Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сергей Горин. А вы пробовали гипноз? 4 страница




гипнотизера, партнер Б - в роли гипнотизируемого.

Вам предстоит пройти

пять этапов, описывая с целью наведения транса то, что в данный момент

реально имеется во внешнем опыте партнера Б, в его восприятии внешнего

мира (то, что он может сразу же проверить и согласиться с вами), а потом

добавлять внушающие утверждения о том, что должно быть во внутреннем мире

партнера (этого он проверить не может и будет соглашаться по инерции).

Общая схема движения к трансу такова: на первом этапе вы очень много говорите

о внешнем мире, а на последнем - о внутреннем.

 

Первый этап. Дайте партнеру Б четыре утверждения о том, что он сейчас

видит, и добавьте пятое утверждение внушающего характера. Затем дайте четыре

утверждения о том, что он слышит, и сделайте еще одно внушение; потом -

четыре утверждения о том, что он ощущает, и внушение.

 

Второй этап. Дайте партнеру Б три утверждения о том, что он видит, и

добавьте два внушения. Аналогично сделайте по три утверждения о том, что

он слышит и чувствует, добавляя по два внушения.

 

Третий этап. Сделайте два утверждения о том, что партнер Б видит, и

добавьте три внушения; два утверждения о том, что он слышит, и три внушения;

два утверждения о том, что он чувствует, и три внушения.

 

Четвертый этап. Одно утверждение о том, что партнер видит, плюс четыре

внушения; одно утверждение о том, что он чувствует, и четыре внушения.

 

На пятом этапе вы можете только внушать - значит, можете сделать транс

глубже, доставив партнеру больше приятных переживаний, но обычно к пятому

этапу транс уже достаточно глубок. Если партнер Б предварительно просит

вас помочь ему в решении какой-то проблемы - дайте ему внушения о том,

что проблема будет решена. Если особых просьб нет, сделайте неопределенные

приятные внушения конструктивной направленности.

 

Шестой этап - возвращение из транса; сделайте его постепенным и максимально

комфортным для партнера. Для того чтобы не запутаться в последовательности

утверждений, сделайте себе вот такую таблицу:

 

ТАБЛИЦА 2. Шаблон "5-4-3-2-1"
Этапы Количество утверждений
"Вы видите во внешнем мире" ВНУШЕНИЕ "Вы слышите во внешнем мире" ВНУШЕНИЕ " Вы чувствуете" ВНУШЕНИЕ
I            
II            
III            
IV            
V            

 

И еще одно примечание. По мере того как вы будете продвигаться от этапа

к этапу, обращайте внимание партнера на то, что он в принципе способен

воспринять, но обычно не воспринимает сознательно - на очень слабые раздражители.

Так, все мы слышим тиканье часов в комнате, но до тех пор пока я вам об

этом не сказал, вы не воспринимали этот звук осознанно. Любой из вас способен

почувствовать свое дыхание, движение грудной клетки вверх и вниз - но пока

вам об этом не сообщат, вы не осознаете такие вещи.

Да, свои внушения вы

можете маскировать, используя выражения типа "вы видите внутренним зрением"

и "вы слышите внутренним слухом". Теперь давайте выполним упражнение, и,

возможно, вы еще что-то захотите добавить к моим примечаниям.

 

Реплика из зала: Продемонстрируйте с кем-нибудь это упражнение.

 

С. Горин: Нужен доброволец. Виталий? Прекрасно, садись сюда. Ты хочешь

погрузиться в глубокий транс или в легкий.

 

Виталий: Пусть это будет легкий транс.

 

С. Горин: Я уверен, что твой мозг сможет различить, когда я обращаюсь

к тебе (говорит, сидя лицом к Виталию), а когда - к группе. Сейчас я задам

вопрос группе (поворачивается к залу). Что я сделал?

 

Ответы из зала: Вы подстроились к позе и дыханию Виталия.

 

С. Горин: Да, но не только это. Я применил маленькую речевую хитрость

- я задал Виталию вопрос, повышающий готовность к трансу. Я спросил: "Ты

хочешь погрузиться в глубокий транс или легкий?" Меня устраивает любой

выбор Виталия, поскольку здесь нет выбора, любой ответ предусматривает,

что Виталий хочет погрузиться в транс.

(Поворачивается к Виталию). Хорошо,

продолжаем. Я хочу обратить твое внимание на то, что ты сейчас видишь...

Ты видишь перед собой стену... На стене - выключатель белого цвета... Ты

видишь Олега, который смотрит на тебя... Видишь красный шарф на шее у Олега...

И начинаешь расслабляться...

...Ты слышишь мой голос... И слышишь шум магнитофона...

И слышишь шум машин на улице... И шелест бумаги в зале... И можешь дышать

более редко и глубоко...

Ты чувствуешь прикосновение спины к спинке стула...

Чувствуешь твердость сиденья... Чувствуешь прикосновение подошв к полу...

и прикосновение левого локтя к левому бедру... И твоя сосредоточенность

становится все больше и больше...

Ты видишь рисунок линолеума на полу...

И отражение солнечных лучей из окна на полу... И свет лампе потолка...

И твои глаза начинают уставать... Возможно, им хочется закрыться...

И ты слышишь, как скрипнул стул в комнате... И слышишь очень слабый шелест ленты

в магнитофоне... И слышишь отдаленные шаги... И успокаиваешься все глубже

и глубже... И погружаешься в себя...

Чувствуя тяжесть своих рук.. их вес...

когда руки лежат на бедрах... ты ощущаешь ладонями ткань брюк... И тебе

становится все более интересно то, что происходит внутри тебя... А внешний

мир куда-то уходит...

И твои глаза уже закрылись... Но сквозь сомкнутые

веки ты еще можешь увидеть свет в этой комнате... Или цветные пятна, которые

бывают, если закрыть глаза... и оставить их закрытыми... глядя на нас и

на себя внутренним зрением... погружаясь в себя еще глубже... понимая,

что спокойствие будет нарастать...

И ты еще слышишь мой голос... который

звучит приглушенно... и слышишь шум своего дыхания... очень спокойного

и замедленного... сонного... и весь мир уходит еще дальше от тебя...

В то время как ты чувствуешь, как спокойно и уверенно бьется твое сердце...

как при дыхании твоя грудная клетка... поднимается... и опускается... и

ты понимаешь, что твоя расслабленность уже очень глубока... что даже если

бы ты захотел открыть глаза... тебе было бы лень это делать... тебе очень

удобно с закрытыми глазами... и в этой позе...

Когда ты вспоминаешь какие-то

картины;.. очень приятные картины... из своего прошлого... и уже не знаешь,

воспоминания это или сновидения... и твой организм делает очень важную

работу... ты ушел глубоко в себя... в свой внутренний мир.. продолжая иногда

слышать какие-то звуки далекого разговора... и не зная, есть ли этот разговор

на самом деле... или он тебе снится... и твой мозг учится многим вещам...

которые относятся к трансу... и приобретает полезные знания... которые

ты будешь успешно использовать... в своей работе...

Отдохни... в то время

как твой мозг будет усваивать полезные знания... и запоминать полезные

навыки... Отдохни...

И только тогда, когда твой мозг поймет, что ты готов

вернуться к состоянию бодрствования.. ты будешь возвращаться к нам... в

эту комнату и в этот день и час... в том темпе, который тебя устраивает...

может быть, очень быстро... или не очень быстро... и все твои знания останутся

при тебе... хотя ты о них еще ничего не знаешь... Я буду считать до трех,

и ты заметишь некоторые явления...

Один... Твои веки начинают подрагивать...

Дыхание становится чуть более частым и поверхностным... Два. Твои мышцы

готовы к работе, ты хорошо ощущаешь свои руки и ноги. Три! Открой глаза! Потянись!

(Обращаясь к аудитории) Вот и все упражнение. Как видите, я прошел

по всем этапам, поначалу следуя за партнером, а потом лидируя. Моя речь

могла произвести странное впечатление, хотя в ней все соответствовало происходящему:

я описывал только то, что Виталий мог видеть, слышать и чувствовать. Кстати,

Виталий, сколько минут это продолжалось?

 

Виталий: Минуты две-три.

 

С. Горин: Вот вам искажение чувства времени в трансе. Сидящие в зале

могут сравнить объективное время с внутренним временем Виталия - сколько

минут на самом деле продолжалось упражнение?

Ответы из зала: Три минуты.

Пять минут. Полторы минуты. Десять минут (смех в зале).

 

С. Горин: Ни одного правильного ответа. Помнится, кто-то из вас говорил,

что не поддается гипнозу... Будем считать, что вы готовы делать упражнение.

 

Вопрос из зала: Здесь находится много людей, это не будет сбивать партнера?

 

С. Горин: Вашей заботой как раз и является сделать так, чтобы партнера

это не сбивало. Вы достигаете этого очень просто - включая все, что происходит,

в свою речь: "...и ты слышишь, как здесь разговаривают люди, и входишь

в транс еще успешнее". Наличие шумов в зале - больше помеха для гипнотизера,

чем для гипнотизируемого.

Однажды под окном моего рабочего кабинета начали

ремонтировать водопровод. Пригнали бульдозер, компрессор... Ну, вы знаете,

как шумит компрессор, и знаете, что ремонт в этой стране не делается быстро.

Я мог бы прекратить практику, но я сделал по-другому: в течение нескольких

дней я сообщил своим пациентам, что они прекрасно слышат шум компрессора,

и это позволяет им понять, что с помощью этого шума люди решают свои проблемы,

а пациент может решить свои, слушая этот шум и еще больше расслабляясь.

Включайте в свою речь (тогда, когда вы описываете внешний опыт партнера)

все, что происходит. Многие начинающие гипнотизеры считают, что потерп

ели неудачу при наведении транса, если видят, что их партнер улыбается:

"Ах, он улыбается, он смеется надо мной, о каком трансе может идти речь!".

Улыбка партнера - тоже стимул, который может привести его к трансу.

Верните партнеру его движение, дайте понять, что вы его заметили: "...ты

чувствуешь свою улыбку, и твое спокойствие нарастает ". Если помните, А.

Кашпировский в своих сеансах делал это очень успешно, когда говорил: "Можете

смеяться, можете даже хохотать, и при этом входите в транс еще лучше".

Такие ловушки для сознания работают - человек смеется, но через некоторое

время замечаешь, что смех-то насильственный; человек хохочет не потому,

что ему смешно, а потому, что он не может остановиться. В принципе, возможно

обратить в свою пользу даже такую ситуацию, когда в ваш кабинет в разгар

наведения транса заходит ваш начальник и начинает орать на вас (хотя технические

сложности, конечно, будут).

У вас есть еще какие-то трудности?

 

Ответ из зала: Трудно начать говорить...

 

С. Горин: Эта трудность есть у всех групп. Все вроде бы платили за то,

чтобы научиться делать, но когда надо начинать делать, уходят во внутренний

диалог вместо внешнего... Интересно, если бы я вас попросил написать протокол

на тему: "Что мы видели, слышали и чувствовали в этом зале " - вам бы пяти

листов бумаги хватило? Для того, чтобы описать все? Не хватило бы... Хорошо,

я вам предложу сделать промежуточное упражнение.

 

Упражнение N 11. Выполняйте каждый по очереди, индивидуально. В течение

одной минуты вы будете рассказывать о том, что вы видите в этом зале (получая

навык свободной речи).

