Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение фонетике как методическая проблема




Междисциплинарный словарь дает следующее определение термину «фонетика» - «раздел языкознания, изучающий субстанциональные (акустические и артикуляционные) особенности звукового строя языка 2».

 

 

Язык. Речь. Коммуникация: Междисциплинарный словарь.СПб, 2006. С.118

Определение, данное А.Н. Шамовым, добавляет некоторые уточнения: «под фонетикой как аспектом обучения понимается звуковой строй языка, совокупность всех звуковых средств, которые составляют его материальную сторону (звуки, звукосочетания, ударение, ритм, мелодика, интонация, паузы), независимо от их смыслоразличительных функций 3».

Овладение звуковым строем языка является обязательным условием общения.

Главной целью обучения фонетике в школе является формирование слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков.

По мнению А.Н.Шамова, под речевыми слухо-произносительными навыками понимаются «навыки фонемно-правильного произношения всех изучаемых звуков в потоке речи, понимание этих звуков в речи других». Под ритмико-интонационными навыками – «навыки интонационного и ритмически правильного оформления речи и понимание речи других».

Таким образом, слухо-произносительные и ритмико-интонационные навыки вкупе составляют фонетические навыки.

Формирование фонетических навыков имеет большое значение, так как выступает важным фактором успешности процесса взаимодействия и коммуникации между людьми. Методисты считают, что иностранный акцент может не только утомить слушателя, но привести к искаженному пониманию жизненно важной информации.

Под правильным произношением имеют ввиду совокупность орфоэпических норм, присущих той или иной разновидности языка.4

То есть совокупность произносительных норм национального языка, обеспечивающих его звуковое оформление.5

Многие педагоги при обучении английскому языку задаются вопросом: «Какому произношению учить детей в общеобразовательных школах?»

Дело в том, на сегодняшний момент существует несколько вариантов: Received Pronunciation (RP – стандартное произношение), neo-RP («новое стандартное» произношение), Reginal RP («местное произношение») и Advanced RP (литературное произношение).

В России и Европе учат модели стандартного произношения из-за распространенности, легкости восприятия и понимания и разработанности с точки зрения обучения.

В условиях школьной среды невозможно добиться абсолютно правильного, близкого к речи носителя произношения. В связи с этим у педагога возникает очередной вопрос: «Актуальна ли при обучении произношению опора на принцип аппроксимации (то есть приближение к правильному /нормативному произношению языка)?»

_____________________________

Методика преподавания иностранных языков.\ отв.ред. А.Н.Шамов. М., 2008. – с.83

Язык. Речь. Коммуникация: Междисциплинарный словарь.СПб, 2006. С.261

Там же.С.72

 

Существует ряд методистов, которые не поддерживают идею обучения аппроксимированному произношению в школе. Среди них – Б.В.Беляев, аргументирующий свою точку зрения следующими фактами: «Владеть языком – это значит не только оформлять посредством него свои мысли, но и передавать эти мысли другим людям, создавать речь, которую другие должны легко воспринимать и понимать. Для того чтобы другие без всякого труда воспринимали речь, говорящий должен строить эту речь в полном соответствии не только с лексическими, но и с фонетическими и грамматическими нормами используемого языка. В противном случае за восприятием речи, в которой допускаются отступления от фонетических и грамматических норм языка, может последовать или неправильное ее понимание, или же и вовсе непонимание 6».

В новых программах данный принцип не упоминается. Однако в общеобразовательных учреждениях педагоги продолжают его использовать в своей практике. В то же время в специализированных учебных заведениях принцип аппроксимации может быть сведен к минимуму за счет наличия более благоприятных условий (расширенная сетка часов преподавания иностранного языка, наличие ТСО, присутствие носителей языка и др.). Тогда педагог, работающий в спецшколе, может поставить перед собой задачу приближения к нормативному произношению носителя языка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1005; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.