КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Договоры в сфере реализации сельскохозяйственной продукции
Для реализации сельскохозяйственной продукции могут быть использованы несколько видов договоров. Это купля-продажа, поставка для государственных нужд. Кроме того, могут быть использованы договоры поручения, комиссии и агентские договоры. Все эти обязательства являются предметом достаточно подробного регулирования нормами соответствующих глав и параграфов ГК РФ. Представляется, что понятие “аграрные договоры” шире понятия “сельскохозяйственные договоры”. К группе аграрных договоров, помимо сельскохозяйственных, нередко относят договоры на переработку готовой сельскохозяйственной продукции, заключаемые между сельскохозяйственными товаропроизводителями и перерабатывающими предприятиями, например, договоры на переработку зерна в муку. Чем обусловлено использование разных видов договоров для реализации сельскохозяйственной продукции? Это объясняется, прежде всего, тем, как исторически формировались не только юридические формы коммерческой деятельности, но и экономические связи сельскохозяйственных предприятий. Во всех странах с развитой экономикой реализация сельскохозяйственной продукции оформляется не только обычными договорами купли-продажи - они используются, если речь идет о реализации уже произведенной сельскохозяйственной продукции и сырья. В тех же случаях, когда предметом договора является еще не выращенная, не произведенная, реально не существующая, а только, можно сказать, будущая продукция, заключаются специфические договоры, которые в нашей стране получили название договоров контрактации. Дословное объяснение этого термина звучало бы примерно как “договор о договоре” или “соглашение о договоренности”. Однако здесь дело не в терминах. Суть проблемы заключается в том, что как только экономическая структура и производственная, техническая и технологическая база сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, складского хозяйства, транспорта и торговой сети позволили создать систему длительного хранения и переработки больших объемов сельскохозяйственной продукции и сырья, появилась целая отрасль экономики, занимающаяся промышленной переработкой этого сырья и производством продовольствия. Такая отрасль нуждалась в налаживании системы стабильного обеспечения продовольственным и другим сельскохозяйственным сырьем для постоянного производства. С другой стороны, сельскохозяйственные товаропроизводители - как средине и мелкие крестьянские, фермерские хозяйства, так и крупные производства также были заинтересованы в существовании системы гарантированного сбыта своей продукции. Такие экономические условия естественно привели к формированию специфического договорного института, который, например, в дореволюционном русском праве назывался договором запродажи, а в советской юридической терминологии именовался договором контрактации. Закупки для государственных нужд, т. е. закупки сельскохозяйственной продукции для образования федерального и региональных продовольственных фондов, осуществляются на основе Федерального закона от 2 октября 1994 г. “О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд”, принятого в его развитие Временного положения о размещении государственных заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный фонд на конкурсной основе, иных специальных актов аграрного законодательства, регулирующих расчёт и индексацию гарантированных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, порядок предоставления товарных кредитов для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Суть этого договора состоит в том, что он опосредует продажу специфического объекта - непереработанной сельскохозяйственной продукции, связывает специфических субъектов - производителя такой продукции и, как правило, специализированного заготовителя такой продукции и, наконец, на момент заключения такого договора самого его предмета еще не существует - эта продукция еще не произведена: урожай еще не выращен, шерсть не сострижена, молоко не надоено и т.д. Иными словами, предмет договора контрактации - это “будущие вещи”. Статья 535 ГК РФ определяет договор контрактации как обязательство, в силу которого производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи. Договору контрактации в ГК РФ посвящены четыре статьи, однако во всех случаях, когда какие-то отношения по этому договору не урегулированы непосредственно ст. 535-538 ГК РФ, применяются соответствующие нормы о договорах поставки или поставки для государственных нужд. Сообразуясь с частноправовыми началами гражданского законодательства, коммерческая практика отказалась от изживших и дискредитировавших себя командно-административных методов в сфере реализации сельскохозяйственной продукции. Все это является поводом для полного отрицания практического значения договора контрактации, за пределами которого сельскохозяйственные коммерческие организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства граждан, члены садоводств и огородничеств реализуют сельскохозяйственную продукцию по договорам купли-продажи, закупки, поставки и комиссии. Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. “О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд” не предусматривает заключения в дальнейшем договора контрактации и не употребляет само понятие этого договора как правового института. В данном Федеральном законе речь идет о правовом регулировании и исполнении договоров на закупку либо договоров на поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд. В Законе неоднократно подчеркивается значение договоров закупки поставки как основных документов, обеспечивающих государственные нужды сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием. Установлено два уровня формирования и размещения заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия: федеральный и региональный. Это предполагает разработку целевых федеральных программ развития агропромышленного производства, других экономических и социальных программ, направленных на снабжение населения продовольствием. Договоры закупки и поставки выступают также как инструмент государственного регулирования экспорта сельскохозяйственной продукции, формирования государственных резервов, обеспечения необходимого уровня продовольственного снабжения для обороны и государственной безопасности. Можно назвать другие функции договоров закупки и поставки, например, их ориентацию на удовлетворение потребностей в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. При переходе к рыночной аграрной экономике договоры закупки и поставки приобрели еще одну функцию, а именно функцию охраны прав сельскохозяйственных коммерческих организаций, В п. 3 ст. 2 Закона особо подчеркивается, что сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие являются собственностью товаропроизводителя и реализуются им по своему усмотрению, исходя из экономической выгоды. Правовое основание закупки и поставки образуют сложный юридический состав: государственный заказ и договор, который служит средством выражения хозяйственной самостоятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций как юридически и экономически обособленных друг от друга субъектов рыночных аграрных отношений, их равенства в гражданском обороте. Субъектами договора закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд могут быть как граждане, ведущие крестьянское (фермерское), личное подсобное хозяйство, так и сельскохозяйственные коммерческие организации. Специфика субъектного состава договора закупки и поставки состоит в том, что реализацию сельскохозяйственной продукции по договору осуществляет только ее производитель: сельскохозяйственное акционерное общество или товарищество, образованное на базе реорганизованного совхоза или колхоза, колхоз, совхоз, фермерское хозяйство, сельскохозяйственный кооператив и т.д. Субъектами таких договоров могут выступать и граждане, если они имеют личное подсобное хозяйство или являются членами садоводческого или иного сельскохозяйственного товарищества. При переходе к рыночной аграрной экономике договоры закупки и поставки приобрели ещё одну функцию, а именно функцию охраны прав сельскохозяйственных коммерческих организаций. Главная особенность субъектного состава этого обязательства состоит в том, что реализует продукцию не просто собственник (или субъект права хозяйственного ведения) сельскохозяйственной продукции, а ее производитель. Никакие посреднические звенья не могут быть субъектами договоров закупки и поставки. Они реализуют закупленную продукцию по договорам купли-продажи или используют комиссионную торговлю и т.д. Вторая сторона договора закупки и поставки - потребитель (покупатель) принимает и оплачивает сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие в процессе их реализации в федеральный и региональные фонды. В роли потребителей (покупателей) выступают сельскохозяйственные коммерческие организации различных организационно-правовых форм: хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, другие предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности. На рынке продовольствия начиная с 1995 г. введена система лицензирования на осуществление деятельности в сфере закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Потому торгово-закупочной деятельностью, связанной с формированием федерального и региональных фондов продовольствия, может заниматься лишь та коммерческая организация, которая имеет лицензию на осуществление соответствующей деятельности, выданную в установленном порядке. Порядок выдачи и аннулирования лицензии на осуществление закупки, поставки, переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд устанавливается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Как уже отмечалось, договор закупки и поставки является средством организации хозяйственных связей между сельскохозяйственными товаропроизводителями и специализированными коммерческими организациями и заключается во исполнение государственного заказа, которым определяется