Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пропорциональность и ритм




Органичность и целостность внешней формы

Основной обобщающей категорией композиции следует считать органичность и целостность внешней формы предмета. Слово «органичность» следует понимать не в смысле буквального приближения к живой природе (это бывает довольно редко), а в том смысле, что созданная композиция настолько цельна, что каждая её составляющая естественно входит в целое. Известный советский философ В. Сарабьянов как-то ответил на вопрос, что он считает критерием завершенной композиции: «как аукнется, так и откликнется». В завершенной композиции ничего нельзя изменить без того, чтобы не вызвать изменения целого, без разрушения целого. Именно в этом смысле завершенная композиция подобна естественному организму: целостна и сплетена во всех своих деталях. В ней ничего нельзя ни прибавить, ни убавить.

Соподчинение частей композиции связано с симметрией. Ось симметрии (или плоскость симметрии) всегда композиционно объединяет составляющие элементы. Поэтому, если группа деталей абсолютно симметрична, она становится автономной по отношению к целому. Предмет, состоящий из отдельных симметричных групп, зрительно распадается.

Подчинение одной какой-либо оси нагляднее всего прослеживается в естественном мире. Взглянув, например, на человеческую фигуру, мы отмечаем, что ни один из членов (рука, нога) не имеет своей оси симметрии, туловище со всеми его частями подчинено только одной плоскости симметрии.

Соподчиненность может быть поддержана или усилена применением цвета, тона и фактуры: пульт управления, например, окрашен в другой цвет, нежели остальные части машины, а корпус кинокамеры отделен от механизма. Так целое разделяется на объединенные какой-либо общей связью части при помощи цвета или фактуры.

Выразительными или гармоничными пропорциями могут обладать как статуя, архитектурное сооружение, книжная обложка, так и объект дизайна. Пропорции — одно из составляющих выразительности объекта, они как-то обозначают его характер. Поэтому пропорционирование, т. е. приведение всех частей и деталей целого в определенный пропорциональный строй, является средством гармонизации.

Особенно велика роль пропорций в архитектуре. Постижением наилучших отношений величин, математическим анализом уже существующих памятников, поисками «ключа» к их совершенству занимались такие исследователи, как римский архитектор Витрувий, художники Возрождения Леонардо да Винчи, Альберти, Дюрер и более поздние — Жолтовский, Химбидж, Корбюзье и мн. др. Было установлено, что существует много различных математических соотношений, рациональных и иррациональных, которые были положены в основу пропорций самых замечательных памятников. К наиболее бесспорным относится так называемое золотое сечение. Если выстроить ряд золотого сечения, то соотношение одного отрезка к другому будет иметь постоянную величину. Если взять отрезок за единицу и разделить его в золотом сечении, то больший отрезок будет равен 0,618, а меньший 0,382, и эту операцию (деля меньший отрезок в том же соотношении) можно повторять, получая при этом ряд золотого сечения.

Литература:

1. Сурина М. О.

Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре / Сурина М. О. - 2-е изд., изм. и доп. - М.; Ростов н/Д: МарТ, 2006. - 151 с.: ил. - (Школа дизайна). - ISBN 5-241-00714-8: 192-00.

[АРХИТЕКТУРА; ДИЗАЙН; ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО; СИМВОЛ; УЧЕБНИКИ И ПОСОБИЯ ДЛЯ ВУЗОВ; ЦВЕТ]

(подробности) Тип записи: Текстовые материалы - Монография.

2. Сурина М. О.

Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре: [учеб. пособие для вузов, обучающих художеств. спец. и дизайну] / Сурина М. О. - 3-е изд., изм. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2010; МарТ. - 151 с.: ил. - (Школа дизайна). - ISBN 978-5-241-01018-6(МарТ).

[АРХИТЕКТУРА; АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ; ДИЗАЙН; ЗООМОРФНЫЕ СИМВОЛЫ; ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО; РАСТИТЕЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ; СИМВОЛ В ИСКУССТВЕ; СИМВОЛИКА КАМНЕЙ; ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ; ЦВЕТ В ИСКУССТВЕ; ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА]

(подробности) Тип записи: Текстовые материалы - Монография.

3. Третьяков Н. Н.

Образ в искусстве: основы композиции: [учеб. пособие для высш. художеств. образоват. учреждений] / Третьяков Н. Н. - Козельск: Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2001. - 261, [1] с., [20] л. цв. ил.: ил. - ISBN 586594-063-5: 250-00.

[ЖИВОПИСЬ; ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО; КОМПОЗИЦИЯ; ОБРАЗ; РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ 19В; СВЕТ; ЦВЕТ]

(подробности) Тип записи: Текстовые материалы - Монография.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.