Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Парамузеи




Виртуальные музеи

Протомузейные формы

Все музеи, которые действуют на территории страны, города называются музейной сетью.

Бақылау сұрақтары:

Что такое музейная сеть?

Что такое профиль музея?

Что такое комплексный музей?

Какие виды музеев вы знаете?

Әдебиеттер тізімі: Шулепова Э.А. Основы музееведения, М., 2005; Жигульский З. Музеи мира: введение в музееведение. М., 1989; Шляхтина Л.М. Основы музееведения, М., 2005

4-тақырып. Музеологияның ғылымдағы рөлі.

Мақсаты: Музеология және мәдениеттану. Қатынасы және ішкі байланысы. Музейтану және философиялық ғылымдар (аксиология, гносеология, этика, эстетика және т.б.). Музеология және мамандандырылған ғылымдар (тарих, өнертану, археология, этнология, әдебиеттану және т.б.). Музеологияның пәнжапсарластығы (интердисциплинарность).

Кілт сөздер:. музеология және әлеуметтану, педагогика, психология. Музеология және байланысты пәндер: мұрағаттық, кітапхана, деректік, информатика.

 

Музееведение в системе наук. В соответствии с пониманием предмета, метода и структуры музееведения можно определить место, которое оно занимает в системе наук, что фактически означает выявление взаимосвязей, соотношения с другими науками и предметами их исследования.

Определяя место музееведения, надо исходить из науковедческой классификации наук. История науки свидетельствует о разных тенденциях в развитии наук: интеграции и дифференциации знаний, обособлении одних его отраслей от других.

Современный этап характеризуется одновременным проявлением обеих тенденций. Это влечет за собой выделение отраслей и направлений в самостоятельные дисциплины, возникновение новых наук на стыках ранее существовавших, появление наук, следующих совершенно неизвестные ранее закономерности, и наконец, усиление связей наук, их взаимопонимание.

Определяя музееведение в системе наук, мы неизбежно сталкиваемся с трудностями уже при попытке найти его положение по генеральному делению наук на естественные, технические и общественные. Это объясняется тем, что одним из элементов предмета исследования музееведения являются закономерности, связанные с такими объектами, которые относятся к развитию и природы и общества.

Такое положение не является чем-то исключительным. В современной системе наук целый ряд дисциплин находится на грани естественных и общественных. Это относится к истории естествознания, техники, к кибернетике, географии. То же можно сказать об этнической антропологии, этноботанике, психологии и др. однозначное определение таких наук затруднительно, ибо сама основа у них является двузначной и даже многозначной.

К разряду интердисциплинарных наук по многозначности предмета следует отнести и музееведение, оно также обладает всеми указанными признаками. Однако если мы обратимся к сформулированному выше предмету исследования, то можно констатировать, что основным его элементом являются закономерности, относящиеся к процессам познания и передаче знаний посредством музейных предметов, к общественному функционированию музея, что несомненно должно квалифицироваться как гносеологическая задача, характерная для общественных дисциплин. Это дает нам основание относить музееведение к числу общественных наук. В этой области музееведение может давать как фундаментальные, так и прикладные исследования.

Поскольку музееведение обладает чертами смежной стыковой дисциплины, важно определить характер его связи с другими науками. В настоящее время признано, что эти связи носят характер интеграции, т.е. такого взаимопроникновения, при котором соединение элементов различных дисциплин и специфически музееведческих элементов создает новое качество. В процессе взаимодействия музееведение заимствует преобразованном виде методы, элементы языка соответствующих дисциплин в целях приложения их к решению задач своего предмета исследования. В музееведении взаимодействуют, прежде всего, профильные дисциплины, имеющие совпадающий с ним объект исследования, а также педагогика, психология, теория информации, документалистика и др. Большое значение имеют источниковедческие аспекты всех дисциплин.

В конечном счете музееведческие исследования находятся в тесном взаимодействии с теоретическими основами всех интегрируемых в них дисциплин. Соотношение и удельный вес этих дисциплин в системе музееведения различен и видоизменяется в зависимости от характера конкретного специального музееведения. Так, в историческом музееведении интегрируются, прежде всего, профильные исторические науки: история и ее специальные разделы, а также специальные и вспомогательные исторические дисциплины: историография, источниковедение, археология, этнография, нумизматика, палеография и прочие, а кроме того, педагогика, психология, социология, архивоведение и др.

Единство методологической основы, значительная общность объекта и метода исследования между историческим музееведением и историческими дисциплинами создает ту базу, которая определяет общность исторического музееведения и исторических наук. Вместе с тем составные части исторического музееведения находятся, как говорилось, в интегрированном виде и направлены на решение специфических задач. Это, разумеется, не умаляет того факта, что в музее как учреждении имеет относительно самостоятельное значение работа по отдельным профильным дисциплинам, ибо понятие «работа в музее» значительно шире, чем понятие «музейная работа», т.е. специфически музейная деятельность.

Особого рассмотрения требует вопрос об отношении музееведения к таким дисциплинам, как документалистика, архивоведение, библиотековедение. Здесь характер связей, интеграция определяется тем, что в предмет исследования этих дисциплин входят закономерности документальной деятельности. Нельзя не учитывать также и генетические связи музеев с такими социальными институтами, как архив или библиотека. Итак, объективная сложность предопределяет множественность связей музееведения с другими науками.

Дальнейшее развитие музееведения как самостоятельной дисциплины несомненно обогатит наши представления о его месте в современной системе знаний.

1. Музееведение – общественная наука, изучающая процессы сохранения социальной информации, познания и передачи знаний и эмоций посредством музейных предметов, музейное дело, музей как общественный институт, его социальные функции и формы их реализации в различных общественно-экономических условиях.

2. Предмет музееведения – круг объективных закономерностей, относящихся к процессам накопления и сохранения социальной информации, познания и передачи знаний, традиций, представлений и эмоций посредством музейных предметов, к процессам возникновения, развития и общественного функционирования музея, музейного дела.

3. Музейный предмет – это извлеченный из реальной действительности предмет музейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительно сохраняться. Он является носителем социальной или естественно-научной информации – аутентичным источником знаний и эмоций, культурно-исторической ценностью – частью национального достояния.

4. Музей – исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественно-научных ценностей, накопления и распространения информации посредством музейных предметов. Документируя процессы и явления природы и общества, музей комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, а также использует их в научных, образовательно-воспитательных и пропагандистских целях.

Бақылау сұрақтары:

Әдебиеттер тізімі: Музееведение. Музеи исторического профиля. М., 1988; Юренева Т.Ю. Музееведение. М., 2005; Шулепова Э.А. Основы музееведения, М., 2005

5-тақырып. «Музей заты» музеология түсінігі ретінде.

Мақсаты: Музей заты музейдің хабарлама жүйесі. З.Странскийдің, Й.Бенештің, К.Шрайнердің, В.Дукельскйдің, А.Разгонның, Г.Кнабтің, В.Энненбахтың және т.б. музей жәдігерін оқудағы теориялық көзқарастары. «Музей жәдігері» түсінудің маңызы. Музей жәдігерінің құжаттамалық, хабарламалыұ және мәдени құндылығы. Музей жәдігері шынайы қарым-қатынастың рухани-тәжірибелік элементі ретінде. «Зат», «музей жәдігерінің маңызы», «музей жәдігері», «экспонат» байланысы түсінігі. Музей жәдігерінің музей ісіндегі алатын орны.

Кілт сөздер: музейный предмет, информация, экспрессивность, аттрактивность, репрезентативность, ассоциативность.

 

Главное отличие музейного предмета от архивного документа совсем не в том, что в одном случае - это вещь, а в другом - текст. Принципиальное различие заключается в том, что большая часть архивных материалов изначально создавалась с целью фиксации определенной информации, а затем с этой целью хранилась в архиве. Музейные же предметы не создавались для передачи информации. Поэтому выявление предметов музейного значения, создание самих музеев, раскрытие информационного потенциала музейных предметов и коллекций - сложный и творческий процесс. Кстати, утверждать сегодня, что музеи хранят только предметы, вещи, нельзя. О том, что в них есть документы и книги, говорилось. Уточню только, что это не отдельные документы и книги, а иногда целые отделы письменных источников и крупные фонды редкой книги, а также свои собственные архивы и библиотеки. Уже с конца XIX в. возникают мемориальные усадебные комплексы, а после Октябрьской революции - многочисленные музеи-усадьбы, в которых сохраняются архитектурные памятники, памятники садово-паркового искусства, хозяйственные постройки и пр. В 1920-е гг. появляются музеи-памятники - особый тип музея, создаваемый на базе памятника истории и культуры (Исаакиевский собор в Петербурге, Музей фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре), а сегодня в России уже есть музей-завод, музеи-корабли, музеи-монастыри и пр. В 1950-е гг. в стране появились первые музеи-заповедники, которые создавались на основе недвижимых памятников при сохранении их историко-культурной и природной среды. Это одна из наиболее перспективных и динамично развивающихся групп музейных учреждений, и она может вполне обоснованно претендовать на «наиболее полное и приближенное к жизни ее отражение». Наконец, последнее десятилетие все мировое музейное сообщество обсуждает возможность сохранения так называемого нематериального (non-material) или неосязаемого (intangible) наследия, к которому относят обычаи, знания и навыки, язык, устный эпос, музыку, танцы, игры, мифологию, ритуалы, ремесла, традиционные экологические представления и т. п.

Пожалуй, можно согласиться, что процесс формирования не только архивов, но и библиотек (особенно с момента введения принципа об обязательном экземпляре) носит более систематический и упорядоченный характер, чем в музеях. В одном случае есть регламентированная обязательность, а в другом - процесс коллекционирования, не столь жестко регламентированный, но творческий. Назвать же стихийным целенаправленный поиск не совсем точно. Музейные коллекции формируются на основе научных планов комплектования, в соответствии с которыми проводятся научные экспедиции, архивные изыскания, целенаправленный поиск отдельных предметов, закупка на аукционах и пр. Встречаются дарения или неожиданные находки. Но и в этом случае любая вещь, прежде чем стать «музейным предметом», проходит сложный путь, включающий экспертные оценки и систему последовательных операций, направленных на научную и техническую обработку предмета, его подготовку к длительному хранению и многоплановому использованию.

Музей заты – извлеченный из реальной действительности предмет музейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительно сохраняться. Является носителем социокультурной и естественнонаучной информации – аутентичным источником знаний и эмоций, культурно-исторической ценностью, частью исторического достояния. Этот термин был введен в 1930-х гг. Н.М. Дружининым.

Музейный предмет – основа любой музейной коллекции. Это движимый объект, который изъяли из первоначальной среды, т.к. он может характеризовать особенности той среды и той эпохи, в которой он существовал.

Не каждая вещь подходит для музея, поэтому их специально отбирают. Иногда трудно определить для чего предназначалась та или иная вещь, и в музее проводят исследование – где, кем, когда и как он использовался.

Как же самый обычный предмет превращается в музейный?:

он существует в естественной среде, выполняя утилитарную функцию (меч)

существует в естественной среде после утраты утилитарной функции (меч деда лежит в доме)

подвергается научной обработке, консервации или реставрации

предмет, информационно обогащенный в результате научного исследования, находится в рамках музейного учета

предмет включается в состав фонда или экспозиции.

В музее меняется значение этого меча, теперь это уже не оружие в полном смысле слова, но памятник истории и культуры.

У музейных предметов есть несколько свойств:

Информативность – предмет выступает в качестве источника сведений о явлениях истории, культуры, природы, исторических событиях. Это остаток реальной действительности.

Репрезентативность – представительность в ряду вещей схожих, однотипных. Не любой предмет станет музейным. Но среди вещей похожих или одинаковых есть с особенной полнотой раскрывающие то или иное явление.

Экспрессивность – (от англ. expression «выражение») – свойство музейного предмета влиять на эмоции зрителя.

Аттрактивность – внешний вид предмета, воспринимаемый посетителем (яркие картины экспрессионистов).

Ассоциативность – способность музейного предмета вызывать у посетителя ассоциации с тем или иным событием, лицом. Музейные предметы могут обладать сразу несколькими свойствами.

Музеефикация - направление музейной деятельности, заключающееся в преобразовании историко-культурных или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной, художественной ценности. Хотя музееефикацией в широком смысле слова можно считать переход в музейное состояние любого объекта, термин, как правило, употребляется по отношению к недвижимым объектам.

Понятие «музеефикация» употреблял в своих работах еще Ф.И. Шмит (исследователь проблем музейной экспозиции первой половины 20 в.), но утвердился этот термин в советском музееведении после Великой Отечественной войны в период широкомасштабных работ по реставрации историко-культурного наследия и организации музеев-заповедников. В этот период принято было выделять две формы музеефикации: "под музей", т.е. использование памятника под экспозиции и музейные службы, и "как музей", то есть превращение памятника в самостоятельный объект музейного показа. Сегодня все чаще используется частичная (или "мягкая") музеефикация, не предполагающая полного изъятия объекта из среды бытования и допускающая выполнение им изначальных функций (напр., музеи-храмы, находящиеся в совместном использовании музея и религиозной общины). Выбор формы и методов музеефикации определяется типом памятника, его историко-культурной ценностью и состоянием.

Наибольшее число среди музеефицированных объектов составляют памятники архитектуры. В последние десятилетия ХХ в. в сферу музеефикации все активнеее включаются памятники археологии, науки и техники, природы. Важной тенденцией развития современного музейного мира является неуклонно возрастающий удельный вес ансамблевых музеев и средовых музеев, созданных на основе музеефицированных памятников, которые становятся все более многочисленными и посещаемыми среди общего числа музеев.

Памятник -1. Скульптура или архитектурное сооружение в память кого либо чего-нибудь (выдающейся личности, исторического события). Надгробный памятник - обелиск. 2. Сохранившийся предмет культуры прошлого. Археологический памятник. Памятники письменности (древние рукописи). Памятник природы - природный объект, охраняемый государством (напр., уникальное дерево, водопад, гейзер)

Раритет -(фр. редкий) от латинского raritas - редкость), редкая, ценная вещь, диковина.

Новодел -(нем. Neuabschlag) название редких монет и медалей, повторно отчеканенных с использованием старых штемпелей и т.о. ставших доступными широким кругам любителей; новоделы использовались также как подарки для определенного круга лиц (при визитах глав государств и т. п.). Для таких новоделов не разрешается использовать монетный металл оригинала. Так, существует новодел пфеннигов в золоте и серебре и дукатов в серебре, это гл. обр. коронационные монеты. Новоделы - медали, которые длительное время свободно продавались в Парижской медальерной мастерской, напр., имели отличия в оформлении гурта или знаков. В русской нумизматической литературе новоделом называли монеты, чеканенные повторно в 19 в. из монетного металла оригинала с использованием старых штемпелей. Чеканка осуществлялась по заказу в целях удовлетворения спроса коллекционеров-нумизматов. Эти новоделы не имели никаких отличительных признаков;
Дублет – полностью аналогичный предмет.

Клеймо -а) Печать, метка, особый знак на изделии, товаре, указывающие название предприятия, где производится продукция, сорт изделия и т.п.
б) Знак, выжженный на теле, копытах или рогах животного; тавро.
в) Неизгладимый знак (обычно в виде буквы), вытравлявшийся, выжигавшийся на теле осужденного как дополнительная мера наказания.
Термины, использующиеся в фондовой работе:

Основной фонд -музейные предметы, которые составляют основу собрания и на базе которых развертывается вся его деятельность.

Атрибуция – исследовательское определение музейного предмета, включающее в себя сопоставление определяемого предмета с аналогичными ему (позволяет установить материал, устройство, способ изготовления, время)

Инвентаризация – основная форма изучения, описания и научного определения музейных предметов фонда.

Консервация – сохранение музейных предметов путем создания определенного режима хранения, тормозящего процессы их естественного старения, а также путем активного пресечения разрушительных процессов с последующим укреплением предметов.

Реставрация – восстановление облика музейного предмета, максимально приближающегося к первоначальному путем устранения искажений предмета, происшедших в результате его естественного старения, нанесенных повреждений или преднамеренных изменений.

Термины, относящиеся к экспозиции:

Диорама -(от греч. dia - через - сквозь и horama - вид, зрелище), лентообразная, изогнутая в плане полукругом живописная картина с передним предметным планом (сооружения, реальные и бутафорские предметы). Диорамы рассчитаны на искусственное освещение и часто располагаются в специальных павильонах.

Интерьер - (от франц. interieur - внутренний) - в архитектуре - внутреннее пространство здания или помещение в здании (вестибюль, комната, зал).

Путеводитель -справочное издание, содержащее сведения о стране, городе, туристском маршруте, историко-художественных памятниках и т. п.

Таксидермия -(от греч. taxis - устройство и derma - кожа - шкура), изготовление чучел животных. Обычно шкуру наполняют мягким материалом (паклей, ватой) или надевают ее на жесткую модель животного.

Этикетаж -(фр. etiquettage, от etiquette - этикетка) - в практике художественных музеев и выставок подписи, помещаемые под экспонатами или рядом с ними. Обычное содержание этикетажа: автор (имя или инициалы, фамилия, год рождения), название произведения и его частей, материал, год исполнения; иногда указываются владелец произведения, его цена и т. д. В современных музеях в этикетаж вводятся также элементы экспликации (сведения об истории и иконографии произведения, его краткая оценка).

Экспонат - (лат. exponatus - выставленный напоказ) - произведение живописи, графики, скульптуры, декоративного искусства, выставленное на всеобщее обозрение на художественной выставке, в музее, в салоне или галерее, представленное в экспозиции.

Экспозиция – основная форма музейной коммуникации. Она реализуется путем демонстрации музейных предметов, организованных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.

Бақылау сұрақтары:

Что такое «музейный предмет»?

Свойства музейного предмета

Группа терминов, характеризующих экспозиционную работу музея.

Әдебиеттер тізімі:: Российская музейная энциклопедия. М., 2001, т. 1-2; Шулепова Э.А. Основы музееведения, М., 2005; Краткий словарь музейных терминов. М., 1974

6-тақырып. Музей затының сипаты мен функциялары.

Мақсаты: Музей жәдігерлерінің сипаты: ақпараттық, шынайы және мәнерлі көрінісі. Музей жәдігерінің музей кеңістігіндегі өзара қарым-қатынасы. Оның функциялары: шынайы, комуникативті және ғылыми-ақпартты модельдеу. Музей жәдігерінің семантикалық мінездемесі. Музей жәдігері музей деректану феномені ретінде.

Кілт сөздер: музейный предмет, информация, экспрессивность, аттрактивность, репрезентативность, ассоциативность.

 

Музейный предмет – извлеченный из реальной действительности предмет музейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительно сохраняться. Является носителем социокультурной и естественнонаучной информации – аутентичным источником знаний и эмоций, культурно-исторической ценностью, частью исторического достояния. Этот термин был введен в 1930-х гг. Н.М. Дружининым.

Музейный предмет – основа любой музейной коллекции. Это движимый объект, который изъяли из первоначальной среды, т.к. он может характеризовать особенности той среды и той эпохи, в которой он существовал.

Не каждая вещь подходит для музея, поэтому их специально отбирают. Иногда трудно определить для чего предназначалась та или иная вещь, и в музее проводят исследование – где, кем, когда и как он использовался.

Как же самый обычный предмет превращается в музейный?:

он существует в естественной среде, выполняя утилитарную функцию (меч)

существует в естественной среде после утраты утилитарной функции (меч деда лежит в доме)

подвергается научной обработке, консервации или реставрации

предмет, информационно обогащенный в результате научного исследования, находится в рамках музейного учета

предмет включается в состав фонда или экспозиции.

В музее меняется значение этого меча, теперь это уже не оружие в полном смысле слова, но памятник истории и культуры.

У музейных предметов есть несколько свойств:

Информативность – предмет выступает в качестве источника сведений о явлениях истории, культуры, природы, исторических событиях. Это остаток реальной действительности.

Репрезентативность – представительность в ряду вещей схожих, однотипных. Не любой предмет станет музейным. Но среди вещей похожих или одинаковых есть с особенной полнотой раскрывающие то или иное явление.

Экспрессивность – (от англ. expression «выражение») – свойство музейного предмета влиять на эмоции зрителя.

Аттрактивность – внешний вид предмета, воспринимаемый посетителем (яркие картины экспрессионистов).

Ассоциативность – способность музейного предмета вызывать у посетителя ассоциации с тем или иным событием, лицом. Музейные предметы могут обладать сразу несколькими свойствами.

Музеефикация - направление музейной деятельности, заключающееся в преобразовании историко-культурных или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной, художественной ценности. Хотя музееефикацией в широком смысле слова можно считать переход в музейное состояние любого объекта, термин, как правило, употребляется по отношению к недвижимым объектам.

Понятие «музеефикация» употреблял в своих работах еще Ф.И. Шмит (исследователь проблем музейной экспозиции первой половины 20 в.), но утвердился этот термин в советском музееведении после Великой Отечественной войны в период широкомасштабных работ по реставрации историко-культурного наследия и организации музеев-заповедников. В этот период принято было выделять две формы музеефикации: "под музей", т.е. использование памятника под экспозиции и музейные службы, и "как музей", то есть превращение памятника в самостоятельный объект музейного показа. Сегодня все чаще используется частичная (или "мягкая") музеефикация, не предполагающая полного изъятия объекта из среды бытования и допускающая выполнение им изначальных функций (напр., музеи-храмы, находящиеся в совместном использовании музея и религиозной общины). Выбор формы и методов музеефикации определяется типом памятника, его историко-культурной ценностью и состоянием.

Наибольшее число среди музеефицированных объектов составляют памятники архитектуры. В последние десятилетия ХХ в. в сферу музеефикации все активнеее включаются памятники археологии, науки и техники, природы. Важной тенденцией развития современного музейного мира является неуклонно возрастающий удельный вес ансамблевых музеев и средовых музеев, созданных на основе музеефицированных памятников, которые становятся все более многочисленными и посещаемыми среди общего числа музеев.

Памятник -1. Скульптура или архитектурное сооружение в память кого либо чего-нибудь (выдающейся личности, исторического события). Надгробный памятник - обелиск. 2. Сохранившийся предмет культуры прошлого. Археологический памятник. Памятники письменности (древние рукописи). Памятник природы - природный объект, охраняемый государством (напр., уникальное дерево, водопад, гейзер)

Раритет -(фр. редкий) от латинского raritas - редкость), редкая, ценная вещь, диковина.

Новодел -(нем. Neuabschlag) название редких монет и медалей, повторно отчеканенных с использованием старых штемпелей и т.о. ставших доступными широким кругам любителей; новоделы использовались также как подарки для определенного круга лиц (при визитах глав государств и т. п.). Для таких новоделов не разрешается использовать монетный металл оригинала. Так, существует новодел пфеннигов в золоте и серебре и дукатов в серебре, это гл. обр. коронационные монеты. Новоделы - медали, которые длительное время свободно продавались в Парижской медальерной мастерской, напр., имели отличия в оформлении гурта или знаков. В русской нумизматической литературе новоделом называли монеты, чеканенные повторно в 19 в. из монетного металла оригинала с использованием старых штемпелей. Чеканка осуществлялась по заказу в целях удовлетворения спроса коллекционеров-нумизматов. Эти новоделы не имели никаких отличительных признаков;
Дублет – полностью аналогичный предмет.

Клеймо -а) Печать, метка, особый знак на изделии, товаре, указывающие название предприятия, где производится продукция, сорт изделия и т.п.
б) Знак, выжженный на теле, копытах или рогах животного; тавро.
в) Неизгладимый знак (обычно в виде буквы), вытравлявшийся, выжигавшийся на теле осужденного как дополнительная мера наказания.
Термины, использующиеся в фондовой работе:

Основной фонд -музейные предметы, которые составляют основу собрания и на базе которых развертывается вся его деятельность.

Атрибуция – исследовательское определение музейного предмета, включающее в себя сопоставление определяемого предмета с аналогичными ему (позволяет установить материал, устройство, способ изготовления, время)

Инвентаризация – основная форма изучения, описания и научного определения музейных предметов фонда.

Консервация – сохранение музейных предметов путем создания определенного режима хранения, тормозящего процессы их естественного старения, а также путем активного пресечения разрушительных процессов с последующим укреплением предметов.

Реставрация – восстановление облика музейного предмета, максимально приближающегося к первоначальному путем устранения искажений предмета, происшедших в результате его естественного старения, нанесенных повреждений или преднамеренных изменений.

Термины, относящиеся к экспозиции:

Диорама -(от греч. dia - через - сквозь и horama - вид, зрелище), лентообразная, изогнутая в плане полукругом живописная картина с передним предметным планом (сооружения, реальные и бутафорские предметы). Диорамы рассчитаны на искусственное освещение и часто располагаются в специальных павильонах.

Интерьер - (от франц. interieur - внутренний) - в архитектуре - внутреннее пространство здания или помещение в здании (вестибюль, комната, зал).

Путеводитель -справочное издание, содержащее сведения о стране, городе, туристском маршруте, историко-художественных памятниках и т. п.

Таксидермия -(от греч. taxis - устройство и derma - кожа - шкура), изготовление чучел животных. Обычно шкуру наполняют мягким материалом (паклей, ватой) или надевают ее на жесткую модель животного.

Этикетаж -(фр. etiquettage, от etiquette - этикетка) - в практике художественных музеев и выставок подписи, помещаемые под экспонатами или рядом с ними. Обычное содержание этикетажа: автор (имя или инициалы, фамилия, год рождения), название произведения и его частей, материал, год исполнения; иногда указываются владелец произведения, его цена и т. д. В современных музеях в этикетаж вводятся также элементы экспликации (сведения об истории и иконографии произведения, его краткая оценка).

Экспонат - (лат. exponatus - выставленный напоказ) - произведение живописи, графики, скульптуры, декоративного искусства, выставленное на всеобщее обозрение на художественной выставке, в музее, в салоне или галерее, представленное в экспозиции.

Экспозиция – основная форма музейной коммуникации. Она реализуется путем демонстрации музейных предметов, организованных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.

Функция означает деятельность музея. Социальные функции – это то, для чего музеи нужны обществу.

Сегодня музей традиционно рассматривается как особый социальный институт, призванный реализовывать в обществе некую функцию или группу функций. Общественные потребности обуславливают соотношение социальных функций музея. Конкретная ситуация на разных этапах в качестве главенствующих выдвигает различные функции: документирования или хранения, просветительскую или научно-исследовательскую. В зависимости от того, какая функция считалась главенствующей, предлагалась та или иная структура музейного учреждения, рассчитанная эффективное применение данной функции.

Отличительные функции музея в обществе:

- документирование (доказательство посредством музейных предметов различных фактов, событий, явлений, происходивших в природе и обществе).

- образовательно-воспитательные (использование информативных и экспрессивных возможностей музейных предметов в удовлетворении познавательных и культурных запросов общества.)

Впрочем, существуют и другие мнения. Например, помимо этих 2 выделяют еще и охранную, научно-исследовательскую, эстетическую, гносеолого-аксиологическую и воспитательную, функцию организации свободного времени.

Функция документирования проявляется в сохранении и изучении уже имеющегося фонда музейных предметов. Она реализуется в 2 основных направлениях:

- создание особых условий для сохранения музейных предметов, т.е. разработка специального оборудования для фондохранилищ, внедрении особых систем обеспечения сохранности материальной сущности музейных предметов, система охранной сигнализации, музейная климатология;

- формирование научно-информационных систем музейного документирования, реализующегося благодаря стремительному развитию информатики и оснащению фондов музея компьютерной техникой. Эта тенденция связана с повышением ценности музейных собраний, т.к. они становятся более доступными.

Следствием того, что музей и общество сближаются, становится расширение образовательной функции музея. Статистические данные говорят о росте числа посетителей музеев во всем мире.

Возрастание роли музея в городах, регионах проявляется в реализации его образовательно-воспитательной функции через форму создания специальных околомузейных и внутримузейных структур. Внутри музеев и совместно с ними создаются центры музейной педагогики, центры традиционной культуры, центры общественной жизни, клубы, общества.

В качестве основных музейных функций чаще всего называют функции документирования, то есть сбора и изучения предметов, сохранения наследия, научную работу, удовлетворение общественного интереса к памятникам природы и культуры, рекреационную функцию, эстетическую функцию. Музей так же может пониматься как «память культуры», информационная система, социально-эстетический феномен, а так же инструмент формирования мировоззрения и системы ценностей. В.Ю. Дукельский считает также, что институт музея представляет собой компенсаторный механизм, встроенный в культуру в целях ее дополнения и противостоящий процессам обеднения культуры.

Несмотря на расхождения во мнениях, все исследователи, тем не менее, признают в качестве базовых функции документирования и образования-воспитания, тогда как остальные социальные функции музея считаются производными от них. В основе такого подхода лежит ориентированность на музейный предмет, как основу деятельности музея.

Е.Г. Ванслова, основываясь на материалах экспертного опроса, в котором принимали участие 32 эксперта, приводит следующие социальные функции музея, называемые интервьюируемыми в качестве наиболее важных:

— образование и воспитание;

— формирование культурного уровня конкретных социальных групп;

— формирование культурной среды определенного региона;

— формирования творческих способностей и общественной активности социальных групп.

В западной литературе также часто обсуждается вопрос о социальных функциях музея, среди которых называют, в первую очередь, хранение и просвещение. Однако, западные исследователи идут несколько дальше в данном вопросе и рассматривают музей как инструмент социальных преобразований, репрезентирующий символы власти, служащий памятью власти. В целом, среди западных музееведов также распространена точка зрения, согласно которой основной социальной функцией музея является хранение и, как производная от него, функция неформального обучения.

Бақылау сұрақтары:

Что такое «музейный предмет»?

Свойства музейного предмета

Группа терминов, характеризующих экспозиционную работу музея.

Какие основные функции музея вы знаете?

В чем состоит особенность музея как воспитательного учреждения?

В чем состоит особенность музея как центра по сохранению культурных ценностей.

Әдебиеттер тізімі: Музееведение. Музеи исторического профиля. М., 1988; Юренева Т.Ю. Музееведение. М., 2005; Шулепова Э.А. Основы музееведения, М., 2005

7-тақырып. Музей эволюциясы және жаратылыстануы әлеуметтік-мәдени институт ретінде.

Мақсаты: Музейдің жаратылыстану мәселесі және оның бүгінгі таңдағы шешімі. Музейдің шығу теориясы: биологиялық, субъективті-эстетикалық, әлеуметтік және т.б. Қоғамдық сұраныс музейдің пайда болуы мен дамуының мотивациялық факторы ретінде. Музей эволюциясы. Музейдің пайда болу кезеңдері және оның жалпытарихи кезеңдермен байланысы. Музейдің әрбір даму этаптарының көрінісі жалпыеуропалық құбылыс ретінде. Әртүрлі елдерде музейлердің әлеуметтік-саяси, экономикалық, әлеуметтік және мәдени процестерге байланысты қалыптасу ерекшеліктері. «Музей» этимологиясы түсінігі. «Музей» туралы ежелгі дүниені елестету. Музей түсінігін оқу. Неміс ойшылдары И.Гердердің, Г.Ф.Гетенің, Г.Ф.Гегелдің музей мәселесі мақсатының теориясы.

Кілт сөздер:

Бақылау сұрақтары:

?

Әдебиеттер тізімі:

8-тақырып. Музей типологиясы мен жіктелуі.

Мақсаты: музей типологиясы мен жіктелуі талқылау мәселесі ретінде. «Профиль», «түр» ұғымы және «көру» музейдің тарихи аспектісі. Музелерді жіктеудегі Ф. Шмидттің орны. Музей сипатындағы жаңа топтардың пайда болуы: музей-қорық, мәдени мұра орталығы, ұлттық саябақтар және т.б.

Кілт сөздер: профиль, комплексный музей, военно-исторический музей, театральный музей, мемориальный музей, школьный музей, естественно-научный музей.

 

Систематизация музеев — разделение музеев на группы по одному или нескольким признакам. Необходимость систематизации возникает на определенном историческом этапе развития музейного мира, когда возрастает число музеев и появляется разнообразие форм музейных учреждений.

Понятие "музей" утверждается в русском языке вместе с утверждением музея как культурной формы в 19 в. В связи с разделением науки в том же столетии начинают выделяться музеи разных профилей — художественные, археологические, этнографические, сельскохозяйственные, музеи наглядных пособий. Однако, как правило, еще в начале 20 в. в названиях музеев отсутствовало точное унифицированное наименование, что отражало как уровень развития знаний о музеях, так и отсутствие организационно-управленческой потребности в их классификации. В 1920-е гг., в период формирования государственной музейной сети, сложилась сложная систематизация, учитывавшая профили, а также статус, ведомственные подчиненности.

В музееведении до конца 20 в. было принято деление музеев по "типам, видам и профилям". Также до 1990-х гг. применялся административно-управленческий принцип деления музеев на категории, которых было 4. Категория определялась по формальным признакам численности фондов и посещаемости и влияла на финансирование музея, в т.ч. на заработную плату сотрудников. В конце 1980-х гг. Д.А. Равиковичем было предложено разделение музейного мира по типу хранимого наследия на коллекционные и ансамблевые музеи, применяемое в основном в научной литературе.

Принципы группировки определяются поставленной целью — научной, административно-управленческой, юридической и т.п. В настоящее время наиболее употребимо деление на следующие группы, принадлежность к которым часто находит отражение в официальном названии музея.

Профильные группы музеев

Группы музеев по роду деятельности (научно-исследовательские, научно-просветительские, учебные)

Группы музеев по масштабу деятельности (административно-территориальному признаку): частные, государственные, ведомственные, общественные

Кроме этого разделения, из многообразия музейного мира исторически выделились большие группы музеев, обладающие, помимо названных, дополнительной значимой характеристикой.

Исторические:

- Общеисторические – широкого профиля (Государственный исторический, Москва),

- Военно-исторические,

- Этнографические,

- археологические (при институте археологии им. Маргулана),

- истории религии,

- исторические персональные, посвященные деятельности одного человека (музей-квартира),

- исторические монографические, посвященные истории отдельного события, учреждения, коллектива (музей обороны и блокады Ленинграда).

Художественные:

- изобразительных искусств (широкого профиля),

- декоративно-прикладного искусства,

- народного художественного творчества, художественных промыслов (Палех, Хохлома, Гжель),

- дворцово-декоративного и паркового искусства (Царское Село, Петергоф),

- художественные персональные (музей-квартира, усадьба),

- художественные монографические (городской скульптуры).

Искусствоведческие:

- театрального искусства,

- музыкального искусства и музыкальных инструментов,

- фото- и киноискусства,

- искусствоведческие персональные (семьи Бенуа),

Литературные:

- широкого профиля (музей института литературы),

- истории книги и книгопечатания,

- персональные.

Архитектурные:

- широкого профиля

- музеефицированные памятники архитектуры и градостроительства,

- народного зодчества («Кижи»),

- архитектурные персональные (А. Гауди).

Естественнонаучные:

- географические,

- биологические,

- зоологические (в т.ч. зоопарки),

- ботанические (в т.ч. ботанические сады),

- геологические,

- минералогические,

- палеонтологические,

- почвоведческие,

- антропологические (Кунсткамера),

- медицинские.

Технические:

- политехнические,

- по отраслям техники (авиации, связи, транспорта, космонавтики),

- технические персональные (С.П. Королева),

Отраслевые:

- сельскохозяйственные,

- Педагогические,

- Здравоохранения,

- спорта,

-персональные (Д.И. Менделеева).

Комплексные:

- краеведческие,

- архитектуры и истории,

- архитектуры и этнографии,

- историко-художественные,

- литературы и искусства (мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева),

- медицины и здравоохранения.

Помимо собственно музеев, в музейном мире функционировали и функционируют учреждения, не являющиеся в полном смысле слова музеями.

Протомузейные формы

Виртуальные музеи

Парамузеи

Все музеи, которые действуют на территории страны, города называются музейной сетью.

 

 

Музееведение
История
Теория
Музейное источниковедение
Прикладное музееведение
Историография
Общая теория (метамузеология)
Теория документирования
Научные методики
Техника музейной работы
Организация музейного дела
Управление музейной деятельностью



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 990; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.