Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доступность медицинской помощи населению России в условиях рынка




Обеспечение достаточного уровня доступности медицинской помощи обеспечивается выполнением программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, принимаемой ежегодно исходя из требований 41 статьи Конституции РФ и ежегодно принимаемого Постановления Правительства РФ. Программа определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь, а также предусматривает условия оказания, критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам РФ на территории Российской Федерации бесплатно.

Органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы ОМС. В рамках территориальных программ за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств ОМС осуществляется финансовое обеспечение медицинской помощи гражданам при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования и призыве на военные сборы, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной службе.

Территориальные программы могут определять дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.

Виды и условия оказания медицинской помощи в рамках Программы бесплатно предоставляются:

  • первичная медико-санитарная, в том числе неотложная, медицинская помощь;
  • скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь;
  • специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.

Первичная медико-санитарная помощь включает в себя лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других состояний, требующих неотложной медицинской помощи, медицинскую профилактику заболеваний, осуществление мероприятий по проведению профилактических прививок, профилактических осмотров, диспансерного наблюдения здоровых детей, лиц с хроническими заболеваниями, по предупреждению абортов, санитарно-гигиеническое просвещение граждан, а также проведение других мероприятий, связанных с оказанием первичной медико-санитарной помощи гражданам.

Первичная медико-санитарная помощь предоставляется гражданам в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических, больничных учреждениях и других медицинских организациях врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), а также соответствующим средним медицинским персоналом.

Скорая медицинская помощь оказывается безотлагательно гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, а также другие состояния и заболевания), учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной систем здравоохранения.

Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь предоставляется гражданам в медицинских организациях при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий.

Медицинская помощь в амбулаторных условиях предоставляется гражданам при заболеваниях, травмах, отравлениях и других патологических состояниях, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения, изоляции и использования интенсивных методов лечения, а также при беременности и искусственном прерывании беременности на ранних сроках (абортах).

Медицинская помощь в условиях круглосуточных стационаров предоставляется гражданам в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях в следующих случаях, требующих круглосуточного медицинского наблюдения, применения интенсивных методов лечения и (или) изоляции, в том числе по эпидемическим показаниям:

  • заболевание, в том числе острое;
  • обострение хронической болезни;
  • отравление;
  • травма;
  • патология беременности, роды, аборт;
  • период новорожденности.

Мероприятия по восстановительному лечению и реабилитации больных осуществляются в амбулаторных и больничных учреждениях, иных медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, включая центры восстановительной медицины и реабилитации, в том числе детские, а также санатории, в том числе детские и для детей с родителями.

При оказании медицинской помощи осуществляется обеспечение граждан в соответствии с законодательством РФ необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также обеспечение детей-инвалидов специализированными продуктами питания.

Для получения медицинской помощи граждане имеют право на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом согласия этого врача, а также на выбор медицинской организации в соответствии с договорами ОМС.

Территориальная программа включает в себя:

  • перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно;
  • условия оказания медицинской помощи, в том числе сроки ожидания медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке;
    порядок реализации права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в учреждениях здравоохранения субъекта Российской Федерации и муниципальных образований;
  • перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, необходимых для оказания скорой, неотложной и стационарной медицинской помощи;
  • перечень лекарственных средств, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно;
  • перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий.

Источники финансового обеспечения медицинской помощи. Медицинская помощь на территории РФ оказывается за счет средств всех бюджетов бюджетной системы РФ, в том числе средств бюджетов государственных фондов ОМС.

Нормативы объема медицинской помощи с целью обеспечения потребности граждан в медицинской помощи по ее видам рассчитываются в единицах объема на 1 человека в год. Нормативы используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Программой, и в среднем составляют:

  • для скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи - 0,318 вызова;
  • для амбулаторной, в том числе неотложной, медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, - 9,198 посещения, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 8,458 посещения;
  • для амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров, - 0,577 пациенто-дня, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,479 пациенто-дня;
  • для стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, - 2,812 койко-дня, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 1,942 койко-дня.

При формировании территориальной программы нормативы объемов медицинской помощи корректируются с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта РФ, климатогеографических условий региона и транспортной доступности медицинских организаций.

Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой, рассчитаны исходя из расходов на ее оказание с учетом индекса потребительских цен, предусмотренного основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, а также индексации заработной платы работников бюджетной сферы, иных затрат на медицинскую помощь.

Исходя из выше изложенного регламента программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам РФ, в отечественном здравоохранении разработан и должен неукоснительно соблюдаться достаточно четкий регламент обеспечения высокого уровня доступности медицинской помощи. Однако данные изучения доступности медицинских услуг населению показывают, что во многих случаях данный регламент не срабатывает и медицинская помощь части населения оказывается недоступной.

Ситуационный анализ доступности медицинской помощи. В условиях мирового экономического кризиса положение охраны здоровья населения в России могло бы сложиться гораздо хуже его реального состояния, если бы на высшем государственном уровне не была принята программа антикризисных мер Правительства РФ, которая определила приоритетные задачи по преодолению кризисных явлений в экономике, социальной сфере и пути их решения. И, тем не менее, сложная атмосфера последнего десятилетия весьма болезненно отразилась на отечественной системе здравоохранения. Последняя вошла в период реформ, неся на себе груз недостатков монопольной организации медицинской помощи населению, таких как гипертрофированная коечная сеть стационаров, реализующих технологии вчерашнего дня, отсутствие конкуренции между отдельными ЛПУ и почти полное забвение прав пациентов на получение доступной медицинской помощи. К сожалению, старая система охраны здоровья россиян была разрушена, а новая, до сих пор так и не построена.

По нашему мнению, современная медицинская помощь представляет собой сложную систему, предполагающую взаимодействие врачей, медсестер и другого медицинского персонала, сложных информационных систем, огромного количества фармацевтической продукции, а также сложных приборов, оборудования и правил проведения процедур. Для достижения высоких результатов эти сложные элементы должны быть правильно подобраны, а усовершенствования будут зависеть от процессов лечения и управления, которые организуют все эти многочисленные элементы. Организовать это взаимодействие непросто. Реформы системы здравоохранения должны служить обеспечению свободы и готовности ЛПУ выявить и использовать свои возможности для лучшей координации всех элементов производства медицинских услуг для достижения высокого уровня их доступности, качества и безопасности.

Модернизация структуры отечественного здравоохранения должна повысить уровень доступности медицинской помощи. В сложившейся в первом десятилетии XXI века ситуации важное место должно быть отведено модернизации организационной структуры отрасли здравоохранения, состояние которой неоднозначно даже с исторических позиций.

Разноречивые мнения об уровне доступности медицинской помощи населению России не всегда могут быть объективным. С одной стороны, если это мнение представителей управляющих структур и администраторов ЛПУ, то, последние, как правило, лица заинтересованные и мало объективные по причине обоснования эффективности существования своих должностей, положения в обществе, ответственности перед выше стоящей властью и т.п. С другой стороны, если это мнение медицинских работников, то оно также может быть весьма субъективным по причине неадекватного уровня оплаты труда, который не соответствует их профессиональному вкладу и т.п.

Если же попытаться задать вопрос на эту тему потребителям медицинских услуг – пациентам, то мнение последних может опираться на личные, зачастую весьма неудачные взаимоотношения с медицинскими работниками. Но все сходятся во мнении, что основной вклад, как в достижения, так и в провалы по обеспечению надлежащего уровня доступности медицинской помощи вносят медицинские кадры, в частности кадры практикующих врачей на всех уровнях от сельского врачебного участка до федерального кардиоцентра.

В результатах научных исследований по проблемам общественного здоровья и при проведении социологических опросов пациентов довольно часто можно найти ссылки на недостаточный уровень доступности и качества медицинской помощи, особенно в первичном звене по профилактике болезней и укреплению здоровья населения. Причем к ведущим причинами нарушения доступности медицинской помощи, как правило, относят не недостаток квалификации врачебного персонала или условий и времени на производство медицинских услуг, а его дефицит, когда штатные должности не укомплектованы физическими лицами. Решение этого вопроса следует рассматривать в плоскости «профессионально-квалификационной структуры» системы здравоохранения или проще в пересмотре круга служебных обязанностей медицинского персонала ЛПУ различного уровня.

ВОЗ по вопросу оптимизации профессионально-квалификационной структуры занимает достаточно осторожную позицию, полагая, что новаторство в этом вопросе должно основываться на учете потребностей конкретных категорий пациентов и особенностей конкретных систем здравоохранения, а не на общей установке по обеспечению универсального кадрового баланса в структуре здравоохранения. Приводятся ссылки на то, что во всех случаях успеха была необходима поддержка со стороны правительства и соответствующих профессиональных категорий персонала. В докладе, изданном Европейским региональным бюро ВОЗ в 2006 г.отмечается, что состояние кадровых ресурсов здравоохранения являются одним из вызовов, стоящих перед всеми системами здравоохранения в Европейском регионе ВОЗ.

Сегодняшняя модель отечественного здравоохранения себя не оправдывает и с экономических и с социальных позиций - это мнение большинства медицинских экспертов. Подтверждение тому – устойчивый рост заболеваемости населения России, в частности туберкулезом, СПИДом, венерическими, онкозаболеваниями и др. Средняя продолжительность жизни соотечественников и граждан экономически развитых стран разнится на 15 - 20 лет. За последние десятилетия население России сократилось более чем 10 миллионов человек.

Мнение потребителей медицинских услуг об уровне доступности медицинской помощи, довольно часто носит нелицеприятный характер для отечественных производителей, что сказывается на результатах социологических опросов населения по уровню их удовлетворенности медицинской помощью. В частности, по данным опросов населения, проведенных в Хабаровском крае в апреле 2006 года, по ряду направлений социологического исследования по уровню удовлетворенности пациентов доступностью и качеством медицинских услуг более 60% респондентов отрицательно отозвались о ЛПУ, в которых получали медицинскую помощь. Личные расходы граждан составляли 40–45% от совокупных затрат на медицинскую помощь. Более 50% пациентов платили за лечение в стационарах, 30% — за амбулаторно-поликлиническую помощь, 65% — за стоматологические услуги. Аналогичные цифры удовлетворенности населения медицинской помощью получены специалистами Минздравсоцразвития РФ и другими организациями в большинстве регионов России в 2010-2012 гг.

Как ни странно, но социально-экономические реформы в России стали причиной обнищания значительной части населения провинции. В то же время, ни для кого не является секретом факт того, что здравоохранение в России, наряду с такими отраслями экономики как образование и сельское хозяйство, до сих пор входит в тройку самых низкооплачиваемых отраслей народного хозяйства. Именно на этом уровне и формируются некоторые проблемы низкого уровня доступности медицинской помощи для беднейших категорий населения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.