КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ю.В. Михайлова 27 страница
Квятковский А. П. Эпифора // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 361. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3612.htm - 361 - ЭПИ́ФОРА (греч. ἐπιφορά — повторение) — стилистическая фигура, противоположная более часто встречающейся в поэзии анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания, например: Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А. Блок) Ну, а я... Иду дорогой, А я и тут. Там жених с невестой ждут, — А я и тут. Там младенца берегут, — а я и тут. (А. Твардовский, «Страна Муравия») К категории Э. может отнести тавтологическую рифму и редиф. Квятковский А. П. Эпод // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 361. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3613.htm - 361 - ЭПО́Д (греч. ἐπῳδός) — в античной трагедии заключительная часть песни, исполнявшейся хором после ряда строф и антистроф. В подражание античной структуре французский писатель 18 в. Дени Дидро написал дифирамб «Элевероманы, или одержимые свободой», в котором периодически чередуются строфа — антистрофа — эпод. В европейской поэзии Э. называется иногда лирическое стихотворение в форме двустиший, причем второй стих короче первого. Квятковский А. П. Эпопея // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 361. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3614.htm - 361 - ЭПОПЕ́Я (греч. ἐποποιΐα, от эпос и ποιέω — творю) — название большого по размерам художественного произведения эпического характера. Темой для Э. служат преимущественно значительные исторические события в жизни народа (см. Эпос). Квятковский А. П. Эпос // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 361—362. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3615.htm - 361 - Э́ПОС (греч. ἔπος — повествование, рассказ, история) — один из трех основных родов поэзии (эпос, лирика, драма), литературно-художественное произведение объективно-повествовательного характера. В собственном специфическом смысле Э. называются преимущественно древние сказания. Таковы гомеровские поэмы «Одиссея» и «Илиада», древнейший ирландский Э. (саги), германский Э. «Песнь о Нибелунгах», скандинавский Э. «Эдда», французский героический - 362 - Э. «Песнь о Роланде», испанская «Песнь о моем Сиде», англо-саксонский Э. «Беовульф», финский Э. «Калевала» и пр. Изучив народные стихотворные баллады северной Ирландии, Джемс Макферсон в 18 в. написал свои знаменитые подделки под народную поэзию «Песни Оссиана». По мотивам индейских сказаний американский поэт Г. Лонгфелло (19 в.) создал эпическую «Песнь о Гайавате». В русской литературе к категории Э. в собственном смысле относятся такие произведения, как «Слово о полку Игореве», «Задонщина», народные былины, исторические песни, дружинный эпос, воинская повесть, сказки, легенды и пр. В советскую эпоху произведена огромная работа по собиранию и изданию русских народных былин, по записям и изданию Э. национальных советских литератур (киргизский монументальный Э. «Манас», казахские былины, калмыцкий «Джангар», ойротский Э. и др.). В расширительном смысле к Э. относятся такие произведения индивидуального творчества, как роман, повесть, сказка, рассказ. Квятковский А. П. Эхо-рифма // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 362. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3621.htm - 362 - Э́ХО-РИ́ФМА — рифмующиеся в стихах парные слова, из которых второе, обычно односложное или двусложное, полностью повторяет последний или два последних слога первого, например: Бахают бомбы у бухты. ... Ух, ты! Крепок удар днепростроевской вахты. ... Ахх, ты! Запад, услышь! Неужели оглох ты? ... Охх, ты! Эхо звенит переливами флейты... ... Эй, ты! Ну-ка, держись, мировые Детройты! ... Ой, ты! (А. Безыменский) Квятковский А. П. Юмореска // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 362—363. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3622.htm - 362 - ЮМОРЕ́СКА (нем. Humoreske, от англ. humour — юмор) — небольшое по размерам шуточное произведение в прозе или стихах. Из русских писателей мастера Ю. — И. Горбунов, молодой А. Чехов, в стихах — Д. Минаев, В. Курочкин. Ю. встречаются у поэтов-классиков — у А. Пушкина, В. Маяковского («Тучкины штучки», «Ничего не понимают», «Военно-морская любовь»). Примеры Ю.: Глухой глухого звал к суду судьи глухова. (А. Пушкин) Вошел в парикмахерскую, сказал — спокойный! - 363 - «Сумасшедший», (В. Маяковский, «Ничего не понимают») Квятковский А. П. Ямб // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 363—366. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3631.htm - 363 - ЯМБ (греч. ἴαμβος) — в античной метрике трехдольная стопа о двух слогах, из них первый слог краткий, а второй долгий . Происхождение названия стопы объясняется различно. По одной версии эта стопа получила название от Ямба, сына нимфы Эхо и бога Пана; по другой — от имени мифической царской служанки Ямби, которая пела опечаленной богине Деметре веселые песни, построенные на энергичном, ямбическом размере. Первоначально в древней Греции ямбическим размером сочинялись только сатирические (ругательные) стихи, почему и поэзия разделялась на два основных рода — героическую и ямбическую. Аристотель считал античный трехдольный Я. наиболее простым разговорным метром. Я. писали Архилох, Симонид, Гипполакс Эфесский. 2) В общеевропейскую поэзию имитированный Я. вошел как двудольная (из двух слогов) стопа с ударением на втором слоге . Первое упоминание о Я. в русской литературе мы находим в книге М. Смотрицкого «Грамматика...», изданной в 1619 г.; но как термин поэтики, относящийся к определенному стихотворному размеру, Я. начал фигурировать в России лишь после теоретических работ В. Тредиаковского. У русских силлабистов нет стихотворений, написанных ямбическим размером. Первые ямбические стихи в России (четырехстопный ямб) принадлежат В. Тредиаковскому (примеры см. в конце статьи Реформа Тредиаковского), лишь после этого М. Ломоносов написал свою ямбическую оду на взятие турецкой крепости Хотин. Из ямбических размеров самый излюбленный в русской поэзии — четырехстопный Я. Можно сказать, что 80—85 процентов всех русских стихов написаны четырехстопным Я. Широчайшая популярность этого размера в нашей поэзии объясняется не столько ритмической емкостью его формы, приноровленной к русской поэтической речи, сколько традицией массового систематического его употребления первыми большими русскими поэтами — М. Ломоносовым, В. Петровым, Г. Державиным, а затем Е. Баратынским, А. Пушкиным. В 18 и начале 19 вв. популярен был шестистопный ямб с его торжественным плавным ритмом. Пятистопный Я. менее принят в русской лирике, зато он стал каноническим размером (без рифм) для театрального стиха (исключения — трагикомедия «Горе от ума» А. Грибоедова и драма «Маскарад» М. Лермонтова, написанные вольным стихом); пятистопный Я. применяется в стихотворениях твердой строфико-композиционной формы, как, например, сонет, октава и др. Относительно редко встречается трехстопный Я. (главным образом у поэтов первой трети 19 в.). В стиховедческой литературе наиболее разработана теория четырехстопного Я. (исследования А. Белого, Б. Томашевского, Г. Шенгели). Одностопных и двустопных Я. нет, ритмологически они невозможны: иллюзия одностопности или двустопности создается укороченной системой рифмовки. Так, например, В. Брюсов ошибочно считал одностопными ямбами свои амфибрахические строки: И ночи — короче, и тени — светлей, Это произошло, вероятно, потому, что если записать эти стихи раздельными строками по признакам рифм, то зрительно получится: И ночи — Трехстопный Я. фактически является четырехкратным четырехдольником вторым:
Обычный русский четырехстопный Я. — это трехкратный четырехдольник четвертый с тремя метрическими акцентами в периоде — два на слогах и один на паузной эпикрузе, его контрольный ряд | | | . Каждый стих четырехстопного ямба заканчивается структурной паузой — трехдольной при наличии женской рифмы и четырехдольной при мужской рифме: Для бере|го́в отчизны | да́льной /\ /\ | /\ В час незаб|ве́нный, в час пе|ча́льный /\ /\ | /\ (А. Пушкин) Если бы все ячейки контрольного ряда были сплошь заполнены слогами, то трехкратный четырехдольник четвертый принял бы форму шестистопного ямба с мужскими рифмами: Весенней | я́блони, в не|та́ющем сне|гу́, (И. Северянин) Пятистопный Я. — это трехкратный четырехдольник второй: Под | елью изну|ренной и гро|моздкой, /\ (Б. Корнилов) Шестистопный Я. — это, как правило, шестидольник второй с односложной анакрузой: Поэт! не дорожи | любовию народной: (А. Пушкин) Но иногда в результате особого порядка ударных слогов в первой половине стиха шестистопный Я. с мужскими и женскими рифмами обращается в четырехкратный четырехдольник четвертый; трехсложная анакруза здесь атонируется: В крылатом | до́мике вы|со́ко над зем|ле́й, /\ /\ /\ | /\ (Н. Заболоцкий) Хотя введение ямбических размеров в русскую поэзию связывается обычно с реформой Тредиаковского — Ломоносова, но русская народная поэзия, независимо от каких бы то ни было влияний запада или русской книжной поэзии, выработала свои самобытные стихотворные размеры, среди них имеется размер, формально близкий к четырехстопному Я. (четырехдольник второй): За|ря, заря ве|черняя, Подобным стихом написана поэма Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Ср. Частушка, Четырехдольник, Шестидольник.
Квятковский А. П. Ямбо-хорей // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 366. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3661.htm - 366 - ЯМБО-ХОРЕ́Й — см. Антиспаст. Квятковский А. П. Ямбы // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 366. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3662.htm - 366 - Я́МБЫ — жанр сатирических стихотворений в античной литературе, написанных ямбическими размерами (Архилох, Симонид и др.). Во Франции в начале 19 в. сатирическую книгу «Ямбов» написал Огюст Барбье (в подражание античным сатирикам). В русской поэзии известны «Ямбы» А. Блока, цикл философско-политической лирики.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |