Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Достижение предыдущего состояния транса, использование естественных 3 страница




1. Речевые (аудиальные) способы: 2. 3. o изменение громкости речи (громче-тише);4. o изменение темпа речи (быстрее-медленнее, паузы);5. o изменение интонации (повышающаяся-понижающаяся);6. o сопутствующие речи звуки (хлопок в ладоши, пощелкивание пальцами, постукиваниеo по столу);7. o изменение локализации источника звука (справа-слева, спереди-сзади); -o изменение тембра голоса (жесткий, "металлический"-мягкий, "вкрадчивый").8. 9. Визуальные способы (жестикуляция, мимика, пантомимика): 10. 11. o изменение положения тела (наклон, поворот);12. o жестикуляция руками, пальцами рук;13. o характерная последовательность жестов (пантомимика);14. o изменение мимики.15. 16. Кинестетические способы: 17. o простое прикосновение,18. o поглаживание,19. o похлопывание по плечу, по спине,20. o пожатие руки.21. 22. 23. Смешанные способы: 24. 25. o изменение дистанции до собеседника (приближение - удаление, наклон телаo к собеседнику - от собеседника);26. o речь, совмещенная с поворотом головы;27. o движения, совмещенные со звуками (демонстративное постукивание пальцамиo по столу, пощелкивание пальцами при жестикуляции).28. C. Горин: В принципе, мы могли бы нафантазировать множество других способоввыделения сообщений, но основными способами останутся все те же: характеристикиречи, жест, прикосновение. Как это используется в работе? Скажем, если я работаю с больным истерическимпараличом, то в классическом гипнозе я прямо ему заявлю: "Спать! А теперьвы можете почувствовать силу в ногах! Почувствуйте, как ноги наполняютсясилой! Встаньте! Идите!". В технике рассеивания то же самое сообщение ясведу к фразе "почувствуйте силу в ногах", и я буду рассказывать пациентукакую-то историю (неважно, какую - хоть передовицу из газеты прочитаю),в которой я буду выделять известными вам теперь способами три слова, составляющиеинструкцию - "чувствовать, сила, ноги". То есть, каждый раз, когда в текстеистории встретятся слова "чувствовать, сила, ноги", я буду менять громкостьи интонацию речи, изображая какой-то жест. Знаете, это похоже на одну детскуюсистему шифровки: в целом сообщении выбирают каждое четвертое слово, ивыбранные таким способом слова образуют отдельное скрытое сообщение. Давайтевыберем внушение, актуальное для вас, и я продемонстрирую работу в техникерассеивания. Реплика из зала: Побольше уверенности в себе... С. Горин: Вам нужна уверенность в себе? Все еще? Хорошо, тогда скрытоесообщение будет следующим: "Будь уверен в себе". Расскажу-ка я вам, какдобирался сюда, на семинар... На остановке автобуса я встретил старогознакомого, мы немножко побеседовали и на прощание я сказал ему: "Будь!"(изменил громкость и интонацию речи, сделал характерный жест). Потом ястоял на остановке, и был уверен (интонация, громкость, жест) в том, чтоавтобус рано или поздно придет, привезет в себе (интонация, громкость жест)пассажиров... Когда автобус приехал, я подумал, что будь (интонация, громкость,жест) он более пустым, я мог бы быть уверен (интонация, громкость, жест),что доберусь до места, сохранив в себе (интонация, громкость, жест) чутьбольше спокойствия... Интересно то, что эта техника действует независимо от того, знаете ливы о том, как она действует. Набрались уверенности? (смех в зале, ответы"Да!") Тогда делаем упражнение. Упражнение N 15. Выполняется в парах. Партнер А сообщает вслухпростую инструкцию, которую он хотел бы получить. Партнер Б готовит какой-либорассказ, в который включает нужную партнеру А инструкцию, и рассказываетего, выделяя любым способом составляющие инструкцию слова. Затем партнерыменяются ролями. (Усложненный вариант упражнения: партнер А говорит о своейпсихологической проблеме, которую он хотел бы разрешить. Партнер Б сампридумывает подходящую инструкцию, включает ее в свой рассказ, и рассказываетего три раза, применяя каждый раз другие способы выделения составляющихинструкцию слов). С. Горин: Техника рассеивания очень эффективна при общении с одним партнером,с группой, с большой группой - но ее эффективность при работе с толпой,с массами людей становится просто фантастичной! Я полагаю, что люди, управляющиесредствами массовой информации, не могут этого не знать. Говорят, что недавноизобрели "лептонное" оружие, с помощью которого можно управлять разумоми волей человека. Но оружие, действующее на волю, давно создано - это газетыи телевидение!...Году этак в 1986-м был небольшой скандал вокруг еженедельника "Аргументыи факты": один въедливый читатель обнаружил, что в маленькой заметке, слова,набранные жирным шрифтом, образуют самостоятельное и вполне осмысленноеантиправительственное высказывание. Неважно даже, было ли это случайностью(как потом писал редактор еженедельника) или хорошо спланированной акцией(как писали противники "АиФ") - подумайте просто о том, что из тогдашнихпримерно двадцати миллионов читателей еженедельника заметил что-то толькоодин). В любое письменное сообщение можно с помощью техники рассеиваниявставить скрытую инструкцию, только выделять слова нужно: другим размеромшрифта, другим цветом, другим типом шрифта (курсив, "жирный" шрифт, наборпрописными буквами, печать "вразрядку" и т. п.), абзацным отступом (аналогпаузы в разговоре), особым значком... В телепередачу скрытую инструкциюможно ввести с помощью "бегущей строки", быстрого чередования кадров всюжете, разговором "за кадром"... Мне трудно перечислить все возможныеварианты, их очень много. Важно здесь то, что и статью в газете, и телепередачуувидят миллионы, и если даже в применении какой-то гипнотической техникидопущены "помарки", все равно сотни, тысячи людей "проглотили" инструкцию. В нашей стране традиционно был принят подход к рекламе и пропаганде с позицийубеждения, воздействия на сознание, логической аргументации. Думаю, чтомы практически не имеем иммунитета к подсознательным манипуляциям - значит,эффект от их применения мог бы быть велик. И кое-кто уже пользуется этим.Посмотрите, например, на рекламу компании "АСКО":
БУДУЩЕЕ нельзя купить его можно ОБЕСПЕЧИТЬ!
Каждый день 10000 человек покупают страховые полисы АСКО. АСКО приносит в их дома спокойную уверенность в завтрашнем дне. Поверьте этим людям. Выбирая АСКО, они делают правильный выбор.
Обратите внимание на выделения. Здесь использована техника рассеиваниядля подсознательного влияния на возможных клиентов (между прочим, компаниисо стабильным финансовым положением таких вещей не делают). Вы можете учестьвсе это и при чтении рекламы, и при составлении ее, при планировании рекламныхкампаний... Реплика из зала: И предвыборных - тоже? С. Горин: Естественно! Зачем открыто хвалить себя и ругать конкурента?Так можно напроситься на неприятности. Нет, если бы я захотел поддержатьЮру, например, в его борьбе за пост большого начальника, я бы написал статью...да хоть о пионерском лагере, где дети голосуют за того вожатого, которыйим нравится, и когда я встретил мальчика Юру, он сказал мне, что проголосуетза Васю, так как он самый сильный, и я похвалил Юру за откровенность...А если бы я при этом захотел отругать нынешнего большого начальника Имярек,я написал бы нечто вроде: " Имярек - образованный, симпатичный мужчина. Мы говорилис ним о том, что на улицах грязно, лежит собачье дерьмо "-.-"Как жаль,-сказал мне Имярек, - что собачье дерьмо не убирают" (смех в зале). Феномен "25-го кадра". Одной из самых ярких страниц в истории техники рассеивания стало открытиев шестидесятых годах явления, получившего название "феномен 25-го кадра"(другие названия - "феномен 36-го кадра", "феномен Бэрда"). Начиналосьвсе в рамках обычного психологического эксперимента; ученые изучали восприятиечеловеком сверхкратких раздражителей. Очень удобным инструментом для исследованияоказался кинопроектор... Мы знаем, что кадры, чередующиеся в кинопроекторес частотой 24 в секунду, создают эффект движения, поскольку при этой скоростивоспроизведения ряд неподвижных кадров "сливается" в одно движущееся изображение(не осознается разрыв между кадрами). А что произойдет, если 25-й кадрбудет содержать информацию, отличающуюся от той, которая содержится в предыдущихдвадцати четырех? В экспериментах выяснилось, что человек не осознает такуюинформацию, но помнит ее - то есть, человек не может объяснить, откудаон получил эту информацию и почему он ее помнит....В обычном кинозалеидет обычный фильм. Никто из зрителей не знает, что по ходу фильма на экранепромелькнут несколько раз на 1/25 долю секунды два кадра - страдающий отжажды человек в пустыне и изображение некоего напитка. Никто из них непоймет, почему после фильма так хочется промочить горло именно этим напитком.И продавец в киоске с напитками только удивится тому, что спрос на этотнапиток возрастет после фильма в три раза! В начале шестидесятых экспериментыс фильмами, "засеянными" рекламой (их называли "субламинарными" или "сублимационными")были весьма популярны. Но вот одна из комиссий ООН посчитала нужным запретитьтакой способ рекламы, как аморальный, и эксперименты прекратились... Вовсяком случае, прекратились публикации в открытой научной печати о такихэкспериментах. "Якорная" техника Я уже говорил, что эриксонианский гипноз и нейролингвистическое программированиеявляются в значительной степени хорошим продолжением работ И. П. Павловапо физиологии высшей нервной деятельности. "Якорная" техника имеет прямоеотношение к условным рефлексам. "Якорем" в эриксонианском гипнозе и НЛПназывают стимул, запускающий механизм сформированного условного рефлекса. В русскоязычную литературу по эриксонианскому гипнозу и НЛП термин "якорь"в его вышеописанном значении ввела первая переводчица работ по НЛП ИнессаМ.Ребейко. Давайте вспомним, как формируется условный рефлекс. Голоднаясобака видит пищу, в этот момент у нее начинает выделяться слюна и желудочныйсок - и в этот же момент звенит лабораторный звонок. Если сочетание "вижупищу - слышу звонок" повторяется несколько раз, то появляется устойчиваясвязь - на звук звонка собака отвечает так же, как на вид пищи (слюноотделениеми выделением желудочного сока). Эта устойчивая связь называется условнымрефлексом, а нейтральный ранее стимул - звонок - становится значимым стимулом,запускающим все сопутствующие рефлексу реакции. В терминах эриксонианскогогипноза мы назовем звонок "положительным пищевым якорем" для собаки. ("Якорь"называют положительным, если он способствует развитию реакции или связанс положительными эмоциями, и отрицательным, если он способствует угашениюопределенной реакции или связан с отрицательными эмоциями). Человек отличаетсяот других животных, в частности, тем, что условный рефлекс у него формируетсячасто после первого предъявления какой-то последовательности событий. Так,человек, подвергшийся нападению на темной улице, начинает бояться темнотыили хождения по этой улице. В сексологической литературе я встретил описаниетакого случая: во время первого полового акта юноша укололся случайно булавкой,которую его партнерша оставила в одежде; после этого он мог получить половоеудовлетворение только в том случае, если его кололи булавкой в течениеполового акта. По этому поводу мы скажем, что укол булавкой стал для тогоюноши "положительным сексуальным якорем". В повседневной жизни мы встречаемсяс огромным количеством неосознаваемых нами условных рефлексов. Например,у влюбленной пары часто есть мелодия, которую они называют "нашей мелодией"- они просто слышали ее в момент встречи или в момент наивысшей влюбленности,но теперь она стала для этой пары "положительным аудиальным (слуховым)сексуальным якорем"; прослушивание этой мелодии возвращает паре чувствовлюбленности по механизму условного рефлекса. "Отрицательным аудиальныммузыкальным якорем" для большинства из нас служит похоронная музыка - стоитнам ее услышать, и наше настроение понижается, хотя мы не осознаем, чтопричина такого понижения настроения - какие-то другие похороны, на которыхмы присутствовали давным-давно и чувствовали боль потери... В роли "якоря"может выступать то, что мы видим (чье-то лицо, характерный жест, картинаи т. п.), то, что мы слышим (голос, музыка, шумы), и то, что мы чувствуем(прикосновение, поглаживание, поцелуй, боль и т. д.), В терминах НЛП "якоря"подразделяются, соответственно, на визуальные, аудиальные и кинестетические.Искусство применения "якорей" при использовании транса и манипуляции сознаниемосновывается на удачно выбранном моменте для постановки "якоря", удачновыбранном типе "якоря" и удачном воспроизведении уже поставленного "якоря". Практикум по "якорной" технике (стенограмма семинара). (Примечание: далее в тексте слово "якорь" в вышеописанном значении даетсябез кавычек). С. Горин:...Ну, вот еще один бытовой пример действия якорей. Жена пришладомой очень раздраженной, взбудораженной - неважно, по какой причине. Мужвстречает ее, обнимает за плечи и говорит: "Здравствуй, дорогая". Черезнекоторое время жена успокаивается, отвлекается чем-то; в это время к нейподходит муж точно так же, как раньше, обнимает за плечи и говорит: "Пойдемв кино?" И получает на это совершенно нелепую реакцию агрессии: "Да пошелты со своим кином!" Что произошло? Характерное прикосновение, объятие подсознательносвязалось с чувством злости - и будучи воспроизведенным в точности также, как в первый раз, вызвало то же чувство. Объятие стало якорем для вызываниячувства злости в этом примере. Для того, чтобы якорь вызвал реакцию, радикоторой его поставили, нужно соблюсти ряд условий. Первое: якорь долженбыть поставлен на высоте переживания. Второе: якорь должен быть воспроизведенмаксимально точно. Третье: самыми надежными являются кинестетические якоря,прикосновение обязательно воспринимается подсознанием. Проведем небольшуюиллюстрацию. Олег, ты можешь сейчас вспомнить что-нибудь радостное? Например,встречу с любимой девушкой? Вспомни, как это приятно... (Олег начинаетулыбаться, в этот момент ведущий семинара прикасается к его левому запястью).Я рад, что ты так легко можешь получить удовольствие (повторяет прикосновениек запястью). Давай проведем светский разговор... О погоде, например. Холодносегодня, правда? (Олег кивает). Может, поговорить о том, какие нынче цены(Олег нахмурился) - высокие цены, да? (Повторил прикосновение к левомузапястью Олега). Трудно жить при таких ценах? (Олег согласно кивает, начинаяулыбаться). А чего ты улыбаешься? (повторяет прикосновение к запястью,Олег начинает смеяться). Итак, я предложил Олегу погрузиться в приятныевоспоминания, дождался его улыбки и поставил кинестетический якорь. В дальнейшейбеседе я вернул, заново задействовал этот якорь - и цены вызвали у Олегарадостный смех. Можно продемонстрировать работу с отрицательным якорем. Так, кто у наскурящий? Хорошо, Виталий, ты мог бы вспомнить те первые, довольно тягостныепереживания, которые у тебя были связаны с курением? Наверняка при первомкурении была тошнота, тягостное слюнотечение... (Виталий сглатывает слюну,у него появляется мимика, соответствующая описываемым переживаниям. Ведущийсеминара делает отрывистый жест правой рукой). У тебя была тошнота? (повторяетжест). Ах, тебя даже рвало! (повторяет жест). Да, тебе не повезло - былиспазмы в желудке, ты чувствовал слабость, ноги подгибались... (повторяетжест). Я это, собственно, к чему говорю: мы уже долго занимаемся без перерыва.Хочешь закурить? (Повторяет жест, Виталий энергично отрицательно качаетголовой). Может, пропустим очередной перекур? (Повторяет жест; Виталийсогласно кивает; смех в зале). Вот так начинает работу с курильщиками докторХмелевский. Обратите внимание на два момента. Первый: в обоих случаях сутьработы заключалась в том, что я взял некую эмоцию, некое переживание изодного контекста и, закрепив это переживание якорем, перенес его в другойконтекст. И я показал вам, что это можно использовать. Второй момент: дляпостановки якоря я выбрал наименее осознаваемую систему - визуалисту япоставил кинестетический якорь, а кинестетику - визуальный. Это тоже существенноеусловие для эффективной работы якорей - сделать так, чтобы якорь не осознавалсявашим партнером. Впрочем, якорная техника столь же помехоустойчива, кактехника рассеивания - она работает независимо от того, знаете вы о том,как она работает, или не знаете. Якорная техника имеет большие возможности,даже если использовать только перенос эмоции, переживания из одного контекстав другой. Например, в обучении очень важно, чтобы усвоение новых знанийсопровождалось интересом. А если его нет? Предложи мне кто-нибудь преподаватьвам скучный материал, я бы начал с того, что рассказал бы вам о каком-нибудьстриптиз-шоу. Вы только представьте себе красивую женщину, которая медленнораздевается под музыку, представьте себе заманчивые изгибы ее тела! (Делаетрукой характерный жест). Я работаю с вами в открытую, поэтому сразу жеобъясню, что закрепил у вас интерес и легкое возбуждение, когда сделалжест во время рассказа о женщине, которая... м-м-м! Она почти уже разделась,и у нее такое тело! (Повторяет тот же жест). А теперь мы будем изучатьквадратные уравнения. Запомните: квадрат суммы равен квадрату первого слагаемогоплюс удвоенное произведение слагаемых, плюс (повторил жест) квадрат второгослагаемого (смех в зале). Между прочим, квадратные уравнения - очень интереснаявещь! Реплика из зала: Даже для нас! С. Горин: Я бы сказал - тем более для вас! Конечно, в данном примерея кое-что утрировал, но вы можете запомнить эту стратегию в общем виде:если материал для изучения кажется вам скучным - отвернитесь или закройтеглаза, вспомните или представьте себе что-то, что вызывает у вас интерес,радость, легкое возбуждение... и снова посмотрите на учебный материал.Повторите так два-три раза - и продолжайте изучение теперь уже менее скучногоматериала. Это работает, можете убедиться. Вы можете закрепить якорем любоесостояние партнера просто на всякий случай. Пациент, который впервые комне приходит, погружен в свою проблему и я на всякий случай возьму на якорьэто его состояние. Если оно мне в дальнейшем понадобится, я смогу его вызватьбез особых трудностей в полном объеме и поработать с ним; после психотерапевтическогокурса я могу снова задействовать тот же якорь и посмотреть, что еще осталосьот болезненного состояния. Предположим, вам понадобилось закрепить у партнера чувство неуверенности,и вы знаете, что это чувство возникнет при разговоре об X. Начните разговороб X, постукивая пальцами по столу... Когда вы перейдете к другой теме,где он будет уверен в себе, а вам понадобится его неуверенность - постучитепальцами по столу и получите нужное вам состояние партнера. (Это, кстати,типичный прием следователя: человек почти обязательно зайдет в его кабинетс чувством неуверенности, которое надо закрепить подходящим якорем и вызыватьпо мере надобности использованием этого якоря). Женщинам я порекомендуюварианты якорной техники из репертуара ведьм и колдунов. "Приворотное зелье"по-эриксониански... Дождитесь момента, когда ваш муж или сексуальный партнериспытывает наибольшее возбуждение, наивысшее желание. Придумайте какой-нибудьякорь для этого переживания (особый взгляд, жест, прикосновение). Когдавам покажется, что мужчина "остыл" к вам - задействуйте якорь, и посмотрите,что получится. Еще один вариант. Как заставить кого-то влюбиться в себя?Поговорите с ним о том, что когда-то он был влюблен (или сейчас влюблен)в другую женщину. Дождитесь наивысшего переживания эмоций, подходящей мимики,дыхания - и поставьте якорь на эту ситуацию. Через некоторое время поговоритес ним на любую нейтральную тему. Потом заговорите о себе - и задействуйтеякорь. Вы берете таким образом его влюбленность, изымаете ее из прежнегоконтекста и переводите на себя - думаю, у вас хватит сообразительностина то, чтобы использовать вдруг появившийся к вам интерес. Работа с партнеромв якорной технике потребует от вас несколько специфичной наблюдательности.Вам нужно научиться замечать момент наивысшей погруженности партнера внужное вам переживание. Здесь следует учитывать такие вещи. Первое: обязательнообращайте внимание на несловесные проявления эмоций (в основном, это мимикаи дыхание). Второе: обращайте внимание на глазодвигательный стереотип.Каждому переживанию соответствует строго определенная последовательностьдвижений глазных яблок - запомните, какова она в момент наивысшего переживания(то есть тогда, когда нужно ставить якорь). Если затем, в ходе нейтральнойбеседы, вы для проверки оживляете поставленный якорь и не получаете тойже последовательности движений глазных яблок, того же глазодвигательногостереотипа, который был при погружении в то переживание - значит, якорь не действует, придется повторить его постановку. Для развития такой наблюдательностивы сделаете упражнение. Упражнение N 16. Выполняется в группах по трое. Партнер А выбираетв своем внутреннем опыте три любых отличающихся друг от друга переживания(именно отличающихся: если вы возьмете три разных формально, но одинаковыхпо существу переживания, то вашим партнерам будет трудно: поэтому не беритевоспоминание о завтраке, обеде и ужине в качестве примера трех разных переживаний- здесь больше подходит, скажем, воспоминание о том, как бежал стометровку,как готовил обед, и как лежал на диване). Партнер А по очереди погружаетсяв эти переживания, обозначая их, как "состояние N 1", "состояние N 2"и "состояниеN 3". Партнеры Б и В внимательно наблюдают за тем, какая мимика, какое дыханиеи какой глазодвигательный стереотип соответствуют каждому из этих трехсостояний. На втором этапе упражнения партнер А вновь погружается в теже переживания по очереди, но в другом порядке (например, он может сначалапогрузиться в переживание N 2,потом в переживание N 1, потом - в переживаниеN 3). Задача партнеров Б и В- определить, в каком порядке партнер А погружалсяв свои переживания на втором этапе упражнения, используя только сделанныена первом этапе наблюдения за мимикой, дыханием, глазодвигательным стереотипом. С. Горин: Прекрасно, все справились с заданием. Намного легче наблюдатьза каким-то процессом, заранее определив для себя опорные точки для наблюдения.Теперь потренируйтесь в постановке кинестетических якорей. Упражнение N 17. Выполняется в парах. Партнер А выбирает два переживанияиз своего жизненного опыта и сообщает их содержание партнеру Б. ПартнерБ словесно помогает партнеру А погрузиться в каждое из этих переживаний,закрепляя переживание N 1 каким-то кинестетическим якорем N 1 (прикосновениек правой руке, правому бедру), а переживание N 2 - якорем N 2, поставленнымна симметричную сторону тела (прикосновение к левой руке, левому бедру).Задача партнера Б на этом первом этапе - помочь партнеру А достичь наилучшейпогруженности в переживания, чтобы поставить каждый из якорей на высотепереживания. Второй этап упражнения заключается в том, что партнер Б внейтральной беседе "оживляет" периодически якоря NN 1 и 2, обращая вниманиена максимальную точность их воспроизведения (прикосновение к той же точке,с той интенсивностью давления). Задача партнера Б на втором этапе - вызватьу партнера А все несловесные реакции (мимика, дыхание, глазодвигательныйстереотип), которые соответствуют переживаниям NN 1 и 2, при оживленииякорей NN 1 и 2. После выполнения упражнения партнеры меняются ролями. С. Горин: Существуют варианты якорной техники для работы с самим собой.Ну, самый простой пример, пожалуй, - это применение якорей для запоминания.Когда вы рисуете крестик на ладони или завязываете узелок на платке, вытем самым создаете визуальный якорь для запоминания того, что вам предстоитсделать. Но применение собственных якорей более многообразно. Так, вы можетезакрепить каким-то якорем нужное вам состояние. Если вы, скажем, привыклиполучать чувство бодрости от чашки кофе, то в следующий раз, когда будетепить кофе, ущипните себя за мочку уха. Повторите постановку такого якоряна чувство бодрости - и в будущем используйте его для получения бодростибез кофе. Аналогичным способом, с помощью якоря, поставленном на самомсебе, вы можете получать доступ к любому нужному вам состоянию. В своейпрактике я рекомендую женщинам, имеющим проблему с достижением оргазма,закреплять каким-то собственным якорем любой достигнутый оргазм, и затемприменять этот якорь для более легкого достижения оргазма в других половыхактах. Я привел только два конкретных примера, хотя их значительно больше.При занятиях самогипнозом вы можете быстро погрузиться в транс, закрепивякорем предыдущие состояния транса. Вы можете использовать якорь для засыпания,якорь для творческой активности, якорь для спокойствия... и для сотни другихнужных вам состояний. Я не хотел бы на этом останавливаться, потому чтоинтереснее все же применять якорную технику в манипуляциях с партнером. Очень изящно можно применить якорную технику, если вы еще и узнали внутреннююстратегию партнера по решению какой-то проблемы.Ну, предположим, что вы хотели бы, чтобы кто-то из партнеров большедоверял вам. Что тут нужно сделать? Вы просто подходите к этому человекуи говорите (подходит к Олегу): "А ты вообще когда-нибудь кому-нибудь доверял?".(Олег после паузы отвечает "Да", в этот момент С. Горин прикасается к правомуплечу Олега). Затем вы спрашиваете: "А как ты узнаешь о том, что этомучеловеку ты доверяешь?" (Дождавшись изменений в мимике и дыхании, С. Горинвновь прикасается к правому плечу Олега). Олег: Ну, я это чувствую... С. Горин: Он осознает, что он это чувствует, но нас интересует несловесныйответ Олега, его внутренняя стратегия выработки доверия, и этот ответбыл более развернутым: глазные яблоки сделали движение влево по горизонтали,затем - вправо вниз. Значит, настоящая стратегия у Олега - "слышу-чувствую".На следующем этапе я верну Олегу его стратегию вместе с якорем (обращаетсяк Олегу): "Когда ты слышишь мой голос, ты можешь почувствовать расположениеко мне?" (Повторяет прикосновение к правому плечу Олега). Олег: (удивленно) Да-а-а... С. Горин: Положено проверять качество работы... Послушай, Олег, дай мне взаймы пять тысяч! (Олег полез в карман). Спасибо, не надо! Аналогичная стратегия может применяться для выработки чувства симпатииили, если вы хотите, чтобы кто-нибудь обратил на вас внимание. Первый вопрос:"Ты когда-нибудь обращал на кого-то внимание?" - и ставите якорь. Второйвопрос: "А как ты узнаешь о том, что надо обратить внимание?" - и следитеза глазодвигательным стереотипом, делая контрольную постановку якоря. Получивстратегию принятия решения о том, что на кого-то стоит обратить внимание(например, "вижу-чувствую"), вы оформляете свою фразу в соответствии сэтой стратегией ("Если ты увидишь ля-ля-ля, можешь ли ты почувствовать бу-бу-бу?") и заканчиваете ее оживлением ранее наложенного якоря. И партнер весь ваш. Я повторяю, что ставить якорь надо тогда, когда вы видите несловесныйответ партнера (на высоте переживания); желательно, чтобы якорь не осознавалсяпартнером; и, наконец, воспроизводить якорь надо с максимальной точностью.И еще: вы можете закреплять какое-либо переживание у партнера сразу несколькимиякорями. Вы можете говорить с партнером, повернув голову направо (визуальныйякорь), повторяя при этом "так, так, так" или "хорошо, хорошо, хорошо"(аудиальный якорь), и как бы невзначай прикоснувшись к партнеру (кинестетическийякорь). Когда вам нужно будет вызвать закрепленное таким способом переживание,вы повторите свое поведение, увеличив вероятность действия якорей простотем, что их было три. И есть еще одна важная и интересная область примененияякорной техники. Представьте себе, что у вашего партнера есть какое-тоотрицательное воспоминание, и вы закрепили его якорем N 1. И у партнераесть какое-то положительное воспоминание, вы закрепили его якорем N 2.Что произойдет, если вы оживите оба якоря одновременно? В жизни ведь невозможноодновременно получить и положительное и отрицательное впечатление, переживание?А происходит следующее: более слабое воспоминание стирается, исчезает,либо, не исчезая полностью, ослабевает еще больше. Это можно использоватьдля того, чтобы убрать у партнера какое-то неприятное воспоминание, Правда,нужно позаботиться, чтобы положительное воспоминание было сильнее... Юра как-то жаловался, что он очень волнуется перед экзаменами. Эта ситуацияхорошо подходит к технике совмещения якорей, и если Юра не против, мы сейчаспоработаем с его волнением... Юра не против. (С. Горин садится напротивЮры, слегка поворачивает голову направо). Юра, вспомни, как именно ты волнуешься.Вот ты зашел в кабинет, где идут экзамены - ты уже начал волноваться? Вспомнипоследний экзамен, когда ты испытывал сильное волнение (после паузы С.Горин прикасается правой рукой к левому колену Юры). Так, так... Интересно,а можешь ли ты вспомнить первый экзамен, который натолкнул тебя на мысльо том, что на экзамене можно волноваться? (Повторяет прикосновение). Так,так... А ты уверен в том, что это именно волнение? (Повторяет прикосновение).Так... (Обращаясь к аудитории). Все увидели несловесный ответ Юры? Он действительнопереживал сейчас волнение, и мы закрепили его тремя якорями. Отдохни, Юра,встряхнись немного... Мне интересно, а какое чувство ты хотел бы испытыватьво время экзамена? (С. Горин поворачивает голову влево). Юра: Я хотел бы быть уверенным. С. Горин: Ты был когда-нибудь уверенным? Ты знаешь, что это за чувство,ты его испытывал в своей жизни? (Юра кивает головой, меняется его поза,мимика; С. Горин прикасается левой рукой к правому колену Юры). Хорошо,хорошо... В какой ситуации ты себя чувствуешь уверенно? Можно об этом рассказать? Юра: Когда я за рулем автомобиля. С. Горин: (обращаясь к аудитории). Этот вопрос я мог бы и не задавать;можно было просто попросить подробно вспомнить ситуацию, связанную с чувствомуверенности, (обращаясь к Юре, вновь поворачивает голову влево). Хорошо,Юра, вспомни свои ощущения за рулем автомобиля. Вспомни их хорошо... Станьуверенным, чтобы мы это поняли (повторяет прикосновение к правому коленуЮры). Хорошо, молодец. Ладно, отвлекись. (Обращаясь к аудитории.) Теперьи положительное переживание закреплено тремя якорями. Те из вас, кто былдостаточно внимателен, могли заметить совершенно разные глазодвигательныестереотипы двух этих состояний: волнения и уверенности. Сейчас, пока явам что-то объясняю, можно проверить, насколько прочно якоря связаны спереживаниями. (Поворачивает голову направо, прикасается к левому коленуЮры.) Пожалуйста, весь первый несловесный комплекс воспроизведен. Посмотри,Юра, как внимательны к тебе участники семинара, где еще ты получишь такоевнимание? (Продолжая разговаривать, поворачивает голову влево, прикасаетсяк правому колену Юры.) Проверка закончена, якоря работают. Сейчас я ихсовмещу (голова расположена прямо, прикасается сразу к двум коленям Юры). Так, хорошо... Теперь просто посиди... Может быть, тебе будут интересныте изменения, которые уже начались... Давай подождем результата... Так,хорошо... (обращаясь к аудитории) То, что человек погружается в транс присовмещении якорей, совершенно естественно... Ему приходится очень сильнопогружаться во внутренний опыт... Я говорю это для аудитории, но, как видите,моя поза остается прежней... И я жду, когда установится какой-то другойглазодвигательный стереотип... который не соответствует первому состоянию... Все. Позже я прокомментирую подробнее то, что было сделано, а сейчас займусьпроверкой качества работы. Юра, когда тебе предстоит сдавать очереднойэкзамен? Представь свое поведение в этой ситуации. Вот он, этот страшныйкабинет со страшными экзаменаторами... (поворачивает голову влево, прикасаетсяк правому колену Юры). Вообрази все это хорошо и подробно... Каким будеттвое самочувствие? Юра (удивленно): Я буду спокоен и уверен. С. Горин: Все, работа сделана качественно. Теперь перейдем к пояснениям. Итак, в ситуации экзамена Юра хотел чувствовать не волнение, а уверенность.Чувство уверенности мы взяли из другого контекста, из управления автомобилем,и перенесли его с помощью якорей в ситуацию экзамена. Для проверки эффективностиработы и для продления этой эффективности в будущее мы предложили Юре вспомнить(представить) ситуацию экзамена при задействованном положительном якоре.Можно было и совмещение якорей провести таким же способом, как мы провели проверку. За чем следовало наблюдать? После совмещения якорей (в случае,если отрицательное переживание ослабло или исчезло) глазодвигательный стереотиплибо полностью соответствует второму, положительному переживанию, либостановится каким-то средним, не похожим ни на первый, ни на второй стереотипы.При проверке, подстройке к будущему, глазодвигательный стереотип такжедолжен соответствовать либо положительному состоянию, либо быть каким-тосредним. Человек представляет себе отрицательное переживание, но глазодвигательныйстереотип выдает для положительного - это и означает, что работа сделана.Если этого нет, работа нуждается в повторении (если и при повторении нужныхизменений нет, следует выбрать другой метод для работы с такой проблемой). Техника совмещения якорей применима к любым ситуациям, которые можно описатьформулой: "Проблема в том, что в ситуации М я испытываю чувство X. Вместонего я хотел бы испытывать чувство Y, которое у меня бывает в ситуацииН". Следуя этой формуле, вы берете чувство Y из контекста Н и переноситеего в контекст М, заменяя там чувство Х чувством Y. Помимо волнения передэкзаменом, предстартовой лихорадки, этой формуле соответствуют такие проблемы,как страх публичных выступлений, писчий спазм, необоснованная неприязньк кому-либо... можно найти сотни примеров. Обратите внимание на то, чтоесли проблема соответствует формуле, то содержанием проблемы можно не заниматься,работая только с процессом изменения. Этим я и предложу заняться в следующемупражнении. Упражнение N 18. Выполняется в парах. Партнер А находит в своем внутреннемопыте проблему, которую он хотел бы разрешить, и которая соответствуетформуле "В ситуации М я хочу испытывать чувство Y вместо чувства X". ПартнерБ работает с партнером А по схеме: Шаг 1. Партнер Б способствует достижению партнером А наивысшего переживаниячувства Х (неприятного), определяя сопутствующий чувству Х глазодвигательныйстереотип и другие несловесные проявления. На высоте переживания партнерБ закрепляет у партнера А чувство Х каким либо (или какими-либо) якорем(якорями), именуемым далее отрицательным якорем или якорем N 1. Шаг 2. Партнер Б с помощью нейтральной беседы помогает партнеру А избавитьсяот чувства X, после чего способствует достижению партнером А положительного(приятного) чувства Y, определяя сопутствующий чувству Y глазодвигательныйстереотип и другие несловесные проявления. На высоте переживания партнерБ закрепляет чувство Y положительным якорем (якорями) N 2. Шаг 3. В нейтральной беседе партнер Б оживляет (вновь накладывает) якоряNN 1 и 2 по очереди, проверяя, появляются ли при этом соответствующие якорямнесловесные проявления и глазодвигательные стереотипы. Если да, то партнерБ может уточнить словесно, действительно ли партнер А хочет испытыватьвместо чувства Х чувство Y (при отрицательном ответе партнер Б возвращаетсяна предыдущий шаг и предлагает партнеру А выбрать более подходящее чувствоY-1или Y-2). Если нет, то партнер Б возвращается на один из предыдущих шагови заново накладывает один или оба якоря. Шаг 4. Партнер Б одновременно оживляет якорь N 1 и якорь N 2 и даетвремя партнеру А для новой организации внутреннего опыта, ожидая устойчивогоглазодвигательного стереотипа, соответствующего чувству Y, или нового,усредненного глазодвигательного стереотипа, не совпадающего ни со стереотипомчувства X, ни со стереотипом чувства Y. Шаг 5. Проверка и подстройка к будущему. Партнер Б оживляет положительныйякорь (якорь N 2) и просит партнера А представить себе ситуацию М, сообщаяо тех чувствах, которые теперь вызывает эта исходная ситуация. Одновременнопартнер Б оценивает появляющийся глазодвигательный стереотип и другие несловесныепроявления. Если партнер Б наблюдает стереотип чувства Y или усредненный,работа окончена. Если нет, то партнер Б возвращается на предыдущий шаги повторяет совмещение якорей. В течение всего упражнения партнер Б старается не вникать в содержание ситуации М, чувства Х и чувства Y. На следующем этапе партнеры меняются ролями. Рефрейминг содержания. С. Горин: Можно сказать, что Милтон Эриксон открыл и начал применятьякорные техники и техники рефрейминга, хотя их описание и даже названиепоявилось позже - в работах Дж. Гриндера и Р. Бэндлера, то есть, в нейролингвистическомпрограммировании. Английское слово "рефрейминг" неоднозначно, его можноперевести и как "перемена рамы у картины", и как "перемена картины в тойже раме". В психологии и психотерапии термином "рефрейминг" обозначаютизменение эмоционального отношения к какой-то проблеме, происшедшее вследствиеперемены словесного оформления этой проблемы (содержание проблемы при этомне меняется, и сама проблема, в сущности, никуда не уходит). Для прямойиллюстрации понятия рефрейминга я мог бы показать вам какую-то картинкув раме одного цвета, а затем - ту же картинку в раме другого цвета, и выбы поняли, что отношение к картине действительно зависит от той рамки,которой она окружена. Но поскольку рефрейминг относится к речевым техникам,я позволю себе другую иллюстрацию. Представьте себе, что вы - симпатичнаядевушка, и вы слышите в свой адрес два высказывания, первое из которых:"В груди горит огонь желанья", а второе: "Ну и телка, вот бы ее трахнуть".В обоих случаях смысл высказывания одинаков, различается только оформление - но как сильно это меняет ваше отношение к смыслу! Если вы это поняли,то вы поняли, что такое рефрейминг. Существуют техники рефрейминга, позволяющиеработать с процессом мышления партнера независимо от конкретного содержания идей. Эти техники довольно сложны, и мы с вами будем изучать более простыетехники, в которых используется содержание идеи или проблемы. Желающие узнать о более сложных видах рефрейминга могут прочитать книгуР.Бэндлера и Дж.Гриндера "Рефрейминг - переформирование с помощью речевыхстратегий". Интересный подход к применению рефрейминга в педагогике содержитсяв книге Линды Ллойд "Школьная магия". Первый вариант рефрейминга содержания - рефрейминг смысла. Вы можетеим воспользоваться, когда кто-то предъявляет нам проблему, описываемуюформулой: "когда происходит X, я чувствую Y". Ясно, что событие Х имеетдля этого человека отрицательный смысл и вызывает отрицательное отношение.Вам придется поискать положительный смысл у события X. Например, кто-то из родителей говорит: "Когда мои дети шумят, я раздражаюсь"(то есть чувствую себя раздраженным). Подразумевается, что дети шумят либопотому, что им нечего делать, либо потому, что хотят досадить родителям.Давайте поменяем смысл детского шума: "Это прекрасно, что ваши дети резвятся- это значит, что они вполне здоровы и получают удовольствие от движений".Такая трактовка успокаивает многих родителей. Второй вариант - рефреймингконтекста. Он подходит для проблем, описываемых формулой: "Я слишком X"или "Он слишком V". Проблемы такого типа всегда связаны с контекстом, вкотором "я слишком X" - поищите другой контекст, в котором свойство Х станетположительным. Многие полные люди проводят рефрейминг контекста для своейполноты, говоря: "Любимого тела должно быть много" (женщины) или "Самецначинается после ста килограммов" (мужчины). Однажды я встретился с управляющейкоммерческим банком для разговора о ссудах и процентах. Они дают ссудыпод 140 процентов годовых, и управляющая банком говорила извиняющимся тоном:"Конечно, это много, но вы знаете, нам центральный банк дает средства под80 процентов, мы вынуждены...". Используя такой стиль поведения, она вполнеможет потерять потенциального клиента; в то же время она могла бы применитьрефрейминг контекста и привлечь клиента, сказав ему: "У нас высокие проценты,благодаря чему мы можем вам дать любую сумму на любой срок". Сталкивались ли вы с ситуациями, подходящими для рефрейминга? Попробуйте найти конкретный пример. Наташа: Я хочу купить сундук, но он слишком дорогой. С. Горин: Это пример для рефрейминга контекста. В каком контексте дороговизнасундука может стать положительной? Ответы: - Сундук изготовлен из натурального дерева, такие вещи служаточень долго. - Качественная вещь не бывает дешевой, и ваше приобретениесразу покажет гостям высокое положение вашей семьи. - Это ручная работа,второго такого экземпляра не существует. К тому же резьба по дереву сделанаизвестным художником. Вопрос из зала: А какой положительный контекст вы найдете для меня -я слишком вспыльчив? С. Горин: Отлично, мы примем вас на работу для того, чтобы выпроваживатьназойливых клиентов. Реплика из зала: Это же - самая беспардонная манипуляция! С. Горин: Поздравляю, вы наконец-то поняли, чему учитесь. Рефрейминг содержания требует творческого подхода. Те формулы, которые я привел, тольконемного облегчают поиск в рефреймировании проблемы. Если это показалосьвам трудным, то примите совет: не избегайте трудных случаев и трудных клиентов- иначе они вас сами найдут (причем именно тогда, когда вы будете к этому не готовы...). Обсуждение. Вопрос из зала: Вы говорили о возможном применении техники рассеиванияв средствах массовой информации. Это единственная возможность?.. С. Горин: Нет, конечно. В последнее время я заметил, что возрастаетпопулярность якорной техники в рекламе. Например, в рекламе шампуня потелевидению было использовано последовательное совмещение якорей: сначалапоказана красивая женщина с роскошными волосами, затем - бутылочка с шампунем,затем - опять женщина, которая моет голову этим шампунем, а бутылочка стоитрядом; опять - женщина, которая красиво встряхивает волосы, и опять бутылочкас шампунем (мне показалось, что с каждым встряхиванием головой количествоволос у женщины увеличивалось...). Таким образом, увидев этот шампунь наприлавке, покупательница неизбежно отождествит его с хорошими волосамии красивым лицом. Очень профессионально с точки зрения эриксонианскогогипноза сделана реклама бритвенных приборов фирмы "Жиллет". Как показатьхорошее качество бритья? Они поставили рядом с побрившимся "Жиллетом" мужчинойженщину, которая потерлась о его щеку, и тоже применили последовательноесовмещение якорей: бритва - женщина рядом с мужчиной... Кроме того, в сопроводительномтексте был использован такой оборот: "...вы будете выглядеть и чувствовать себя превосходно". Здесь включены и самые распространенные модальности(визуальная и кинестетическая) - для того, чтобы большее число покупателейприняло это сообщение; и самая распространенная стратегия импульсивнойпокупки ("вижу-чувствую"). В ходе рекламной или пропагандистской кампаниив печати тоже можно использовать якорную технику. Например, можно помещатьфотографию нежелательного кандидата на одной странице с фотографией свалки,разрухи, военных действий, а фотографию желательного - рядом с фотографиейкакой-нибудь суперэлегантной фотомодели, красивого пейзажа, забитого товарамиприлавка, улыбающегося ребенка... Можно совместить фотографию на однойстранице с текстовым материалом, вроде бы не имеющим отношения к сфотографированномулицу. Опять-таки, кандидата со знаком "минус" мы свяжем с заголовком типа"Жизнь все хуже", а кандидата со знаком "плюс" - с заголовком "Есть надеждына улучшение". Аналогично можно поступить с фотографией товара. Вопрос из зала: Вы могли бы сейчас развернуто прокомментировать тототрывок из детектива, с гипнотизированием в лифте? С. Горин: Что касается техники наведения транса, то здесь комментироватьнечего, эту технику мы подробно разбирали. Понятно, что текст произносилсяв соответствии с требованиями подстройки к дыханию. Но можно прокомментироватьиспользование транса. Тот "криминальный" гипнотизер не сказал: "Ты откроешьсейф", он поступил хитрее. Он сказал охраннику: "Ты сделаешь то, что велиттебе пришедший человек". Это фразу легче принять, ее смысл ("ты совершишьдолжностной проступок") завуалирован. (Примечание для читателей: фрагментдетективной повести Д.Уэстлейка "Проклятый изумруд" дан в предисловии автора). В каких-то ситуациях действительно проще не давать прямых указаний, а использоватьотносительно неопределенную фразу. Например: "И когда я завтра к тебе приду,ты будешь готов сделать для меня очень многое...". Вопрос: Как по-вашему, гипноз часто используется с криминальными целями? С. Горин: Вряд ли, там есть более надежные способы. Мне один раз пришлосьразговаривать с человеком, который готов был "хоть сейчас" показать, чтоможно заплатить десять рублей и получить сдачу, как с сотни. Его техникасводилась к следующему: максимально занять сознательное внимание продавщицы,разговаривая с ней о том, какие у нее красивые глаза; в речь вставлятьслова "десять" и "сто" в последовательных парах; выбрать товар, которыйстоит больше десяти рублей, и постараться быстро прибавить свою десяткук деньгам, которые лежат в кассе. Думаю, что это могло сработать. А если переформулировать ваш вопрос... Скажем, так: "Часто ли гипноз используетсяс плохими целями?". Тогда ответить можно: "Часто, но не всегда осознанно".Человеку, находящемуся в измененном состоянии сознания, можно дать программуумирания. В прошлом веке это было подтверждено экспериментами над преступниками,приговоренными к смерти. Мне доводилось слышать такие примеры и из нашеговремени от людей, заслуживающих доверия... Иногда это называют "сглазом"или "порчей", но в основе таких случаев (из тех, которые мне известны) лежит гипноз. Я знаком со многими экстрасенсами, видел, как они работают.На 95 процентов их эффективность можно объяснить применением тех методикнаведения и использования транса, которые вам известны. Если бы на васпосмотрел посторонний наблюдатель в то время, когда вы делали упражнениена совмещение якорей, он вполне мог бы посчитать нас колдунами, да ещекакими! Да вы и сами вели себя, как шаманы: берете из памяти человека неизвестночто, заменяете его непонятно чем, и человеку становится легче... Помнитетолько, что шаман работает эффективно до тех пор, пока он сам не поверилполностью в то, что он делает. И, заканчивая тему отрицательного применениягипноза, я хотел бы сказать, что люди просто не понимают силу своих слов.Доктор В. Хмелевский рассказывал нам такой случай: в пивном ларьке подвыпившийклиент поругался с продавщицей насчет правильности сдачи. Они долго спорили,потом продавщица с чувством бросила ему мелочь, сказав при этом: "Чтобу тебя это пиво с кровью вышло!". Мужчина оказался весьма внушаем, и уженазавтра побежал к врачу, обеспокоенный красным цветом мочи... Бытовоехамство приносит больше вреда, чем гипноз. Вопрос из зала: Если я сам захочу избавиться от какого-то воспоминанияили чувства, могу ли я провести совмещение якорей самостоятельно, без партнера? С. Горин: Можете, но те варианты якорной техники, которые я вам дал,предназначены все же для работы с партнером. Нужно контролировать глазодвигательныйстереотип двух состояний, а у себя вы этого сделать не сможете, так чтоне будете уверены в том, что с чем вы совмещаете. Я мог бы дать вам якорныетехники, подходящие для работы с самим собой, но я поступлю по-другому;мы займемся изучением самогипноза. Резюме: гипнотические словесные шаблоны, модель Милтона Эриксона. (ПоДж.Гриндеру, Р.Бэндлеру, сокращ.) 1. 1. Основные шаблоны неопределенной речи. 2. 3. o А. Использование неопределенных слов:o o 1. Существительные, прилагательные и наречия, не относящиеся к определенной2. модальности:
"Знания, любовь, обучение, подсознание, интересный, любопытно,3. трудность, решение, впечатление, способность, переживание и т. д.".o 1. Неопределенные глаголы:
"Делать, сосредотачиваться, решать, расслабляться,2. изменяться, удивляться, понимать, думать, осознавать, учиться, вспоминать,3. переживать, знать и т.д."o 1. Трюизмы и неопределенные обозначения:
"Все могут расслабляться",
"Этому2. можно легко научиться",
"Вы можете осознать некое ощущение".o 4. o Б. Особая организация речи:o o 1. Причинно-следственное связывание необязательного тина: использование союза2. " и "
("Вы слышите мой голос и можете начать расслабляться").o 1. Причинно-следственное связывание более обязательного типа:
использование2. оборотов "тогда как", "когда", "в течение", "в то время как", "по мере3. того как"
(" В то время как вы сидите и улыбаетесь, вы начинаете погружаться4. в состояние транса").o 1. Причинно-следственное связывание наиболее обязательного типа: использование2. слов "заставляет", "причиняет", "требует"
("Покачивание головой заставляет 3. вас еще больше расслабиться").o 5. o В. Ограничение диапазона представлений слушателя:o o 1. Сверхобобщенные понятия:
использование слов "все", "каждый", "всегда",2. "никто", "никогда" и т. п.
("И теперь вы можете любым способом погрузиться3. в состояние транса").o 1. Понятия, обозначающие отсутствие выбора:
использование слов типа "нужно",2. "должно", "обязаны", "не можете", "не будете"
("Вы заметили, что не можете 3. открыть глаза?").o 6. Дополнительные шаблоны наведения и использования транса. 7. А. Предположения:8. 9. 1. Подчиненные предложения, указывающие на время -
обороты речи типа "до того2. как", "после того как", "по мере того как", "в течение", "прежде чем" и3. др. ("Не хотели бы вы присесть, в то время как вы будете погружаться в4. состояние транса?").10. 1. Использование порядковых числительных.
("Может быть, вы удивитесь тому,2. какая половина вашего тела начнет расслабляться первой ").11. 1. Иллюзия выбора - использование союза " или "
("Вы хотите погрузиться в транс2. с открытыми или с закрытыми глазами?").12. 1. Предписание сознания -
использование слов "знать", "понимать", "осознавать"2. и т. п.
(" Осознаете ли вы, что ваше подсознание погружает вас в транс?").13. 1. Предположение в вопросе.
("Приятен ли вам процесс расслабления? Как глубоко2. вы погрузились в транс ").14. 1. Глаголы, относящиеся к течению процесса - "начинать", "продолжать", "завершать"2. и т.п.
("Вы можете продолжать расслабляться").15. 1. Комментарии с помощью прилагательных и наречий -
"удачно", "к счастью",2. "искренний" и т.п.
("Хорошо, что вы так успешно погружаетесь в транс. И3. у вас появляются искренние бессознательные движения").16. o Б. Речевые шаблоны, опосредованно возбуждающие реакцию.o o 1. Скрытые команды.
("Можете начать расслабляться. Я не знаю, как скоро вы 2. почувствуете себя лучше ").o 1. Инструкции, рассеянные в тексте (техника рассеивания).o 1. Команды с отрицанием.
("Я не хочу, чтобы вы чувствовали себя2. слишком уютно")o 1. Разговорные постулаты (вопросы, рассчитанные на ответы "да" или "нет", 2. но обычно вызывающие более развернутый ответ)
("Вы не могли бы закрыть 3. глаза и расслабиться?").o 1. Расплывчатость выражений.
("Все правильно, так и должно быть, вы уже начали2. расслабляться").o o В. Метафоры и цитаты.o o 1. Передача смысла в подсознание через метафору.
("В то время, когда вы путешествуете2. в автобусе, ваши глаза устремлены вперед, поза застывшая, и шум двигателя3. автобуса заставляет вас расслабиться и уснуть ").o 1. Использование цитат.
("И тогда он подошел ко мне показал: " Войди в транс!"").o

ГЛАВА 7. Самогипноз и другие техники для работы с собой




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.