Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 1.4 1 страница




2. Механизм реализации прав и свобод человека

Потенциал прав и свобод личности может быть реализован ли тогда, когда для этого существуют необходимые условия политического, экономического, нравственного, организационного и ин го порядка. Процесс реализации прав и свобод регулируется особь механизмом, который включает в себя систему юридических норм, гарантирующих правореализацию, то есть деятельность властных структур и активное поведение самого индивида по материализаци своих субъективных прав, достижению закрепленных этими правам благ и социальных ценностей.

Однако законодательство не может удовлетворить всех запросов граждан и учесть многообразие явлений общественной жизни, влияющих на эффективность реализации ими своих субъективны прав. Более того, даже регламентированные правовые нормы не всегда реализовываются в полном объеме вследствие ослабления системы гарантий, злоупотреблений со стороны должностных лиц и других непрогнозируемых издержек. Имеются в виду такие негативные явления, как бюрократический произвол, некомпетентность чиновников, межнациональные конфликты, бессилие власти, нарушения законности и др.

Основными формами реализации прав являются:

 

1. Использование правовых норм, то есть добровольные активные действия граждан по реальному приобретению благ, содержащихся в закрепленных этими нормами правах. Оно может осуществляться по собственной инициативе (свобода слова, вероисповедания), с помощью других субъектов (консультантов, адвокатов), а также в процессуально— процедурном порядке (например, получение паспортов, виз, политического убежиша, водительских прав прав).

2. Исполнение — отправление индивидом своих юридических обязанностей, заключающееся в совершении предусмотренных законом действий.

3.Соблюдение — пассивное поведение гражданина, обязанного не нарушать своими действиями установленных законом правовых запретов.

4. Применение — действия властных структур, обязанность которых защищать интересы граждан путем использования норм, закрепляющих их права.

Реализация прав и свобод сопряжена с использованием, управомочивающих, обязывающих и запрещающих норм. Из них наиболее употребимыми являются управомочивающие нормы, которые предоставляют обладателю прав возможность свободного выбора времени, путей и средств их реализации.

Например, используя свое конституционное право на труд, гражданин сам выбирает профессии и место работы.

Обязывающие нормы предписывают лицу точно и в полном объеме выполнять свои обязанности, например, отбывать воинскую повинность, сохранять окружающую среду.

Запрещающие нормы предписывают гражданину запрет тех действий, которые не угодны государству и не отвечают интересам его граждан.

Следует отметить, что реакция государства на отклонения от исполнения тех или иных норм неодинакова. Так, при не использовании гражданином своих прав оно остается безучастным, в то время как в случаях нарушения им обязывающих или запрещающих норм, к нарушителям применяются принудительные меры.

Реализация права имеет свои границы. Она не должна нарушать права и свободы других людей, не должна сопровождаться экстремальными действиями по насильственному изменению конституционного строя, разжиганием расовой вражды, призывали к межнациональным конфликтам и др.

Принципами реализации являются простота использования прав, обеспеченность социально-экономическими, политическими и правовыми гарантиями, экономия времени и средств, эффективность процесса реализации.

3. Социально-правовая защита граждан

Важной составляющей механизма реализации субъективных прав и свобод является социально-правовая защита граждан. Это комплекс мер идеологического, юридического и социального характера, направленных на поддержание в государстве порядка и условий для нормальной жизни и деятельности населения.

Речь идет о гарантиях, обеспечивающих реальное использование гражданами своих прав. Без этих гарантий, провозглашенных законом, права и свободы не могут быть реализованы.

Обычно рассматриваются две группы гарантий:

1. Общесоциальные.

2. Юридические.

К общесоциальным относятся экономические, политические идеологические гарантии.

Экономические- отражают социальную политику в сфере и исполнения хозяйственных функций государства. На первый план здесь выступает задача создать гражданам условия для достойной жизни и благосостояния.

Эти условия определяются величиной материальных богатств общества, национального дохода, уровнем развития производительных сил, всех форм собственности, темпами роста производительности труда, наличием пенсионных и иных фондов.

Политические гарантии включают в себя состояние демократических институтов и форм, реальное использование гражданами своих прав и свобод, суверенитет и всевластие народа, свободу выборов, политический плюрализм, равноправие партий и политически; организаций, приоритет личности на основе верховенства права.

Идеологические (духовные) гарантии состоят из культурного научного и творческого потенциала общества, отсутствия или наличиярассовой, национальной и религиозной розни, общественного и индивидуального правосознания нравственных установок граждан, идеологического многообразия.

Рассмотренные выше социальные гарантии являются важным фактором, обусловливавшим действенность социально- правовой защиты прав и свобод граждан. Однако сам по себе этот фактор без юридической поддержки не может обеспечить использование указанных прав. Необходимы юридические гарантии, то есть законодательно закрепленные средства и меры обеспечения реализации субъективных прав и свобод.

Юридические гарантии можно разделить на две группы:

1. Гарантии использования гражданами своих прав и свобод.

2. Гарантии защиты (охраны) прав и свобод.

Первая группа гарантий включает в себя все политико- правовые принципы государства, то есть верховенство закона, разделение властей, приоритет личности, а также системы правовых норм, закрепляющих права и свободы граждан.

В этих нормах конкретизируется и уточняется содержание тех ли иных прав, определяются субъекты, то есть круг лиц, обладателей этих прав, порядок, пути, способы и пределы их использования, органы и должностные лица, которые обязаны содействовать реализации прав и свобод, их полномочия.

Вторая группа предполагает защиту (охрану) прав и свобод в случаях их незаконных нарушений или угрозы нарушения. Юридической базой для этого вида гарантий служит провозглашенное Конституцией Российской Федерации право граждан на защиту своих нрав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, вплоть ДО самозащиты (необходимой обороны, крайней необходимости).

При любых посягательствах граждане могут требовать вмешательства компетентных структур или их представителей для защиты их чести, достоинства, жизни, здоровья и имущества. Такими структурами являются, прежде всего, органы исполнительной власти. Они должны создавать организационные и материальные условия для осуществления гражданами своих прав и свобод.

Участие граждан в обеспечении субъективных прав и свобод выражается в подаче жалоб, заявлений и предложений. Отличие первых двух способов от третьего заключается в том, что целью жалоб и заявлений является устранение незаконно нарушенных личных прав, а предложения содержат пути улучшения деятельности тех или иных государственных или общественных структур.

 

Юридические гарантии предусматривают использование как методов убеждения, так и принуждения.

 

Метод убеждения базируется на демократических идеях государства и представляет собой комплекс идеологических, воспитательных и поощрительных мер, которые осуществляются правоохранительными органами с целью выработки у граждан стойких стимулов к осмысленному правомерному поведению, отказу от противоправной деятельности и строгому соблюдению законов, регулирующих отношения в административно- правовой и уголовно- правовой сферах.

 

Важной составной частью метода убеждения является осуществление мероприятий по правовому воспитанию граждан. Его цель состоит в повышении общей правовой культуры, формировании правильных поведенческих устоев, разъяснении положений отдельных нормативных актов, принципов законной самозащиты, характер ответственности.

 

Метод убеждения имеет свои особенности. В частности, он применяется не только в отношении всего населения, но и, главным образом, в отношении лиц, склонных к совершению правонарушений. На практике эта работа встречает определенные сложности, связанные с тем, что идеологическое воздействие на рассматриваемый контингент происходит в условиях ограничения прав и свобод, тлетворного влияния сообщников и рецидивистов, болезненной ломки порочных взглядов и ценностных ориентаций.

 

Элементы воздействия на таких лиц базируются на формировании в их сознании того, что в случае правонарушений к ним могут быть применены правовые санкции в виде острых форм юридического принуждения.

 

Эффективным средством убеждения является гласность, честный диалог с населением, информация о состоянии правопорядка. Хорошие результаты достигаются путем встреч и бесед с населением, причем такие контакты должны осуществляться не только на уровне социальных групп, но и в индивидуальном порядке.

 

Метод принуждения- это способ воздействия, при котором приоритет принадлежит мерам принудительного характера.

 

Он заставляет граждан подчиняться установленному правопорядку и сообразовывать свое поведение с интересами общества. Такое подчинение лица воле государства происходит не на добровольных началах, а в своей основе имеет страх перед неблагоприятными последствиями, которые могут наступить в случае невыполнения тех или иных предписаний.

 

Следует отметить, что принуждение не преследует цель причинить лицу физическое или духовное страдание, ущемление его прав и свобод, но в своей основе содержит элемент кары и, в определенной степени, влечет известные ограничения свободы выбора поступков.

 

В некоторых случаях ограничения личных прав и свобод является правомерным, независимо от того, имеются ли правонарушения. Это делается в целях предотвращения правонарушений лбо в целях обеспечения безопасности людей (например, принудительное переселение граждан при эпидемиях).

 

Вместе с тем, применение принудительных мер допускается лишь в строгом соответствии с правовой нормой, причем такое применение должно быть не только законным, но и целесообразным и строго индивидуальным.

 

Важным элементом юридических гарантий прав и свобод являются средства их охраны. К ним относятся надзор и контроль за поведением граждан, выявление среди них нарушителей этих прав с целью применения к ним мер юридической ответственности.

 

Под юридической ответственностью следует понимать средство правового воздействия на правонарушителя, которое выражает осуждение его действий государством и обществом.

 

Такими средствами являются меры уголовно-правого, административного, гражданско- правового и дисциплинарного характера, применяемые компетентными органами власти.

 

Однако этим не исчерпывается государственная гарантия беспрепятственной реализации гражданами своих прав. Резкой негативной реакции подвергаются любые ограничения или нарушения прав и свобод человека, допущенные должностными лицами органов государственной власти и государственного управления.

 

4. Порядок обжалования действий должностных лиц, нарушающих права и свободы личности

Укрепление правопорядка, защита человека от преступных посягательств наиболее болезненная проблема современного российского общества. Она усугубляется обострением кризисных явлений экономике и духовно нравственной сфере, дефицитом общественной личной безопасности граждан, снижением авторитета власти. Важно иметь в виду, что авторитет государственной власти тем выше чем полнее она учитывает интересы народа, а меры государственного принуждения соответствуют интересам населения, удовлетворению его социальных благ.

Инструментом государственной власти являются исполнительные органы, которые обязаны не только охранять права и свободы граждан и бороться с их нарушителями, но и восстанавливать нарушенные права. Для этого они обладают соответствующими полномочиями и средствами.

Обеспечение прав и свобод личности в сфере исполнительные власти следует рассматривать как деятельность государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан целью создания оптимальных условий для неуклонной реализации правовых предписаний, направленных на осуществление прав и свобод. Основным гарантом защиты законных интересов граждан является Президент Российской Федерации. Ему подотченено Правительство, которое призвано осуществлять меры по защите суверенитета страны, ее независимости, государственной целостности, охране собственности, общественного порядка, уважения к правам личности.

Взаимоотношения гражданина и исполнительной власти опосредствуются системой юридических прав граждан и их обязанностей. Режим этих взаимоотношений создает юридические условия. для применения мер государственного принуждения, установления запретов, привлечения к ответственности лиц, нарушающих российские законы.

Выступая в отношениях с государством в качестве правомочной стороны, гражданин обязан выполнять или соблюдать правила, предусмотренные правовыми нормами. В то же время он вправе требовать от исполнительной власти обеспечения реализации своих прав и защиты от любых посягательств Поэтому обращениям граждан к исполнительной власти по их своевременному и объективному разрешению придается особое значение.

Об этом свидетельствует и тот факт, что Указом Президента РФ от 7 марта 1996 года было образовано Главное управление его администрации по вопросам конституционных прав граждан, целью которого является рассмотрение заявлений и жалоб граждан, восстановление их нарушенных прав.

Следует иметь в виду, что обязанности органов исполнительной власти по реализации прав и свобод граждан находят закрепление не только в законодательных актах, но и в нормативных документах управления органов исполнительной власти.

Доминирующая роль юридических гарантий в охране прав и свобод личности принадлежит институту обжалования. Суть последнего заключается в том, что инициатива в защите прав принадлежит самим гражданам. Они могут обращаться с жалобами и заявлениями на действия должностных лиц. для этого государством создана специальная система рассмотрения и разрешения жалоб и заявлений, в которую включены:

1. Административный порядок обжалования.

2. Судебный контроль.

3. Прокурорский надзор.

Такая система гарантий вытекает из факта разделения властей, что позволяет обеспечить социальные условия жизни, при которых каждый человек может рассчитывать на предсказуемость последовательность и справедливость принимаемых государственных решений.

Административный порядок обжалования в основном относится к сфере исполнительной власти. Ее деятельность по рассмотрению и разрешению жалоб граждан следует считать как функцию государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по созданию оптимальных условий для неуклонной реализации правовых предписаний, направленных на осуществление прав и свобод человека.

Административный порядок обжалования является частью внутриведомственного контроля решений и действий органов исполнительной власти. Его задача заключается в наиболее полной защите прав и свобод граждан. Но даже в тех случаях, когда вышестоящий орган, куда подана жалоба, не удовлетворил гражданина, он в праве обратиться в суд.

Законом РФ «Об основах государственной службы РФ» от З июля 1995 года определен порядок подачи и разрешения жалоб. Установлено, что они подаются в вышестоящий орган, причем категорически запрещается переадресовывать их в тот орган, действия которого обжалуются. Срок рассмотрения жалобы определен в 15 дней. При необходимости дополнительной проверки, срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц с обязательным извещением лица, подавшего жалобу, о принятом решении.

Социальное положение как субъект многообразных правоотношений предопределяет правовой статус гражданина. Это положение включает в себя организационные и материальные условия для осуществления человеком его конституционных прав и свобод.

Правовое государство должно опираться на четко действующий механизм взаимной ответственности государственной власти и личности за исполнение возложенных друг перед другом обязанностей. Тем самым наиболее эффективно реализуется одна из важнейших форм охранительной функции — правовой, юридической ответственности.

Можно констатировать, что фактов нарушений гражданами своих конституционных обязанностей великое множество. Они имеют место в различных сферах жизни общества, что влечет за собой юридическую ответственность. Однако, в рамках исследования проблемы обжалования, наш интерес представляет негативная деятельность органов государственного управления, с которой сталкиваются граждане в процессе реализации своих конституционных прав и свобод.

О фактах произвола и беззакония на всех уровнях властны структур свидетельствуют многочисленные факты, которые постоянно озвучиваются средствами массовой информации. Более того, бюрократизме и коррумпированности государственного аппарат неоднократно заявляли представители различных политических партий, высшие должностные лица и даже Президент РФ в послании «О действенности государственной власти в России».

Наиболее отрицательные последствия имеют место в тех случаях, когда права граждан нарушают исполнительные органы, задаче которых является защита этих прав от любых посягательств. Особенно опасной формой нарушений следует признать ту, в которой участвуют руководители властных структур. Злоупотребление властью с их стороны причиняет не только вред гражданину, но и являет собой пример для подражания со стороны подчиненных, порождает нигилизм, неверие граждан в силу российских законов.

Во многих случаях государственные органы и их должностные лица не считают себя обязанными выполнять законы; не устранена практика издания этими органами нормативных актов, противоречащих Конституции РФ и другим законам страны. Имеют место попытки подорвать действенность законов их неверным толкованием.

Эффективность действий исполнительной власти может быть обеспечена при условии выполнения следующих требований:

1. Должны быть четко определены полномочия органа исполнительной власти, принципы взаимоотношений этого органа с гражданином, определен комплекс мер по обеспечению реализации и защиты субъективных прав гражданина.

2. Акты управления должны быть изданы в пределах компетенции данного органа. В противном случае акт может быть признан недействительным по протесту прокурора, решению суда или вышестоящего исполнительного органа.

З. Нормативный акт должен быть издан в установленном порядке и по той форме, которая предусмотрена соответствующим приказом или инструкцией.

4. Нормативные акты высших государственных органов, а также затрагивающих права и свободы граждан, должны быть опубликовав официальных изданиях и предварительно зарегистрированы в

Министерстве юстиции РФ.

Механизм правового регулирования обязанностей органов управления по обеспечению прав и свобод граждан не единственный способ их защиты. Важное место отводится институту ответственности государства и его органов перед гражданином в случаях нарушения его прав и свобод и возмещения причиненного ему вреда. При этом закон обязывает определить имущественную, гражданскую ответственность перед потерпевшим. Убытки в этих случаях подлежат возмещению Российским государством, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

Возмещению подлежат: заработок и другие трудовые доходы лица, которых он лишился, имущество, конфискованное, изъятое, взысканное, обращенное в доход государства, суммы выплаченные гражданином за оказание юридической помощи для возмещения судебных издержек, а также иные суммы, истраченные в связи с законными действиями. Подлежат восстановлению также пенсионные, трудовые, жилищные и иные права гражданина.

Федеральным законом РФ от 31 июля 1995 года «Об основах государственной службы РФ» за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим своих служебных обязанностей (служебный проступок), наряду с гражданской ответственностью, установлены административные взыскания в виде выговора, строгого выговора, предупреждения о неполном соответствии, увольнения со службы.

Более серьезные случаи нарушения прав гражданина (например, законодательства о труде, незаконное изъятие паспортов) предусматривают административную ответственность.

Целый ряд составов преступлений, посягающих на права и свободы человека в сфере исполнительной власти, содержится в Уголовном кодексе РФ (УК РФ). Действия должностных лиц, которые повлекли тяжелые последствия в виде незаконного привлечения к уголовной ответственности, заключение под стражу, осуждение должны влечь за собой не только меры уголовного наказания, но и компенсацию, которая требуется для восстановления нарушенных прав.

Административный порядок рассмотрения обладает тем преимуществом, что решение по жалобе может быть вынесено немедленно или в более короткие сроки. Соответственно, оперативнее устраняются ошибки нижестоящих исполнительных звеньев и восстанавливаются нарушенные ими права граждан. К недостаткам можно отнести возможность необъективности решения по делу, обусловленного узковедомственными интересами и стремлением покрыть действия своих подчиненных.

Судебный контроль. Среди всех видов контроля наиболее универсальным и действенным является судебный контроль. Он осуществляется по нескольким направлениям.

Во-первых, в процессе разбирательства уголовных и гражданских дел, когда проверке подвергается законность действий государственных органов и должностных лиц, в том числе органов внутренних дел.

 

Во-вторых, в процессе разрешения народным судьей единолично некоторых категорий дел об административных нарушениях — путем проверки законности и обоснованности привлечения лица к административной ответственности и применения к нему мер административного принуждения.

Однако самым эффективным способом восстановления нарушенных прав человека является рассмотрение судами жалоб на действия исполнительных органов и должностных лиц, превышающих свои полномочия, ущемляющих или нарушающих права граждан. Наличие двух других ветвей власти нисколько не влияет на справедливость и обоснованность судебного решения. Тем более что такая независимость регламентируется ч.2 ст. 46 Конституции РФ, которая устанавливает, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления могут быть обжалованы в суд. Судебному контролю подлежат как единоличные, так и коллегиальные решения исполнительной власти.

Существование двух ветвей власти и двух способов обжалования незаконных решений и действий дает возможность выбора этих способов. За последние годы приоритет получает обжалование в судебном порядке, что обеспечивает беспристрастность и объективность решения, подчинение только требованиям закона, строгая регламентируемая процедура рассмотрения дел.

Гражданин вправе выбирать суд по своему усмотрению по территории, где находится орган, нарушивший его права, либо по месту жительства.

Суды общей юрисдикции рассматривают жалобы на любые действия, кроме тех, которые отнесены к компетенции Конституционного суда или требуют иного порядка рассмотрения. При этом бремя доказывания законности своих действий лежит на органе, в отношении которого подана жалоба. Гражданин доказывает лишь факт нарушения его прав.

Предельные сроки его обращения с жалобой в суд составляют три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, и один месяц — со дня получения письменного уведомления об оставлении его жалобы без удовлетворения, либо со дня истечения месячного срока после подачи жалобы.

По жалобам граждан о незаконности осуществленных против них оперативно-розыскных действий, либо ознакомлении их со сведениями, полученными в отношении их частной жизни, суд вправе запросить эти сведения у органа спецслужбы или предложить последнему исполнить требование лица, подавшего жалобу.

Рассмотрение жалоб в суде производится по правилам гражданского судопроизводства. По выявленным недостаткам и нарушениям выносится частное определение, и предлагаются меры по восстановлению нарушенных прав. В случае если решение суда не удовлетворяет заявителя, то он имеет право обжаловать его в кассационном порядке.

Судебная защита является наиболее универсальным механизмом охраны прав и свобод граждан. Однако этот вид контроля, по ряду причин, используется недостаточно интенсивно. Высокий уровень судебной пошлины, цен на адвокатские услуги, недостаточная юридическая грамотность населения и перегруженность судов текущими делами, делают недоступным широкое использование этого средства защиты малообеспеченным гражданам.

Прокурорский надзор. Важным органом, обеспечивающим защиту субъективных прав и свобод личности, является прокуратура. Это единственный орган, который оказывает бесплатную правовую помощь гражданам и наиболее оперативно разрешает основную массу обращений граждан по устранению беззаконий и восстановлению нарушенных прав.

Функции прокуратуры в уголовном процессе весьма специфичны. Их особенность заключается в том, что, будучи органом государственной власти, прокуратура призвана осуществлять надзор за законностью действий любых других властных структур и должностных лиц, удерживая их от нарушений законных прав и свобод российских граждан. В то же время контролю подвергаются и действия граждан по выполнению ими обязанностей, возложенных на них законодателем.

При обнаружении в действиях граждан признаков преступлений прокурор вправе сам возбудить уголовное производство, либо передать дело в любой орган предварительного расследования. Он активно участвует в рассмотрении дел судами и поддерживает в них государственное обвинение.

Вместе с тем, как орган общего надзора за соблюдением законности, прокурор пристально следит за тем, чтобы исполнительные органы точно соблюдали закон и не нарушали права и свободы граждан. Усмотрев, в действиях исполнительных органов и должностных лиц ограничения или нарушения Конституционных прав человека, прокурор приносит протест на незаконные действия и правовые акты и привлекает виновных к административной или уголовной ответственности.

В рамках выполнения функции по надзору за законностью действий исполнительной власти прокурор имеет широкие права, в частности:

а) рассматривает заявления, жалобы и сообщения о нарушении прав человека органами власти, принимает меры по предупреждению и пресечению этих нарушений и привлечению виновных к ответственности;

б) разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав. По гражданским делам, если пострадавший сам не в состоянии отстаивать свои права, прокурор может предъявить и поддержать гражданский иск в суде;

в) передаст на рассмотрение вышестоящих инстанций материалы о нарушении прав человека исполнительными органами и должностными лицами;

г) возбуждает уголовные дела, если в действиях проверяемых органов или должностных лиц усматриваются признаки преступления;

д) принимает меры к устранению нарушений, привлечению виновных к ответственности и возмещению ими нанесенного гражданам материального или морального ущерба.

Протесты прокурора на акты, нарушающие права и свободы человека, рассматриваются соответствующими исполнительными органами в течение 10 дней, и результат сообщается прокурору.

Представление об устранении нарушений подлежит безотлагательному рассмотрению, а меры принимаются в течение 1 месяца. За невыполнение требований прокурора с виновных взимается штраф.

Такое же наказание получает и должностное лицо за неявку к прокурору, а в некоторых случаях оно может быть привлечено к уголовной ответственности.

Необходимо отметить, что значение прокуратуры, как органа защиты прав и свобод личности, определяется еще и тем, что она является единствен1iым учреждением, оказывающим бесплатную правовую помощь гражданам и наиболее оперативно разрешающая основную массу обращений граждан.

В тех случаях, если внутри государственные средства исчерпаны включается механизм международных гарантий. Гражданин вправе обратиться за помощью в международный орган.

С этой целью сообщество государств создало комплексную систему международного сотрудничества, структура которого включает в себя Генеральную ассамблею ООН, Совет Безопасности, Экологический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Комитет по правам человека, Верховный комиссар по правам человека, Европейский суд в Гааге, ОБСЕ, Интерпол, Европол, Международный комитет Красного креста, Международная амнистия, Комиссия по правам человека.

Нормы, которые выработаны этими органами, принято называть международными стандартами, ими должны руководствоваться во всех странах. При этом они имеют приоритет в случаях, когда в законодательстве каких-либо стран отсутствуют нормы, установленные международными стандартами.

Чтобы судить о значении международного нормотворчества

сфере защиты прав и свобод человека имеет смысл рассмотреть содержание некоторых положений, разработанных в рамках американских и европейских организаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.