Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 1




Для очной формы обучения

Тематический план практических и семинарских занятий

Тема 7. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства

Правовое регулирование заключения брака и развода с участием иностранного элемента. Правовое регулирование отношений роди­телей и детей и других членов семьи при наличии иностранного элемента. Правовое регулирование усыновления с иностранным элементом.

Образовательные технологии. Тематическая информационная лекция с элементами итоговой заключительно-обощающей лекции. Тема определяется в соответствии с рабочей программой и тематическим планом. Функция лекции в этой части – информационная. Назначение второй половины лекции состоит в подведении итогов курса, определении влияния иностранного элемента на гражданско-правовые отношения в России. Функция лекции – информационная.

Тема: Понятие, предмет и метод семейного права. Семейные правоотношения

Форма занятия – семинарское занятие.

Цель занятия: Целью изучения данного раздела являются теоретические основы семейных правоотношений.

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет семейного права.

2. Метод регулирования семейно-правовых отношений.

3. Принципы и функции семейного права.

4. Источники семейного права.

5. Понятие, характерные особенности и элементы семейных правоотношений.

6. Правоспособность и дееспособность субъектов семейных правоотношений.

7. Юридические факты в семейном праве.

 

Методические указания:

При подготовке к семинару проработать основные конституционные, международные и межотраслевые нормы, регулирующие семейные правоотношения, выяснить и закрепить предмет, метод, источники права.

Образовательные технологии: тематическое семинарское занятие, на котором происходит обмен информацией, обсуждение на основе материала лекции самостоятельно подготовленных материалов студентов для развития у студентов мышления.

Для выработки навыков профессиональной деятельности часть занятия проводится в интерактивной форме – для закрепления материала предложенорешение ситуационных задач в малых группах и задания.

Задания по теме:

1. Изучить нормативные акты:

Конституция РФ. Ст. 2, 7, 15, 19, 38, 46, 55, 72.

Семейный кодекс РФ. Ст. 1-9, 15, 31, 35, 38, 47, 61-66, 168-170.

Гражданский кодекс РФ. Ст. 21, 26-30, 47, 181, 190-194, 195-205.

Трудовой кодекс РФ. Ст. 69, 92, 93, 96, 113, 122, 179, 198, 253-272 / СЗ РФ 2002. № 1.

Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» // СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5340; 2001. № 44. Ст. 4149; 2002. № 18. Ст. 1724.

Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Ратифицирована ФЗ от 4 августа 1994 г. № 16-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 15.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) с изменениями и дополнениями // Рос. газ. 1995. 5 апр.

Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей: Сб. универсальных и региональных международных документов. М., 1996.

Решите практические задачи:

1. Ссылаясь на ст. 13 Семейного кодекса РФ, глава администрации Кировского района г. Самары издал постановление о снижении брачного возраста для вступления в брак:

- при наличии уважительных причин - до 16 лет;

- в исключительных обстоятельствах - до 15 лет.

Прокурор района вынес протест на данное постановление, указав на противоречие его действующему законодательству.

Вправе ли глава администрации района принимать вышеуказанное решение? Обоснован ли протест прокурора района? Как трактует законодательство решение данных правоотношений?

 

2. К судье Промышленного района г. Самары обратилась гражданка Самойлова с устным заявлением о принятии мер к ее мужу. Самойлова пояснила, что они вступили в брак в 1996 г. и в течение первых трех лет совместной жизни муж был внимательным и заботливым. Однако начиная с середины 1999 г., с переходом на работу в частное предприятие, муж стал злоупотреблять спиртным, перестал отдавать зарплату и предпочитает свободное время проводить вне семьи.

В связи с тем, что Самойлова расторгать брак с мужем не желает, она хотела бы применить к нему другие меры воздействия и просила суд принять решение.

Какое решение может быть принято судом в данной ситуации?

 

3. Гражданка Петрова обратилась в Самарский районный суд г. Самары с заявлением о разделе совместно нажитого имущества (участок земли, мебель, холодильник, стиральная машина, телевизор, видеомагнитофон, драгоценности) с гражданином Ивановым, с которым она находилась в фактическом браке с 1994 г., вела общее хозяйство. Однако в 2000 г. их отношения разладились, Иванов из квартиры Петровой уехал и теперь хочет забрать имущество, находящееся в квартире Петровой, ссылаясь на то, что указанные вещи куплены на его доходы.

Какое решение может принять суд по данному заявлению и нормы каких законов могут быть применены при рассмотрении данного дела?

 

4. В январе 2001 г. в Советский районный суд г. Самары обратился с иском прокурор района о признании недействительным заключенного в мае 1995 г. брака между гражданами Дорофеевой и Соколовым. Свои требования прокурор мотивировал тем, что гражданин Соколов вступил в брак, не расторгнув зарегистрированный еще в 1992 г. брак с гражданкой Моисеевой. При регистрации брака с Дорофеевой Соколов скрыл факт первого брака, пользуясь отсутствием записи в паспорте. Паспорт Соколовым получен взамен утерянного, и при этом не была сделана соответствующая отметка о состоянии в браке.

