Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль системы CALS в обеспечении качества




 

Система управления качеством на промышленных предприятиях основана на CALS-технологиях, стандартах ISO 9000 и TQM Total Quality Management).

 

В наиболее общем виде управление качеством сводится к выполнению ряда процедур, представленных на рис. 3.

 

Рис. 3.

 

Федеральный институт качества США сформулировал семь рабочих принципов, которые в совокупности дают определение TQM. Это:

 

· Демонстрация поддержки и персонального руководства мероприятиями по оптимизации процессов со стороны руководителей организации;

· Стратегическое планирование кратко— и долгосрочных направлений деятельности организации и объединение усилий по борьбе за качество со стратегическим планированием;

· Обеспечение концентрации каждого работника на потребностях и ожиданиях клиентов;

· Разработка четко определенных мер по фиксированию изменений и улучшений и обнаружению возможностей усовершенствования;

· Выделение адекватных ресурсов на обучение и стимулированию работников к повышению качества процессов;

· Наделение работников полномочиями для принятия решений и поощрение командной работы;

· Разработка систем, обеспечивающих осуществление контроля качества с самого начала и на протяжении всех операций.

 

Международные стандарты серии ISO 9000 разработаны для управления качеством продукции, их дополняют стандарты серии ISO 14000, отражающие экологические требования к производству и промышленной продукции. Хотя эти стандарты непосредственно не связаны с CALS-стандартами, их цели - совершенствование промышленного производства, повышение его эффективности - совпадают. Среди CALS-стандартов, тесно связанных с политикой обеспечения качества, заметную роль играет стандарт ISO 15288 «Системная инженерия: модели и процессы жизненного цикла систем». В стандарте ISO 15288 описаны процедуры, которые рекомендуется выполнять при бизнес-планировании на различных этапах ЖЦИ сложных аппаратно- программных систем.

 

Очевидно, что управление качеством тесно связано с его контролем. Контроль качества традиционно основан на измерении показателей качества продукции на специальных технологических операциях контроля и выбраковкой негодных изделий. Однако есть и другой подход к управлению качеством, основанный на контроле качественных показателей не самих изделий, а проектных процедур и технологических процессов, используемых при создании этих изделий. Такой подход более эффективен. Он требует меньше затрат, поскольку позволяет обойтись без 100% контроля продукции и, благодаря предупреждению появления брака, снижает производственные издержки. Именно этот подход положен в основу стандартов Международной организации стандартизации ISO 9000, принятых ISO в 1987 г. и проходящих корректировку приблизительно каждые пять лет.

Таким образом, методической основой для управления качеством являются международные стандарты серии ISO 9000. Они определяют и регламентируют инвариантные вопросы создания, развития, применения и сертификации систем качества в промышленности. В них устанавливается форма требований к системе качества в целях демонстрации поставщиком своих возможностей и оценки этих возможностей внешними сторонами.

 

Основными причинами появления стандартов ISO 9000 были потребности в общем для всех участников международного рынка базисе для контроля и управления качеством товаров. Американское общество контроля качества определило цели ISO 9000 как помощь в развитии международного обмена товарами и услугами и в кооперации в сфере интеллектуальной, научной, технологической и деловой активности.

 

В стандартах ISO 9000 используется определение качества из стандарта ISO 8402, в котором под качеством продукции подразумевается своевременное удовлетворение требований заказчика при приемлемой цене. Вводится понятие системы качества (QS - Quality System), как документальной системы с руководствами и описаниями процедур достижения качества. Другими словами, система качества есть совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством.

 

Система качества обычно представляет собой совокупность трех слоев документов. Слои содержат:

· описание политики управления для каждого системного элемента (организация, ответственные, контроль);

· описание процедур управления качеством (что, где, кем и когда должно быть сделано);

· тесты, планы, инструкции и т.п.

 

Сертификация предприятий по стандартам ISO 9001-9003 выполняется некоторой уполномоченной внешней организацией. Наличие сертификата качества - одно из важных условий для успеха коммерческой деятельности предприятий.

 

Стандарты серии ISO 9000 управления качеством промышленной продукции делятся на первичные, вторичные и поддерживающие.

 

В свою очередь, первичные стандарты делятся на внешние и внутренние.

 

Внешние стандарты инвариантны к приложениям, они описывают требования, соблюдение которых гарантирует качество при выполнении контрактов с внешними заказчиками.

 

Внутренние стандарты предназначены для внутреннего использования, они описывают мероприятия по управлению качеством внутри компании.

ISO предлагает следующие внешние стандарты:

· ISO 9001 - модель качества, достигаемого при проектировании, производстве, обслуживании;

· ISO 9002 - сокращенная по сравнению с ISO 9001 модель (без процессов проектирования);

· ISO 9003 - модель качества при финальном тестировании продукции.

Вторичные стандарты включают в себя:

· ISO 9000 - основные понятия, руководство по применению ISO 9001;

· ISO 9004 - элементы систем управления качеством.

 

В стандарте ISO 9004 содержатся 20 основных требований к качеству, называемых системными элементами. Системные элементы разделены на группы, относящиеся к производству, транспортировке и постпроизводственным операциям, документации продукции, маркетингу. Например, при производстве контролируются планирование, процедуры, программы и инструкции для управления и улучшения производственных процессов. При маркетинге контролируются такие системные элементы, как функциональное описание продукции, организация обратной связи с заказчиками (отслеживание и анализ рекламаций).

Поддерживающие стандарты предназначены для развития и установки систем качества:

· ISO 10011 - аудит, критерии для аудита систем качества;

· ISO 10012 - метрологическое подтверждение качества;

· ISO 10013 - пособие для развития руководств по управлению качеством.

Часть этих стандартов утверждена в качестве государственных стандартов РФ. В частности, это:

 

· ГОСТ Р ИСО 9001-96 "Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании";

· ГОСТ Р ИСО 9002-96 "Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании";

· ГОСТ Р ИСО 9003-96 "Системы качества. Модель обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях".

 

В настоящее время разработана новая версия стандартов серии ISO 9000 под названием ISO 9000:2000 Quality management systems (Системы управления качеством), в которую включены документы:

· ISO 9000:2000 Fundamentals and vocabulary (Основы и терминология);

· ISO 9001:2000 Requirements (Требования);

· ISO 9004:2000 Guidelines for performance improvement (Руководство по развитию).

 

Главные отличия новой версии от предыдущей обусловлены стремлением упростить практическое использование стандартов, направлены на их лучшую гармонизацию и заключаются в следующем:

 

· В стандарте ISO 9001 минимизируется объем требований к системе качества.

· Стандарты ISO 9002-9003 из новой версии исключаются. Расширяется круг контролируемых ресурсов, в их число включены такие элементы, как информация, коммуникации, инфраструктура.

 

20 элементов качества из стандарта ISO 9004 сворачиваются в 4 группы:

 

· распределение ответственности (management responsibility);

· управление ресурсами (resource management);

· реализация продукции и услуг (product and/or service realization);

· измерения и анализ (measurement, analysis, and improvement).

 

Стандарты ISO 14000 посвящены проблеме выполнения промышленными предприятиями экологических требований. По своей целевой направленности они близки стандартам управления качеством промышленной продукции ISO 9000, которые служат базой для ISO 14000. Стандарты ISO 14000 являются также системой управления влиянием на окружающую среду, они, как и ISO 9000, реализуются в процессе сертификации предприятий, задают процедуры управления и контроль документации, аудит, подразумевают соответствующее обучение и сбор статистики. Кроме требований заказчиков и покупателей, здесь воплощаются внутренние требования организации.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.