Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Язык музея




Этномузеи

Экспонент

Экспонат

Экспозиция музейная

Экспозиционный комплекс

Экспозиционный дизайн

Экспозиционная работа

Экспертиза музейная

Экономузеи

Экомузеи

Экологическая тропа

Частные музеи

Цифровое наследие

Церковные музеи

Художественная концепция экспозиции

Хранение музейных фондов

Формы работы с музейной аудиторией

Фонды музея

Фондохранилище

Фондовая работа

Учреждения музейного типа

Уникум

Уникальные историко-культурные и природные территории

Терминология музейная

Теоретическое музееведение

Тематико-экспозиционный план

Текст

Сценарий экспозиции

Сфрагистика

Статистические комитеты

Средовой музей

Спонсорство

Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО

Социология музейная

Социальные функции музея

Собрание музейное

Собирательство

Семиотика

Свойства музейного предмета

Свод памятников истории и культуры

Сайт-музеи

Реституция

Реставрация

Реликвия

Реконструкция виртуальная

Реконструкция

Ревитализация

Ревалоризация

Раритет

Публичный музей

Психология музейная

Профиль музея

146. Учёт музейных фондов

 

Бақылау сұрақтары:

1. «Музей» терминінің шығуын сипаттап бериниз.

2. «Музей» дегеніміз не?

3. Музейлік терминдер бір-бірінен қалай ажыратылады?

4. Музейлік зат, музей қоры деген не?

5. Музейтану ғылымындағы көзқарастарды салыстрмалы түрде түсіндіріңіз.

Әдебиеттер тізімі:

Бойко А.Г. Информационно-коммуникационные технологии в музейно-педагогической деятельности: Учебное пособие.- СПб., 2007.-136с.

Кучеренко М.Е. Научно-фондовая работа в музее. – М., 1999. – 109с.

Основы советского музееведения. – М.: Гос. изд. культ. просв. лит., 1955. – 365с.

Мезенцева Г.Г. Музеезнавство (на матерiалах музеiв Украiнської РСР). – Киiв, 1980. – 120с.

Музееведение. Музеи исторического профиля: Учебное пособие // Под ред. К.Г.Левыкина и В.Хербста. – М., 1988. – 431с.

Музейное дело в России: Учебное пособие/ М-во культуры РФ Акад.переп. работ. искусства, культуры и туризма; Рос. Ин-т Культурологии.-М., 2003.-2003.-456с.

Поляков Т.П.Мифология музейного проектирования или Как делать музей-2 / Учебное пособие для студентов и аспирантов / МК РФ РАН РИИК. – М.,2003. – 456с.

2-тақырып. Музеологияның әдістері, пәні, нысаны және негізгі ұғымдары.

Мақсаты: Музей музейтану нысаны ретінде. Оның әлеуметтік қажеттілігін өмір тарихы нысаны ретінде түсіну, музейді сақтау және пайдалану. Музелогияны түсіну мәселелері. Музеологияны танудағы концептуалды көзқарас: институционалды, функционалды, объективті және кешенді. Музеология пәніне қазіргі заманғы көзқарас және оның тарихи тамыры: ХХ ғ. 20-30-жылдарындағы талқылаулар. 1964, 1965, 1971, 1982, 1991, 1998 жылдардағы конференциялар мен симпозиумдар. Т.Шолдың, З.Странскийдің, В.Глудзинскийдің, К.Шрайнердің, Й.Бенештің, А.Леонның, А. Разгонның және т.б., зерттеушілердің музеология пәні туралы жмыстары. Музеологияның әдісі. Музеологияның әдісін талқылау. (И.Неуступный, З.Странский, К.Шрайнер және т.б.). Музеология әдісінің мағыналық және танымдық сипаты. Жалпы ғылыми және мамандандырылған профилді және музеология әдісі жүйесіне байланысты пәндер. Аналитикалық тарихи және тарихи салыстырмалы әдістің маңызы. Музеология тұрғысынан мәселелерді зерттеу жүйесін талдау. Музейтанудағы құрылымдық-семиотикалық талдау әдісі.

Кілт сөздер: метод музееведения, язык науки, история музейного дела, теория музейного дела,теория документирования, теория научно-фондовой работы(тезаврирования), теория музейной коммуникации, музейное источниковедение,прикладное музееведение,.

Метод музееведения:

Существенным признаком научной дисциплины является также метод, под которым понимается способ познания, система приемов, применяемых в процессе исследования определенных сторон объективного мира.

Каждая научная дисциплина, исходя из объекта и предмета исследования, формирует свой метод. На современном этапе происходит быстрое взаимопроникновение методов разных наук, что создает известную трудность для их разграничения. Высказывается даже мнение, что ни в одной науке нет каких-либо неповторимых методов. Переплетение методов становится уже таким, что размывается непроходимая грань между науками о природе и об обществе. В качестве примера сошлемся на археологию, которая всё шире применяет методы, свойственные не только истории, источниковедению, но и физике, химии, ботанике. Таковы методы датировки археологического материала по степени распада радиоактивного углерода, дендрохронологический метод, применение рентгенографии, спектрального, химического анализов.

При рассмотрении метода какой-либо научной дисциплины неправомерно делать вывод о его неспецифичности только на том основании, что отдельно взятые частные методы применяются этой и другими науками. Метод научной дисциплины не равен единичному приему и даже не равен арифметической сумме применяемых методов и приемов, поскольку он представляет собой систему. Судить о сходстве и различии методов – это значит сравнивать системы, а не отдельные их элементы.

В литературе проблема метода музееведения только начинает разрабатываться, поэтому естественны существенные расхождения в точках зрения. Если одни музееведы признают, что музееведение как формирующаяся дисциплина находится лишь в стадии выработки собственных методов, а это связано с осмыслением предмета науки, то другие решительно отрицают возможность существования собственного метода, полагая, что музееведение способно лишь использовать методы, заимствованные у профильных дисциплин.

Музееведение характеризуется большим разнообразием исследовательских методов, причем некоторые из них частично или полностью совпадают с методами других наук. Это вполне объяснимо, поскольку музееведение соприкасается со многими общественными и естественными дисциплинами.

Однако было бы неверно рассматривать метод музееведения как механическое соединения частных методов смежных с ним наук. Даже в том случае, когда оно использует приемы исторических дисциплин, искусствознания, естественных наук, эти частные методы приобретают некоторые специфические черты в соответствии с особенностями объекта и предмета исследования самого музееведения. В этом проявляется не разрывная связь между предметом и методом научной дисциплины.

Для исторического музееведения особое значение имеют методы исторической науки в целом и ее специальных и вспомогательных дисциплин – археологии, этнографии, палеографии, археографии, нумизматике, сфрагистике и пр., а также методы искусствознания.

Вместе с тем предмет музееведения диктует необходимость исключения методов других наук. Поэтому метод музееведения как система не свойствен ни одной другой общественной дисциплине.

Для метода музееведения характерно:

1. Применение разнообразных методов общественных и естественных наук в процессе исследования музейных предметов, осуществления музейной коммуникации. Широко используются методы специальных и вспомогательных исторических дисциплин, искусствознания, литературоведение. При подготовке экспозиций, выставок, изучении музейного посетителя в различных формах образовательно-воспитательной деятельности применяются методы педагогики, психологии; методы естественных наук находят применение также в процессе реставрации и консервации музейных предметов – рентгенография, спектрография и др.

2. Применение методов полевого исследования, имеющих место в ряде естественных и общественных наук. Причем нередко музеевед использует методы полевого исследования и в тех случаях, когда близкая по профилю (например, историческая) наука ограничивается изучением уже отложившегося источникового материала. Этот метод применяется при изучении живых, действующих систем.

3. Применение методов непосредственного наблюдения жизни общества.

4. Исследования в области экспозиции, ее восприятия, работы по консервации, реставрации музейных предметов требуют применения экспериментальных методов.

Все эти научные методы трансформируются в музееведении согласно особенностям предмета исследования.

Система отмеченных способов исследования в целом и составляет метод музееведения, отличающий его от других научных дисциплин и вместе с тем фиксирующий его связь с множеством смежных наук.

Дальнейшее развитие музееведения, формирование его теории, несомненно, поведет к обогащению методов исследования, их уточнению и спецификации в соответствии с предметом науки, ее задачами, музейной практикой. Это, в свою очередь, скажется на дальнейшей теоретической разработке вопроса о методах формирующейся дисциплины, повлечет углубление нашего понимания этой проблемы.

Язык науки. Развитие научной дисциплины связано с формированием языка науки – системы понятий, терминов, которыми наука оперирует, и в которых концентрируются достигнутые результаты познания объекта. Одновременно этот понятийный аппарат является составной частью метода исследования, поэтому его разработка представляет собой одну из важнейших задач науки. Прежде всего, вызывает серьезные затруднения отсутствие единой научной терминологии, наличие которое – свидетельство определенного уровня теоретической мысли. Понятие более гибко, чем термин, поэтому развивающаяся наука сначала уточняет понятия и лишь затем меняет терминологию. В течение какого-то времени наука вынуждена пользоваться старыми терминами. Этим объясняются наблюдающиеся во многих науках неясности, расхождения между современным определением понятий и действующей, исторически сложившейся терминологией.

История музейного дела. История музейного дела изучает причины возникновения «музейной потребности», происхождение и исторический опыт всех форм общественных институтов, возникающих для удовлетворения этой потребности, их функционирование в различных исторических условиях, музейную политику, формирование музейной сети и организации музейного дела, историю законодательства, относящегося к музеям и охране памятников. Этот элемент музееведения соприкасается с историей науки, культуры в целом, с историей отдельных дисциплин, представленных в музеях. Соответственно применительно к историческому музею это история и весь комплекс специальных и вспомогательных дисциплин, а также особые разделы науки: история культуры, военная история. Все это создает базу для подлинно научного подхода к решению теоретических и прикладных вопросов.

Историография музееведения как часть истории музейного дела исследует историю самой науки, отраженную в музееведческой литературе и других источниках. Объектом историографического исследования является также история учреждений, разрабатывавших музееведческую проблематику. К ним относятся сами музеи и специализированные институты, теоретические и научно-методические центры, кафедры, научные общества. Историография не только выявляет проблематику науки во взаимосвязи с различными социально-экономическими факторами, но и прогнозирует тенденции дальнейшего развития дисциплины.

Теория музейного дела. Теория музейного дела включает четыре составных элемента: 1) общую теорию музееведения как научной дисциплины; 2) теорию документирования; 3) теорию научно-фондовой работы (тезаврирования); 4) теорию музейной коммуникации.

Общая теория музееведения познает объект, предмет, метод и структуру науки, ее место в системе научных дисциплин; решает вопросы взаимодействия с различными науками; разрабатывает научный аппарат и язык науки; выявляет природу музейного отношения к действительности («музейной потребности»), феномен музейного предмета; разрабатывает проблемы, связанные с общественными функциями музеев, местом музеев в системе других документальных институтов, типологией, классификацией музеев, с закономерностями формирования и функционирования музейной сети; разрабатывает научные основы всех специфически музейных видов деятельности; определяет характер фундаментальных и прикладных исследований в области музееведения.

Теория документирования изучает различные стороны действительности, стремясь познать характер музейности, выявить объекты музейного значения, подлежащие сохранению и использованию в виде своеобразных документов, удостоверяющих реальность и являющихся элементами исторической памяти. Таким образом проявляется документационный подход к реальности. Объекты – носители музейности должны быть не только опознаны, но и отобраны, изъяты из их жизненной среды. Проблематика, относящаяся к отбору, составляет существо всей теории документирования. Тот факт, что музееведческий отбор основывается на ценностном отношении к действительности, не лишает его исторической обусловленности, объективности, о чем свидетельствуют музейные собрания разных эпох.

Отбор предметов в фондовые собрания опирается на музееведческие и профильно-научные исследования, причем для музееведческого документирования характерен интегрирующий подход, поскольку музейный предмет несет информацию, не сводящуюся к кругу интересов какой-либо одной профильной дисциплины.

Теория документирования научно обосновывает критерии отбора, методику музееведческого исследования действительности.

Теория научно-фондовой работы (тезаврирования) связана со второй ступенью познания музейности, с исследованием процесса познания ценности музейных предметов, содержащейся в них информации, а также материальной сущности носителей информации. Она рассматривает фонд музейных предметов как документальную систему, особую модель реального мира. Музейные коллекции, составляющие собрание, представляют собой уже новое качество в сравнении с единичными предметами. В процессе научно-фондовой работы – в ходе классификации и систематизации, интерпретации музейных предметов – углубляется понимание их документально-информационного значения.

Изучение музейных предметов как составной части фонда, выявление новой информации, содержащейся в самих предметах и в материалах, фиксирующих их связи со средой первоначального существования, сопровождается накоплением соответствующих научно-охранных материалов (документации второго порядка).

Наконец, тезаврирование включает исследования, связанные с задачами охраны музейных предметов как национально-культурно-исторического достояния, составной части государственного музейного фонда.

Теория музейной коммуникации исследует музей как один из коммуникационных институтов, причем таких, которые не только концентрируют, обобщают и распространяют информацию, но и самостоятельно продуцируют ее на базе специальной научной деятельности, определяемой как музееведческое исследование; изучает особенности коммуникации, в основе которой лежат музейные предметы, специфику передачи информации, реализуемой в основном путем непосредственного контакта реципиента с музейными предметами. Музейная коммуникация рассматривается как многоплановая, отнюдь не сводимая только к демонстрации музейных предметов, хотя последняя является одним из сущностных признаков для большинства типов музеев. В исследовательской проблематике данного раздела центральное место занимает тот особый вид наглядной музейной коммуникации, который находит выражение в экспозиционно-выставочной деятельности. Рассматриваются также и другие стороны осуществления этой коммуникации, связанные с особой экскурсионно-лекционной формой вербального распространения информации, опирающейся на предметные средства. Проблематика, относящаяся к различным формам этой коммуникации, - одно из важнейших направлений музееведческих исследований. Сюда же примыкают исследования, относящиеся к созданию архитектурно-художественной среды – также органичной составной части демонстрационной коммуникации. Как известно, коммуникация в музее происходит и путем распространения информации с помощью литературной продукции (научные исследования, публикации музейных материалов – изобразительных, текстовых и др.), с помощью аудиовизуальных средств и через средства массовой коммуникации, а также посредством предоставления подготовленных для использования источников представителям науки, искусства, промышленности. Наконец, исследование в этой области включает вопросы воздействия всех музейных средств и форм коммуникации на различные категории населения в процессе образовательно-воспитательной деятельности музея.

Музейное источниковедение. Музейное источниковедение в качестве главного объекта исследования имеет музейные предметы, и здесь оно стыкуется с теорией и методикой изучения этих предметов, хотя и рассматривает их под углом зрения, характерным для источниковедческой дисциплины; с другой стороны, оно направлено на источники, относящиеся к познанию истории музейного дела, включая и материалы по историографии. По объекту и целям, а частично и по методам исследования, музейное источниковедение отличается от общего источниковедения профильных наук. Изучая все типы источников музейных собраний, оно имеет задачи создания целостного представления о музейных предметах как историко-культурных ценностях. Для него специфично исследование не только семантической информации музейных предметов, но и других свойств, позволяющих использовать эти предметы в демонстрационной коммуникации, например аттрактивности, экспрессивности. Вместе с тем для музейного источниковедения свойственно взаимопроникновение с профильными источниковедениями. Это основывается на значительном совпадении объектов исследования и сказывается на методах, характере проблематики. Историческое музейное источниковедение и источниковедение исторических дисциплин близки между собою, они пересекаются во многих своих задачах, объектах, методах исследования. Однако музейное источниковедение направлено в первую очередь на вещественные и изобразительные типы источников, составляющие значительную часть музейных предметов. Причем это относится не только к археологическим и этнографическим материалам, но и ко всему комплексу предметов разных эпох, включая и современность. Эти дисциплины существенно различаются и по постановке конечных задач.

Прикладное музееведение. Прикладное музееведение начинает свое существование вместе с практикой музейного дела, отражая его потребность в выработке различных приемов, в решении технических задач практической деятельности. По мере роста музейной сети происходит отбор и использование рационального опыта. В процессе формирования научной дисциплины прикладное музееведение развивается раньше, чем другие структурные элементы науки. Оно уже достаточно ощутимо на стадии накопления и описания материала, само по себе, однако, не являясь наукой. Прикладное музееведение включает три раздела: 1) научную методику; 2) технику; 3) организацию и управление.

Научная методика – основной стержень прикладного музееведения. Она оформляется в самостоятельный раздел на относительно поздней стадии, поскольку неразрывно связана с теорией. Но разрозненные элементы методики появились вместе с возникновением музеев.

Методикой охватываются все формы деятельности музеев. Различаются общие и специальные методические исследования. Общие методики имеют отношение ко всей совокупности музеев. Таковы, например, методические принципы экспозиции как особой формы демонстрационной коммуникации, принципы экскурсионной работы (опираются на психолого-педагогические основы восприятия и учет особенностей музейного предмета), хранения музейных предметов и др. Специальные методические исследования исходят из общей научной методики, но ориентированы на конкретные профили и типы музеев. Они базируются на музееведении и профильных дисциплинах. Например, методика построения экспозиции музеев исторического профиля существенно отличается от аналогичной методики художественных или естественно-научных музеев. В первом случае наряду с музееведением существует органическая связь с исторической наукой, специальными и вспомогательными историческими дисциплинами; во втором – с искусствознанием; в третьем – с соответствующими профилю музея естественными науками – геологией, зоологией и т.п.

Среди специальных методик необходимо также различать те, которые отражают особенности различных музеев внутри профильной исторической группы – археологических, этнографических, военно-исторических и т.п. С другой стороны, и в пределах одного и того же профиля (к примеру, исторического) методики имеют большие различия, диктуемые типом музея: массового (научного, научно-просветительного), учебного, исследовательского.

В группе специальных методик возможно существование общих и частных. Общие трактуют вопросы работы музея в целом; частные – отдельные виды деятельности – комплектование фондов, экспозиции, учета, хранения, образовательно-воспитательной работы и даже особенности работы по различным хронологическим периодам. В области комплектования фондов научно-методические исследования направлены в первую очередь на разработку системы методов музееведческого исследования действительности, принципов выявления и отбора предметов музейного значения. Особое место занимают разработки методики подготовки и проведения научных экспедиций. Наличие таких методик в некоторых профильных дисциплинах (например, научные методики археологических и этнографических полевых исследований) не освобождают от необходимости разработки специальных методик по проведению музейных экспедиционных исследований, тем более что среди них ведущее место принадлежит экспедициям по новейшим периодам истории, современности.

Методика научно-фондовой работы изучает комплекс проблем, относящихся, с одной стороны, к учету фондов, их научному документированию, с другой – к научной организации фондов, методики их исследования.

Методика учета и научной документации определяет характер и этапы работы по юридической и научной охране материалов музейного фонда – их регистрации и научной инвентаризации, вырабатывает систему фондовых документов и наиболее рациональные их формы, в которых отражаются все процессы: отбор предметов музейного значения из реальной действительности, их превращения в музейные предметы, охрана и изучение. Разрабатывается методика каталогизации и создания систем музейных каталогов. В последние годы постоянно возрастает значение методических разработок по созданию автоматизированных информационных систем. Методика научной организации и изучения фондов исследует проблематику, связанную с составом и структурой фондов, атрибуцией музейных предметов, их классификацией, систематизацией и интерпретированием.

Методика научно-фондовой работы включает в себя и вопросы рационального размещения коллекций в фонде, методы транспортировки и т.п.

Особая обширная область методики – разработка проблем консервации и реставрации музейных предметов. Эта проблематика настолько значима и специфична, что она, как правило, является предметом внимания специальных научных учреждений, входящих в структуру музейного дела.

Существенный раздел методических исследований – проблемы образовательно-воспитательной работы музеев. Успехи в этой части нашли выражение, в частности, в музейной педагогике, специальные разделы которой занимаются исследованием форм и методов работы с музейной аудиторией, определением места музеев, из возможностей в учебно-воспитательном процессе на всех уровнях образования.

Если состояние методики во многом обусловлено развитием теории музееведения и профильных дисциплин, то техника в музеях связана прежде всего с методикой, общенаучным и техническим уровнем эпохи. Длительное время музейная техника оставалась относительно консервативной. Даже промышленная революция XVIII-XIX вв. не оказала на нее решительного влияния, и в этом в большей мере сказалось отставание научной методики, общий низкий уровень музееведения.

Однако научно-техническая революция XX века, быстрое развитие всех разделов музееведения вызывают необходимость кардинальных перестроек в музейном деле – массированного вторжения технических средств.

К технике относятся вопросы изучения проектирования музейных зданий, музейного оборудования, техники экспонирования различных типов музейных материалов, технических средств передачи информации, транспортных средств, техники исследования физического состояния музейных предметов, их реставрации, консервации.

Все это является объектом специального раздела прикладного музееведения, призванного определить возможности, способы и границы применения технических средств исходя из общей теории и методики. Исключительная актуальность этих задач не подлежит сомнению: способность музеев идти на встречу новым требованиям общества зависит не только от уровня теории и научной методики, но и от техники. Поэтому все в большем объеме ведутся разработки по нормативным требованиям к архитектуре музейных зданий, их техническому оснащению, функциональному распределению площадей, принципам и методам приспособления зданий для нужд современных музеев музейному оборудованию, транспортным средствам.

Другой круг вопросов – это разработки по применению технических средств, прежде всего аудиовизуальных, расширяющих возможности демонстрации музейных предметов. Таковы, например, голография, интегральная фотография, видео- и звукотехника, а также аппаратура, позволяющая усовершенствовать службу справочной информации.

Наконец, следует упомянуть и разработки по новым техническим материалам, используемым при создании экспозиций выставок.

Огромные перспективы сулит применение электронно-вычислительной техники, прежде всего в научно-фондовой работе и информационном обслуживании, что в свою очередь выдвигает новую проблематику музееведческих исследований.

Организация и управление – раздел прикладного музееведения, вызванный к жизни постоянным усложнением музейного дела и решаемых им общественных задач.

Прикладные разработки в этой области направлены на выявление наиболее рациональной внутренней структуры музеев разных профилей и типов и призваны установить обоснованную и эффективную организацию музейной сети в целом: профилировку музеев, соотношение музеев разных типов с учетом потребностей охраны памятников, нужд науки, культуры, пропаганды, образования и воспитания; прогнозировать развитие музейной сети и отдельных музеев с учетом демографических изменений, социально-экономических и научных требований.

Естественно, что все эти разработки опираются на достижения соответствующих разделов теории музееведения.

Постоянно возрастает потребность в разработках, направленных на совершенствовании управления музейным делом. Это относится к внутренней структуре и составу органов управления – сбору, обработке и обобщению информации о деятельности отрасли как основе для принятия решений управляющих органов, к разработке общих нормативных документов, регламентирующих функционирование музеев и всего музейного дела, и др.

Такова общая структура современного музееведения. Степень разработанности ее составных элементов различна.

Объектом музееведения является сам музей как некая историческая форма существования общественной потребности в отборе, сохранении и использовании данной музейности.

В основе музееведения лежит 3 элемента:

- история музейного дела, связанная с происхождением потребности общества в отборе, сохранении и использовании объектов реального мира – носителей музейности.

- структуральный, состоящий их теории документирования, научно-фондовой работы и теории коммуникации – теоретических аспектов, связанных с проблемами отбора музейных предметов, их исследованием, сохранением, учетом и использованием в просветительских целях

- практический (прикладное музееведение) – разработка научных методик, техник, управления и организации музейной деятельности.

Музееведение использует разные исследовательские приемы, которые совпадают с методами других наук: археологии, этнографии, нумизматики, бонистики, сфрагистики, филокартии, искусствоведения. Методы естественных наук: физики, химии, биологии, рентген.

Музей – особое научно-культурное учреждение, которое выбирает и собирает природные и общественные объекты, являющиеся подлинными ценностями и использующиеся в научных и культурных целях.

Можно определить место музееведения в системе наук как общественной (гуманитарной) науки, находящейся в тесных взаимоотношениях с другими общественными, а также естественными и техническими науками. На данном этапе развития музееведение заимствует у них некоторые методы, элементы понятийного аппарата (языка), адаптируя их для решения своих собственных задач.

В нашей стране музееведение как наука появляется после революции. Первая музейная конференция прошла в 1919 г. в Петрограде.

Есть несколько мнений:

музееведение – самостоятельная наука

музееведение – вспомогательная наука

Музееведение сумма технических и методических приемов

Полное отрицание музееведения как науки.

У каждой науки есть свой язык – специфические термины, присущие ей (экспозиция, путеводитель, экспонат, реставрация, консервация).

Научная дисциплина музееведение – это система знаний, обладающих определенной структурой. В ее основе лежат 3 элемента:

- Генетический (история музейного дела), связанный с потребностью общества в отборе, сохранении и использовании объектов реального мира – носителей музейности.

- структуральный (теория документирования, теория научно-фондовой работы, теория коммуникации), т.е. теоретические аспекты, связанные с проблемами отбора музейных предметов, их изучением, хранением, а также проблемами использования культурного и документального потенциала предметов в целях развития общества

- практический (прикладное музееведение) – разработка научных методик, техник, управленческих и организационных основ музейной деятельности.

Первой попыткой сформулировать некую "музейную теорию" исследователи считают книгу Й.Д. Майора "Ничего не предрешающие общие рассуждения о художественных и естественно-научных собраниях" (Киль, 1674). За ней следует ряд научных трудов, обобщивших уже существовавший к этому времени опыт научного описания, хранения и использования музейных предметов и коллекций: И.Д. Моллера "О кунсткамерах и натуркамерах, 1704; Л.К. Штурма "Публичные кабинеты редкостей и естественнонаучных предметов" 1704, М.Б. Валентини "Музей музеев" 1704, 1712, 1714.

В XVIII в. К. Найкель в работе "Музеография, или руководство к правильному пониманию и полезному учреждению музеорума или раритет-камеры" (Мюнхен, 1727) ввел в обращение термин "музеография" и предложил первый опыт классификации музеев. В конце XIX в. доктор Й.Г. Грассе вводит в обращение термин музеология в статье "Музеология как наука" (Дрезден, 1883) в которой был обозначен исследовательский потенциал этой области знания и сделана попытка утвердить ее как новую научную дисциплину.

В России характерной особенностью развития музееведческой мысли уже на раннем этапе было то, что попытки сформулировать теоретические положения о музее чаще всего принимают форму музейных проектов. Первые проекты, предлагавшие модели музейных учреждений и значительно опережавшие музейную практику своего времени, впервые появляются в первой половине XIX в., их авторами были Ф.П. Аделунг, Б.-Г. Вихман, П.П. Свиньин.

В конце XIX века складывается учение философа-утописта Н.Ф. Федорова — единственного философа, в учении которого значительное место уделено концепции музея. Н.Ф. Федоров значительно расширил представление о значении и возможностях музея. Актуальные проблемы и пути развития музеев обсуждались на Археологических съездах XIX- нач. ХХ вв., на Предварительном музейном съезде и 1-й Всероссийской музейной конференции. Значительные достижения в развитии теории были сделаны советскими музееведами 1920-х годов (Н. Романов, Ф. Шмит, И. Грабарь, А. Зеленко), заложившими основу советской музееведческой школы. Особенно велико с этой точки зрения значение работ Ф.И. Шмита, впервые в отечественном музееведении сформулировавшего понятия типологии музеев, музейной экспозиции и др., предложившего оригинальную классификацию музеев и принципы построения музейной сети. Состояние советского музейного дела после I Всероссийского музейного съезда не способствовало развитию музееведческой теории, к тому же ряд крупнейших ее представителей был незаконно репрессирован или отстранен от дел (Ф.И. Шмит, Н.И. Романов).

Новый этап развития музееведческой мысли в СССР был связан в первую очередь с деятельностью НИИ краеведческой и музейной работы (в дальнейшем — НИИ культуры, ныне — Российский институт культурологии). Созданная в его стенах и вышедшая в свет в 1955 г. книга "Основы советского музееведения" впервые представила музееведение в качестве цельной системы знаний.

Современный этап становления музееведения как научной дисциплины начинается в 1960-е гг. и связан с деятельностью ученых из СССР и стран Восточной Европы. 1950-80-е гг. ознаменовались международными дискуссиями по вопросу о правомочности признания музееведения в качестве самостоятельной научной дисциплины. Особенно важными были дискуссии 1964 г. в ГДР и 1965 г. — в Чехии. Результатом дискуссии в ГДР 1964 г. становятся "Тезисы", в которых обосновывается необходимость выделения музееведения в рамках документальных дисциплин. Эта позиция находит дальнейшую разработку в работе И. Ян "Музееведение как научная и учебная дисциплина". Чехословакия стала первой страной, где впервые музееведение было внесено в государственный реестр научных дисциплин. Однако в 1971 г. на симпозиуме ИКОМ в Германии исследователи не пришли к единой точке зрения по проблемам понимания музееведения.

В 1977 в рамках ИКОМ создан "Международный комитет по музеологии", осуществляющий координацию теоретических исследований. На протяжении 1980-х годов основной задачей была инвентаризация и первичная унификация понятийного аппарата музееведения, призванная обеспечить взаимопонимание между исследователями разных стран. С 1976 по 1986 гг. шла напряженная работа над музеологическим словарем. Своеобразным подведением итогов работы музеологов восточной Европы становится в 1988 г. учебник "Музееведение. Музеи исторического профиля" — совместная работа ученых СССР и ГДР.

В странах Западной Европы преобладает эмпирический подход к музееведению. Многие музееведы Запада (а в восточной Европе — И. Неуступны) не склонны признавать музеологию наукой. Однако в отдельных странах разрабатываются и теоретические направления (К. Хадсон, Лейстерская школа и исследования Льюиса в Англии, разработки теории музейной коммуникации канадца Д. Камерона, публикации французского музееведа Ж.-А.Ривьера по истории музеев и их роли в обществе и по теоретическому обоснованию экомузеологии. В 1983 г. на Генеральной конференции ИКОМ в Лондоне оформляется в качестве самостоятельного движения "Новая музеология", основные лозунги которой — интеграция музея в окружающую среду, социализация музея. Именно на Западе все настойчивее в последние годы звучат требования к музею не просто регистрировать прошлое, но использовать его, чтобы влиять на сегодняшний и завтрашний день конкретного сообщества (концепции "музея-форума" Д. Камерона, "музея без границ", музейной коммуникации).

Бақылау сұрақтары:

Каковы задачи музееведения?

Какова роль музейного дела в обществе?

Әдебиеттер тізімі: Юренева Т.Ю. Музееведение. М., 2005; Российская музейная энциклопедия. М., 2001, т. 1-2; Музееведение. Музеи исторического профиля. М., 1988г.

3-тақырып. Музеология құрылымы және тіл.

Мақсаты: Музеологиядағы функционалды-құрылымдық көзқарас. «Музейтану» және «музей ісі» ұғымының қатынасы. Музеология ғылымының құрылымына И.Неуступныйдың, И.Ян, Т.Селяновски-Новиковтың, З.Странскийдің және т.б. көзқарасы. Теориялық және қолданбалы музеологияның өзара байланысы.

Музеологияның құрылымдық элементтері: генетикалық (музей ісі тарихы), құрылымдық (құжаттану теориясы, ғылыми-фондтық жұмыстың теориясы, коммуникация теориясы), практикалық (қолданбалы музейтану). Терминологияның маңызы және терминологиялық мәселелердің халықаралық сипаты. (Р.Кнау, В.Энненбах, К.Шрайнер, Ю.Пищулин, П.Букшпан, М.Гнедовский және т.б.) еңбектеріндегі терминологияның ғылыми-зерттеу деңгейі.

Кілт сөздер: комплексный музей, военно-исторический музей, театральный музей, мемориальный музей, школьный музей, естественно-научный музей.

 

Язык науки. Развитие научной дисциплины связано с формированием языка науки – системы понятий, терминов, которыми наука оперирует, и в которых концентрируются достигнутые результаты познания объекта. Одновременно этот понятийный аппарат является составной частью метода исследования, поэтому его разработка представляет собой одну из важнейших задач науки. Прежде всего, вызывает серьезные затруднения отсутствие единой научной терминологии, наличие которое – свидетельство определенного уровня теоретической мысли. Понятие более гибко, чем термин, поэтому развивающаяся наука сначала уточняет понятия и лишь затем меняет терминологию. В течение какого-то времени наука вынуждена пользоваться старыми терминами. Этим объясняются наблюдающиеся во многих науках неясности, расхождения между современным определением понятий и действующей, исторически сложившейся терминологией.

Систематизация музеев — разделение музеев на группы по одному или нескольким признакам. Необходимость систематизации возникает на определенном историческом этапе развития музейного мира, когда возрастает число музеев и появляется разнообразие форм музейных учреждений.

Понятие "музей" утверждается в русском языке вместе с утверждением музея как культурной формы в 19 в. В связи с разделением науки в том же столетии начинают выделяться музеи разных профилей — художественные, археологические, этнографические, сельскохозяйственные, музеи наглядных пособий. Однако, как правило, еще в начале 20 в. в названиях музеев отсутствовало точное унифицированное наименование, что отражало как уровень развития знаний о музеях, так и отсутствие организационно-управленческой потребности в их классификации. В 1920-е гг., в период формирования государственной музейной сети, сложилась сложная систематизация, учитывавшая профили, а также статус, ведомственные подчиненности.

В музееведении до конца 20 в. было принято деление музеев по "типам, видам и профилям". Также до 1990-х гг. применялся административно-управленческий принцип деления музеев на категории, которых было 4. Категория определялась по формальным признакам численности фондов и посещаемости и влияла на финансирование музея, в т.ч. на заработную плату сотрудников. В конце 1980-х гг. Д.А. Равиковичем было предложено разделение музейного мира по типу хранимого наследия на коллекционные и ансамблевые музеи, применяемое в основном в научной литературе.

Принципы группировки определяются поставленной целью — научной, административно-управленческой, юридической и т.п. В настоящее время наиболее употребимо деление на следующие группы, принадлежность к которым часто находит отражение в официальном названии музея.

Профильные группы музеев. Группы музеев по роду деятельности (научно-исследовательские, научно-просветительские, учебные). Группы музеев по масштабу деятельности (административно-территориальному признаку): частные, государственные, ведомственные, общественные.

Кроме этого разделения, из многообразия музейного мира исторически выделились большие группы музеев, обладающие, помимо названных, дополнительной значимой характеристикой.

Исторические:

- Общеисторические – широкого профиля (Государственный исторический, Москва),

- Военно-исторические,

- Этнографические,

- археологические (при институте археологии им. Маргулана),

- истории религии,

- исторические персональные, посвященные деятельности одного человека (музей-квартира),

- исторические монографические, посвященные истории отдельного события, учреждения, коллектива (музей обороны и блокады Ленинграда).

Художественные:

- изобразительных искусств (широкого профиля),

- декоративно-прикладного искусства,

- народного художественного творчества, художественных промыслов (Палех, Хохлома, Гжель),

- дворцово-декоративного и паркового искусства (Царское Село, Петергоф),

- художественные персональные (музей-квартира, усадьба),

- художественные монографические (городской скульптуры).

Искусствоведческие:

- театрального искусства,

- музыкального искусства и музыкальных инструментов,

- фото- и киноискусства,

- искусствоведческие персональные (семьи Бенуа),

Литературные:

- широкого профиля (музей института литературы),

- истории книги и книгопечатания,

- персональные.

Архитектурные:

- широкого профиля

- музеефицированные памятники архитектуры и градостроительства,

- народного зодчества («Кижи»),

- архитектурные персональные (А. Гауди).

Естественнонаучные:

- географические,

- биологические,

- зоологические (в т.ч. зоопарки),

- ботанические (в т.ч. ботанические сады),

- геологические,

- минералогические,

- палеонтологические,

- почвоведческие,

- антропологические (Кунсткамера),

- медицинские.

Технические:

- политехнические,

- по отраслям техники (авиации, связи, транспорта, космонавтики),

- технические персональные (С.П. Королева),

Отраслевые:

- сельскохозяйственные,

- Педагогические,

- Здравоохранения,

- спорта,

-персональные (Д.И. Менделеева).

Комплексные:

- краеведческие,

- архитектуры и истории,

- архитектуры и этнографии,

- историко-художественные,

- литературы и искусства (мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева),

- медицины и здравоохранения.

Помимо собственно музеев, в музейном мире функционировали и функционируют учреждения, не являющиеся в полном смысле слова музеями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.