Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 1.4 9 страница




Основным отличительным признаком такого контроля является то, что его субъектами служат отраслевые главки, управления и отделы МВД, УВД, осуществляющие проверку работы подчиненных подразделений на отдельных участках и направлениях работы с целью оказания практической помощи на местах. Широко применяется и такой вид контроля как инспектирование. Его субъектами по нисходящей вертикали являются оргинспекторские аппараты МВД, УВД автономных республик, краев и областей.

Основная задача инспектирования состоит в том, что оно проводится комплексно, путем сплошного анализа деятельности всех служб. Однако, при этом, одним из основных вопросов, подлежащих изучению, является состояние законности, эффективность работы с жалобами и заявлениями граждан. Для определения тенденций в динамике этой деятельности проводится скрупулезный анализ полученных от граждан сигналов, адекватность принятых решений содержанию этих обращений.

Хороший результат приносит сверка записей регистрационных журналов с книгой учета происшествий уведомлениями медицинских учреждений о поступлении больных с криминальными ранениями.

Это помогает выявить нарушения в регистрационной практике, определить истинное положение социально-политической и криминологической обстановки в регионе.

К сожалению, контрольная деятельность на уровне горрайорганов внутренних дел не столь эффективна и выражается в искусственном копировании форм и методов контроля вышестоящих органов, в то время как у них имеются свои особенности, которые должны учитываться при реализации этой функции. Таковыми являются:

а) наличие у всех должностных лиц права принятия решений, что увеличивает вероятность нарушений законности

б) повышенный динамизм оперативной обстановки и нестабильность принимаемых решений.

Контроль, как и всякая другая функция управления выступает в качестве составной части деятельности по реализации любой другой функции, а это значит, что он является также элементом организаторской работы.

К контрольной деятельности предъявляются особые требования:

1. Полномочность, — то есть наличие, действенных средств для устранения вскрытых недостатков.

2. Конкретность направленность на конкретное решение.

3. Гласность доведение результатов до личного состава проверяемого органа и до лица, жалоба которого проверялась.

4. Эффективность — адекватная направленность на устранение допущенного нарушения в кратчайшие сроки.

Главными субъектами контроля в ГОРОВД являются начальник, его заместители и руководители самостоятельных подразделений. Иначе говоря, лица, обладающие государственно-властными полномочиями.

Здесь уместно вкратце остановиться на проблеме, которая время от времени дискутируется в юридической литературе. Речь идет о попытках причислить к этой категории субъектов контроля рядовых граждан. Такая позиция представляется ошибочной. Рядовые граждане не обладают никакой властью и поэтому не могут нарушить законность. В случае же нарушения ими тех или иных законов они могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности. С другой стороны, если законы нарушены должностным лицом вне рамок служебной деятельности, то оно несет ответственность, как и все рядовые граждане.

Среди форм внутриведомственного контроля доминирующее положение занимает непосредственная проверка жалоб на те или иные нарушения подчиненного органа или должностного лица. Такие проверки по конкретным жалобам, в конечном счете, завершаются принятием правоприменительного акта, содержащего решение по делу.

При рассмотрении жалоб и заявлений граждан о нарушениях их субъективных прав почти всегда встает вопрос о том, является ли обжалуемое действие нарушением законности или служебным проступком. В зависимости от ответа на этот вопрос определяется и характер действий по разрешению жалобы.

дело в том, что два этих вида нарушений весьма схожи между собой, и разграничить их подчас нелегко. Например, несвоевременное рассмотрение заявления о выдаче разрешения на поездку в закрытую зону, жалоба о непринятии мер по предотвращению угрозы избиения, сведения об укрытии преступления от учета и др.

Как правило, служебный проступок и нарушение законности выступают в едином сочетании. Скажем, укрытие преступлений от учета является и служебным проступком и нарушением законности, поскольку при этом ущемляются права граждан на защиту от преступных посягательств. Нередки и ситуации, когда нарушение выступает как самостоятельный проступок. Например, опоздание на работу или передача посылки с запрещенными вложениями лицу, содержащемуся в СИЗО (алкоголь, наркотики и т.п.).

Что же является критерием для разграничения служебного проступка от нарушения законности? На наш взгляд, таким критерием служит действие или бездействие, явно игнорирующее или искажающее закон, что вызывает серьезные нарушения прав, свобод и интересов гражданина.

Важным каналом получения объективной информации о деятельности правоохранительных органов является изучение общественного мнения. Беседа с представителями общественности, работниками прокуратуры, судов и других ведомств дает богатый материал для выводов о состоянии законности в регионе.

Характерной особенностью рассматриваемых методов контроля является то, что он дает возможность увязывать конкретные нарушения законности не только с непосредственными виновниками, но и с общими тенденциями, стилем и методами руководства. Это способствует более широкому исследованию проблемы и принятию. эффективных решений.

Особое значение в ликвидации нарушений прав и свобод личности играет деятельность правоохранительных органов по выявлении и устранению причин и условий этих нарушений. Практика работы в этом направлении позволила определить достаточно полный их перечень. К ним относятся:

1. Экономические и политические сложности современного периода, всплеск активности уголовно-преступного элемента, коррумпированность чиновничества, коллизии в правовом положении субъектов Российской Федерации.

2. Несовершенство правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью общероссийского и ведомственного уровней. Несоответствие нормативных актов, издаваемых на региональном и ведомственном уровне Конституции РФ, их множественность и противоречивость.

3. Недостатки в 0ранизацйОнноуправленческой сфере — несовершенство организационных структур, распределения функций, недостаточный уровень иформационно- аналитической работы, контроля исполнения принятых решений и соблюдения законности.

4. Недостаточный уровень правосознания и профессионально-правовой культуры сотрудников правоохранительных органов, составной частью которой является соблюдение- прав человека неумение раскрывать преступления законными методами текучесть кадров и неверная их расстановка.

5. Неблагоприятный правово- психологический климат в коллективах, ненадлежащая требовательность негативное поведение руководителей, кумовство, необеспеченность принципа неотвратимости ответственности за нарушение закона. 6. Нарушение требований Конституции РФ и уголовно- процессуального законодательства, касающихся проведения следственных действий, выполнения оперативно-розыскных и иных мероприятий.

7. Наличие порочных методов и критериев оценки деятельности правоохранительных органов, побуждающих последние к очковтирательству и нарушениям законности

8. Чрезвычайщина, выражающаяся во всяких усилениях, зачистках, рейдах, предвзятое отношение к лицам другой национальности,

антисемитизм, неприязнь к беженцам из стран ближнего зарубежья. В настоящее время главная задача законодательных и правоохранительных органов заключается в приведении российских норм права в соответствие с международными стандартами (таких, например, как декларация прав человека и гражданина, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного обращения, Конвенция о правах ребенка, Рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Основные принципы применения силы и огнестрельного орудия, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными и др.).

Это даст возможность сформировать такую правоохранительную систему в Российской Федерации, которая будет соответствовать принципам и нормам правового государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.