Какой принцип семейного права был нарушен гражданином Соколовым при вступлении в брак? Определите правомерность обращения прокурора района с иском в суд по данному вопросу. Каким семейным законодательством следует руководствоваться суду (КоБС или СК) при разрешении данного вопроса?

5. В орган опеки и попечительства Красноглинского района г. Самары обратился директор школы № 3 с извещением о том, что ученик 5 класса Валерий Новожилов остался сиротой, так как его родители погибли в результате автомобильной катастрофы. В ходе рассмотрения вопроса по определению дальнейшей судьбы подростка было установлено, что Валерия желает взять на воспитание в свою семью его дядя (родной брат отца) гражданин Новожилов. В связи с тем что он находился в заграничной командировке, Новожилов известил органы опеки и попечительства о своем намерении и попросил отложить решение данного вопроса до окончания его командировки на три месяца. Мальчик в указанный период проживал у соседей, ожидая прибытия дяди. Однако по истечении четырех месяцев Новожилову неожиданно продлили командировку на два месяца, о чем он сообщил телеграммой в органы опеки и попечительства, подтвердив свое намерение. В связи с тем что соседи неоднократно обращались в органы опеки и попечительства с требованием определить судьбу мальчика, орган опеки и попечительства, расценив действие Новожилова как стремление уклониться от воспитания Валерия, принял решение об устройстве мальчика в учреждение для детей-сирот. По прибытии из командировки Новожилов обратился в суд Красноглинского района с иском о признании недействительным решения органа опеки и попечительства.

Какой принцип семейного права был нарушен органом опеки и попечительства? Имеются ли основания для разрешения иска гражданина Новожилова?

 

6. В комитет по делам семьи, материнства и детства администрации г. Самары обратилась гражданка Соловьева с заявлением, в котором просила оказать должное воздействие на ее мужа в целях сохранения семьи. В заявлении Соловьева указывала на то, что муж недостаточно заботится о жене и детях. Она обосновывала свою позицию тем, что муж, находясь на государственной службе, имеет невысокий доход и отказывается заниматься предпринимательской деятельностью. Соловьев считал заявления жены несерьезными и не хотел менять любимый род занятий, являясь профессионалом в своем деле. Он охотно занимался домашним хозяйством, достойно вел себя относительно семьи. Однако жена считала его отношение безответственным и разрушающим семью.

Какой результат обращения в администрацию следует ожидать? Какие принципы семейного права и кем нарушены в данном случае? Какие органы осуществляют защиту семейных прав?

7. Гражданин Новиков по возвращении из длительной командировки в декабре 2000 г. узнал, что более года назад (в августе 1999 г.) его жена, без его согласия, продала загородный жилой дом, который принадлежал им на праве общей совместной собственности. Новиков потребовал от жены расторжения договора купли-продажи. Жена на это ответила отказом. Продажу дома она объяснила стесненными материальными обстоятельствами в период длительного отсутствия мужа. Невозможность расторжения договора купли-продажи жена объясняла тем, что вырученные от продажи деньги она истратила.

В связи с указанными обстоятельствами Новиков в феврале 2001 г. подготовил исковое заявление в суд о признании договора купли-продажи дома недействительным, о чем поставил в известность свою жену. После обращения к адвокату жена заявила Новикову, что обращаться в суд бессмысленно, так как уже пропущен срок исковой давности.

Какие нормы семейного и гражданского законодательства могут быть применены в данной ситуации? Распространяется ли исковая давность на требования, вытекающие из семейных отношений? Как может быть определен в данном случае срок исковой давности и порядок его исчисления? Как следует поступить Новикову в данной ситуации - дайте ему консультацию.

 

8. В юридическую консультацию № 2 г. Самары в январе 2001 г. обратилась гражданка Филатова, которая в июле 1997 г. расторгла брак с мужем, но не обращалась с вопросом о взыскании алиментов с бывшего мужа на содержание несовершеннолетнего сына, поскольку, работая в коммерческом банке, не нуждалась в материальной помощи. Однако в конце 2000 г. после ликвидации банка Филатова оказалась безработной и обратилась к бывшему мужу с предложением выплачивать ей ежемесячно по пятьсот рублей на содержание сына. Филатов под разными предлогами в течение трех месяцев уклонялся от решения вопроса, а затем окончательно отказался подписывать соглашение об уплате алиментов. На заявление жены о возможном обращении в суд Филатов ответил, что заявление не будет удовлетворено, так как, по его мнению, с исковым заявлением она должна была обратиться только в течение года после развода.

Какой ответ может получить Филатова в данной ситуации? Какой срок исковой давности установлен Семейным кодексом для взыскания алиментов?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.