перечень и объемы закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный и региональные фонды продовольствия. Функции государственного заказчика возлагаются на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, коммерческие (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) и некоммерческие организации (потребительские кооперативы). В настоящее время функции государственного заказчика по закупке и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд возлагаются на продовольственные корпорации, которые создаются на основе соглашений между субъектами Российской Федерации. Федеральная продовольственная корпорация наделяется специальной правоспособностью, обладает правами и обязанностями, которые связаны с формированием и организацией продовольственных фондов, осуществлением товарных операций для проведения продовольственной интервенции на рынке продовольствия, размещением на конкурсной основе заказов на закупки и поставки сельскохозяйственной продукции и продовольствия среди хозяйствующих субъектов для формирования продовольственных фондов товарных интервенций. В круг основных задач государственных заказчиков входят: - выбор товаропроизводителей (поставщиков) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд; - определение конкретных потребителей (покупателей) и сроков закупок и поставок продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд; Согласование с потребителями (покупателями) ассортимента, объёмов и сроков поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд. Государственные заказчики гарантируют товаропроизводителям (поставщикам) оплату продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд по ценам и в сроки, которые определены договорами. Договор контрактации, закупки - это обязательство, в силу которого одна сторона - товаропроизводитель (поставщик) сельскохозяйственной продукции (сельскохозяйственная коммерческая организация, крестьянское (фермерское) хозяйство или гражданин, ведущий личное подсобное хозяйство) обязуется произвести с соблюдением определенных технологических, агротехнических и экологических требований и сдать сельскохозяйственную продукцию. Если эта продукция сдается в федеральный и региональные фонды с передачей ее в собственность либо Российской Федерации, либо субъектов Российской Федерации, то законодатель определяет этот договор как закупку. Если же покупатель (заготовитель) приобретает данную продукцию не для государственных нужд, то здесь используется традиционная для нашего права конструкция договора купли-продажи. Другая сторона договора контрактации или закупки - потребитель (покупатель), специализированная коммерческая или некоммерческая организация (хозяйственное товарищество, общество, производственный, потребительский кооператив, другое предприятие, учреждение) обязуется принять сельскохозяйственную продукцию и уплатить за нее в срок определенную цену. Предметом договора контрактации или закупки может быть непереработанная сельскохозяйственная продукция: зерно, картофель, фрукты, овощи, скот, птица, шерсть и т.д. К договорам контрактации или закупки близки договоры рыболовецких кооперативов, реализующих добываемую продукцию. Это договоры на сдачу-приемку рыбы-сырца и морского зверя, предметом которых также является непереработанная продукция - сырье для производства продовольствия. Переработанная сельскохозяйственная продукция и продовольствие реализуются сельскохозяйственными коммерческими организациями, перерабатывающими предприятиями, посредническими коммерческими организациями по договорам поставки товаров народного потребления (колбасы, консервы и т.д.) либо договорам купли-продажи. Любые договоры реализации сельскохозяйственной продукции, подвергнутой промышленной переработке и готовой для использования, и продовольствия, кем бы они ни заключались, подчиняются общим правилам Гражданского кодекса Российской Федерации или о договорах поставки или купли-продажи. Основные условия договоров, заключаемых сельскохозяйственными коммерческими организациями, определяются по соглашению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. По условиям договора закупки сельскохозяйственная коммерческая организация обязана вырастить указанные в договоре сельскохозяйственные культуры и продать их потребителю (покупателю) в обусловленном в договоре количестве с соблюдением условий о биологической и товарной сортности. Срок исполнения договора определяется, как правило, не календарной датой, а сроком созревания. В договоре указывается, что хозяйство обязано за 15 дней до созревания урожая известить потребителя (покупателя) о предстоящей сдаче продукции. Сельскохозяйственная коммерческая организация обязана соблюдать все требования технологии при выращивании сельскохозяйственных культур и ветеринарные требования при откорме скота и птицы, производстве молока и т.д. Включение подобных обязанностей в содержание договора на первый взгляд кажется само собой разумеющимся. Выполнение этих условий прямо влияет на здоровье людей. На практике, особенно в годы с неблагоприятными погодными условиями, сельскохозяйственные коммерческие организации нередко допускают передозировку минеральных удобрений или гербицидов, что является грубым нарушением условий договора и дает право потребителю (покупателю) отказаться от приемки такой продукции. Если же предметом договора является биологически чистая продукция, то есть выращиваемая без применения гербицидов и иных вредных для человека веществ, то сам факт их применения при выращивании продукции является нарушением условий договора. Потребитель (покупатель), обнаруживший при приемке продукции отступление от стандартов по этим условиям, вообще не вправе, с точки зрения административно-правовых норм, обеспечивающих охрану здоровья населения, принимать такую продукцию. Таким образом, как это нередко встречается в хозяйственном законодательстве, реализация прав потребителя (покупателя) по договору является одновременно его административно-правовой обязанностью. Это пример того, что есть такие сферы хозяйственной деятельности, где использование только экономических методов не может дать необходимого эффекта, так как они не адекватны решаемым проблемам. В подобных случаях единственным решением является применение административных методов государственного контроля за качеством продукции, в данном случае - продовольствия. Основная обязанность потребителя (покупателя) - принять предъявленную хозяйством продукцию и оплатить ее по действующим ценам. Нередко в договор закупки, когда речь идет о заготовках продукции в государственные продовольственные фонды, включается условие об обязанности потребителя (покупателя) принять у хозяйства не только то количество продукции, которое предусмотрено в договоре, но и всю продукцию, предъявленную к сдаче данным предприятием. Приемка такой продукции производится на условиях, указанных в договоре. Плодоовощная и иная скоропортящаяся продукция продается потребителю (покупателю) по дополнительно согласуемым ценам. Гражданский кодекс Российской Федерации установил обязанность заготовителя принять у хозяйства всю предъявленную к сдаче продукцию (т.е. сверх объемов данного договора), если она сдается в течение срока действия договора и должна быть принята по месту нахождения хозяйства (п. 1 ст.536). В последнем случае, когда продукция принимается не в хозяйстве, а в ином месте (на мясокомбинате, на элеваторе, молокозаводе и т.д.), у заготовителя возникает не только обязанность принять продукцию, но и отсутствует право отказаться от нее, если продукция соответствует условиям договора закупки и хозяйство не нарушило условий о сроках сдачи продукции. Эта особенность закупки отличает ее от общих правил купли-продажи, предусмотренных, в частности, ст. 484 Гражданского кодекса, где указано на возможность покупателя отказаться от исполнения договора купли-продажи. Для хозяйства выгоднее сдавать продукцию на своей территории, а для потребителя (покупателя) - наоборот, так как все возможные потери и убытки во время транспортировки несет тот, кому принадлежит право на продукцию (после ее приемки - заготовитель, а до приемки - хозяйство). Действующие правила дают сторонам возможность согласовать место приемки в договоре. Если же в договоре нет условия о доставке продукции самим хозяйством, то обязанность ее вывоза лежит на потребителе (покупателе). Цена в договорах закупки определяется по правилам, установленным Методическими рекомендациями по расчету и индексации гарантированных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию для государственных нужд, одобренными Министерством экономики Российской Федерации 9 октября 1995 г. Во-первых, при закупке и поставке сельскохозяйственной продукции для государственных нужд применяются государственные закупочные цены, обеспечивающие возмещение материальных затрат и получение дохода товаропроизводителем (поставщиком), достаточного для расширенного воспроизводства. Он устанавливается ежегодно Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти и представителями общественных объединений, выражающих интересы товаропроизводителей. Во-вторых, в современном законодательстве содержится ряд положений о квотах для товаропроизводителей на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд по гарантированным ценам. В-третьих, материально-правовые нормы, сформулированные в специальных актах, предусматривают защиту прав потребителя (покупателя). Речь идет о регулировании Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Федерации цен: закреплением нормативного соотношения между стоимостью закупаемого сырья и стоимостью вырабатываемой из нее продукции, а также предельного размера торговых надбавок к ценам на продукцию, поставляемую для государственных нужд. При закупках сельскохозяйственной продукции в Федеральный продовольственный фонд применяется авансирование сельскохозяйственных предприятий в размере до 50% цены договора.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1990; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |