Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Леционное занятие №5




ТЕМА: Дизайн как объект промышленной собственности. Модерн. Веркбунд. Баухауз

ПЛАН:

1. Существенные признаки промышленного образца.

2. Новизна.

3. Оригинальность.

1. Промышленная применимость.

2. Промышленная собственность и произведения индустриального и графического дизайна.

Модерн, стиль модерн, ар нуво (Art Nouveau) - (от французского moderne - новейший, современный) стиль в европейском и американском искусстве конца XIX - начала XX вв. Социальная природа стиля коренилась в осознанном еще романтизмом конфликте между личностью и обществом, в связи с чем в искусстве модерна, с одной стороны, проводились идеи художественного индивидуализма, а с другой - искусство утопически рассматривалось как средство средство социального преобразования общества (например, в работах бельгийца Х. К. ван де Велде, основывающегося на социалистич. утопии У. Морриса). Утверждая единство стилеобразующих принципов всего окружения человека - от архитектуры жилища до деталей костюма, ведущую роль представители стиля отдавали архитектуре как основе искомого ими синтеза искусств. Наиболее ярко выразился в архитектуре частных домов-особняков, в строительстве деловых, промышленных и торговых зданий, вокзалов, доходных домов. Принципиально новым в архитектуре стиля был отказ от ордерной или эклектически заимствованной из других стилей системы украшения фасада и интерьера. Фасады зданий обладают в большинстве случаев динамичностью и текучестью форм, порой приближающихся к скульптурным или напоминающих органические природные явления (постройки А. Гауди в Испании, В. Орта и ван де Велде в Бельгии, Ф. О. Шехтеля в России). Одним из основных выразительных средств в искусстве модерна был орнамент характерных криволинейных очертаний, часто пронизанный экспрессивным ритмом и подчинявший себе композиционную структуру произведения. В интерьерах изящные линейные плетения, подвижные растительные узоры рассыпаны по стенам, полу, потолку, концентрируются в местах их сопряжения, объединяют архитектурные плоскости, активизируют пространство. Произведения живописи и скульптуры теряют свой самостоятельный характер, включаясь в общий ансамбль интерьера модерна. В живописи преобладающее значение получают панно, в скульптуре - рельефы. Живописцы: П. Гоген и художники группы "Наби" во Франции, Г. Климт в Австрии, Ф. Кнопф в Бельгии, Э. Мунк в Норвегии и др. Скульпторы: Ж. Минне в Бельгии, Г. Обрист в Германии. Большое развитие в модерне получила графика (англичанин О. Бёрдсли, немцы Т. Т. Хейне, Г. Фогелер, швейцарец Ф. Валлоттон, голландец Я. Тороп, норвежец Мунк и др.).


Баухауз -

Высшая школа строительства и художественного конструирования, учебное заведение и архитектурно-художественное объединение в Германии (основано архитектором Вальтером Гропиусом в Веймаре в 1919 г.). Гропиус стремился сделать искусство и дизайн частью повседневной жизни. Он считал, что художники и архитекторы должны сделаться ремесленниками, а их произведения быть практичными и доступными. Живописцы, архитекторы, гончары, ткачи, скульпторы и дизайнеры обучались вместе в мастерских Баухауза, как некогда художники и ремесленники эпохи Возрождения. Стиль Баухауза отличался простотой, геометрическими формами и тонким вкусом. В 1933 году художественная школа была закрыта. Сыграл важную роль в утверждении принципов рационализма в мировой архитектуре XX века и в становлении современного художественного конструирования.

 

В 1969 году ИКСИД, конгресс Международного совета дизайнерских организаций, обозначил «дизайн» как творческую деятельность, цель которой — определение формы и смысла предметов, производимых промышленностью. И относится это не только к внешнему виду, но и к функциональным особенностям (потребительским качествам) этих предме­тов, и к удобству и целесообразности их изготовления, ибо дизайн стре­мится охватить все аспекты формирования окружающей человека среды, обусловленные промышленным производством. От промышленного производства сегодня зависят практически все стороны нашей жизни — от выпуска предметов обихода и орудий произ­водства до удобства и комплексного обустройства жилья, общественных зданий, площадей и улиц города, да и самих промышленных предприятий. Поэтому дизайн, который понимается нами и как сфера проектной дея­тельности общества, и как совокупность вещей и устройств, делающих наше существование удобнее и легче, и как особым образом сформиро­вавшаяся эстетическая концепция современного образа жизни, играет в сегодняшнем мире столь серьезную роль. Сегодня полноценный интерьер любого назначения немыслим без ин­тенсивного оснащения мебелью, оборудованием, разного рода украшения­ми, предметами быта, которые вместе с архитектурной основой должны составлять среду — эстетически завершенный, удобный, целесообраз­но организованный предметно-пространственный ансамбль. Или — по В. Гропиусу — «гармоничное пространство для жизни», невозможное без тесного взаимодействия двух искусств — архитектуры и дизайна, взаимо­действия, требующего определенного уровня знаний и умений в обеих сфе­рах проектной деятельности.

 

Литература:

1. Григорьева И. В.

Линия в декоративной композиции / Григорьева И. В.

// Изобразительное искусство в школе. - 2010. - № 5. - С. 54-64.

[КОМПОЗИЦИЯ (ИСК); ЛИНИЯ; ЖИВОПИСЬ]

(подробности) Тип записи: Текстовые материалы - Статья (сер.).

 

2. Коротких Г. С.

Моделирование и украшение современной одежды / Коротких Г. С.

// Начальная школа. - 2009. - № 9. - С. 79-80.

[4 КЛАСС; ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО; НАРОДНЫЙ КОСТЮМ; НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА; УРОК; НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ]

(подробности) Тип записи: Текстовые материалы - Статья (сер.).

 

3. Гропиус В.

Обучение формообразованию.Психологическое влияние формы и цвета / Гропиус В.

// Изобразительное искусство в школе. - 2009. - № 5. - С. 42-43.

[ГРОПИУС ВАЛЬТЕР; ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА 20В; ФОРМООБРАЗОВАНИЕ; ЦВЕТ; БАУХАУЗ; ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ 20В]

(подробности) Тип записи: Текстовые материалы - Статья (сер.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.