Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности изучения частей речи в начальной школе. Задание 1.Проведите сопоставительный анализ 2-3 учебно-методических комплектов по русскому языку с целью выявления их возможностей для формирования




Задание 1. Проведите сопоставительный анализ 2-3 учебно-методических комплектов по русскому языку с целью выявления их возможностей для формирования представлений младших школьников о лексико-грамматических разрядах слов, о грамматических признаках каждой части речи.

Определите программные требования относительно системы изучения частей речи в начальной школе.

Проанализируйте учебники в соответствии со следующими направлениями: 1) содержание и объем теоретического материала (от класса к классу); 2) способы подачи и логика изложения теоретического материала.

Задание 2. Решите следующие методические задачи.

Методическая задача 1. Проанализируйте 2-3 букваря (по выбору). Выявите общие подходы к организации пропедевтической работы над частями речи (принципы отбора языкового материала, использование приемов для практического ознакомления с частями речи и их грамматическими признаками.)

Методическая задача 2. Соотнесите тему урока, понятия и формируемые умения.

Темы уроков: «Род имен существительных», «Склонение имен существительных», «Род имен прилагательных», «Личные местоимения 1, 2 и 3 лица», «1 и 2 спряжение глаголов», «Спряжение глаголов».

Понятия: лицо, падеж, 1-ое склонение, 2-ое склонение, 3-е. склонение, окончание, будущее время, существительные мужского рода, предлог, косвенные падежи, инфинитив, словосочетание, форма рода, настоящее время, существительные женского рода, неопределенная форма.

Умения: умение распознавать лицо глагола, умение правильно писать родовые окончания имен прилагательных, умение распознавать местоимения в тексте, умение распознавать род имен существительных в косвенном падеже, умение устанавливать связь слов в предложении и словосочетании, умение соотносить временную и начальную формы глагола, умение изменять имя прилагательное по родам в зависимости от рода имени существительного, умение изменять глаголы по лица и числам, умение заменять имена существительные личными местоимениями 3-го лица, умение правильно ставить вопросы к глаголам, умение распознавать падеж имен существительных, умение соотносить начальную и личную формы глагола, умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени.

Задание 3. Определите, с какой целью при изучении темы «Части речи» используются данные упражнения. Формированию каких умений у учащихся они будут способствовать? Сформулируйте учебную задачу к каждому упражнению.

Самостоятельно подберите 2-3 задания, предполагающие работу над понятием «части речи» и ценные в отношении развития познавательного интереса младших школьников к изучению данного материала.

1. Догадайтесь, о ком идет речь. Запишите.

а) Ягоды на этом дереве появляются в конце лета или осенью, ярко-красные, собранные в большие пучки. Но срывать ягоды стоит уже после того, как их прихватит мороз. Тогда они будут вкусные. (Рябина).

б) Ее все знают с самого детства. Она участвует во многих народных сказках. Этот хитрый зверек … (Лисица)

в) Об этой ночной хищной птице рассказывают много небылиц, считают ее вестником беды. Кричит она действительно страшно.

Но птица эта – истребитель грызунов, а значит наш большой друг. И зовут ее … (Сова)

– Прочитайте слова, которые вы записали. Какая это часть речи? Подберите к каждому существительному подходящее по смыслу прилагательное.

2. Составьте из данных слов пять предложений.

Слон

животное, большое, слон, умное, и, сильное

слон, носит, домашний, в, Индии, грузы, тяжелые

он, нянчит, детей, маленьких

трудно, в, стадо, джунглях, увидеть, слонов

почуяв опасность, тихо, слон, как мышка, крадется (По Г.Снегиреву)

– Напишите текст. Отметьте буквой знакомые части речи. Разберите по членам третье предложение. Каким членом предложения является имя существительное? Каким – имя прилагательное? Каким – местоимение?

3. Догадайтесь, на какие четыре группы можно разделить слова. Как назвать каждую группу?

Собака, большая звезда, бежит, три, дом, лает, яркая, двадцать.

– В чем сходство слов каждой группы? Запишите четыре столбика слов, дайте им названия; отметьте орфограммы.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Антонова Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы). – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

2. Трегубова Л.С. Методика изучения основ морфемики и словообразования // Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах / Т.И.Зиновьева, О.Е.Курлыгина, Л.С.Трегубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

3. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1987.

4. Львов М.Р., Гореций В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

5. Львова С. И. Работа над составом слова на уроках русского языка. – М.: Русское слово, 2001.

6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа /[сост. Е.С. Савинов]. – М., 2010.

7. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения /Под ред. М.С.Соловейчик. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.

8. Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. – М.: Высшая школа, 2004.

9. Ставская Г.М. Морфология и словообразование // Русский язык/ Под ред. Л.Л.Касаткина. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

 


[1] Шанский Н.М., Тихонов А.Н.Морфология // Современный русский язык. – М.: Просвещение, 1987

[2] Там же.

[3] Там же.

[4] Шанский Н.М., Тихонов А.Н.Морфология // Современный русский язык. – М.: Просвещение, 1987

 

[5] Новейший философский словарь. – М.: Издательство «Феникс», 2008.

[6] Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. – М.: Космополис, 1994.

[7] Там же.

[8] Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М.:Просвещение, 1998.

[9] Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных класса. – М.: Просвещение, 1987.

 

[10] КАноныкин Н.П., Щербакова Н.А. Методика преподавания русского языка в начальной школе. – Л., 1955, с. 341.

 

[11] М.Р.Львов, Т.Г.Рамзаева, Н.Н.Светловская. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М, 1987, с. 202

 

[12] Львов М.Р. Формирование грамматических понятий у младших школьников // Начальная школа. – 1981. - № 11.

[13] М.Р.Львов, Т.Г.Рамзаева, Н.Н.Светловская. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М, 1987, с. 203

[14] Методика преподавания русского языка /Под ред. М.Т.Баранова. – М.: Просвещение, 1990

 

[15] Там же.

 

[16] Е.С.Антонова, С.В.Боброва. Методика преподавания русского языка (начальные классы). – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

 

[17] Е.С.Антонова, С.В.Боброва. Методика преподавания русского языка (начальные классы). – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

 

 

[18] М.Р.Львов, Т.Г.Рамзаева, Н.Н.Светловская. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М, 1987.

[19] Там же

[20] М.Р.Львов, Т.Г.Рамзаева, Н.Н.Светловская. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М, 1987.

 

[21] М.Р.Львов, Т.Г.Рамзаева, Н.Н.Светловская. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М, 1987.

 

[22] Там же.

[23] Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Смысл, Академия, 2005.

[24] М.Р.Львов, Т.Г.Рамзаева, Н.Н.Светловская. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М, 1987, с. 216

 

[25] Русская грамматика. – М.: Издательство «Наука», 1980. Т.1.

[26] Е.С.Антонова, С.В.Боброва. Методика преподавания русского языка (начальные классы). – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

 

[27] Тростенцова Л.А. Методика морфологии // Основы методики русского языка в 4-8 классах /Под ред. А.В.Текучева и др. М.: Просвещение, 1983.

[28] Тростенцова Л.А. Методика морфологии // Основы методики русского языка в 4-8 классах /Под ред. А.В.Текучева и др. М.: Просвещение, 1983.

 

[29] Кустарева В.А. Части речи // Методика грамматики и орфографии / Под ред. Н.С.Рождественского. – М.: Просвещение, 1979.

 

[30] Е.С.Антонова, С.В.Боброва. Методика преподавания русского языка (начальные классы). – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

 

[31] Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных класса. – М.: Просвещение, 1987.

 

[32] Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальнвых классах. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

[33] Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных класса. – М.: Просвещение, 1987.

 

 

[34] Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных класса. – М.: Просвещение, 1987.

 

[35] Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных класса. – М.: Просвещение, 1987.

 

[36] Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных класса. – М.: Просвещение, 1987

[37] Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

 

[38] Никитина Н.К. Имя прилагательное // Методика грамматики и орфографии в начальных классах / Под ред. Н.С.Рождественского. – М.: Просвещение, 1979.

 

[39]

[40] Никитина Н.К. Имя прилагательное // Методика грамматики и орфографии в начальных классах / Под ред. Н.С.Рождественского. – М.: Просвещение, 1979.

 

[41] Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных класса. – М.: Просвещение, 1987

[42] Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

 

[43] Там же.

 

[44] Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

 

.

 

[45] Грамматика современного русского литературного языка / Под ред. Н.Ю.Шведовой. – М.:Наука, 1970

 

.

[46] Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных класса. – М.: Просвещение, 1987

[47] Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных класса. – М.: Просвещение, 1987




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 5574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.