Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура музееведения 1 страница




 

Теория коммуникации
Теория тезаврирования

 

 


Бақылау сұрақтары:

Что такое музейная сеть?

Что такое профиль музея?

Что такое комплексный музей?

Какие виды музеев вы знаете?

Әдебиеттер тізімі: Шулепова Э.А. Основы музееведения, М., 2005; Жигульский З. Музеи мира: введение в музееведение. М., 1989; Шляхтина Л.М. Основы музееведения, М., 2005

Юренева Т.Ю. Музееведение. М., 2005; Российская музейная энциклопедия. М., 2001, т. 1-2; Музееведение. Музеи исторического профиля. М., 1988

 

9-тақырып. Музейдің әлеуметтік және мәдени функциялары.

Мақсаты: музейдің әлеуметтік және мәдени қажеттілігі. Ұғымдар: функция, функционалдық. Мәдени құбылыстардың бірнеше функциялары. Құндылықтар, таңбалар, аты, орындарды дамытуға бағытталған маңызы бар жалпымәдени функция. Музей тілі белгілі жүйе ретінде. Музей тілінің оның функцияларымен байланысы. Музей функцияларын анықтау тәсілдерінің басымдықтары. Сұрақтың талқылануы. Й.Бенеш, З.Странский, Я.Елинек, Д.Хеннеси, Р.Стронг, В.Глудзинский, А.Фролов, И.Иксанова, М.Гнедовский, Е.Ванслова, И.Бестужев-Лада, Д.Равикович музейтанушылардың ұстанымдары. Музейдің айқын және жасырын функциялары.

Кілт сөздер: научная функция, охранная функция, исследовательская функция, образовательная функция

 

Функция означает деятельность музея. Социальные функции – это то, для чего музеи нужны обществу.

Сегодня музей традиционно рассматривается как особый социальный институт, призванный реализовывать в обществе некую функцию или группу функций. Общественные потребности обуславливают соотношение социальных функций музея. Конкретная ситуация на разных этапах в качестве главенствующих выдвигает различные функции: документирования или хранения, просветительскую или научно-исследовательскую. В зависимости от того, какая функция считалась главенствующей, предлагалась та или иная структура музейного учреждения, рассчитанная эффективное применение данной функции.

Отличительные функции музея в обществе:

- документирование (доказательство посредством музейных предметов различных фактов, событий, явлений, происходивших в природе и обществе).

- образовательно-воспитательные (использование информативных и экспрессивных возможностей музейных предметов в удовлетворении познавательных и культурных запросов общества.)

Впрочем, существуют и другие мнения. Например, помимо этих 2 выделяют еще и охранную, научно-исследовательскую, эстетическую, гносеолого-аксиологическую и воспитательную, функцию организации свободного времени.

Функция документирования проявляется в сохранении и изучении уже имеющегося фонда музейных предметов. Она реализуется в 2 основных направлениях:

- создание особых условий для сохранения музейных предметов, т.е. разработка специального оборудования для фондохранилищ, внедрении особых систем обеспечения сохранности материальной сущности музейных предметов, система охранной сигнализации, музейная климатология;

- формирование научно-информационных систем музейного документирования, реализующегося благодаря стремительному развитию информатики и оснащению фондов музея компьютерной техникой. Эта тенденция связана с повышением ценности музейных собраний, т.к. они становятся более доступными.

Следствием того, что музей и общество сближаются, становится расширение образовательной функции музея. Статистические данные говорят о росте числа посетителей музеев во всем мире.

Возрастание роли музея в городах, регионах проявляется в реализации его образовательно-воспитательной функции через форму создания специальных околомузейных и внутримузейных структур. Внутри музеев и совместно с ними создаются центры музейной педагогики, центры традиционной культуры, центры общественной жизни, клубы, общества.

В качестве основных музейных функций чаще всего называют функции документирования, то есть сбора и изучения предметов, сохранения наследия, научную работу, удовлетворение общественного интереса к памятникам природы и культуры, рекреационную функцию, эстетическую функцию. Музей так же может пониматься как «память культуры», информационная система, социально-эстетический феномен, а так же инструмент формирования мировоззрения и системы ценностей. В.Ю. Дукельский считает также, что институт музея представляет собой компенсаторный механизм, встроенный в культуру в целях ее дополнения и противостоящий процессам обеднения культуры.

Несмотря на расхождения во мнениях, все исследователи, тем не менее, признают в качестве базовых функции документирования и образования-воспитания, тогда как остальные социальные функции музея считаются производными от них. В основе такого подхода лежит ориентированность на музейный предмет, как основу деятельности музея.

Е.Г. Ванслова, основываясь на материалах экспертного опроса, в котором принимали участие 32 эксперта, приводит следующие социальные функции музея, называемые интервьюируемыми в качестве наиболее важных:

— образование и воспитание;

— формирование культурного уровня конкретных социальных групп;

— формирование культурной среды определенного региона;

— формирования творческих способностей и общественной активности социальных групп.

В западной литературе также часто обсуждается вопрос о социальных функциях музея, среди которых называют, в первую очередь, хранение и просвещение. Однако, западные исследователи идут несколько дальше в данном вопросе и рассматривают музей как инструмент социальных преобразований, репрезентирующий символы власти, служащий памятью власти. В целом, среди западных музееведов также распространена точка зрения, согласно которой основной социальной функцией музея является хранение и, как производная от него, функция неформального обучения.

Бақылау сұрақтары:

Какие основные функции музея вы знаете?

В чем состоит особенность музея как воспитательного учреждения?

В чем состоит особенность музея как центра по сохранению культурных ценностей.

Әдебиеттер тізімі: Музееведение. Музеи исторического профиля. М., 1988; Юренева Т.Ю. Музееведение. М., 2005; Шулепова Э.А. Основы музееведения, М., 2005

 

10-тақырып. Ғылыми-зерттеу жұмысы музейдің жұмыс істеу шарты ретінде.

Мақсаты: Музейдегі ғылыми-зерттеу жұмысының мәні. Музей ғылыми-зерттеу қызметіне тән ерекшеліктер. Жалпы және арнайы музеологияны музейтану тұрғысынан зерттеу. Іргелі және қолданбалы ғылыми зерттеулер. Музей мекемелерінің ғылыми-зерттеу жұмысының негізгі бағыттары - музейдің ғылыми тұжырымдамасын дамыту; музей жәдігерін оқу, экспозиция мен көрмелерді жобалау, білім беру және біл беру қызметінің тиімділігін зерттеу. Ғылыми-зерттеу арнайы пәндер бойынша музейлер арқылы жүзеге асырылады.

Музейдің ғылыми-зерттеу қызметінің нысандары, мақсаты мен міндеттері. Музейлік зерттеудің мүмкіндіктері мен шектеулері. ИКОМ шеңберінде осы мәселе бойынша пікірталас.

Кілт сөздер: исследование, коллекция, музейный предмет, экспозиция, источниковедение, историография.

 

Научно-исследовательская работа в музее - одно из ведущих направлений деятельности, связанное с накоплением, обработкой и введением в научный и общекультурный оборот материальных и нематериальных объектов наследия.

Под исследованием в музее понимают особую форму деятельности, связанную с выработкой, распространением и применением знаний, которыми обще6ство прежде не располагало. Т.к. музей – учреждение многофункциональное, его научные исследования имеют многосторонний характер.

В ходе научно-исследовательской деятельности решается следующие задачи:

- музееведческие, т.е. изучение процессов, связанных с обработкой коллекций и деятельностью музея (исследования по подготовке и созданию экспозиций, музейная педагогика, социологические исследования, психологические проблемы восприятия экспозиции);

- задачи, ориентированные на исследование предметов как источников познания, т.е. изучение их роли в музее без учета их вклада в отдельные научные дисциплины;

- отраслевые задачи, по своему содержанию совпадающие с задачами других научно-исследовательских учреждений.

Специфика научно-исследовательской деятельности музея заключается в том, что в ее основе лежат подлинные свидетельства развития природы и общества (музейные предметы). Вместе с тем научные исследования в музее направлены на создание оптимальных условий для отбора музейных предметов, их изучения, охраны, хранения и экспонирования.

Музей проводит научное изучение музейных предметов, создает компьютерную информационно-поисковую систему на базе своих коллекций, осуществляет научные исследования, организует экспозиции, готовит к публикации фондовые материалы.

К научно-исследовательским работам относятся:

  исследования в области истории, истории научно-просветительной работы и государственного музейного фонда;
  анализ, разбор, систематизация, атрибуция, определение и научное описание музейных предметов, их паспортизация и каталогизация;
  разработка программ комплектования фондов;
  составление указателей, путеводителей, проспектов, карт, каталогов, определителей, справочников, тематических картотек и словарей, описаний и обзоров коллекций, сводов археологических памятников и сводка кладов;
  подготовка к публикации памятников, монографий, научных статей, историографии, библиографий, альбомов, буклетов, путеводителей, исторических справок, сообщений, тезисов, докладов, комментариев;
  разработка концепций, тематических структур, тематико-экспозиционных планов, экспозиционных сценариев, развернутых аннотаций и аннотированных списков предметов;
  выступление с подготовленными научными докладами и сообщениями на конференциях, семинарах, чтениях, заседаниях ученых, проблемных и научных советов;
  подготовка научных отчетов по итогам экспедиций и научных командировок, изучения музейной аудитории и воздействия средств музейной коммуникации на посетителя;
  изыскание путей повышения физической сохранности музейных предметов, методов борьбы с их разрушением и новых принципов реставрации, выработка соответствующих практических рекомендаций;
  историко-архивные изыскания, подбор, изучение и обработка материалов;
  создание, расширение и совершенствование фактографических баз данных, охранного видеографического банка, а также баз данных технико-технологических исследований музейных предметов и их реставрации, изыскание способов получения и использования различных видов оцифрованных изображений;
  разработка научно-методических материалов в области музейного дела, в том числе методических разработок по научно-просветительной работе (экскурсионной, лекционной, кружковой) и музейной педагогике, просветительных и образовательных программ, циклов музейных мероприятий;
  рецензирование научных работ, оппонирование, подготовка отзывов на диссертации;
  консультирование (устное и письменное), экспортирование, подготовка ответов на научно-тематические запросы;
  составление справок, докладов, аналитических материалов по вопросам научной деятельности;
  разработка регламентирующих, статистических и аналитических документов по научно-исследовательской, научно-организационной работе и подготовке научных кадров.

Музейная педагогика и исследования в ее области – область научно-практической деятельности современного музея, ориентированная на передачу культурного опыта через педагогический в условиях музейной среды. Музейная педагогика анализирует потребности различных социальных и возрастных групп посетителей, изучает особенности их восприятия экспозиции и вырабатывает дифференцированные методики работы с ними, разные формы их обслуживания в музее. Решение таких сложных задач возможно лишь при помощи исследований на базе общей педагогики, социологии и психологии. Поэтому музейно-педагогические исследования носят интердисциплинарный характер.

Социологические исследования помогают установить в какой мере музей может реально обеспечить высокую степень использования своих фондов и передачу знаний. Они исследуют социально-демографический состав посетителей, их потребности, мотивы посещения музея, поведение. Музейная социология исследует также эффективность музейной работы. Изучаются экспозиции и их воздействие на различные категории посетителей.

Психологические исследования – их задача в изучении проблем восприятия, особенностей процесса мышления в специфических условиях музея, а также проблем психологического воздействия музея на современного человека. Используются положения о том, что зрительное восприятие гораздо эффективнее слухового, а оно, в свою очередь, дополненное осязательным и моторным.

Бақылау сұрақтары:

Какие основные направления разрабатываются в музее?

Особенности изучения музейной коллекции

Какие исследования в области экспозиционной работы проводит музей?

Әдебиеттер тізімі: Музееведение. Музеи исторического профиля. М., 1988; Шляхтина Л.М. Основы музееведения, М., 2005; Шулепова Э.А. Основы музееведения, М., 2005.

11-тақырып. Музейді құжаттандыру теориясы.

Мақсаты: Құжаттану туралы жалпы ғылыми түсінік. Құжаттану теориясы музейтану туралы түсініктің алғышарты. Құжаттанудың мақсаты мен маңызы. Құжаттанудың ұстанымдары мен критерийлері. Музей құжаттмасын когнитивті бағалау сипаты. Музей қоры құжаттама процесінің нәтижесі. Музейлік құжаттандыру теориясының негізгі ережелерінің көрінісі - Й.Бенеш, К.Шрайнер, В.Энненбах, А.Разгон, Г.Кнабе, В.Дукельский, Т.Поляков, Л.Сафразьян т.б. зерттеушілердің еңбектерінде. «Тірі» жұмыс істейтін әлеуметтік-мәдени жүйелерді құжаттау мәселелері.

Кілт сөздер: теория документирования, теория тезаврирования, теория музейной коммуникации.

В основе теоретических представлений о направлениях музейной деятельности лежит понимание музееведения как науки о познании музейности. Отбор носителей музейности, познание этой (музейной) ценности и использование ее с учетом социокультурной потребности представляют три фундаментальные теории: теорию документирования, теорию тезаврирования, теорию коммуникации, которые определяют стратегию и тактику основных направлений деятельности музея.

Теория документирования. Понятие «документ» появилось в научной терминологии в начале XX в. (Основоположником документирования как науки и области практической деятельности был Поль Отле. Он предложил расширить традиционные книжные рамки библиотечного дела и библиографии за счет включения журнальных статей, газетных сообщений, рекламы, гравюр, фотографий, схем, диаграмм и т.п. Все эти источники П. Отле стал именовать «документами». Под документами он понимал все, вплоть до обозначения графическими знаками какого-либо факта или идеи.) В переводе с латинского documentum означает научение, пример, образец, свидетельство, доказательство. Это – материальный объект и сознательно закрепленная на нем или о нем информация. Однако одно без другого не является документом. Функциональное назначение документа – не только закрепление, но и передача информации; документ не только носитель, но и источник информации (передача информации – распространение знаний). Существует и современное определение документа: «Документ – это любой материальный носитель, на котором человеком зафиксирована социальная информация в целях ее хранения и распространения» (Соколов А.В. Информационный подход к документальной коммуникации. СПб., 1988. С. 3.).

В музееведении термин «документирование» понимается на информационно-историческом уровне, т.е. теория документирования связана с познанием различных сторон окружающего мира (информационный аспект), в процессе которого выявляются объекты музейного значения, подлежащие сохранению и использованию в виде своеобразных документов, удостоверяющих реальность и являющихся элементами исторической памяти (исторический аспект). Документальный подход к действительности выражается в том, что объекты реального мира (свидетельства развития природы, общества, культуры) – носители музейности – должны быть не только опознаны, но и отобраны, изъяты из их жизненной среды. Проблематика, относящаяся к отбору, составляет существо всей теории документирования. Тот факт, что музееведческий отбор основывается на ценностном отношении к действительности, не лишает его исторической обусловленности, объективности, о чем свидетельствуют музейные собрания различных эпох. Отбор предметов в музейные собрания опирается как на музееведческие, так и на профильно-научные исследования, причем для музееведческого документирования характерен интегрирующий подход, поскольку музейный предмет несет информацию, не сводящуюся к кругу интересов какой-либо одной профильной дисциплины. Теория документирования научно обосновывает критерии отбора и методику музееведческого исследования действительности. Музейное документирование (комплектование) – это специфическая деятельность, заключающаяся в планомерном и систематическом накоплении свидетельств развития природы и общества. Эта работа проводится музейными методами, а результатом ее являются музейные фонды. Цель документирования – достижение адекватного соотношения между явлением (событием, фактом) и документами – свидетельствами этого явления, отобранными в музей. Предпосылкой научного музейного документирования является знание процессов и явлений, происходящих на конкретной территории, которое достигается не только изучением литературы специального характера, но и уже существующих коллекций, и, главным образом, собирательской, исследовательской работой на местах.

В ходе комплектования начинается процесс выявления музейной ценности предмета (первая ступень познания музейности). Для этого изучается их собственная информация и информация о предметах, полученных из среды, в которой они бытовали. Эта сопутствующая предметам информация помогает полнее раскрыть их жизненные связи, стоящие за ними отношения людей (например, свидетельства о назначении предметов, времени, месте изготовления, а также об истории бытования, принадлежности определенной семье и т.д.). Сопутствующая информация может быть собрана раньше (биографические справки, сведения из книг и газет); она может закрепляться в момент комплектования. Кроме того, предметы, несущие сопутствующую информацию и не представляющие ценности в качестве музейных предметов, пополняют фонд научно-вспомогательных материалов (со временем он может приобрести самостоятельное музейное значение). Вся информация предметов и о предметах, полученная извне или добытая в ходе музейных исследований, находит отражение в специальной внутримузейной и учетно-хранительской и учетной документации. Сам музейный предмет как документ эпохи и относящиеся к нему внутримузейные документы (научные карточки, научные паспорта и т.д.) представляют два уровня документационной деятельности музея и неотделимы друг от друга.

Смысл документирования состоит в переводе части предметов реального мира в предметы музейного значения, а затем музейные предметы. Вопрос о том, стоит ли включать предмет в музейный фонд, решается с помощью оценки. Оценка, т.е. суждение о ценности предмета, зависит от избранных критериев и заключается в выявлении отношений, объективной стороной которых являются качественные характеристики предметов (их информационный потенциал), а субъективной – потребность в информации и эмоциональном воздействии, оказываемом данным предметом на музейных сотрудников и посетителей.

Следует подчеркнуть, что это не общая, специфически документальная, нейтральная в идеологическом отношении ценность «в себе». Она устанавливается обществом и связана с задачами определенной области знаний. Основным критерием ценности является типичность предмета для конкретной социальной или природной среды, отражение в нем сущностных свойств, определенных явлений и отношений действительности.

Главным принципом музейного документирования является принцип преимущественного собирания подлинных предметов как первоисточников познания; кроме того, отбираются пространственные трехмерные предметы (исключение составляют те сферы собирания, где основными музейными предметами являются изобразительные или письменные материалы), поскольку они более эффективны как составные части экспозиционного пространства. Предпочтение отдается типичным предметам, отражающим сущность определенных явлений. Не менее важный принцип музейного документирования – принцип планомерности, предпочтение качества перед количеством отбираемого материала и, самое главное, отраслевая направленность, т.е. соответствие профилю музея.

В широком смысле термин «научное документирование» употребляется не только в значении базовой социальной функции музея, но и в значении одного из научных направлений музееведческой теории, логически развивающегося в процессе познания ценности музейных предметов, т.е. теории тезаврирования (Термин «тезаврирование» предложен словацким музеологом З. Странским. Он образован от греческого слова thesauros, которое означает «сокровище», «сокровищница», «хранилище». В музееведческой литературе этот термин имеет давнюю историческую традицию.).

Теория тезаврирования (научно-фондовая работа) связана со второй ступенью (после теории документирования) познания музейности, т.е. с исследованием процесса познания ценности музейных предметов, содержащейся в них информации. В ходе данной деятельности накапливается документация, которая фиксирует и закрепляет юридически ценность музейных предметов, т.е. происходит ее учет. Это необходимо не только с юридической точки зрения, но и в связи с тем, что музейные предметы материальны (подвержены разрушению под действием различных факторов) и поэтому нуждаются в сохранении – охране.

Таким образом, теория тезаврирования связана с тремя аспектами научно-фондовой деятельности музея:

– с исследованием музейных предметов;

– с учетной деятельностью музея;

– с охраной музейных предметов.

В процессе исследовательской работы – в ходе классификации (Классификация музейных предметов – это деление всего объема нужных музею предметов на группы по признакам родства и различия.), систематизации (Систематизация – это группировка имеющихся в музее предметов с целью определения ценности и места предмета в музее.) и интерпретации (Интерпретация – истолкование музейных предметов как источника знаний и эмоций, их критический анализ.) музейных предметов – углубляется понимание их документально-информационного значения, что позволяет теории тезаврирования рассматривать собрание музейных предметов как особую модель реального мира – документальную систему, поскольку музейные коллекции, составляющие это собрание, представляют собой уже новое качество в сравнении с единичными предметами. Музейной коллекцией мы называем совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, познавательный или художественный интерес как единое целое. Музейная ценность коллекции определяется полнотой в количественном и качественном отношениях. Коллекции также связаны между собой способностью документировать те или иные стороны действительности. Например, коллекция монет, коллекция керамических изделий, найденных на одной территории, может документировать развитие торговли в данном регионе. Информация, содержащаяся в одной коллекции, способна дополнить и подтвердить информацию, содержащуюся в других коллекциях. Поэтому информация совокупности коллекций имеет новое качество. Совокупность коллекций представляет собой музейное собрание.

Изучение музейных предметов как составной части фонда, выявление новой информации, содержащейся в самих предметах и материалах, фиксирующих их связи со средой первоначального существования, сопровождается накоплением соответствующих научно-охранных материалов, т. е. учетной документации.

Наконец, тезаврирование включает исследования, связанные с задачами охраны музейных предметов как национального, культурного, исторического достояния, потенциал которого раскрывается благодаря коммуникационным возможностям музея. Осмысление данных вопросов музейной деятельности связано с развитием теории музейной коммуникации.

Теория музейной коммуникации. Термин «коммуникация» (См. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.) обозначает систему, состоящую из источника сообщений и их получателя, связанных между собой каналом сообщений (печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись). Коммуникацию различают как монолог или как общение- диалог (Коммуникация – это информационная связь субъекта (отправителя информации) и объекта (ее получателя), а общение – это связь собеседников, «соучастников общего дела» (см.: Каган М.С. Общение и коммуникация//Мир общения. М., 1989. С. 141-156; Лапшин В.А. Социокультурная активность населения и музей//Музейное дело и охрана памятников. Вып. 2. М., 1989).).

Поясняя данное обозначение, можно отметить, что всякое собрание музейных предметов, изъятых из первоначальной среды бытования, возникает как осмысленное собрание, создаваемое специалистами, наделяющими вещи определенными ценностными значениями. Данное собрание не существует как «самодостаточное», а предназначено для включения его в музейную деятельность по отношению к посетителю, который воспринимает этот материал с учетом своих культурных установок. Если взгляды посетителей соответствуют культурным и научным нормам музейных специалистов, то между ними возможно взаимопонимание, и смысл, вкладываемый в собрание или в отдельные предметы, будет точно воспринят. В этом и заключается элементарный акт коммуникации в музее, причем в данном случае – успешный.

Если же культурные установки субъектов различны или если ценностная природа предметов недостаточно выявлена в их структуре, коммуникация может оказаться нарушенной. Для устранения коммуникационных нарушений и достижения взаимопонимания необходим диалог между субъектами (возможно, с участием третьего лица), направленный на выработку «общего взгляда на вещи». Этот диалог может включать элементы вербального комментирования либо попытки пространственной визуальной организации предметов, делающие смысл собрания наглядным.

Первым в разработке коммуникационной теории в музееведении в конце 60-х годов XX в. стал канадский ученый Дункан Ф. Камерон (Cameron D.F. A viewpoint: The museum as a communication system and implication for museum education//Curator. 1968. V. 11. № 1; Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации//Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. тр. М., 1989. С. 199-222.). Его работы (Однако до Д. Камерона еще в конце XIX в. эту проблему затронул русский философ Н.Ф. Федоров. Естественно, в его работе (Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение. Соч. М., 1982) не прозвучало слово «коммуникация», однако то, о чем он говорит, близко по смыслу к тому, что мы понимаем под коммуникацией сейчас. По мнению Н.Ф. Федорова, музей – это «собрание всего отжившего, мертвого, негодного для употребления...», это «высшая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь...». Он представляет музей как проект, механизм объединения всех предшествующих поколений («отцов») с последующими («сынами»), «чтобы иметь мир внутренний и лад душевный, без которого невозможен и мир внешний, нужно быть не врагами своих предков, а действительно благодарными их потомками; <...> нужно, чтобы все Живущие, объединялись по-братски в храме предков или музее». То есть музей выступает посредником между культурой умершей и культурой настоящей, и, исходя из этого, служит объединяющим фактором для современного поколения.) оказались поворотными в развитии музееведческой теории и позволили по-новому взглянуть на музей как на место, в котором созданы все условия для общения посетителя с «реальными вещами». Условиями этого общения являются, с одной стороны, способность посетителя понимать «язык вещей» («Язык вещей», «язык музея» – одно из базовых понятий, рассмотренных Н.А. Никишиным в контексте теоретического музееведения как представление упорядоченной системы, служащей средством коммуникации и пользующейся знаками. «Музей в данном случае соответствует этим условиям, в значительной степени вся история его развития есть история формирования, обогащения и освоения музейного языка» (см.: Никишин Н.А. Язык музея как универсальная моделирующая система музейной деятельности//Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. тр. М., 1989).), а с другой – способность организаторов экспозиции выстраивать с помощью произведений особые невербальные пространственные высказывания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.