КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Биологический режим 1 страница
Сохранность музейных коллекций в значительной степени зависит от организации их защиты от биологических повреждений. Такие повреждения вызывают микроорганизмы, грибки, насекомые и грызуны. Микроорганизмы (бактерии и плесень) повреждают самые разнообразные музейные предметы, в первую очередь изделия, выполненные из органических материалов (живопись, бумага, ткани, кость, дерево). В музейных условиях наиболее часты случаи повреждения экспонатов плесневыми грибками. Некоторые виды плесеней разрушают волокна, все виды плесеней оставляют трудноудаляемые пятна. Главным условием предотвращения появления плесени является соблюдение рекомендуемого для музеев температурно-влажностного режима. Основная причина появления плесени - повышенная влажность, температура влияет лишь на скорость роста грибков. Особенно энергично грибки развиваются при температуре +20 С - +25 С и относительной влажности воздуха выше 70%. Нельзя допускать больших перепадов температуры, так как это вызывает конденсацию влаги на поверхности предметов, что в свою очередь создает условия для развития плесени. Загрязнение поверхности предметов создает благоприятную среду для развития микроорганизмов. Микроорганизмы на предметах из мрамора, гипса, камня развиваются за счет поверхностных загрязнений, содержащих органические вещества, поэтому необходимо следить за чистотой музейных предметов. Музейные коллекции часто поражаются насекомыми, из которых наиболее распространены: жуки-точильщики, усачи, древогрызы, моли, кожееды, сахарные чешуйницы, жуки-притворяшки, а также комнатные мухи. Для того чтобы избежать заражения насекомыми и эффективно планировать защиту от них, необходимо знание образа жизни этих насекомых: цикл развития, питание, реакции на климатические условия. Система хранения фондов может быть раздельной (размещение в одном помещении предметов из разных материалов) или комплексной (совмещенное хранение предметов из разных материалов). Система открытого хранения музейных фондов, получившая распространение в музейной практике последних лет, призвана удовлетворить интерес посетителей к коллекциям. Возникающие при этом сложности с хранением предметов могут быть решены с использованием соответствующего оборудования, особенно тщательного соблюдения режима хранения и наличием необходимой площади. Особого рода проблемы связаны с обеспечением сохранности предметов в экспозиции (наличие света, колебание температурно-влажностного режима, вызванное присутствием посетителей). Своевременная консервация и реставрация играют важную роль для сохранности музейного предмета. Бақылау сұрақтары: Какие режимы хранения вы знаете? Для чего в музее необходима консервация? Каковы этические аспекты реставрации произведений живописи? Әдебиеттер тізімі: Кучеренко М.Е. Научно-фондовая работа в музее. М., 1999; Решетников Н.И. Комплектование музейных фондов. М., 1997; Актуальные проблемы фондовой работы музеев. М., 1979; Атрибуция музейного памятника: справочник. – СПб., 1999.
13-тақырып. Музей коммуникациясы теориясы. Мақсаты: музей коммуникациясы түрлері. Д.Ф. Камеронның музей коммуникациясы теориясын дамытудағы рөлі. Визуальді кеңістіктегі мзей коммуникациясы. Музей коммуникациясына қазіргі заманғы көзқарас: Х.Хелленкемпер, Ю.Ромедер, М.Гнедовский, Т.Поляков, И.Майстровская және т.б. Коммуникация (экспозиция) көрсету нысандарын ұйымдастырудағы музей дизайнерінің маңызы. Музей коммуникациясының көпқырлылығы. Оның түрлі нысандары анықтаудағы З.Странскийдің рөлі. Й.Бенеш пен Е.Свицинскийдің экспозиция түрлеріне көзқарас. Баспа коммуникация ерекшеліктері, оның нұсқалары. Қазіргі заманғы электрондық БАҚ нысандары түрлері. Заманауи музей коммуникация моделін жүзеге асыру үшін музей педогогикасының маңызын дамыту. Музей коммуникациясындағы психологиялық мәселелер. Кілт сөздер: Теория музейной коммуникации исследует музей как один из коммуникационных институтов, причем таких, которые не только концентрируют, обобщают и распространяют информацию, но и самостоятельно продуцируют ее на базе специальной научной деятельности, определяемой как музееведческое исследование; изучает особенности коммуникации, в основе которой лежат музейные предметы, специфику передачи информации, реализуемой в основном путем непосредственного контакта реципиента с музейными предметами. Музейная коммуникация рассматривается как многоплановая, отнюдь не сводимая только к демонстрации музейных предметов, хотя последняя является одним из сущностных признаков для большинства типов музеев. В исследовательской проблематике данного раздела центральное место занимает тот особый вид наглядной музейной коммуникации, который находит выражение в экспозиционно-выставочной деятельности. Рассматриваются также и другие стороны осуществления этой коммуникации, связанные с особой экскурсионно-лекционной формой вербального распространения информации, опирающейся на предметные средства. Проблематика, относящаяся к различным формам этой коммуникации, - одно из важнейших направлений музееведческих исследований. Сюда же примыкают исследования, относящиеся к созданию архитектурно-художественной среды – также органичной составной части демонстрационной коммуникации. Как известно, коммуникация в музее происходит и путем распространения информации с помощью литературной продукции (научные исследования, публикации музейных материалов – изобразительных, текстовых и др.), с помощью аудиовизуальных средств и через средства массовой коммуникации, а также посредством предоставления подготовленных для использования источников представителям науки, искусства, промышленности. Наконец, исследование в этой области включает вопросы воздействия всех музейных средств и форм коммуникации на различные категории населения в процессе образовательно-воспитательной деятельности музея. Музей - это орган общественного сознания, он является посредником между современным человеком и музейным предметом как частью прошлого. В современных условиях общепризнана роль коммуникативных и образовательных функций музеев. На сегодняшний день музейная коммуникация осуществляется по таким видам деятельности, как экспозиционно-выставочная, экскурсионная, лекционная, организация массовых мероприятий, учреждений, рекламно-информационная. Коммуникационная деятельность музеев неразрывно связана с деятельностью музея как фирмы, оказывающей образовательные, консультационные услуги, занимающейся издательской деятельностью, изготовлением и реализацией произведений декоративно-прикладного искусства и т.д. Экспозиция призвана способствовать популяризации исторических знаний в целом и поддержанию интереса к конкретным историческим аспектам: истории края, истории города, учреждения; отдельного периода; истории развития определенного вида деятельности и т.д. Экспозиционная деятельность является особым видом музейной работы и находится на стыке фондовой работы и музейной коммуникации. Создание экспозиции основано на научных, эстетических и технических принципах. Таким образом, достигается органическое единство, необходимое для полноценного восприятия экспозиции. В соответствии с этими принципами экспозиция имеет научно-тематическое, архитектурно-художественное и технико-рабочее решения. Основными компонентами экспозиции являются: 1) экспонаты (подлинные и муляжи); 2) группа научно-вспомогательных материалов, которую составляют: - гипертексты (тексты, сопровождающие экспонаты); - этикетаж (пояснения к экспонатам); - заголовки; - суперграфика (элементы дизайнерского оформления экспозиции); - фонокомментарии; - указатели (планы, схемы расположения экспозиции, передвижения по ней). В основе научно-тематического решения лежат экспонаты, а также содержание гипертекстов и надписей. Компонентами архитектурно-художественного и техно-рабочего решения, формирующими эстетический комплекс ансамбля, являются экспозиционное оборудование, элементами которого являются конструк-ция, фактура, цвет, освещение, и суперграфика. Практически каждый музей имеет как постоянную экспозицию, отражающую его профиль, в соответствии с определенной научной концепцией, так и временные выставки. Они могут строиться как на собственных материалах музея, так и на поступивших из других собраний. Проведение временных выставок может происходить в зависимости от ряда параметров, важных с точки зрения музейной деятельности в целом. Выставки могут быть организованы по тематическому принципу (монографические - посвященные отдельной теме, мемориальные - посвященные одному событию, юбилейные и т.д.), в зависимости от характера экспозиционных материалов (фондовые, из других собраний, комплексные), от места размещения. Временные выставки отражают направление научных исследований, научные достижения в изучении конктретных проблем, а также специфику межмузейных связей, уровень технической оснащенности музея, и зачастую бывают более привлекательны для посетителей, чем стационарная экспозиция, пробуждают интерес к музею, способствуют развитию музейной коммуникации. Экскурсионная работа - это специфически музейная и традиционная для музеев форма образовательной и воспитательной деятельности. В настоящее время расширяются сферы музейной коммуникации, появляются новые виды образовательной деятельности - лекции, уроки в музее, конкурсы, фестивали, праздники, спектакли. В настоящее время особое развитие получают такие приемы их проведения, которые позволяют создать особую атмосферу внутри музея, будят воображение посетителя, вовлекают его в непосредственное участие в музейном празднике, представлении, уроке и т.п. К этим музейным мероприятиям добавляются разнообразные виды неформального и дополнительного образования: кружки, клубы, лицеи, школы, музейные средства массовой информации. Подготовка экскурсии начинается с определения и разработки ее темы. На этом этапе работа проходит в двух направлениях: 1) изучение источников и литературы; 2) изучение экспозиции музея, в первую очередь, музейных предметов. Следующий этап подготовки - составление плана экскурсии. В нем раскрываются цель экскурсии, основные задачи, структура экскурсии (маршрут, тематические, организационные блоки), содержание текста, состав демонстрируемых экспонатов, состав дополнительных материалов, методы и приемы проведения экскурсии. При проведении экскурсии схематические записи раскрываются и дополняются в живой речи, свободном изложении содержания экскурсии, в сочетании с показом экспонатов и дополнительных материалов. В настоящее время используются разнообразные методы проведения экскурсий - демонстрационный, лекционный, экскурсия-беседа, экскурсия-сказка, комплексный и др., в зависимости от темы, материалов экспозиции и дополнительных средств, категории слушателей экскурсии. В ходе проведения экскурсий используются и сочетаются различные приемы, например: 1. демонстрационный; это основной прием проведения экскурсии, когда рассказ экскурсовода сочетается с показом; экскурсовод обращает внимание посетителей на отдельные объекты экспозиции, направляет на рассматривание конкретных деталей; таким образом, знания, полученные из рассказа экскурсовода, и уже имеющиеся у посетителей, дополняются и укрепляются с помощью зрительного восприятия; 2. вопросно-ответный; способствует развитию самостоятельного логического мышления; 3. игровой; в ходе экскурсии обыгрываются отдельные экспонаты и сюжеты, с ними связанные; применяется в работе с детьми, используя особенности детской фантазии. Развитие и обобщение практического опыта работы музеев, изучение музейного посетителя, воздействия экспозиции и экскурсии на посетителя, разработка форм и методов работы с посетителями являются сферами музейной педагогики и психологии. Посетитель проявляет различную степень познавательной активности - от созерцания до целенаправленного поиска и интеллектуальной переработки информации. Это определяется следующими моментами: - желанием познакомиться с материалами экспозиции, смотреть и слушать; - имеющимся уровнем умения слушать и воспринимать; - определенными психологическими особенностями; - степенью подготовки, уровнем имеющихся знаний. Перечисленные параметры зависят от категорий слушателей, которые представляют обычно школьники (младшие и старшие), обыватели и специалисты, жители данного города и иногородние и т.д. В зависимости от категории слушателей снижается или повышается уровень сложности и полноты раскрытия темы, выбираются методы проведения экскурсии. В связи с этим необходимо изучение основ педагогики, а также знание определенных психо-физиологических особенностей человека, которые могут быть учтены при создании экспозиции и проведении экскурсии. Например, легче всего наблюдается верхний левый угол поля зрения. Отчет о том, что в нем содержится, наиболее точен. Выделяются единичные отличия среди многих черт сходства, а не наоборот. Наиболее удобен, как правило, левосторонний маршрут экскурсионного движения. Оптимальными для зрительного восприятия являются желто-зеленые тона. Красный и оранжевый цвета утомляют зрение, но, в то же время, концентрируют на себе внимание, и т.д. Эффективность коммуникационной деятельности повышает проведение разнообразных музейных мероприятий, имеющих образовательную и просветительскую направленность. Среди наиболее популярных в настоящее время можно назвать музейные уроки. Они призваны закрепить и углубить знания учащихся по отдельным темам, причем музейный предмет выступает здесь не только как иллюстрация, но и как источник для изучения. Получили развитие также музейные форумы и фестивали, где представляются и обсуждаются проблемы историко-культурной направленности, в частности, охраны конкретных исторических памятников и в целом сохранения историко-культурного наследия. Такие мероприятия позволяют привлечь интерес широкой общественности к этим проблемам, задействовать максимальное число участников в их решении. Бақылау сұрақтары: ? Әдебиеттер тізімі:
14-тақырып. Халықаралық музей мекемелерінің қызметі. Мақсаты: дать представление о международных организациях, работающих в области музейного дела и их издательской деятельности. Кілт сөздер: ИКОМ, ИКОМОС, сотрудничество.
ИКОМ (ICOM). Международный совет музеев при ЮНЕСКО учрежден в 1946 году как международная неправительственная организация с целью развития и поддержки музеев и их сотрудников на международном уровне. Совет был инициатором создания информационной сети Всемирного наследия. В настоящее время в него входят 17 тысяч индивидуальных и коллективных членов 150 стран мира. Цели ИКОМ: поощрение и поддержка создания, развития и профессионального управления музеями всех типов; обеспечение более глубокого знания и понимания характера, функций и роли музеев, служащих делу общества и его развития; организация сотрудничества и взаимопомощи между музеями и профессиональными работниками музеев в разных странах; представление, поддержка и распространение интересов всех категорий профессионалов музейного дела; развитие и распространение знания в тех областях музееведения и других дисциплин, которые связаны с управлением и деятельностью музеев. Казахстан присоединился к ИКОМ в 2003 г. Кодекс профессиональной этики ICOM (International Council of Museums) был принят 4 ноября 1986 г. на заседании 15-ой Генеральной Ассамблеи ICOM в Буэнос-Айресе, Аргентина. Кодекс формулирует общие положения профессиональной этики, уважение которых рассматривается как минимальное требование для соблюдения профессиональным музейным работником. ICOM - международная неправительственная организация музеев и музейных работников, созданная для развития интересов музееведения и других дисциплин, связанных с управлением и работой музея. К профессиональным музейным работникам относится весь персонал музеев, который имеет специальное образование, а также внештатных работников, соблюдающих Кодекс Профессиональной Этики ICOM и работающих для музеев или занимающихся профессиональной или консультативной деятельностью, но не имеющих дело с коммерческой продукцией или оборудованием, требуемым для музеев и музейных служб. Пополнение музейных коллекций Руководство музея должно принимать и издавать письменное положение о своей политике коллекционирования. Эта политика должна пересматриваться время от времени, по крайней мере, каждые 5 лет. Приобретенные объекты должны соответствовать целям и деятельности музея и должны сопровождаться свидетельством. Музеи не должны, кроме особо исключительных обстоятельств, приобретать материал, который музей вряд ли будет способен внести в каталог, хранить, сохранять или выставлять надлежащим образом. Полевое изучение и коллекционирование Музеи должны занимать лидирующую позицию в попытке остановить деградацию всемирного естествознания, истощение археологических, этнографических, исторических и художественных ресурсов. Каждый музей должен развивать политику, которая позволит ему вести свою деятельность в пределах соответствующих национальных и международных прав и договорных обязательств, и с разумной уверенностью, что его подход совместим с духом и намерением как национальных, так и международных усилий по защите и преумножению культурного наследия. Полевое исследование, сбор и раскопки работниками музея представляют этические проблемы, которые являются одновременно сложными и критическими. Все планирование полевых исследований и сборов должно предваряться исследованием, обнаружением и консультацией, как с надлежащими властями, так и с любыми заинтересованными музеями или академическими учреждениями в стране или области предполагаемого изучения, достаточными для того, чтобы установить, является ли предложенная деятельность как законной, так и оправданной на академическом и научном основаниях. Любая полевая программа должна быть выполнена таким образом, чтобы все участники действовали законно и ответственно при приобретении образцов и сведений, не допуская всеми практическими средствами неэтичных, незаконных и разрушительных методов. Изменения в составе коллекций По определению, одна из ключевых функций почти каждого вида музея состоит в приобретении экспонатов и их хранении для потомства. Следовательно, всегда должна быть сильная презумпция против перемещения экземпляров, которым музей присвоил официальное название. Любая форма перемещения: пожертвование, обмен, продажа или разрушение, требует высоко квалифицированного кураторского суждения и должна быть одобрена управляющим органом только после того, как будут произведены полная экспертиза и юридический совет. Некоторые специализированные учреждения требуют особого рассмотрения. Это - "живые" или "рабочие" музеи, и некоторые обучающие и другие образовательные музеи, наряду с музеями и другими учреждениями, показывающими живые экземпляры, типа ботанических и зоологических садов и аквариумов, которые могут считать необходимым рассматривать, по крайней мере, часть своих собраний как "взаимозаменяемую" (то есть, заменяемую и обновляемую). Однако, даже в этом случае, имеется четкое этическое обязательство, в соответствии с которым действия учреждения не должны вредить долгосрочному выживанию образцов изученного, выставленного или использованного материала. Этические обязательства работников музея Служба в музее, существующем при общественной или частной поддержке, является актом общественного доверия, влекущим большую ответственность. Во всех действиях служащие музея должны поступать честно и в соответствии с наиболее строгими этическими принципами, а также с высочайшей степенью объективности. Профессиональный работник музея должен понимать 2 руководящих принципа: во-первых, что музеи являются объектами общественного доверия, и их ценность по отношению к обществу прямо пропорциональна качеству предоставляемых услуг; и, во-вторых, что интеллектуальная способность и профессиональные знания не являются сами по себе достаточными, но должны опираться на высокий уровень этического поведения. Директор или другой главный чиновник музея должны знать и доводить до сведения управляющего органа музея всякий раз, когда в этом есть необходимость, условия Кодекса профессиональной этики ICOM и любых уместных национальных или региональных кодексов или политических заявлений по музейной этике, и должны побуждать управляющий орган исполнять их. Музейные работники должны также полностью подчиняться Кодексу ICOM и любым другим кодексам или положениям по этике музея при выполнении должностных обязанностей управляющего органа в соответствии с возложенными на него полномочиями. Непрофессиональное поведение Каждый музейный работник должен быть сведущ как в любых национальных, так и в местных законах, а также в любых служебных предписаниях, касающихся взяточничества, и должен всегда избегать ситуаций, которые могли бы так или иначе рассматриваться как коррумпированное или неуместное поведение любого вида. В особенности, никакое должностное лицо музея не должно принимать никакого подарка, пользоваться гостеприимством или принимать любую форму награды от любого дилера, аукциониста или другого человека как неуместный стимул в отношении закупки или распоряжения единицами хранения музея. Также, чтобы избежать любого подозрения в коррупции, музейный работник не должен рекомендовать никакому частному лицу определенного дилера, аукциониста или другого человека. Должностное лицо также не должно принимать никакой "специальной цены" или скидки на личные покупки ни от какого дилера, с которым либо работник, либо его музей имеют профессиональные отношения. ИКОМОС (ICOMOS). Международный совет по охране памятников и исторических мест основан в 1956 г., после принятия Венецианской хартии, с целью поддержки идеи и методики охраны памятников и достопримечательных мест. Совет осуществляет оценку объектов, предлагаемых к включению в Список Всемирного наследия, а также сравнительный анализ, техническую поддержку и составление периодической отчетности о состоянии включенных в Список объектов. Совет является одним из ведущих членов информационной сети Всемирного наследия. Учредительный конгресс ИКОМОС состоялся в июле 1965 года в Польше. Произошло это через год после того, как UNESCO приняло Венецианскую хартию по сохранению памятников и достопримечательных мест. ИКОМОС и его члены стали "отрядом профессионалов" для осуществления доктрин Венецианской хартии, сохранения и охраны недвижимого наследия человечества. Сегодня ИКОМОС - это единственная международная общественная организация, деятельность которой посвящена продвижению теории, методологии и научных технологий в консервации архитектурного и археологического наследия. Основные цели ИКОМОС: ИККРОМ (ICCROM). Международный исследовательский центр по сохранению и реставрации культурных ценностей - межправительственный орган, осуществляющий экспертную поддержку по сохранению объектов, включенных в Список Всемирного наследия, а также проводящий тренинги по реставрационным технологиям. Количество членов ИККРОМ достигает 110. Создание ИККРОМ было продиктовано практическими нуждами, вставшими после Второй мировой войны, когда потребовалось создание центра по исследованиям и апробации новых методов реставрации. Предложение о его создании было высказано на сессии ЮНЕСКО в Нью-Дели в 1956. По соглашению с правительством Италии ИККРОМ был создан в Риме в 1959. Длинное название центра сократили до «Римского клуба» или «Международного центра консервации», но в 1978 была принята аббревиатура ИККРОМ, которая и используется сегодня. Центр вел работы по консервации древних погребений в долине Нила, реставрации настенных росписей в церквях Молдавии, развитии национального исследовательского консервационного центра в Индии, защите национального культурного наследия Гватемалы, Италии и Черногории от последствий наводнений и землетрясений. В тоже время центром были организованы международная библиотека и центр документации, ставшие важными источниками для исследований и стажировки ученых из разных стран. Бақылау сұрақтары: Что такое ИКОМ? Какие казахстанские музейные издания вы знаете? Что такое путеводитель? Әдебиеттер тізімі: Юренева Т.Ю. Музееведение. М., 2005; Шулепова Э.А. Основы музееведения, М., 2005; Шляхтина Л.М. Основы музееведения, М., 2005
15-тақырып. Музеология тұрғысынан білім. Мақсаты: музеология тұрғысынан білім жүйесін ұйымдастыру. Еліміздегі музейлер үшін кадрлар дайындау тарихы. Отандық және шетелдік әдебиеттерде музей ісі және музеология саласындағы оқытудың теориялық мәселелері. Кілт сөздер: Отандық білім беру және қазіргі қоғам өміріндегі музей ролінің артуына байланысты музей мен білім беру мекемелерінде педагогикалық міндеттерді шеше алатын кәнігі мамандарды дайындаудың өзектілігі артып отыр. Мұндай жағдай тек біз үшін ғана емес, шетелдік музейлер үшін де маңызды болып отыр, себебі қазіргі мәдениет пен қоғам өміріндегі музей ролінің артуы музей қызметкерлерін оқыту және олардың білім беру қызметінің деңгейін көтеру мәселесін туындатып отыр. Себебі, музей – өзін мәдени-тарихи кеңістікте музей заты арқылы ақпаратпен қамтамасыз етіп отыратын ерекше жүйе. Алайда, бұл музейлердің қазіргі нарықтық кезеңдегі жағдайына ғана байланысты емес, бұл мәселенің себебі тереңде жатыр, яғни, музей қызметкерлерін оқытудағы ескірген тәсілдерді қолдану музей саласына кері әсерін тигізіп отыр. Жоғары оқу орындарының түлектері – олар көбінесе педагогтар, музейтанушылар, өнертанушылар музей жағдайындағы қызметке дайындықсыз келеді, яғни, пәнаралық негіз және концептуалдық түсініктері жоқ, оларда ғылыми және тәжірибелік дағды қалыптаспаған. Әсіресе, бұл келушілермен жұмыс істейтін музей қызметкерлеріне тікелей қатысты болып отыр. Егер қор сақтау жұмысы сақтау және есепке алуға қатысты нормативті нұсқаулықтармен анықталып, жеке тәжірибемен ғана байланысты болса, онда көпшілікпен жұмыс бүгінгі әлеуметтік-мәдени жағдайға жауап беретін психологиялық-педагогикалық дайындықты және жоғары білім деңгейін қажет етеді. Тіпті, білім беру жүйесінің қызметкерлерінің өзінде де музей педагогикасының негізгі мазмұны туралы толыққанды ұғым қалыптаспаған десек артық айтқандық болмас еді. Жоғарыда аталған себептерге байланысты, ұсынылып отырған оқу құралы отандық музей педагогикасының кәсіби қалыптасуына көмегін тигізеді деген ойдамыз. Мұнда музейдің білім беру қызметінің қалыптасуы мен дамуының маңызды аспектілері тарихи реттілікпен және осы қызметтің негізі ретіндегі музей педагогикасының мазмұны жан-жақты қарастырылады.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 957; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |