Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура музееведения 2 страница




Такой подход позволил Камерону сформулировать ряд выводов, касающихся как организации профессиональной музейной деятельности в части коллекционирования и хранения произведений искусства, так и в отношении его просветительской деятельности взаимодействия музея и аудитории. Прежде всего это было связано с экспозицией (См. § 2 главы 2 раздела II настоящего пособия.), в создании которой ведущая роль отводилась художникам-дизайнерам, профессионально владеющим языком визуально-пространственной коммуникации. При этом акцентируется роль музейных педагогов, которые в отличие от экскурсоводов не переводят визуально-пространственные «высказывания» на язык «слов», а развивают, воспитывают и обучают посетителя воспринимать специфическую музейную информацию.

Здесь важным также оказывается наличие «обратной связи». Ее обеспечение связывается с деятельностью музейных психологов и социологов. Их задача – способствовать повышению эффективности музейной коммуникации (См.: Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. тр. М., 1989; Прат М.В. Коммуникация и образование в музее//Музейное дело. Музей – культура – общество: Сб. науч. тр. М., 1992; Сообщения информационной службы в области музееведения (Франция). М., 1991; Стэнтон Дж. Коммуникация и средства коммуникации: некоторые проблемы экспонирования//Museum. 1983. № 139.) путем совершенствования процессов создания экспозиции (с помощью хранителей и дизайнеров) и ее восприятия (через работу музейных педагогов).

Таким образом, теория коммуникации лежит в основе экспозиционной деятельности, музейной педагогики, а также социально-психологических исследований в музее.

Принципиально новым для понимания проблем экспозиции в контексте теории музейной коммуникации является подход немецкого ученого-музееведа Ю. Ромедера (Ромедер Ю. Методы и средства музейной работы: Педагогика обслуживания отдельного посетителя//Музееведение и охрана памятников: Науч.-реферат, сб. Вып. 2. М., 1980.), который представил музейную экспозицию как знаковую систему. По его мнению, музейный предмет не может рассматриваться как самоценный, потому что он «всегда является лишь знаком некоторого общественно-исторического содержания» (Там же. С. 6.), и, таким образом, музейная экспозиция является средством выражения смыслов, которые лежат за пределами музейного предмета.

Музейная экспозиция создается на основе предметного материала (Там же. С. 37.) и выступает как особая информационная система, отображающая явления историко-культурного процесса через музейные предметы-экспонаты как знаковые компоненты (Там же. С. 48.). В ней отображается не сама действительность, а концепция понимания ее автором (экспозиционером) в виде определенной логики (концепции) и художественного образа (Там же. С. 49.) (дизайна).

Особенностью восприятия информации такого рода является ее визуальный характер. Однако в последнее время музеи задействуют и другие каналы коммуникации, например, тактильный, когда создаются специальные экспозиции для людей с ограничением по зрению (Афинский музей для слепых: просвещение инвалидов//Museum. 1989. № 162.) или детские музеи, где коммуникация осуществляется через получение новых тактильных ощущений, развивающих новые представления об окружающей действительности (Робер А. Дети не любят ходить в музей? Посетите инвенториум и убедитесь в обратном//Museum. 1989. № 162. С. 8-11.). Постепенно музеи осваивают и канал электронной коммуникации, выражающийся в создании «виртуальных музеев» (Бабенко В.С., Махлина С.Т. Виртуальная реальность в музейном деле: Учеб. пособие. СПб., 1997.), как воплощение собственных представлений о музеях, не существующих в реальности и являющихся результатом личностного отношения к культурному наследию.

Таким образом, в основе всех сфер практической деятельности музея находятся теоретические представления о том, что в окружающем нас мире существуют предметы, которые представляют ценность как носители особого качества называемого «музейность». Процесс отбора носителей «музейности» связан с теорией документирования, в практической сфере осуществляемой через научное комплектование фондов. Познание научного и культурного характера ценности предметов окружающего мира, ставших музейными предметами, – суть теории тезаврирования. В музейной деятельности она реализуется через исследование, учет и охрану музейных предметов. Выявленный в процессе тезаврирования информационный и культурный потенциал музейных предметов, музейных коллекций, музейных собраний – необходимое условие для осуществления музейной коммуникации, теоретические основы которой важны для эффективной реализации экспозиционной деятельности и различных внеэкспозиционных форм взаимодействия музея с посетителем.

 

Бақылау сұрақтары:

1.Как соотносятся понятия «документ» и «музейное документирование»?

2. Почему понятия: «сокровища», «тезаурус» рассматриваются в контексте музееведческой теории?

3. В чем и как проявляется музейная коммуникация?

4. Раскройте смысл определения «музейность».

5. В какой мере теория документирования влияет на комплектование фондов музея?

6. Исследование, учет и охрана музейных предметов. Почему эти виды музейной деятельности связаны с теорией тезаврирования?

7. Что означает термин «экспозиция» в контексте музейной коммуникации?

Әдебиеттер тізімі:

Бонами 3.А. Основы музейной коммуникации: Из опыта литературных музеев//Формы и методы научно-просветительной работы музеев. М., 1986.

Бонами 3.А. Музей и проблема трансляции культурно-исторических кодов//Музейное дело и охрана памятников: Экспресс-информ. Вып. 5. М., 1989.

Гнедовский М.Б. Коммуникационный подход в музееведении: Теоретические и прикладные аспекты: Дисс. на соискан. учен. степ. канд. ист. наук в форме научного доклада. М., 1994.

Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации//Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1989.

 

12-тақырып. Ғылыми-фондтық жұмыстың, жинақтаудың теориясы.

Мақсаты: «Жинақтау» түсінігі және оның қазіргі музейтанудағы интерпретациясы. З.Странский, К.Шрайнер, В.Кондратьев, Д.Равикович, А.Разгон т.б. жинақтау теориясы мәселесі. Жинақтау музейтанудағы екінші кезең: оны зерттеу, есепке алу, қауіпсіздік. Музей жәдігерлері қорын ғылыми ұйымдастыру процесі жинақтаудың басты элементінің бірі. Музей қоры «жаңа мәдени шындық». Қор элементтерінің ішкі байланысы. «Музей коллекциясы» және «музей жинағы» туралы түсінік. Музей жәдігерлерін есептеудің қазіргі заманғы технологиясы. Жаңа ақпараттық технологиялар мен жинақтау. Жинақтау теориясы музейді қорғау барысында. Сақтаудың тәртібі мен жұйесі.

Кілт сөздер: фонд, комплектование, учет, хранение, охрана, реставрация, консервация.

Фонды музея – это совокупность всех принадлежащих музею предметов с относящимися к ним научно-вспомогательными материалами. К ним не относятся музейное оборудование и техника. Входящие в фонд музея предметы могут находиться в хранилище, экспозиции, на временном хранении в другом музее.

Содержание фондов должно соответствовать профилю музея.

Фонды музея состоят, как правило, из основного и научно-вспомогательного. В музеях естественнонаучного профиля выделяют еще и сырьевой фонд.

Внутри основного фонда разумным представляется выделить коллекционный фонд, включающий музейные предметы, имеющиеся в музее в единственном экземпляре, и по одному, имеющемуся в нескольких экземплярах.

Из определенного количества предметов идентичных тем, которые вошли в коллекционный фонд создается дублетный фонд. Излишки дублетов и непрофильные для музея предметы составляют обменный фонд.

Предметы делятся на типовые, уникальные и реликвии. Предметы, входящие в состав основного фонда не равнозначны по своей исторической ценности. Некоторые предметы представлены в музейной коллекции во множественном количестве. Такие предметы называются типовыми. Это могут быть геологические образчики, газеты, предметы, производство которых в свое время было поставлено на поток (часы, монеты, боны, предметы быта: утюги, самовары).

Уникальным экспонатом считается вещь, представленная в музее в единичном экземпляре, не имеющая других аналогов – картина, царский указ, ваза авторской работы.

Наиболее ценными вещами в составе музейных фондов являются реликвии.

Это понятие достаточно сложное для истолкования. Не всегда реликвии одинаковы по своей ценности в пространстве и времени или даже с точки зрения разных посетителей.

Музейные предметы, несмотря на то, что они могут относиться к самым разнообразным сторонам человеческой жизни, имеют определенные взаимосвязи. Именно на основании таких связей, как правило, строится музейная экспозиция. Это может быть общность территории (область, страна, континент), материала (глина, стекло, ткань, металл), способа изготовления (литье, лепка), времени (железный век, средневековье), прежнего владельца (Третьяковская галерея, личные вещи А.С. Пушкина, Абая). Такие группы предметов позволяют полнее раскрыть содержание того или иного явления, его развитие или эволюцию. Археологическая коллекция ЦГМК позволяет нам детально проследить (на основании орудий, муляжей, макетов, стилизации захоронений) эволюцию человека на территории Казахстана.

В состав музейных фондов входит несколько групп предметов различающихся по своим свойствам:

К типу вещественных источников относятся археологические материа­лы, добытые в результате раскопок, а также случайных находок: орудия труда, образцы продукции, оружие, знамена, обмунди­рование, предметы быта и одежды, в том числе произведения профессионального декоративно-прикладного искусства и на­родного творчества, мемориальные предметы; нумизматичес­кие материалы: монеты, боны, печати.

К типу письменные относятся музейные предметы следую­щих видов: рукописные и печатные учрежденческие и личные материалы (свидетельства, грамоты, письма, воспоминания, мандаты, удостоверения); периодические и непериодические издания, книги, листовки. При этом к основному фонду относятся газеты до 1955 года, издания более позднего времени считаются библиотечным материалом. Вырезки из газет не относятся к основному фонду. Это те предметы, информация в которых передана при помощи письменных знаков.

К типу изобразительные относятся произведения декоратив­но-прикладного искусства: графика, живопись, скульптура, плакаты и др., имеющие документальное, мемориальное или художественное значение. К изобразительным памятникам относятся также карты, атласы, глобусы, планы, чертежи, связанные с историческими событиями и явлениями, историей науки, географических открытий. Т.е. это те предметы, информация на которых присутствует в виде зрительного образа. Они особенно ценны для исследователей. По картинам или гравюрам можно установить много исторических фактов (одежда, обычаи, архитектура, убранство комнат)

Фонозаписи – пластинки, кассеты, компакт-диски, различные типы аудионосителей. Те предметы, которые можно услышать. Это достаточно молодой тип источников. Фонограф – первый предмет, который записывал звуки был изобретен Эдисоном в 1877 г. Звук записывался на валик, покрытый фольгой.

Фотографии – все предметы, так или иначе относящиеся к созданию фотографий – сами снимки, негативы. Фотоисточники начинают свой путь с 1839 г., когда Луи Жак Дагер разработал первый способ фотографии – дагерротипию. Она была неудобна, раствор серебра приходилось делать перед фотографированием и мастер носил с собой целую лабораторию.

Кино-источники – кинопленка, проекторы

Фондовая работа в музее - одно из ведущих направлений деятельность музея, которое включает комплектование, учёт, хранение и изучение объектов наследия.

В настоящее время научное комплектование фондов рассматривается не в качестве составляющей фондовой работы, а как самостоятельное направление музейной деятельности, однако, по сути, оно неотделимо от фондовой работы. Под комплектованием понимают процесс выявления в среде бытования предметов музейного значения и их сбора для пополнения музейного собрания; научная деятельность, основанная на принципах музееведения и профильных дисциплин. В комплектовании реализуется одна из социальных функций музея - функция документирования. Выделяются систематический (типологический), тематический и комплексный методы комплектования. С помощью первого происходит пополнение коллекций типичными предметами, характерными для определённой эпохи. Тематический метод направлен на документирование процессов и явлений, отражающих определённую тему и комплектование разнотипных предметов. Комплексный метод сочетает в себе два предыдущих. Комплектование, направленное на отражение современных процессов - актуальное документирование эпохи - также может быть систематическим и тематическим. К основным формам комплектования относятся полевые исследования (экспедиции, репортажный сбор - собирательская работа в момент события или сразу после него) и текущее комплектование (закупка, обмен, дарение).

Научное комплектование осуществляется в музее на основе научной концепции комплектования, в которой изложены задачи, принципы, формы и методы комплектования. На её основе подготавливается перспективный план комплектования.

Важным фактором при комплектовании музейных фондов является выработка критериев отбора предметов музейного значения. К общим относятся информативность, аттрактивность, репрезентативность источника; частные критерии определяются спецификой конкретной коллекции (материал, техника изготовления, датировка, форма, размер).

Изучение музейных фондов включает атрибуцию, классификацию, систематизацию и интерпретацию музейного предмета. В процессе атрибуции выявляются присущие музейным предметам признаки (материал, техника, форма, размер, вес, цвет, время и место бытования) При классификации музейные предметы делятся на группы по признаками родства или различия, по определённому основанию деления (хронологическому, географическому, именному, тематическому). Классификация собрания помогает выявить недостающие предметы.

Учет музейных фондов обеспечивает юридическую охрану музейных предметов и закрепление предмета за определённым музеем и оформление его принадлежности к музейным предметам или научно-вспомогательным материалам.

Учёт музейных фондов включает 2 этапа: первичную регистрацию (окончательно закрепляет предмет за определённым музеем) через акты и регистрацию в книге поступлений; научную инвентаризацию (научное описание в инвентарных книгах).

Основными юридическими документами учета музейных фондов являются акты приема и акты выдачи, книги поступлений и научный инвентарь. Для характеристики музейного предмета научный инвентарь является наиболее полным документом, фиксирующим его классификацию и результаты изучения.

Акты, книги поступлений и инвентарные книги музея должны заполняться разборчиво, четко, без помарок, подчисток и неоговоренных исправлений.

Исправления записей в этих документах допускаются лишь в крайних случаях. В случае необходимости внесения исправлений они производятся красными чернилами. Старые (зачеркнутые только одной чертой) и новые записи должны четко читаться. Об исправлениях делается соответствующая запись на той же странице. Она заверяется директором и главным хранителем (зав. фондами), зав. отделом учета,

материально-ответственным лицом и скрепляется печатью музея.

Все существенные исправления (атрибуция, сохранность, размер, материал и т.п.), вносимые в инвентарные книги музея и книги поступлений, заверяются лицом, ответственным за учет, на основании специального акта, подписанного директором или его заместителем по научной части, главным хранителем (зав. фондами), зав. соответствующим научным отделом и хранителем фондов.

Музеи учитывают документы по фондам, коллекциям и единицам хранения и в целях централизованного учета документов ежегодно представляют в соответствующие учреждения сведения о составе и объеме хранящихся документов по установленным формам централизованного учета (паспорт, карточка фондов, сведения об изменении в объеме, составе, содержании и состоянии фондов).

Каждый музей разрабатывает внутримузейную инструкцию, учитывая особенности истории своего музея, его традиций, состава собрания, степени научной и учетной обработки фондов. Однако, 5 основных положений остаются неизменными для всех музеев:

- выделение основного фонда;

- наличие прошитых и опечатанных книг поступлений и инвентарных книг с пронумерованными страницами;

- регистрация поступлений и любых перемещений музейных предметов с помощью актов и книг регистрации актов;

- наличие ответственных хранителей;

- наличие экспертной фондово-закупочной комиссии.

Все предметы, поступившие в музей на постоянное хранение, после актирования и рассмотрения на фондово-закупочной комиссии в течение месяца вносятся в книги поступлений основного или научно-вспомогательного фонда. Предметы, поступившие в музей на временное хранение, регистрируются в книге временных поступлений.

Цель книги поступлений, как государственного документа охранного порядка - зарегистрировать поступивший предмет под определенным порядковым номером, который тут же проставляется на нем, и дать краткое характеризующее его описание, исключающее его подмену, а в случае утери или кражи облегчающее также розыск пропавшего предмета. Порядковый номер по книге поступлений, присвоенный данному предмету, одновременно проставляется в акте его приема в музей.

Инвентаризация - основная форма изучения, описания и научного определения музейных предметов основного фонда.

Инвентаризации подлежат все музейные предметы, поступившие в постоянное пользование музея.

Музейные предметы при инвентаризации систематизируются в соответствии с классификацией основного фонда по отдельным группам, в зависимости от состава собрания. В музеях с большим собранием музейные предметы могут систематизироваться по отделам, а уже внутри отделов согласно принятой классификации по группам музейных предметов.

Такое разделение облегчает их изучение и регистрацию в инвентарных книгах, создание надлежащих условий хранения.

Инвентарные книги как юридический документ музея должны быть до их заполнения пронумерованы, прошнурованы и опечатаны печатью вышестоящего учреждения, а также подписаны представителем этого учреждения.

Записи в инвентарной книге предшествует составление инвентарной карточки, графы которой должны соответствовать графам инвентаря. Карточка составляется научными сотрудниками музея - специалистами по данной отрасли науки и искусства. Текст описания должен предварительно, до занесения его в инвентарную книгу, визироваться зав. отделом, а также заместителем директора по научной части или главным хранителем, а при отсутствии последних - директором музея.

При заполнении книги необходимо соблюдать следующие правила:

- нельзя делать пропуски и оставлять пустые места между словами или предложениями в одной и той же записи;

- в случае повторения информации нельзя делать прочерки, а следует повторить предыдущую запись;

- нельзя оставлять незаполненными никакие графы, а в случае отсутствия информации следует писать «неизвестно», «информация отсутствует», «информация не найдена».

Основанием для списания и исключения музейных предметов из инвентарных книг музеев является приказ Министра культуры.

Передвижение музейных фондов внутри музея фиксируется в учетной документации, регистрируемой через сектор учета, выдача музейных предметов за пределы музея оформляется с разрешения вышестоящей инстанции.

Обязательными мерами являются сверки сохранности музейных предметов с учётной документацией, которые регулярно осуществляются в музее. К учётно-фондовой документации, хранящейся в несгораемых шкафах и специальных помещениях, доступ строго ограничен. Процесс каталогизации музейных фондов, т.е. работа по созданию фондовых каталогов, позволяет вводить в научный оборот предметы из фондов музея путем создания различных указателей, справочников, путеводителей. Компьютеризация музейных фондов значительно ускоряет все работы по учётной документации и каталогизации.

Хранение музейных фондов - направление фондовой работы по обеспечению физической сохранности музейных предметов путём оптимально выбранных режима и системы хранения. Основные положения по организации хранения, зафиксированные в государственных нормативных документах, обязательны для всех музеев, специфика зависит от состава, структуры и объёма фондов, характеристик музейного здания.

Важнейшие внешние причины разрушения музейных предметов

(кроме разрушений, вызванных техническими авариями и стихийными бедствиями):

- резкие колебания и нарушение норм температуры и влажности;

- вредное воздействие света или недостаток его;

- засорение воздуха вредными газами, копотью, пылью;

- биологические вредители;

- использование непрочных материалов при изготовлении предметов (нестойкие краски, непрочные ткани);

- небрежное обращение с предметом, ведущее к механическим повреждениям;

- неправильное хранение и использование этих предметов до поступления в музей и в самом музее.

Разрушение музейных предметов может быть также следствием неумелой или неосторожной реставрации или несвоевременного ее проведения.

Для сохранности музейных фондов важнейшим фактором является режим хранения, складывающийся из различных составляющих (температурно-влажностный и световой режим, борьба с загрязнением воздуха и др.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.