Обсуждение. С. Горин: Мы с вами вернулись на полшага назад и правильно сделали.Некоторые замечания по вашей речи. Во-первых: у всего, что вы видите, естьцвет, форма и местоположение. Когда вы говорите о цвете растений, то описание"успокаивающий цвет" можно давать во вторую очередь, а в первую очередьон зеленый. Не усложняйте задание, оставайтесь в рамках простых описаний. Во-вторых, описание зала как "прекрасного" или "хорошо оборудованного"является вашей оценкой, с которой партнер может и не согласиться. "Прекрасный"или "хорошо оборудованный" - для чего? Лучше оставаться в рамках цветаи формы, здесь партнер с вами скорее согласится. И, в-третьих, людей вэтом зале заметил почему-то только Юра, остальные описывали предметы (смехв зале). Конечно, ваш партнер видит не только пол, стены и окно, он видити вас, сидящего здесь и считающего свое существование настолько само собойразумеющимся, что об этом не стоит и говорить. Итак, разговаривать мы научились,давайте учиться официально наводить транс. Наташа: Я боюсь, что у меня не получится. С. Горин: Ладно, Наташа, у тебя это не получится. И что тогда случится? Наташа: Я буду себя чувствовать глупо. С. Горин: Что заставит тебя чувствовать себя глупо? Наташа: Возможность ошибки. С. Горин: Тогда я тебе при всей группе дам другую инструкцию - сделайкак можно больше ошибок во время упражнения; изо всех сил постарайся сделатьвсе ошибки, какие только возможны, можешь их пересчитывать, а можешь дажене считать. Так пойдет? (смех в зале). Начали. Обсуждение. С. Горин: Я повторюсь, возможно, если скажу, что цель базовых упражнений- не только научиться чему-то из методик наведения транса, но и научитьсязамечать то, чего вы уже достигли; замечать, где начинается транс, каковыпризнаки наступившего транса у вашего конкретного партнера - неподвижность,расслабленность, что-то еще. С этим вы все справились. Я попрошу Олегаи Риту дать самоотчет. Во время упражнения Рита в роли гипнотизера потерялаподстройку к дыханию Олега. Что тогда произошло, Олег? Олег: Мне казалось, что я все время куда-то падаю, это было приятно,и вдруг - раз! - я возвращаюсь. С. Горин: Рита очень увлеклась тем, что она говорила и временно забылао том, как надо говорить. Мне показалось, что Рита вошла в более глубокийтранс, чем Олег, и вещала автоматически (кстати, словесное наведение трансау Риты получилось отлично). Ты хорошо повела Олега, но в какой-то моментперестала ему помогать, и ему пришлось гнаться своим дыханием за тобой,за твоей речью. Так в паре Юра-Виталий с Юрой в роли гипнотизера какие были сложности? Юра: У меня был дискомфорт от того, что Виталий сопротивлялся. По-моему,он старался не делать ничего из того, что я ему предлагал. С. Горин: Он действительно старался, и это дает нам возможность обсудитьеще одну тему эриксонианского гипноза - полярную реакцию. Полярная реакция. С. Горин: Знаете, есть довольно много людей, жизненная стратегия которыхописывается примерно так: "Все это делают - значит, я этого делать не буду".Мне понравилось откровенное выражение такой стратегии героем одного фильма:"Я ненавидел сигареты, пока не узнал, что курение вредно" Эта "стратегиянаоборот" в эриксонианском гипнозе называется " полярной реакцией ".В той или иной степени полярная реакция свойственна каждому человеку - если сомневаетесь,то встаньте на улице и начните бесплатно раздавать что-нибудь прохожим(шоколадные батончики или тысячерублевые купюры, неважно). Вы увидите естественнуюполярную реакцию, а может быть, и почувствуете ее... Один из моих однокурсников любил пользоваться в спорах естественнойполярной реакцией собеседника. Если он хотел высказать свои аргументы ине выслушивать ответ партнера, он заканчивал предложения своеобразным обращениемк партнеру в третьем лице: "Ну, сейчас скажет что-нибудь". После этого,как правило, партнер замолкал. Есть люди, которые по какой-то причине специализируются на полярнойреакции. На все ваши предложения или просьбы что-то сделать они отвечают"нет". Но освобождает ли их это от манипуляций? Ведь если они всегда делаютнаоборот - с ними можно говорить наоборот. Виталий, я не хочу, чтобы тычувствовал себя слишком удобно и уютно. Ни в коем случае не сосредотачивайся,не закрывай глаза! (смех в зале). Ты ведь можешь не войти в транс с закрытымиглазами, или войти в транс с открытыми глазами. Я не хочу, чтобы ты прямосейчас погружался в трансовое состояние. Не делай этого. Здесь вообще нетничего, что нужно делать. Если я говорю, что ты не сможешь погрузитьсяв глубокий транс, то я ведь могу не говорить о том, что ты не можешь погрузитьсяв легкий транс. Ты можешь совершать движения, и чем больше движений тысовершаешь, тем успешнее будет твое погружение в транс. Вы даете партнерупримерно такую программу, и рано или поздно он запутывается в отрицаниях:что нужно делать, что не нужно, чему в итоге сопротивляться из предложенного.Здесь хорошо действуют двойные и тройные отрицания, сознание в них запутываетсякрепко... Раньше меня смущали пациенты, единственной целью которых, какмне казалось, было продемонстрировать то, что они "гипнозу не поддаются".Теперь я просто вслух сомневаюсь в том, что они смогут войти в транс -и они входят! Я говорю им, что, наверное, несмотря на сделанную мной работу,они не могут почувствовать себя лучше - и они чувствуют себя лучше! Предоставьтечеловеку подходящий контекст для любой его реакции, и вы сможете им управлять,даже если он "сопротивляется".

ГЛАВА 4. Наведение гипнотического транса (вторая ступень)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.