовать эти документы как макет, образец, включив какие-то их разделы в свое соглашение, или просто сделать ссылку в тексте своего договора на то, что по всем вопросам, не урегулированным их соглашением, они будут руководствоваться упомянутыми документами.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.