КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Множественное число
Единственное число Лицо Лицо Лицо Множественное число Лицо Лицо Лицо Единственное число Перед учащимися ставится проблемный вопрос: Какая часть речи поможет нам узнать что-то новое о глаголе? (Местоимение). Школьники последовательно называют местоимения 1,2,3 лица единственного и множественного числа. На доске помещаются таблички с местоимениями Я, ТЫ, ОН (ОНА, ОНО) и т.д. Затем учащиеся задают вопрос от каждого местоимения к глаголам. На доске рядом с местоимениями помещаются таблички с вопросами и глаголы в личной форме. В результате оформляется следующая запись: 1 лицо я (что делаю?) иду, говорю 2 лицо ты (что делаешь?) идёшь, говоришь 3 лицо он, она, оно (что делает?) идёт, говорит 1 лицо мы (что делаем?) идём, говорим 2 лицо вы (что делаете?) идёте, говорите 3 лицо они (что делают?) идут, говорят Аналогичную запись ученики делают в своих тетрадях. Далее учащимся предлагается выделить окончания глаголов. В процессе наблюдения обращается внимание на изменение окончаний глаголов. Младшие школьники устанавливают, что окончания глаголов изменяются по лицам и числам. После этого делается обобщение и вводится термин «спряжение». При спряжении глаголов настоящего времени имеют место два варианта личных окончаний (–ешь/–ишь, –ет/–ит, –ем/–им, – ете/–ите и т.д.). Для их разграничения вводится понятие I и II спряжений. На базе полученных знаний происходит формирование навыка правописания личных окончаний глаголов. Т.Г.Рамзаева выделяет следующий комплекс знаний и умений, который составляет грамматическую основу данного навыка: умение распознавать глагол, его время, лицо и число, умение перейти от временной формы к начальной (неопределенной), определить спряжение глагола по неопределенной форме, знание окончаний глаголов I и II спряжения. Ученый отмечает, что при формировании навыка правописания личных окончаний все указанные умения определенным образом взаимодействуют между собой. Т.Г.Рамзаева следующим образом определяет последовательность действий учащихся при написании личных окончаний глаголов. 1. Узнать начальную форму глагола и по ней определить спряжение глагола. 2. Определить время, лицо и число глагола. 3. Вспомнить окончание глагола этого спряжения и лица, написать его. Овладение учащимися данной последовательностью действий представляет собой не что иное, как установление связей между знаниями и применение их на практике при решении орфографической задачи[47].
7.3.4. Изучение морфологии в условиях поликультурной среды. Расхождения в системах различных языков требуют практического внимания к тем грамматическим понятиям русского языка, которые будут являться для учащихся новыми, отсутствующими в их родном языке. Большие трудности возникают у учащихся, для которых русский язык является неродным, при усвоении категории рода имен существительных. Это объясняется тем, что в отдельных языках данная категория либо отсутствует, либо имеет существенные отличия в средствах выражения. Незнание рода имен существительных в русском языке приводит к ошибкам в согласовании подлежащего и сказуемого, прилагательных, порядковых числительных или отдельных разрядов местоимений с именами существительными. Определенные сложности школьники, плохо владеющие русским языком, испытывают и при употреблении форм множественного числа. Это может быть связано с тем, что в родном языке имеет место один способ образования формы множественного числа. Имена существительные множественного числа в русском языке имеют в одних случаях одинаковые, а в других случаях разные окончания. Особые затруднения возникают у учащихся, когда при образовании формы множественного числа в слове происходят фонетические изменения, например: чередование звуков (друг – друзья), выпадение беглых гласных (день – дни), перемещение ударения (окно – окна), или же форма множественного числа образуется от другой основы (супплетивные формы: человек– люди). Трудность для учащихся, плохо владеющих русским языком, представляет и предложно-падежная система русского языка. Это обусловлено прежде всего многозначностью падежей, разнотипностью склонения, а также расхождениями в значении и употреблении падежей в русском и родном языках. Определенные проблемы возникают у учащихся и при усвоении видовременных форм глагола. Для того чтобы повысить эффективность изучения морфологии в условиях поликультурной среды, ознакомление учащихся с грамматическими понятиями необходимо осуществлять через ситуативно-тематическую организацию учебного процесса, то есть через речевую практику, что позволит реализовать коммуникативный метод обучения при изучении грамматики. Перед учащимся на уроке ставится задача выразить определенную мысль или идею, а грамматика становится инструментом ее осуществления. Грамматический материал целесообразно предъявлять с помощью образцов, в том числе речевых образцов (моделей). Каждый образец обладает конкретностью, предъявляется точно, непротиворечиво. Например: Замени данные словосочетания одним словом по образцу: оказывать помощь – помогать; проявлять заботу – …; сделать подарок – …. В целях обучения детей русскому языку как неродному целесообразно использовать технологию учебного сотрудничества, игровые технологии, которые повышают интерес к обучению и способствуют более эффективному усвоению грамматических понятий. Так, для формирования умений употреблять имена прилагательные в речи и согласовывать их с существительными используется игра «Подбери словечко!» Учащимся предлагаются имена существительные к которым они должны подобрать подходящие по смыслу слова-признаки. Например: Папа (какой?) …, …, …, …. Бабушка (какая?) …, …, …, …. Дедушка (какой?) …, …, …, …. Брат (какой?) …, …, …, …. Сестра (какая?) …, …, …, …. На начальных этапах обучения русскому языку такого рода задания сопровождаются словами для справок. Эффективным приемом освоения грамматических форм является договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах, рифмовках. Для закрепления уже встречавшихся грамматических явлений на продвинутом уровне обучения можно использовать работу со специально подготовленным сюжетным текстом, в котором изучаемое явление встречается несколько раз. При этом закрепление грамматики происходит незаметно для учащихся и строится на развитии всех видов речевой деятельности. При отборе грамматического материала учитывается этап обучения, степень знакомства с новым языком. При обучении русскому языку на начальном этапе важно включить в учебный материал минимум грамматических явлений, который в то же время будет представлять систему русского языка в ее основных чертах. Этот материал должен содержать типовые явления, на основе которых учащийся обобщит и систематизирует разрозненные языковые факты, построит в своем сознании правила использования русского языкового материала в речи. Работа над новым грамматическим явлением должна проводиться по возможности на знакомой лексике. Задания должны быть насыщены такими языковыми единицами, которые постоянно воспроизводятся в речи носителей русского языка в условиях естественной коммуникации. Подобное построение пособия даёт преподавателю возможность выборочного использования материалов в зависимости от потребностей учащихся и уровня их владения русским языком. При изучении грамматики русского языка возможно непосредственное использование фактов родного для ребенка языка, сравнению грамматических явлений разных языков. Однако делать это необходимо небольшими фрагментами. Главная цель – обратить внимание учащихся на многообразие языков, на универсальное и отличное в языках. Специфику грамматики русского языка можно ярко продемонстрировать на примере слов, заимствованных в русский язык из языка учащегося. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 4390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |