КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные количественные показатели оценки пассажиропотоков
Пассажиропотоки характеризуются величиной, направлением, составом, устойчивостью и неравномерностью. Величина пассажиропотоков зависит от географического положения и климатических условий бассейна, численности и состава населения, развития промышленности, сельского хозяйства, количества, размеров и комфортабельности пассажирских судов, стоимости и удобств проезда, наличия других видов сообщений, их развитости и надежности и т.д. Направление пассажиропотоков определяет: ü линии их движения сообразно районам тяготения населения к морскому транспорту, а также развитию межгосударственных связей, морского туризма; ü расстояние перевозок, межпортовую корреспонденцию пассажиров; ü соотношение величин прямых и обратных пассажиропотоков, что играет решающую роль в лучшем использовании судов и совершенствовании организации перевозок пассажиров и технических средств. Сведения о составе пассажиропотоков и их внутренней структуре (цель поездки пассажиров, возраст, социальное положение и т.д.) являются определяющими при разработке маршрутов движения, выборе типов судов, их оборудования, организации обслуживания. Устойчивость пассажиропотоков позволяет выявить период, в течение которого сохраняется примерно постоянный состав пассажиров, следующих в определенном направлении. В течение года движение пассажиров неравномерно. Как правило, максимальное количество пассажиров наблюдается в летний период, т.е. с июля по сентябрь, и минимальное - зимой. Степень устойчивости пассажиропотоков обычно определяется процентом распределения объема перевозок по месяцам к итоговым данным за год. При наличии достаточно устойчивых пассажиропотоков, величина, направление и состав которых вызывают необходимость организации постоянного движения судов, создаются регулярные пассажирские линии. Если постоянных пассажиропотоков нет, пассажирские перевозки выполняются периодически, отдельными рейсами в обусловленных направлениях. Динамика изменения пассажиропотоков во времени лучше всего видна при построении кривой их устойчивости. Изменение крутизны кривой позволяет сделать вывод о сезонности пассажирских перевозок и ее масштабе. При анализе работы флота кривая устойчивости пассажиропотока в сравнении с колебаниями количества пассажирских мест, находившихся в обращении в этот период, дает возможность оценить степень удовлетворения спроса населения на перемещение и принять меры по регулированию количества и состава судов, выделенных для работы в регионе. На формирование пассажиропотоков морского транспорта влияет ряд социально-экономических факторов, главными из которых являются: ü размещение производительных сил страны, ü численность и состав населения по отдельным экономическим районам и крупным городам, ü рост материального и культурного уровня населения страны, ü развитие всех видов транспорта. Большое влияние на формирование морских пассажиропотоков оказывают также состав пассажирского флота, технико-эксплуатационные характеристики судов (в особенности скорость и комфортабельность) и организация их движения. Важную роль в расчетах перспективных пассажиропотоков играет выявление потребностей населения в морском транспортном обслуживании. Общим показателем, характеризующим потребность населения в передвижении, является коэффициент подвижности (число поездок или пассажиро-миль в год, приходящихся на одного жителя). Он отражает фактическую потребность населения в транспортных услугах и в своей динамике позволяет прогнозировать объемы перевозок на перспективу. Неравномерность пассажиропотоков рассматривают по параметрам: - времени - за год по месяцам, за месяц по декадам, неделям или суткам, за день по часам суток; - удаленности от начального пункта; - направлений - прямого и обратного. Неравномерность пассажиропотока по времени является следствием социальных и природных явлений, которые определяют, различные величины подвижности населения в осенне-зимний и весенне-летний периоды. Для перевозок пассажиров транспортным флотом характерна сезонная неравномерность, т.е. по времени года. Для пассажиропотоков, обслуживаемых местным флотом, характерна неравномерность по периодам года, дням недели и часам суток. Она зависит от времени начала и окончания работы предприятий, культурно-бытовых учреждений, баз отдыха и т.д. и существенно изменяется в нерабочие и праздничные дни. В большинстве бассейнов в осенне-зимний период транспортный и местный пассажирский флот сокращает деятельность из-за неблагоприятных погодных, ледовых и других метео- и навигационных условий, в которых пассажирские перевозки вынужденно переключаются на другие виды транспорта или прерываются вообще. Неравномерность пассажиропотоков в зависимости от удаленности от начального порта, т.е. в пространстве, выражается в убывании их от начального порта к конечному и наоборот. Неравномерность в пространстве характерна для местных линий. На дальних линиях эта неравномерность имеется в меньшей степени. Неравномерность пассажиропотоков по направлениям в отличие от грузопотоков является незначительной. Поэтому пассажиропотоки по направлениям считаются уравновешенными, т.е. близкими по величине на отдельных участках линии в прямом и обратном направлениях. Некоторая разница в пассажиропотоках прямого и обратного направлений получается за счет того, что часть пассажиров возвращается другим видом транспорта. Для определения коэффициентов неравномерности пассажиропотоков применимы известные формулы (3.1) и (3.5). Число необходимых отходов по вариантам будет различаться за счет группировки пассажиропотоков:
(3.1)
где - суточный коэффициент неравномерности отправления пассажиров; - максимальное суточное отправление пассажиров из начального или промежуточного порта линий.
Общие затраты времени пассажиров на поездки определяются как:
(3.2)
где - количество отправленных пассажиров; - продолжительность поездки одного пассажира между конечными портами; - количество пассажиров, имеющих пересадку с одной линии на другую; - затраты времени на пересадку пассажира, включающие время самой операции и ожидания пересадки.
В свою очередь продолжительность поездки одного пассажира между конечными портами определяется по формуле:
(3.3)
где , - время в начальном и конечном портах поездки; - ходовое время; - время стоянки в портах (стояночное время);
Среднее время поездки одного пассажира можно получить по формуле:
(3.4)
Для лучшего варианта схемы общие затраты времени и среднее время поездки будут иметь, как правило, минимальное значение. В качестве критериев оптимальности в данном случае принимают: - производительность одного пассажирского места, - общие эксплуатационные расходы, - себестоимость перевозок и др. Показатель производительности определяется по формуле:
(3.5)
Лучшему варианту схемы линий в этом случае соответствует максимальное значение показателя производительности. Пассажиропотокам присущ специфический характер их неравномерности, который оказывает существенное влияние на результаты решения вопросов организации пассажирских перевозок.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 3161; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |