Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жалобы пациентов и членов их семей




Область: Стационарные отделения ЛПУ.

Описание проблемы: Жалобы пациентов и членов их семей на то, что обслуживающий персонал подходит к больному только после многократных вызовов (время ожидания составляет около 15 минут).

Анализ проблемы: Когда не отрегулированы правила реагирования на вызов пациента, то сотрудники обслуживающего персонала перекладываютдруг на другаэту обязанность, что приводит часто к задержкам при выполнении данной работы.

Постановка цели: Критерий: время ожидания в мин.

Стандарт: время ожидания меньше 1 мин.

Участники группы качества: весь обслуживающий персонал стационара.

Методический процесс: обсуждение компетенции обслуживающего персонала в отношении каждой палаты.

Разработка предложений: разъяснение надлежащих правил реагирования с целью быстрого посещения пациентов.

Мероприятия: Введение новой системы надлежащих правил поведения.

Проверка: Кто: Старшая медсестра хирургического отделения ЛПУ.

Когда: ежемесячно.

Как: опрос пациентов, анализ анкет.

Результат: Сокращенное время ожидания после вызова персонала.

Ресурсы:

Затраты: около 50 часов.

Польза: повышения уровня удовлетворенности пациентов, повышение безопасности при экстренных ситуациях через урегулирование ответственности.

В Австрии с 1998 г. действует закон о правах пациентов. Федеральное правительство установило также пост омбудсмена, защищающего интересы пациентов. К концу 2004 г. были завершены основные этапы национальной реформы здравоохранения. Один из ключевых элементов новой концепции – принцип гарантии качества.

  • Введена система штрафных санкций в отношении медицинских учреждений, которые не включают вопросы обеспечения безопасности и качества в свою деятельность. Если это условие не соблюдается в течение года, учреждение может потерять контракт с системой медицинского страхования.
  • Процессы информационного обмена регулируются законом.
  • Открылся федеральный институт по вопросам безопасности при оказании медицинской помощи.
  • Австрийская врачебная палата основала на федеральном уровне свой собственный институт по обеспечению качества.
  • Федеральное министерство здравоохранения разработала национальные инструкции по обеспечению качества, которым будут обязаны следовать все медицинские учреждения.

Обсуждения проблем безопасности медицинской помощи. Результаты научных исследований показывают, что когда вопросы безопасности пациентов предаются общественной гласности, начальный период публичных обсуждений всегда характеризуется лавинообразным потоком тревожных и возмущенных выступлений. Чем больше открытости и готовности к изменениям демонстрируют органы управления здравоохранения, тем более активно пациенты выражают свое недовольство качеством услуг или делятся индивидуальным и семейным опытом перенесенных неблагоприятных последствий и ошибок при получении медицинской помощи.

Это не должно вызывать удивления по вполне понятным причинам. Переход от замалчивания ошибок или их кулуарного обсуждения к честной и открытой публичной дискуссии повышает частоту выявляемых ошибок, о которых сообщают как медицинские работники, так и пациенты. Поэтому на ранних стадиях такие дебаты могут становиться весьма бурными и эмоциональными. Кроме того, на этой начальной стадии процесса гласности у всех может возникнуть ложное впечатление, что частота ошибок постоянно растет, и это, разумеется, не прибавляет авторитета производителям медицинских услуг. В результате, чрезмерно осторожные или неуверенные в себе руководители ЛПУ могут предпочесть не признаваться в совершаемых ошибках во избежание утери доверия людей к системе здравоохранения.

На самом же деле, позитивные результаты гласности неминуемо перевесят издержки от обсуждений тех ошибок, которые послужили изначальным толчком для внедрения практики открытых дискуссий. Таким образом, ключевое значение имеет построение новой культуры труда медицинского персонала, в основе которой – признание того обстоятельства, что ошибки случаются и никто от них не застрахован. Постепенно, но неуклонно этот принцип нужно внедрять в существующие системы. Если медицинские работники смогут продемонстрировать способность учиться на своих ошибках, общественное доверие к ним будет расти.

Дополнительным преимуществом данного процесса является то, что как только медицинские работники осознают, что в ошибках таится полезная информация, пути назад уже не будет: возврат к устаревшей практике сокрытия и замалчивания ошибок станет невозможным. В долгосрочном плане престиж системы еще более вырастет, если будет видно, что она использует анализ неблагоприятного развития событий как источник знаний о том, как улучшить процесс. В какой степени подобная новая культура открытости и готовности к изменениям принесет пользу населению – зависит от объема ресурсов системы здравоохранения, вложенных в усилия по внедрению новых технологических стандартов по обеспечению безопасности пациентов.

Открытость обсуждения случаев ненадлежащего оказания медицинской помощи населению процесс достаточно сложный, поскольку довольно часто подход средств массовой информации к освещению ошибок при оказании медицинской помощи достаточно прямолинейный: они освящают все индивидуальные сведения, которые им удается получить в отношении медицинского персонала, совершившего ошибку. Анонимность не очень хорошо воспринимается в обществе, основанном на принципах свободы слова, демократии и соблюдения прав человека. Однако предметом озабоченности органов здравоохранения является опасность того, что резкие негативные

выступления в прессе по поводу даже единичного случая ошибки, ставшего достоянием гласности, могут разрушить профессиональную карьеру конкретных работников.

Более рациональный подход заключается в том, чтобы без спешки разобраться в происшедшем, взвесить относительное значение личных и системных факторов, приведших к ошибке, и только после этого сделать выводы и принять решения. Все это более трудно осуществить в обстановке общественных эмоций и давления со стороны СМИ, хотя порой именно эти факторы являются толчком к необходимым изменениям.

Поэтому в каждой стране руководители, отвечающие за вопросы безопасности пациентов, должны на основании местных условий устанавливать конкретные правила о том, в каких случаях, каким образом и в каких целях следует открыто называть имена соответствующих медицинских работников. Эксперты ЕРБ ВОЗ высказывают некоторые соображения по этому поводу:

  • Анализируя тысячи поступающих сообщений, самая главная задача – определить, имеет ли место порочная тенденция, серьезная повторяющаяся практика совершения аналогичных ошибок.
  • Если источником определенных типовых ошибок явно служат системные дефекты, исправление их является более важным приоритетом, чем предание гласности имен соответствующих сотрудников.
  • Если, однако, обнаружена индивидуальная порочная практика, свойственная конкретному сотруднику, может быть необходимо открытое персональное рассмотрение для создания прецедента и принятия необходимых мер.
  • На местном уровне, при первичном выявлении ошибки анонимность соблюдать нет оснований, поскольку необходимо провести расследование, в наиболее острых случаях – по требованию пациента или общественности.
  • На национальном уровне известная степень анонимности способствует более объективному анализу проблемы. Однако это не означает полной конфиденциальности и невозможности получить индивидуальные сведения, если в этом возникает необходимость.

Многие ошибки и неблагоприятные последствия при оказании медицинской помощи в отечественных ЛПУ просто не регистрируются. Поэтому существует проблема формирования уровня ответственности производителя медицинских услуг перед пациентом. Медицинские работники неохотно сообщают о неудачах и ошибках, потому что опасаются обвинений и наказаний. С одной стороны, важно создать стимулы для того, чтобы работники ЛПУ не утаивали ошибки, а с другой стороны, если была совершена ошибка, допустивший ее сотрудник и весь коллектив, имеющий к ней отношение, должны открыто признать ее и извлечь полезные уроки.

Наложение тех или иных штрафных санкций не должно подрывать позитивное отношение работника к системе и рождать желание утаивать допущенные ошибки. Данный вопрос перекликается с обсужденной выше темой сохранения анонимности. Скандальные обличения и публичные объявления о наложенных суровых взысканиях неизбежно подрывают репутацию всей службы здравоохранения, особенно в небольших сообществах.

Некоторые варианты решений по обеспечению безопасности пациентов. Безопасность – это не только вопрос финансовых ресурсов, и не только вопрос технологий. Ни деньги, ни технологии не решат проблем качества и безопасности медицинской помощи. Центральное значение в решении данного вопроса имеют политическая воля и профессиональная приверженность.

& Политическая воля. Для решения вопросов безопасности пациентов необходимо проявление политической воли на уровне страны. Необходима приверженность на уровне парламента для создания адекватного законодательства, на уровне министерства здравоохранения – для определения стратегических и медицинских целевых показателей и для осуществления руководящей роли, на уровне региональных и местных органов управления – для создания гарантий устойчивости вносимых изменений. Вынесение данного вопроса на повестку дня органов законодательной и исполнительной власти имеет полезное значение, поскольку это стимулирует рост интереса средств массовой информации и общественности, заставляет медицинских работников активно взяться за решение стоящих проблем и дает возможность руководящим органам здравоохранения занять лидирующую роль.

Однако политические дискуссии по проблемам безопасности пациентов таят и определенную опасность – они могут легко перерасти в кампанию обвинений и навешивания ярлыков, что приносит только вред. Как только проблема выносится на общественное обсуждение, органы здравоохранения должны быть готовы выступить с позитивным видением и предложить конструктивные варианты решения.

& Профессиональная приверженность. Представители медицинских профессий – это основная движущая сила, способная изменить профессиональную культуру в отношении неблагоприятных последствий и шибок при оказании медицинской помощи. По опыту ряда стран известно, что реальные сдвиги наблюдались только в тех ситуациях, когда медицинские работники начинали проявлять серьезный интерес к данным вопросам.

Для реального вовлечения медицинских работников в решение проблем безопасности им нужна поддержка, стимулы и эффективное направляющее руководство. Врачи, как правило, медленно меняют привычные для них подходы к оказанию медицинской помощи, даже когда это абсолютно необходимо – по требованиям общественности или вследствие происходящих процессов в секторе здравоохранения. Определенный консерватизм в среде медиков закладывается еще на этапе академического медицинского образования и еще более укрепляется в процессе медицинской практики. Поэтому требуются существенные усилия со стороны Минздравсоцразвития РФ для того, чтобы преодолеть эту тенденцию путем постановки соответствующих задач, предоставления адекватных методов и полезных практических инструментов для внедрения изменений.

Эффективное руководство является также решающим фактором в обеспечении согласованных усилий всех заинтересованных сторон. В ряде стран отсутствие интегрированного подхода, основанного на прочном консенсусе всех участников процесса, послужило препятствием для прогресса в обеспечении безопасности пациентов. Предлагались и испытывались различные варианты решений и интересные схемы – однако вне связи друг с другом; основной трудностью было скоординировать все предпринимаемые усилия. Без достижения консенсуса невозможно добиться того, чтобы культура соблюдения безопасности пациентов стала органичной чертой системы здравоохранения. Для достижения практических результатов, которые убедят общество в том, что достигнуты более высокие уровни безопасности, необходимы координация и общие обязательства всех участников.

Вопросы
 
Каковы основные принципы формирования программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению России?
 
Чем отличается первичная медико-санитарная помощь от специализированной медицинской помощи населению?
 
Каковы источники финансового обеспечения программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению России?
 
Дайте характеристику нормативам объемов медицинской помощи населению России по программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.
 
Каким образом скажутся мероприятия стратегии модернизации отечественного здравоохранения на уровне доступности медицинской помощи населению?
 
Какой объем затрат времени и работ должны занимать во врачебной практике профилактика заболеваний и координация с другими специалистами и ЛПУ?
 
Дайте краткую характеристику системам медицинского обслуживания населения в Великобритании, США и России.
 
Каково значение формирования связующих звеньев между потоками стационарных и амбулаторных пациентов для обеспечения должного уровня доступности и качества медицинской помощи?
 
Как влияет на уровень доступности и качества медицинской помощи внедрение современных медицинских технологий?
 
Как влияет управление взаимосвязями между производителем и потребителем на качество и доступность медицинских услуг?
 
Насколько актуальна для отечественного здравоохранения проблема безопасности медицинской помощи населению?
 
Дайте характеристику терминам «врачебная ошибка», «несчастный случай» и «профессиональное преступление» в сфере медицинского обслуживания.
 
Каковы принципы построения алгоритма действий руководителей ЛПУ при наличии признаков совершения персоналом профессиональных ошибок?
 
Насколько актуальной для отечественных ЛПУ является решение проблем гласного обсуждения безопасности медицинской помощи населению?
 
Что является главным при выработке управленческих решений по обеспечению безопасной медицинской помощи?

 

 

Содержание
Введение. 4 Раздел 1. Теоретические аспекты управления качеством медицинской помощи. 9 1.1 Сущность понятия качество медицинской помощи. 9 1.2 Основные методические подходы к обеспечению качества медицинской помощи. 17 1.3 Зарубежный опыт управления качеством медицинской помощи. 26 Раздел 2. Анализ механизма управления качеством медицинской помощи на примере Рыбно-Слободской РБК. 32 2.1 Общая характеристика деятельности Рыбно-Слободской РБК. 32 2.2 Анализ организации системы экспертизы качества медицинской помощи в Республике Татарстан. 40 2.3 Анализ показателей качества медицинской помощи в Рыбно-Слободской РБК. 46 Раздел 3. Разработка предложений по обеспечению качества медицинской помощи. 56 3.1 Совершенствование обеспечения качества медицинской помощи. 56 3.2 Автоматизация процесса управления качеством оказания медицинской помощи. 64 Раздел 4. Социально-экономическая оценка мероприятий по обеспечению качества медицинской помощи. 70 4.1 Оценка эффективности применения медицинских автоматизированных систем для обеспечения повышения управления качеством медицинской помощи. 70 Раздел 5. Правовое обеспечение качества медицинской помощи. 76 5.1 Правовое регулирование медицинского страхования в Российской федерации и Республике Татарстан. 76 Заключение. 85 Библиография. 90 Приложения. 94
Введение
Происходящие в последние 13 лет стремительные изменения в политическом устройстве и экономике страны привели к созданию новых условий, в которых приходится функционировать учреждениям российского здравоохранения. Эти условия определяются стихийным характером преобразований, резким ростом стоимости медицинских услуг для населения, дефицитом государственного финансирования, потерей одного из важнейших преимуществ советского здравоохранения - доступности медицинской помощи, равной для всех групп населения, и очевидными доказательствами несоответствия в целом оказываемой помощи современному уровню, существующему в экономически развитых странах. Проблемы российского здравоохранения широко обсуждаются не только в отечественной, но и в зарубежной печати. Одной из причин недостаточной эффективности проводимых в отечественном здравоохранении реформ является отсутствие научно обоснованных и адаптированных к условиям нашей страны подходов к управлению качеством медицинской помощи. Значительный прогресс в медицине в промышленно развитых странах, достигнутый в течение последних десятилетий, во многом объясняется внедрением индустриальных методов управления в сферу здравоохранения. В системе советского здравоохранения, функционировавшей в условиях жесткого государственного регулирования, не было возможности использовать созданные рыночной экономикой инструменты управления качеством и соответственно не было интереса к их изучению. Актуальность выбранной темы дипломного проекта заключается в проблеме повышения качества медицинской помощи. Так как здравоохранение России переживает период коренных перемен, то переход к обязательному медицинскому страхованию, начавшийся после принятия «Закона о медицинском страховании граждан в Российской Федерации» в 1991 году, является примером сложной и глубокой социально-экономической реформы, затрагивающей не только здравоохранение, но и множество других сторон жизни общества. Реальные экономические условия, сложившиеся в настоящее время в стране, характеризуются, прежде всего, кризисным состоянием производственной сферы. Существенные изменения происходят в структуре распределения валового общественного продукта, в системе государственного налогообложения, что, несомненно, влечет за собой и проблемы в социальной сфере. Основные причины этого кризиса: [7 с. 41] 1. Декларация прав человека в области охраны здоровья при отсутствии реальных государственно-правовых основ и механизма их реализации. 2. Отсутствие четкого разделения по целям и исполнителям. Это проявляется в том, что охрана здоровья населения это одна система, другая - оказание непосредственно медицинской помощи. В решении этих задач должны участвовать многие отрасли и службы, в нашей стране ответственность была возложена только на здравоохранение. 3. Неадекватное финансирование отрасли по «остаточному принципу». 4. Преимущественно экстенсивный путь развития здравоохранения: до появления обязательного медицинского страхования финансирование шло по количеству коечного фонда, штата медицинских работников и т.п. 5. С разделением здравоохранения на государственное, муниципальное и частное стала разрушаться жесткая вертикаль управления от Министерства здравоохранения Российской Федерации до территориальных органов. По-прежнему в управлении отдается предпочтение командно-административным методам. Все это сопровождается серьезными социально-политическими и социально-психологическими переменами в обществе. Основные процессы реформирования здравоохранения можно сформулировать следующим образом: - демонополизация источника финансирования здравоохранения, означающая переход от бюджетного финансирования здравоохранения к бюджетно-страховому; - децентрализация здравоохранения. Развитие этого процесса привело к изменению как организационно-правовых аспектов функционирования учреждений здравоохранения, так и финансово-хозяйственного механизма деятельности медицинских учреждений в условиях обязательного медицинского страхования; - демократизация управления. Это послужило основой создания профессиональных ассоциаций медицинских работников. Целью таких ассоциаций является осуществление социальной защиты медицинских работников, организация переподготовки специалистов, оказание юридической поддержки, издание специальной литературы; - структурная перестройка в здравоохранении. Сущность этого процесса означает приоритетную поддержку и развитие первичного звена медицинской помощи (скорая помощь, амбулатории, поликлиники, врачи общей медицинской практики). Целью данного дипломного проекта является изучение перспектив развития системы управления качеством медицинской помощи в условиях обязательного медицинского страхования на примере Рыбно-Слободской территориальной больничной кассы. В связи с поставленной целью в работе предполагается решить ряд задач: - изучить теоретические основы управления качеством медицинской помощи; - провести анализ механизмов управления качеством медицинской помощи на примере Рыбно-Слободской территориальной больничной кассы и системы здравоохранения Республики Татарстан; - разработать предложения по обеспечению качества медицинской помощи; - провести оценку социально-экономических мероприятий по обеспечению качества медицинской помощи; - исследовать нормативно-правовую базу обеспечения качества медицинской помощи в Российской Федерации. Содержание работы включает несколько этапов, отраженных в соответствующих разделах дипломного проекта. Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» обязательное медицинское страхование определено как форма социальной защиты интересов населения, обеспечивающая всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях соответствующих программ обязательного медицинского страхования. Разумеется, в условиях падения общественного производства и бюджетного кризиса трудно рассчитывать на действительное увеличение объема финансирования здравоохранения и реальный прогресс в развитии медицинских технологий. Однако в условиях дефицитного финансирования вдвойне важно создать финансовый механизм, обеспечивающий рациональное, экономное использование средств и медико-экономический контроль качества медицинской помощи. Однако в медицине до сих пор не разработаны единые технологии контроля качества медицинской помощи (как это имеется в производстве). Это обусловлено тем, что медицинские услуги по своей сути неотделимы от производителя и процесса их оказания. Пациент как потребитель услуги, также не является пассивным участником процесса, от него в значительной степени зависит результат лечения. По определению группы экспертов Всемирной Организации Здравоохранения, гарантией качества медицинской помощи является обеспечение каждому больному такого комплекса диагностической и терапевтической помощи, который привел бы к оптимальным для здоровья этого пациента результатам в соответствии с уровнем медицинской науки и техники и такими биологическими факторами, как возраст, тяжесть основного заболевания, характер сопутствующей патологии, реакция на выбранный метод лечения. Максимальными должны быть взаимодействие пациента с системой медицинской помощи и полученные результаты, для достижения последних должны быть привлечены минимальные средства; минимальным должен быть и риск дополнительного травмирования или утраты трудоспособности вследствие врачебного вмешательства. Согласно прогнозу, сохранение темпов роста стоимости здравоохранения, достигнутых за последние 20 лет, приведет современные системы обеспечения медицинской помощи к глубокому кризису в ближайшие десятилетия. Это обстоятельство вынуждает правительства развитых стран широко финансировать программы повышения качества медицинской помощи, способные уменьшить финансовые затраты без снижения технологического уровня здравоохранения, но к сожалению в России финансирование системы здравоохранения происходит по «остаточному принципу». Решение этих задач возможно при внедрении нового подхода к управлению лечебно-диагностическим процессом - системы всеобщего управления качеством, широко используемой в индустриальном производстве. Однако до настоящего времени основной проблемой, возникающей при практической адаптации концепции повышения качества в здравоохранении, является значительный разрыв между представлениями о том, что надо делать, и ответом на вопрос, каким образом это надо делать. Количество реальных практических инструментов, с помощью которых предполагается решать названные задачи, минимально, и представление об их эффективности носит весьма умозрительный характер. Руководство лечебно-диагностическим процессом является прикладной дисциплиной общей теории управления, без понимания основ которой невозможно осмысленно использовать современные индустриальные инструменты в управлении качеством медицинской помощи. Поэтому рассмотрим наиболее важные аспекты теории управления в целом и управления качеством в частности.
Список литературы
1. Закон РФ от 28.06.1991 г. №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». 2. Закон РТ от 20 октября 1993 г. №1991-12 «О медицинском страховании граждан Республики Татарстан» (с изменениями от 11 марта 1999 г., 20 декабря 2000 г.). 3. Постановление от 31.03.97 г. №599, О мерах по реализации Закона Республики Татарстан «О медицинском страховании граждан Республики Татарстан» в городе Казани. 4. Типовые правила обязательного медицинского страхования. Утверждены Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 1 декабря 1993года №3-1354. 5. Правила обязательного медицинского страхования граждан Республики Татарстан на 2002 год. Утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 января 2002 г. № 17. 6. Гличев А.В. Управление качеством медицинских услуг. – М.: Инфра-М, 2003. – 461с. 7. Мазурский М.Б., Шевченко Л.С. и др. Проблемы оказания специализированной медицинской помощи на региональных уровнях: Учебно-методическое пособие. – М.: Экономика, 1997. – 522с. 8. Назаренко Г.И., Полубенцева Е.И. Управление качеством медицинской помощи. – М.: Медицина, 2000. – 386с. 9. Оверин Г.Н. Практическое введение в управление качеством здравоохранения РФ. – СПб.: Питер, 2003. – 253с. 10. Адырбаев М.Ш., Скородумова Е.П., Евдокимова Л.Г. Формы этапного обеспечения, контроля и управления качеством в лечебно-профилактических учреждениях педиатрической службы.// Обеспечение качества оказания медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях: Материалы межрегионального Российско-Американского семинара./ Под ред. проф. Н.Ф. Герасименко. – Барнаул: 1996. – с.53-58. 11. Азаров А.А. Основные принципы контроля качества медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования.// Морской медицинский журнал, 2003. № 2. – с.36-39. 12. Быстровский В.Ф. Семейная медицина как основа повышения качества амбулаторно-поликлинической помощи.// Проблемы повышения качества медицинской помощи в условиях медицинского страхования: Материалы регион. науч.-практ. конф. – Хабаровск: 2002. – с.23-27. 13. Варенцов М.М., Волошин Т.Я, Макаров П.Г., Колесова О.П. Некоторые вопросы разработки системы контроля качества медицинской помощи.// Здравоохранение Российской Федерации, 2002, № 6. – с.42-45. 14. Вишняков Н.И., Стожаров В.В., Муратова Е.Ю. Функции участников системы контроля качества медицинской помощи.// Управление качеством медицинской помощи в Российской Федерации: Матер. 4-й Российской науч.-практ. конф. – М.: 1997. – с.127-131. 15. Гайдаров Г.М. Контроль качества и эффективности медицинской помощи.// Проблемы медицинских учреждений, 2003, № 3. – с.51-56. 16. Галанова Г.И. Роль Министерства Здравоохранения Российской Федерации - национальной организации по обеспечению качества медицинской помощи в России.// Управление качеством медицинской помощи в Российской Федерации: Матер. 4-й Рос. науч.-практ. конф. – М.: 1997. – с.60-63. 17. Гольберг Я.С. Совершенствование управления качеством медицинской помощи.// Здравоохранение, 1999, № 4. – с.18-22. 18. Гринкевич Р.Г., Сидоров А.И., Погодина Т.П., Васенева Л.А. Система оценки качества скорой медицинской помощи.// Медицина и здравоохранение. – М.: 2002. – с.37-48. 19. Губарев В.М. Методологические основы обеспечения и оценки качества медицинской помощи.// Актуальные вопросы медицины. – М.: 2001. – с.63-72. 20. Демченкова Г.З. Развитие системы здравоохранения и улучшения качества медицинской помощи: зарубежный опыт.// Проблемы здравоохранения. – М.: 1998, №2. – с.34-42. 21. Евдокимов Д.В. Алгоритм оценки качества медицинской помощи // Здравоохранение Российской Федерации, 1993, № 8. – с.6-12. 22. Железняк Е.С., Алексеева Л.А, Бенюгина Е.Н. и др. Социальные оценки качества стационарной медицинской помощи по результатам социологического опроса.// Проблемы системы здравоохранения, 2003, №7. – с.27-32. 23. Индейкин Е.Н., Кричагин В.И., Мыльникова И.С. Социально-гигиенические проблемы качества медицинской помощи.// Здравоохранение Российской Федерации, 1997, №7. – с.14-16. 24. Кальченко Е.И. Социальные аспекты управления качеством медицинской помощи.// Управление качеством медицинской помощи в Российской Федерации: Матер. 4-й Рос. науч.-практ. конф. – М.: 1997. – с.92-96. 25. Когут Б.М. Задачи высшей школы в решении проблемы качества оказания медицинской помощи.// Проблемы медицинского страхования. – СПб.: 2002. – с.46-51. 26. Козлитин В.М. Оценка населением организации медицинской помощи в городской поликлинике.// Здравоохранение, 1996, № 9. – с.18-24. 27. Комаров Ю.М. Концептуальные подходы к управлению качеством медицинской помощи.// Медицина. – М.: 2003. – с.26-30. 28. Кремлева Н.И. Управление качеством медицинской помощи.// Медицина и здравоохранение. – М.: 2000. – с.80-87. 29. Линденбратен А.Л. Некоторые организационно-методические аспекты оценки качества медицинской помощи.// Медицина. - М.: 2000. – с.70-74. 30. Лисицын Ю.П., Отдельнова К.А. К вопросу о показателях качества медицинской помощи.// Здравоохранение Российской Федерации, 1998, №11. – с.9-13. 31. Медный А.Я. К вопросу о качестве медицинской помощи.// Здравоохранение Российской Федерации, 2001, № 3. – с.17-19. 32. Митронин В.К. Качество и эффективность медицинской помощи и медицинских услуг как философская медицинская проблема.// Медицина. – М.: 1996, № 4. – с.14-17. 33. Покровская Л.Н., Катунцева Н.А. Управление качеством медицинской помощи с позиции системного подхода.// Здравоохранение в РФ. – М.: 2003. – с.74-78. 34. Поляков И.В., Лисанов А.Г., Малько Г.М. О территориальной системе управления качеством медицинской помощи.// Здравоохранение и медицина. – М.: 1999, №3. – с.22-29. 35. Сабанов В.И., Ивашева В.В. Методологические подходы к объективизации критериев оценки качества медицинской помощи.// Здравоохранение в РФ, 2001, №5. – с.12-17. 36. Светличная Т.Г., Сидоров П.И., Ковалев А.В. и др. К проблеме оценки качества медицинской помощи.// Медицина, 1998, №3. – с.29-31. 37. Семенов В.Ю. Контроль за качеством медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования.// Проблемы здравоохранения РФ, 2001, №8. – с.60-63. 38. Татарников М.А. Оценка медицинской помощи в условиях эксперимента в учреждениях здравоохранения.// Советское здравоохранение, 1990, №12. – с.11-14. 39. Тиллингаст К.П. Повышение качества в Российском здравоохранении. Новые задачи - новые средства.// Проблемы здравоохранения в РФ, 1999, №3. – с.36-41. 40. Фенстер Ф. Роль врачей в оптимизации процесса повышения качества медицинской помощи.// Проблемы здравоохранения в РФ, 1997, №2. – с.58-63. 41. Царик Г.Н. Принципиальные аспекты управления качеством медицинской помощи.// Медицина, 2003, №6. – с.64-70.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.