КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ю.В. Михайлова 26 страница
Шестистопный Я. — это, как правило, шестидольник второй с односложной анакрузой: Поэт! не дорожи | любовию народной: (А. Пушкин) Но иногда в результате особого порядка ударных слогов в первой половине стиха шестистопный Я. с мужскими и женскими рифмами обращается в четырехкратный четырехдольник четвертый; трехсложная анакруза здесь атонируется: В крылатом | до́мике вы|со́ко над зем|ле́й, /\ /\ /\ | /\ (Н. Заболоцкий) Хотя введение ямбических размеров в русскую поэзию связывается обычно с реформой Тредиаковского — Ломоносова, но русская народная поэзия, независимо от каких бы то ни было влияний запада или русской книжной поэзии, выработала свои самобытные стихотворные размеры, среди них имеется размер, формально близкий к четырехстопному Я. (четырехдольник второй): За|ря, заря ве|черняя, Подобным стихом написана поэма Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Ср. Частушка, Четырехдольник, Шестидольник.
Квятковский А. П. Ямбо-хорей // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 366. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3661.htm - 366 - ЯМБО-ХОРЕ́Й — см. Антиспаст. Квятковский А. П. Ямбы // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 366. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3662.htm - 366 - Я́МБЫ — жанр сатирических стихотворений в античной литературе, написанных ямбическими размерами (Архилох, Симонид и др.). Во Франции в начале 19 в. сатирическую книгу «Ямбов» написал Огюст Барбье (в подражание античным сатирикам). В русской поэзии известны «Ямбы» А. Блока, цикл философско-политической лирики.
Медлительной чредой нисходит день осенний, - 351 - Так каждый день стареется она, Как мимолетна тень осенних ранних дней, Затем, что тени дня — избытки красоты, Интересную по лаконизму и лирической сдержанности «Элегию» написал Г. Санников: Снилось мне: Квятковский А. П. Элён // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 351. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3511.htm - 351 - ЭЛЁН (казах.) — четырехстишная строфа в казахской поэзии с рифмовкой по типу aaba; в каждом стихе 11 слогов, большая постоянная цезура после шестого слога. Строй Э. близок к строю русского силлабического одиннадцатисложника. Квятковский А. П. Элизия // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 351. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3512.htm - 351 - ЭЛИ́ЗИЯ (от лат. elisio — выталкивание, выпадение) — термин античной поэтики, ритмико-фонетическое явление в стихе, заключающееся в том, что при наличии двух соседних гласных, принадлежащих к двум смежным словам, одна из них сокращается в произношении настолько, что теряет определенную метрическую меру и почти выпадает. Явление Э. наблюдается в современном французском и итальянском стихе. В русском стихе Э. нет. Ср. Синкопа. Квятковский А. П. Эллипс // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 351—352. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3513.htm - 351 - Э́ЛЛИПС, эллипсис (греч. ἔλλειψις — выпадение, опущение), — лингвистический термин, пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося. Э. — явление, широко распространенное - 352 - в бытовой и поэтической речи. Примеры Э. в русской поэзии: Не тут то (было). Море не горит. (И. Крылов) Пороша. Мы встаем, и тотчас (садимся) на коня, (А. Пушкин) Богаты мы, едва (вышли) из колыбели, (М. Лермонтов) В истории он ни бельмеса (не понимает). (А. К. Толстой) Возьми и пиши ему ВЦИК циркуляры! (В. Маяковский «Про это») Кто за рукав, (А. Твардовский) К эллиптическим относятся и такие синтаксические построения, в которых сказуемое выражено междометием, например: Мартышка, в зеркале увидя образ свой, (И. Крылов) Но вдруг сугроб зашевелился, (А. Пушкин) Ср. Апокопа. Квятковский А. П. Эмфаза // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 352—354. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3521.htm - 352 - ЭМФА́ЗА (греч. ἔμφασις — указание; выразительность) — эмоциональное, взволнованное построение ораторской и лирической речи; эмфатическая речь сопровождается соответствующими интонационными приемами. Э. характерна для лирики и почти не встречается в эпических произведениях. Многие стихотворения А. Фета, С. Есенина, В. Маяковского, М. Алигер, В. Тушновой эмфатичны. Вот несколько примеров: Пой же, пой. На проклятой гитаре Не гляди на ее запястья - 353 - Я не знал, что любовь — зараза, Пой, мой друг. Навевай мне снова Ах, постой, Я ее не ругаю. (С. Есенин) Знаешь ли ты, (В. Тушнова) - 354 - В конце поэмы М. Алигер «Зоя» с большой силой выражены чувства Зои Космодемьянской перед казнью; эта часть поэмы построена на Э., вот отрывок: Как морозно! Как светла дорога, Утренняя, как твоя судьба! Нет, еще немного! Нет, еще не скоро... От порога... По тропинке... До того столба... Надо ведь еще дойти дотуда, может быть... Жить... Потом не жить... Что это значит? Видеть день... потом не видеть дня... Это как? Зачем старуха плачет! Кто ее обидел? Жаль меня! Квятковский А. П. Энклитика // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 354—355. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3541.htm - 354 - ЭНКЛИ́ТИКА (от греч. ἐγκλιτικός, букв. — наклоняющийся) — лингвистический термин, безударное слово во фразе или в словосочетании, находящееся позади ударного слова и как бы передавшее ему свое ударение, например: Москва́-река, на́-море, по́д-руку, за́-ногу и пр. В стихах энклитические слова часто входят в объем составных клаузул и рифм, например: Только треск стоял бы до́-неба, (Н. Некрасов) И уже грозил, взвивая трубы за́ небо: — Нами к золоту пути мостите. Мы родим, пошлем, придет когда́-нибудь человек — борец, каратель, мститель! (В. Маяковский) Какими же словами утишишь бо́ль ту, На тысячах мглистых миль, - 355 - Которая мчится, как мчится по́ льду Гонимая ветром пыль? (Н. Асеев) Над родной Москвою вдоль Москва́-реки (М. Светлов) Квятковский А. П. Эпиграмма // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 355—356. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3551.htm - 355 - ЭПИГРА́ММА (греч. ἐπίγραμμα — надпись) — 1) в античной литературе стихотворная (редко прозаическая) надпись на храмах, зданиях, постаментах к статуям, на посуде и т. п., содержащая прославление богов или героев. Позже Э. приобрели самостоятельное значение как малый жанр лирической поэзии — обращение к какому-либо лицу, нравоучительное высказывание, пожелание, восхваление, порицание и пр. В древнегреческой литературе известно свыше ста авторов Э., среди них Платон, Анакреонт, Сафо, Эзоп, Эсхил, Менандр, Асклепиад, Феокрит, Алкей, Мелеагр, Автомедонт, Лукиан, Диоген Лаэртский и многие другие поэты. Культура античной Э. достигла высокого развития, сочетая в себе лаконизм, меткость характеристики, острую мысль, юмор (или сатиру). Вот образцы античной Э.: Жизнь, как без смерти уйти от тебя? Ты приносишь повсюду (Эзоп, 6 в. до н. э., пер. В. Вересаева) По вечерам, за вином, мы бываем людьми, но как только (Автомедонт, 1 в. н. э., пер. М. Грабарь-Пассек) Не мудрено и упасть, если смочен Вакхом и Зевсом. (Дионисий Софист, 1—2 в. н. э., «Пьянице, упавшему Если ты думаешь, что с бородой вырастает ученость, (Лукиан, 2 в. н. э., пер. Ю. Шульца) Если бранишь за глаза, ты этим меня не обидишь; (Аполинарий, 5 в. н. э., пер. Ю. Шульца) В латинской литературе эпиграммистами были такие поэты, как Катулл, Марциал, Тибул, Проперций. Вот латинская Э.: Милая мне говорит: лишь твоею хочу быть женою, (Катулл, 1 в. до н. э., пер. А. Пиотровского) - 356 - 2) В европейской поэзии Э. приобрела характер сатирического жанра, чаще в виде монострофы. Во Франции своими Э. славились Ф. Вольтер, Ж.-Б. Руссо и Э. Лебрен. В России первые сатирические Э. написаны В. Тредиаковским, А. Кантемиром и М. Ломоносовым. Русские Э. первоначально писались александрийским стихом с острой концовкой (пуант). У многих поэтов Э. была не просто остроумной игрушкой, но формой литературной полемики или средством политической борьбы; таковы эпиграммы А. Пушкина, Н. Некрасова, поэтов 60-х годов В. Курочкина, Д. Минаева и др. Пушкин писал: «Благоговею перед создателем Фауста, но люблю эпиграммы». Среди советских поэтов как эпиграммисты известны Д. Бедный, В. Маяковский, А. Безыменский, А. Архангельский, С. Маршак, А. Арго, Н. Адуев, С. Васильев, С. Швецов. Примеры русских Э.: Воспитанный под барабаном, (А. Пушкин, «На Александра I») Толстой, ты доказал с терпеньем и талантом, (Н. Некрасов, «Автору „Анны Карениной“») Здесь над статьями совершают (Д. Минаев, «В кабинете цензора») Все изменяется под нашим зодиаком, (А. Архангельский) Свою книгу «Лирические эпиграммы» С. Маршак написал в духе античных Э.; сатирические миниатюры чередуются в ней с краткими медитациями, например: Дорого во́время время. Ср. Надпись. Квятковский А. П. Эпиграф // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 356. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3561.htm - 356 - ЭПИ́ГРАФ (греч. ἐπιγραφή — надпись) — 1) в античное время надпись на памятнике, на здании. 2) В общеевропейской литературе под Э. разумеется изречение или цитата, поставленные перед текстом целого литературного произведения или отдельных глав его. В Э. содержится основная мысль, развиваемая автором в повествовании. Ср. Мотто. Квятковский А. П. Эпизод // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 357. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3571.htm - 357 - ЭПИЗО́Д (греч. ἐπεισόδιον, букв. — сверх того входящее; вставка, эпизод) — небольшая часть литературного произведения (романа, пьесы, повести), играющая в развитии фабулы определенную структурную роль. Это могут быть поступки персонажей, небольшие происшествия или крупное событие, дающее новое направление фабуле. В больших произведениях фабула строится на сцеплении ряда Э., в небольших — она может основываться на одном отдельном Э. Квятковский А. П. Эпикруза // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 357. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3572.htm - 357 - ЭПИ́КРУЗА (греч. ἐπίκρουσις — задверие, выход) — заключительная часть тактометрического периода, открывающегося анакрузой; Э. начинается последним акцентом в периоде. См. Анакруза, там же примеры. Квятковский А. П. Эпилог // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 357. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3573.htm - 357 - ЭПИЛО́Г (греч. ἐπίλογος — послесловие, подытоживание) — 1) в античной трагедии и комедии — обращение к зрителям в конце пьесы, разъясняющее замысел автора. 2) В современной литературе — заключительная часть произведения, кратко сообщающая читателю о судьбе героев, описанию жизни которых было посвящено все произведение. Противоположное — пролог. Квятковский А. П. Эпистола // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 357. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3574.htm - 357 - ЭПИ́СТОЛА (лат. epistola — письмо) — литературное произведение, обычно стихотворное в форме письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета; как литературный жанр Э. в России существовала в 18 в. Первая русская Э. написана В. Тредиаковским. Известны «Две эпистолы» А. Сумарокова, первая посвящена рассуждениям о русском языке, вторая — о стихотворстве. К Э. относится знаменитое «Письмо о пользе стекла» М. Ломоносова. Квятковский А. П. Эпистолярная форма // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 357. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3575.htm - 357 - ЭПИСТОЛЯ́РНАЯ ФО́РМА — композиционная форма художественных произведений, построенных в виде писем одного лица либо в виде переписки двух или нескольких лиц; таковы «Письма русского путешественника» Н. Карамзина, неоконченный «Роман в письмах» А. Пушкина, написанный блистательным языком, повесть Ф. Достоевского «Бедные люди» и др. Э. ф. — редкое явление в литературе, в последнее время она почти вышла из употребления. К Э. ф. относятся послания и письма. Квятковский А. П. Эпистрофа // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 357—358. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3576.htm - 357 - ЭПИСТРОФА́ (греч. ἐπιστροφή, букв. — вращение) — стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одного и того же слова или выражения в длинной фразе или периоде; в поэзии — словесные повторы в начале и конце строфы или только в конце строф. Например: Свеж и душист твой роскошный венок, Свеж и душист твой роскошный венок, Свеж и душист твой роскошный венок, (А. Фет) - 358 - Свет вечерний шафранного края, Лунным светом Шираз осиянен. ...Тихо розы бегут по полям. (С. Есенин) Квятковский А. П. Эпиталама // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 358. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3581.htm - 358 - ЭПИТАЛА́МА (от греч. ἐπιθαλάμιος — свадебный) — в античной поэтике свадебная лирическая песня, выражающая приветствие новобрачным. Э. оставили после себя Анакреонт и Сафо. В русской поэзии этот жанр встречается чрезвычайно редко. Можно отметить эпиталаму В. Тредиаковского «Стихи эпиталаматические на брак его сиятельства Александра Борисовича Куракина и княгини Александры Ивановны». Среди поэтов 20 в. Э. имеется у И. Северянина; вот первая строфа: Пою в помпезной эпиталаме Квятковский А. П. Эпитафия // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 358—359. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3582.htm - 358 - ЭПИТА́ФИЯ (от греч. ἐπιτάφιος — надгробный) — надгробная надпись, часто в стихотворной форме. Вот, например, латинская Э., написанная Полицианом и вырезанная на плите над могилой знаменитого итальянского художника Филиппо Липпи: Здесь я покоюсь, Филипп, живописец навеки бессмертный, (Пер. А. Блока) Из русских поэтов Э. писали Симеон Полоцкий, И. Дмитриев, К. Батюшков, П. Вяземский, Ф. Глинка и др. Чаще в русской поэзии можно встретить эпиграмматические Э. в шуточной или сатирической форме, например: Не нужны надписи для камня моего, (К. Батюшков) Я пыль в глаза пускал: (Н. Карамзин, «Надгробие шарлатана») - 359 - С увесистой супружницей своей (Н. Щербина, «Эпитафия русскому купцу») Склонясь у гробового входа, (С. Маршак, из Р. Бернса) Ср. Кенотафия. Квятковский А. П. Эпитет // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 359—361. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3591.htm - 359 - ЭПИ́ТЕТ (греч. ἐπίθετον — приложение) — в собственном смысле, образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством выразительного метафорического прилагательного. Как художественную деталь Э. нельзя смешивать с определительными прилагательными. Например, прилагательные «белый снег» или «мягкий снег» будут просто предметными и логическими определениями, но в выражениях «сахарный снег» или «лебяжий снег» прилагательные являются Э., потому что они дают дополнительную, художественную характеристику в виде скрытого сравнения, которое легко угадывается: «снег белый, с блестящими крупинками, как сахар», «снег белый, мягкий и легкий, как лебяжий пух». Некоторые теоретики литературы неправильно придают Э. расширительное значение стилистической фигуры, выражаемой разными частями речи, например глаголом. Между тем Э. — это всегда метафорическое прилагательное, в котором заключен меткий признак сравнения. Само происхождение слова говорит о том, что Э. как часть речи — это прилагательное, но не определительное, а художественное, образное. История Э. и его роль в стилистике еще не разработана, если не считать небольшой фрагментарной работы А. Веселовского «Из истории эпитета», где автор пытается дать классификацию Э., разделяя их на тавтологические (солнце красное, белый свет), пояснительные (столы белодубовые, ножки резвые, добрый конь), метафорические (черная тоска, мертвая тишина, седая земля) и синкретические или т. н. «цветные» (пестрая тревога, розовый стыд, зеленый шум). Во всех его четырех рубриках имеется один общий признак, свойственный Э., это — метафоричность. Наиболее устойчивым оказался термин «постоянный эпитет»; постоянные эпитеты характерны для народной поэзии (поле чистое, море синее, тучи черные, солнце красное) и для эпических поэм Гомера, являющихся результатом народного творчества (светлоокая Афина, розоперстая Эос, Одиссей хитроумный, громоносный Кронион и т. д.). Примеры Э. у Пушкина: Сияньем тощим фонаря В тщеславном тлении кругом А ночью слушать буду я - 360 - Э. у других поэтов: Вдруг животрепетным сияньем (Ф. Тютчев) И серебром облиты лунным, (А. Фет) От весел к берегу кудрявый след бежал. (Он же) Я из твоих соблазнов затаю (И. Анненский) И на севрском фарфоре ржаные (С. Поделков) Иногда роль Э. играют эпитетные местоимения, выражающие превосходную степень какого-либо состояния: Она Тарквинию с размаха (А. Пушкин, «Граф Нулин») Ведь были схватки боевые, (М. Лермонтов) В непостижимом этом взоре (Ф. Тютчев) Звенела музыка в саду (А. Ахматова) И такой на небе месяц, (М. Исаковский) Царь взглянул с такой меланхолией, (А. Вознесенский) В нижеследующем отрывке эпитетные прилагательные выделены, их следует отличать от обычных определительных прилагательных, которые в тексте не подчеркнуты: И там, когда вечерняя заря - 361 - Вершины гор, — пустынная змея (М. Лермонтов) См. Постоянный эпитет. Квятковский А. П. Эпитрит // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 361. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3611.htm - 361 - ЭПИТРИ́Т (греч. ἐπίτριτος — содержащий целое с третью) — семидольная античная стопа, в которой три слога долгие и один краткий. Различаются четыре вида Э. в зависимости от местоположения краткого слога среди долгих: Э. первый , Э. второй , Э. третий , Э. четвертый . Э. противоположен пэану.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |