КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика изучения имени существительного
Имя существительное как часть речи. Задачи изучения имени существительного в начальных классах Ступени овладения понятием «имя существительное». Изучение рода имен существительных. Ознакомление с изменением имен существительных по числам. Ознакомлением с понятием «склонение». Изучение падежей.
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предметы и выражает это значение в формах рода, числа и падежа. Понятие предметности рассматривается в лингвистике обобщенно. Это названия конкретных предметов (ваза, стол, зеркало и т.п.), лиц, живых существ (ученик, девочка, волк, птица и т.п.), растений (береза, колокольчик, дерево и т.п.), веществ (серебро, соль, вода и т.п.), географические названия (Волга, Сочи, Байкал и т.п.), явления природы (гроза, ветер, восход и т.п.), качества и свойства в отвлечении от носителя (темнота, синева, храбрость и т.п.), состояние (радость, грусть, раздражение и т.п.), действие в отвлечении от субъекта (полет, ходьба, плавание и т.п.). В начальных классах происходит практическое знакомство учащихся с разнообразием семантики имен существительных. При изучении данной части речи младшие школьники усваивают важнейший синтаксический признак существительных – их способность присоединять имена прилагательные и глаголы и сочетаться с ними по способу согласования (интересный рассказ, увлекательная прогулка, голубое небо; роса сверкает, солнце светит и т.п.) Задачи изучения имени существительного в начальных классах сформулированы в работах Т.Г.Рамзаевой: 1) формирование грамматического понятия «имя существительное»; 2) овладение умением различать по вопросу одушевленные и неодушевленные имена существительные; 3) формирование умения писать с большой буквы фамилии, имена и отчества людей, клички животных, некоторые географические названия; 4) ознакомление с родом имен существительных, употребление ь у существительных с шипящими на конце; 5) развитие умения изменять имена существительные по числам, распознавать число; 6) выработка навыка правописания падежных окончаний имен существительных (кроме существительных на –ия, –ий, –ие, а также кроме творительного падежа существительных с основой на шипящие и ц: свечой, плащом, огурцом); 7) обогащение словаря учащихся новыми именами существительными и развитие навыков точного употребления их в речи (в частности, наблюдение над многозначностью имен существительных, ознакомление с существительными- синонимами и антонимами); 8) развитие логического мышления учащихся (овладение операциями анализа, сравнения слов, обобщения и др.)[31]. М.Р.Львов выделяет ступени овладения понятием «имя существительное». Первая ступень предполагает первоначальное знакомство младших школьников с основным семантическим признаком имени существительного – предметностью. В связи с этим ученый отмечает обобщенный и абстрактный характер понятия предметности (например, слова мороз, краснота, бег не воспринимаются ребенком как конкретные предметы) и рекомендует использовать для наблюдения существенных признаков данной части речи конкретный языковой материал. В механизме осознания общего грамматического значения имени существительного, по мнению М.Р.Львова, значимую роль играют вопросы. Сначала это вопросы именительного падежа. В дальнейшем – вопросы косвенных падежей. Механизм задавания вопросов расширяется, становится универсальным. На второй ступени осознание учащимися отличительных признаков данной части речи происходит на основе перехода от морфологии к синтаксическим отношениям, к связям внутри предложения. По мнению М.Р.Львова, умение ставить вопросы к словам требует, как минимум, знакомства с главными членами предложения. Младшие школьники осознают функцию имени существительного в речевой конструкции, передающей мысль говорящего. Третья ступень связана с изучением постоянных признаков существительного, в частности, с родом имен существительных. На четвертой ступени осуществляется ознакомление учащихся с изменением формы имени существительного (с изменением по числам и падежам)[32]. При изучении рода имен существительных необходимо учитывать структурно-семантические и грамматические особенности данной категории, которая занимает центральное место в грамматической системе имени существительного. Категория рода является главным средством выражения предметности. В процессе ознакомления с родом младшие школьники осваивают важнейшие структурно-семантические особенности сочетаний имени существительного с согласуемыми с ним прилагательными и глаголами. Категорию рода в единственном числе имеют как изменяемые, так и неизменяемые слова. Во множественном числе имена существительные не обладают этой категорией. Собственно морфлогическим средством выражения родовых различий являются окончания. Каждый род располагает своей системой окончаний. Т.Г.Рамзаева отмечает, что у младших школьников возникают трудности при распознавании рода существительных по данному признаку, так как в русском языке много слов с безударными окончаниями. Кроме того, у существительных разного рода могут одинаковые окончания[33]. Традиционно в практике начальной школы род имен существительных определяется с помощью замены имен существительных личными местоимениями он, она, оно или путем подстановки притяжательных местоимений мой, моя, мое. Для ознакомления младших школьников с данной грамматической категорией подбираются три имени существительных (например, пенал, книга, яблоко). Учащимся предлагается составить мини-текст по вопросам учителя с именем существительным пенал. При чтении составленного текста учащиеся обнаруживают в нем ошибку – повторение в каждом предложении одного и того же имени существительного. Детям предлагается отредактировать текст. В процессе редактирования школьники предлагают заменить имя существительное в одном из предложений словом он. В результате наблюдения учащиеся делают вывод, что имя существительное пенал можно заменить словом он. Далее школьникам предлагается речевая ситуация, предполагающая употребление в высказываниях детей притяжательного местоимения мой. – Представь себе, что этот пенал принадлежит тебе. Как ты об этом скажешь? (Пенал мой). После этого делается обобщение и вводится термин «имя существительное мужского рода». Аналогично происходит знакомство с именами существительными женского и среднего рода. На начальном этапе работы с категорией рода имен существительных Т.Г.Рамзаева рекомендует в качестве языкового материала использовать слова в именительном падеже. Затем можно предлагать учащимся тексты, в которых существительные употреблены в косвенных падежах. Ученый указывает и на необходимость при изучении данной категории предлагать учащимся для наблюдения имена существительные, распознавание рода которых вызывает у них затруднения. Например, карамель, вермишель, тюль, фильм, медаль, помидор, туфля и др. По мнению Т.Г.Рамзаевой, целесообразно проводить специальные наблюдения и над родовыми окончаниями имен существительных. Для выражения родовых значений в лингвистике выделяются также лексические, словообразовательные и синтаксические средства. Так, категория рода выражена лексически в некоторых названиях людей и животных (бабушка – дедушка, мальчик – девочка, петух – курица и т.п.). Словообразовательные средства имеют место лишь в названиях людей и животных (пианист – пианистка, медведь – медведица, заяц – зайчих а и т.п.). К синтаксическим средствам относятся формы согласования (холодный ветер, холодная погода, холодное утро; месяц светил, луна светила, солнце светило и т.п.) В связи с этим необходимо осуществлять практическое знакомство учащихся и с данными средствами. Ознакомление с изменением имен существительных по числам происходит с учетом основных признаков данной словоизменительной категории, которая выражается в противопоставлении соотносительных форм единственного и множественного числа, значения единичности/множественности предметов (город – города, облако – облака, страна – страны). Основным средством выражения числа являются окончания. При изучении этой темы в качестве языкового материала используется имя существительное в форме единственного и множественного числа. Например: книга – книги. Учащимся предлагается определить, сколько предметов обозначает существительное книга. (Один предмет). После этого дается определение понятия «имя существительное единственного числа». Аналогично происходит знакомство с формой множественного числа. В результате учащиеся делают вывод о том, что имя существительное изменяется по числам. Далее проводится наблюдение над изменением окончания при изменении имени существительного по числам. Школьникам предлагается выделить окончания имени существительного в единственном и множественном числе и определить, что происходит с окончанием при изменении имени существительного по числам. В ходе сравнения дети приходят к выводу: при изменении имени существительного по числам окончание изменяется. В русском языке не все имена существительные изменяются по числам. Современная программа по русскому языку предусматривает знакомство учащихся с именами существительными, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе. Ознакомлением с понятием «склонение», изучение падежей осуществляется с учетом следующих теоретических положений. Падеж в лингвистике определяется как словоизменительная категория, выражающая отношение обозначаемого существительным предмета к другим предметам, действиям, признакам. Исходя из этого, усвоение категории падежа зависит от понимания учащимися связи слов в предложении. Т.Г.Рамзаева отмечает, что начинать работу над падежами можно только после того, как учащиеся научатся выделять в предложении слова, связанные по смыслу и грамматически. Ученик должен четко знать, с каким словом в предложении связано данное имя существительное[34]. При изучении данной грамматической категории младшие школьники получают теоретические сведения о склонении имен существительных, об особенностях каждого падежа. По мнению М.Р.Львова, данный теоретический материал позволяет учащимся усвоить механизмы включения имен существительных в речевые конструкции: в словосочетания, предложения, текст. Кроме того, он имеет большие возможности для формирования орфографического навыка младших школьников, так как представляет собой теоретическую основу для проверки правописания безударных падежных окончаний. В начальных классах склонение рассматривается как изменение окончаний имен существительных по вопросам, которые выражают различные отношения имени существительного к другим словам, его связь со словами в предложении. В современной методике ознакомление младших школьников с понятием «склонение» рекомендуется осуществлять на основе функционального подхода, позволяющего осознать учащимся начальных классов функции всех падежных форм в выражении мысли, при решении коммуникативных задач. Для наблюдения используется текст. В ходе анализа данного языкового материала школьники замечают, что в каждом предложении текста повторяется одно и то же имя существительное. Детям предлагается установить связь этого имени существительного в каждом предложении с другим словом. Учащиеся последовательно читают каждое предложение и задают вопрос к имени существительному. В процессе такой работы происходит знакомство с падежными вопросами. Далее проводится наблюдение над изменением имени существительного и его окончаний в сочетании с разными словами. которое позволяет учащимся сделать вывод о том, что изменение окончаний существительного по вопросам называется изменением по падежам. После этого осуществляется знакомство школьников с названием каждого падежа, с падежными вопросами и дается определение понятия «склонение». Т.Г.Рамзаева считает, что сознательное употребление имени существительного в определенном падеже предполагает прежде всего формирования у учащихся умения отличать один падеж от другого. В процессе изучения падежей младшие школьники усваивают следующие признаки каждого падежа: а) вопросы; б) предлоги; в) окончания, г) синтаксическая функция. Следует отметить, что вопросы, предлоги и окончания разных падежей могут совпадать, и у младших школьников возникают трудности при определении падежа. В связи с этим Т.Г.Рамзаева рекомендует учить детей распознавать падежи по совокупности признаков[35]. По мнению М.Р.Львова, падежные вопросы играют второстепенную роль при определении значения падежей. Однако для младших школьников они удобны и их использование на основе языковой интуиции безошибочно. Т.Г.Рамзаева отмечает, что при формировании умения использовать вопросы для распознавания падежей, необходимо знание учащимися падежных вопросов, а также владение умением задавать вопрос к существительному от того слова, к которому оно относится. С этой целью ученый рекомендует сравнивать вопросы всех падежей, выделять сходные вопросы, а также вопросы, свойственные только одному падежу. В процессе наблюдения над падежными вопросами следует обращать внимание учащихся и на смысловые вопросы. Так, например, вопрос Где? нельзя использовать для распознавания падежей, так как на этот вопрос отвечают родительный, дательный, творительный и предложный падежи. Показателем падежной формы слова в предложении является также предлог. В связи с этим в процессе изучения падежей необходима специальная работа над предлогами. Результаты наблюдений над употреблением предлогов с определенным падежом рекомендуется обобщать в виде таблицы «Падежи и предлоги». Т.Г.Рамзаева считает, что предлоги целесообразно в таблице помещать перед вопросами, так как в речевой практике они всегда предшествуют существительному, отвечающему на тот или иной вопрос. Ученый указывает на нецелесообразность механического запоминания учащимися предлогов, которые употребляются только с одним падежом (например, предлоги до, от, без, из, для, около употребляются с родительным падежом, предлог к – с дательным, про, через – с винительным, над – с творительным, о, об, при – с предложным). Для осознанного усвоения школьниками предлогов той или иной падежной формы Т.Г.Рамзаева рекомендует сопоставить все представленные в таблице предлоги и выделить среди них такие, которые употребляются только с одним падежом. Кроме того, необходимо чаще предлагать учащимся склонять имена существительные с такими предлогами[36]. С целью повышения эффективности формирования умения определять падеж имени существительного учащиеся должны овладеть следующей последовательностью действий: а) установить связь слов в предложении и найти то слово, от которого зависит имя существительное; б) по вопросу и предлогу определить падеж. Достаточно сложным для усвоения учащимися начальных классов, по мнению ученых, является теоретический материал о типах склонения имен существительных. Т.Г.Рамзаева считает, что для активизации познавательной деятельности учащихся и более прочного усвоения данного материала необходимо таким образом организовать процесс изучения типов склонения существительных, чтобы учащиеся самостоятельно выявили признаки, по которым имена существительные делятся на три склонения. В зависимости от целей обучения и готовности учащихся М.Р.Львов определяет два подхода к изучению трех склонений имен существительных: исследовательский и догматический. В соответствии с первым подходом школьникам предлагается ряд имен существительных (с ударными окончаниями): страна, земля, папа, дядя; стол, окно, степь. Из данного ряда слов учащиеся выделяют существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, –я. Письменно склоняют данные имена существительные. При выделении окончаний учащиеся устанавливают, что данные имена существительные в каждом падеже имеют одинаковые окончания. Аналогично проводится работа над именами существительными мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о, –е, а также над существительными женского рода с нулевым окончанием (с мягким знаком на конце). Далее школьникам предлагается сравнить окончания всех существительных в каждом падеже. В процессе сравнения дети приходят к выводу о том, что все имена существительные можно разделить на три группы, так как каждая группа существительных в каждом падеже они имеют одинаковые окончания. Таким образом, наблюдение над окончаниями имен существительных позволяет учащимся осознать, по какому признаку в русском языке выделяются имена существительные 1, 2, и 3 склонения. После этого младшие школьники определяют признаки имен существительных каждой группы (род и окончания). М.Р.Львов отмечает, что достоинством исследовательского подхода заключается в том, что склонение существительных предстает перед учащимися как система. Догматический подход предполагает постепенное ознакомление с именами существительными 1, 2 и 3 склонения. Ученый указывает на то, что данный подход также имеет определенные преимущества, поскольку наблюдение над склонением каждой группы имен существительных включает элементы исследования[37]. Для усвоения учащимися типов склонения существительных рекомендуется использовать грамматический разбор, который требует объяснения и доказательства принадлежности имени существительного к тому или иному типу склонения (например, имя существительное дорога 1 склонения, так как оно женского рода и имеет окончание –а). На основе умений распознавать падежи и типы склонения имен существительных происходит формирование навыка правописания падежных окончаний. Для того чтобы учащиеся могли эффективно использовать усвоенные грамматические знания при решении орфографических задач Т.Г.Рамзаева рекомендует соблюдать следующую последовательность действий: 1. Задать вопрос к существительному от слова, с которым оно связано в предложении. 2. По вопросу и предлогу определить падеж существительного. 3. Определить склонение имени существительного.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 17014; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |