Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вы не сможете сказать, что знаете все о рассматриваемом вами типе здания, пока не получите определенное представление о следующих его особенностях. 2 страница




7.3.2. Методы прямого контакта

Термин «методы прямого контакта» относится к систематическому наблюдению, анализу деятельности и к таким обычным мероприятиям, как интервью, которые вы проводите с заказчиками и потребителями, конференции и публичные слушания, которые вы посещаете, и обследования с помощью опросов [26, 28].

Систематические наблюдения

Наблюдения являются наилучшим видом подготовительной работы для выяснения потребностей и характера деятельности потребителя. При выполнении программы наблюдений вы изучаете деятельность потребителей и среду их обитания, используя записи, фотографии и схемы для регистрации полученных данных. Важно помнить, что результаты наблюдений будут влиять на многие из ваших проектных решений, и это потребует от вас тщательной разработки программы наблюдений. В процессе наблюдений недостаточно руководствоваться только тем, что видят глаза, так как вы можете быть ошеломлены сложностью ситуации до такой степени, что ваш подход станет произвольным и потеряет свою достоверность. Ваши первые впечатления легко выявят наиболее интересное, но они редко помогут вам определить наиболее важное.

Вы осуществляете программу систематических наблюдений, поскольку верите, что можно установить обоснованные цели проектирования для нового сооружения путем наблюдения имеющихся сооружений и деятельности их потребителей. Ваши затраты времени на систематические наблюдения особенно оправданны, когда вы сталкиваетесь с новой, сложной или слишком изменчивой ситуацией. Даже когда вы полагаете, что благодаря своему опыту вы хорошо подготовлены к выполнению проекта, вы нередко обнаруживаете, что результаты программы наблюдений позволяют вам избежать большой ошибки в оценке ситуации. Рассмотренные ниже три вопроса помогут вам осуществить свою программу исследований.

Каковы общие особенности ситуации? Наблюдения могут значительно облегчить понимание общих особенностей объекта вашего исследования. Например, однодневное посещение торговой зоны деловой части города может дать ряд интересных и поучительных впечатлений. В общественных местах с хорошим обзором вы знакомитесь с разнообразными и богатыми аспектами изучаемого объекта. Вы узнаете, что диапазон социокультурного характера и широк и выборочен. Вы замечаете, какие витрины вызывают интерес, и какие товары привлекают внимание покупателей, снующих из одного магазина в другой. Если вы внимательны, вы заметите, какие именно действия, движения и выражения лиц вызваны отдельными событиями или особыми участками территории. Вам становится ясно, какие именно звуки, освещение и пространства привлекают наибольшее внимание покупателей. Вы можете сосредоточить свой интерес 1/3 торговой площади и проследить за действиями прохожих, активного ребенка, группы молодежи и пенсионера, внимание которого, может быть, привлекли струи воды, бьющие из фонтана. Вы можете наблюдать потоки транспорта и обстановку на стоянке автомобилей. Результаты этих наблюдений могут сформироваться в представление о человеческих и физических факторах, характеризующих торговую среду. По меньшей мере вы будете избавлены от необходимости целиком полагаться на свой собственный прошлый опыт. Теперь вы можете перейти к более интенсивному и систематическому изучению специфики поведения покупателей.

Какие виды деятельности потребителя должны приниматься во внимание в дизайн-программе? Поскольку было бы полезно иметь на руках описание основных особенностей вашего объекта изучения, вам понадобится справочный материал о наиболее важных для разработки проекта видах деятельности потребителя. Часто бывает трудно описать деятельность и оценить ее с точки зрения относительной значимости. Анализ деятельности, рассмотренный в следующем разделе, ставит своей целью дать точную характеристику видов деятельности потребителя. Пока же вы должны попытаться зарегистрировать существенные виды деятельности в наиболее важной изучаемой зоне и отметить, как они меняются в зависимости от времени, событий и обстоятельств. Возможно вы сочтете полезным иметь на руках фотографические изображения последовательности взаимодействия отдельных лиц между собой, с объектами вокруг них и средой обитания.

Как выглядят альтернативные проекты? Окончательно выбранный проект часто может быть наилучшим образом оценен в сравнении с рассмотренными альтернативами. Результаты альтернативных наблюдений могут быть использованы для иллюстрации того, что было достигнуто в аналогичных ситуациях. Вам не нужно ограничивать альтернативы только ситуациями, подобными вашей; примеры могут быть взяты для любых типов сооружений, если они содержат значительные проектные достижения. Даже неудачный проект может содержать ценные детали для ваших разработок. Ваш окончательный документ может принять форму профессиональной оценки, показывающей, что различные особенности проекта делают окружающую среду отвечающей пожеланиям и требованиям потребителей или не способствуют решению поставленных задач,

Анализ деятельности

Иногда вы можете ответить на программированные вопросы, только располагая подробной информацией о деятельности потребителей. Если вы проектируете детскую площадку для игр, то вам ясно, что для нее требуется. Вы легко представите себе детей, бегающих, метающих какие-то предметы, качающихся, прыгающих, карабкающихся, борющихся, вращающихся, кувыркающихся, балансирующих, ползающих, прячущихся, копающих землю, катающихся на коньках, досках и велосипедах. Чтобы разобраться в этих занятиях по порядку, вы можете их классифицировать по группам участников, играм или видам соревнований. В процессе рассмотрения этих занятий вы сформируете связи между видами занятий и особенностями окружающего пространства. Для прыжков, вращения, кувыркания, ползания и копания потребуются соответствующие участки земли. Балансирование, карабкание, качание и борьба невозможны без брусьев, канатов, шестов и безопасных приспособлений. Катание на велосипедах, коньках и досках возможно только на твердых поверхностях, плоских или профильных, Толкание и возня требуют хорошего обзора для наблюдающих за порядком, чтобы эти занятия могли быть локализованы и взяты под контроль до того, как они перерастут в драку. Каждая игра и оздоровительное мероприятие требуют включения в рассмотрение дополнительных особенностей окружающего пространства, необходимых для обеспечения этих занятий. После формулирования с позиции здравого смысла важный проектных и планировочных соображений следует анализ деятельности потребителей.

Каким пользователям сооружений должно быть уделено Особое внимание? Первый шаг в анализе деятельности заключается в определении лиц, чьи занятия должны быть рассмотрены Наиболее подробно. Сюда следует включить пользователей, подвергающихся постоянным и Длительным нагрузкам, — рабочих сборочных линий, персонал аварийных служб, полицейских, одиноких людей, персонал учреждений Для содержания арестованных и самих арестованных, а также работающих при неполной укомплектованности штатами. Подробно может быть рассмотрена деятельность, вызывающая усталость и скуку: секретарей-машинисток, прикованных к постели инвалидов, студентов, военнослужащих, операторов перфорационных машин, заключенных, работников быстрого обслуживания в заведениях общественного питания, чертежников, операторов копирующих и множительных машин. В вашей работе вы можете учесть и тех потребителей, которые могут растеряться или прийти в замешательство: путешественников, попавших в непривычную обстановку, людей, находящихся в чрезвычайных обстоятельствах или кризисных ситуациях, иностранцев и лиц, подверженных биохимическому воздействию. Другую категорию могут составлять люди, эмоционально не способные обходиться без совершенно спроектированной среды обитания, — пожилые люди, дети и взрослые, не способные к обучению, лица с неустойчивой психикой и душевными заболеваниями.

Некоторые лица нуждаются в специальном внимании из-за физических недостатков, влияющих на зрение, речь или координацию движений. Некоторые лица будут отобраны вследствие напряженной ситуации, созданной условиями работы или ответственными производственными заданиями. Лица, особенно важные для организации, могут быть выделены специально, чтобы подчеркнуть, что их интересы и потребности имеют первостепенное значение. Списки лиц, занятия которых должны быть подвергнуты анализу, могут быть очень многочисленными, потому что мы являемся частью сложной культуры, которая использует передовую технологию и развитый сервис и которая пытается создать и поддерживать равные возможности.

Какие из занятий пользователей особенно важны? Даже простые движения инвалидов (хождение, захватывание различных предметов, протягивание руки, сидение) требуют самого пристального внимания. Для этих людей даже такие обыденные действия, как купание в ванне, приготовление пищи или отправка письма, могут представлять задачу большой сложности. С другой стороны, ежедневные рутинные действия нянь больничных палат, секретарей-машинисток, ученых-исследователей и техников могут также требовать тщательного изучения. Определенным видам деятельности требуется уделять внимание из-за особенностей здания, например длинные коридоры, многопролетные лестницы, участки совместного пользования, теснота, плохо организованные эксплуатационные службы и опасные зоны. Повышенное внимание должно быть уделено тем видам деятельности, которые вызывают стресс, усталость, скуку или растерянность, а также сложным, трудоемким или ответственным должностным обязанностям. Недостаточная поддержка таких видов деятельности неблагоприятно влияет на удобство, удовлетворение потребностей и производительность.

Каковы важнейшие соотношения между потребителями, их занятиями и непосредственным окружением? После того как вы определили индивидуальные и групповые занятия, подлежащие анализу, вы должны выбрать наилучший подход к этому завершающему шагу в анализе деятельности. Существует много вариантов методов прямого контакта и социокультурных методов, так что вам нетрудно будет подобрать наиболее подходящий из них для данной ситуации. Выбранные вами методы и способы их применения будут зависеть от характера результатов, которые вы хотите получить.

Например, вам важно понять, как потребитель или ход событий могут повлиять на характер деятельности. Применяя методы прямого контакта, вы могли бы разработать граф, изображающий эту информацию. Чем более конкретны результаты анализа деятельности, тем большую ценность они будут представлять. Для анализа деятельности вам возможно придется охарактеризовать типы занятий, транспортных потоков и коммуникаций, с тем чтобы выработать данные о планируемых пространствах и перемещениях между ними. Составление карт и схем потоков прекрасно отвечает этой задаче. В их основе лежат связи между графическим изображением и обозначенным числом пользователей. Хотя такая информация, представленная в табличной форме, обычно более компактна и менее трудоемка, изображения на картах и схемах более информативны.

Весьма часто целью анализа деятельности является разработка матрицы коммуникаций. Множество помещений должны иметь каналы коммуникаций, которые связывают отдельные лица и группы людей таким образом, чтобы обеспечить быструю и точную передачу и проверку информации [9]. Это особенно важно для медицинских учреждений, образовательных центров, музеев, библиотек, правительственных и деловых ведомств, где информация должна постоянно вырабатываться, храниться, исправляться, выдаваться и обмениваться. Даже в сфере жилищного строительства, особенно при больших строительных проектах, информация может иметь ключевое значение для обеспечения удобства, сохранности, безопасности и предотвращения неправильного использования помещения. Первый шаг в создании матрицы коммуникаций заключается в выявлении средств коммуникаций, таких, как информационное табло, надписи, аппаратура связи, личные беседы, телефонные разговоры и переписка. Следующим шагом является разработка в удобной для ваших целей форме журнала учета коммуникаций. Для определения частоты контактов и числа их участников можно предложить самим участникам вести в течение определенного периода времени журнал учета.

Последовательность различных видов деятельности пользователя часто служит руководством для планирования площадей. Последовательности событий, происходящих в помещении, должны быть описаны как можно более полно. Поскольку это может быть сопряжено с большим объемом информации, приходится прибегать к ограничению данных. Это является целью диаграммы деятельности. Деятельность, осуществляемую на особо важном участке, отмечают на диаграмме как последовательность действий и общений с обозначением в соседней графе времени их осуществления. Иногда последовательность действий может быть показана графически в виде схематизированных иллюстраций.

Рекомендуется начать исследование с предварительного посещения изучаемого объекта и попытки предусмотреть проблемы и обеспечить их наблюдение и измерение. От того, как вы подготовитесь к исследованию, выполните и зафиксируете ваши наблюдения и обработаете полученные данные, в наибольшей степени зависит успех вашей работы.

Интервью

Целью интервью является, конечно, сформулировать вопросы, которые побудили бы людей дать содержательный продуманный ответ. Вы можете положиться на своего собеседника и его или ее восприятие. Отдельные лица склонны к аналитическим оценкам при обсуждении своего опыта и выборе путей увеличения возможностей использования помещений для выполнения их ежедневных функций. Было бы большой ошибкой игнорировать мнение человека лишь потому, что он (или она) не имеет, по вашему мнению, соответствующую квалификацию или подготовку. Вы должны исходить из того, что каждая личность является потенциальным источником ценной информации.

Вам впервые придется взять интервью, когда вы будете предлагать свои услуги. Главная забота заказчика — получить помещение, которое отвечает своему назначению. Он (или она) будет искать дизайнера или фирму, желающую взять ответственность за проект помещения, которое подойдет для занятий его пользователей, удовлетворит их личным вкусам и расширит их возможности. В последующих интервью клиенты попытаются оценить ваши рассуждения и обоснование предложенной работы. Уже на этих первых встречах вы сможете снабдить клиента экземпляром эргономической программы, чтобы продемонстрировать ваше желание быть ответственным за широкий круг вопросов и построить интервью выгодным для вас образом. Этот тип интервью может быть охарактеризован как формальный.

Более удобная форма многих интервью, которые вам придется проводить — это неформальное интервью, по существу беседа, в начале которой вы объясните ваши цели и затем затрагиваете несколько ключевых вопросов или делаете ряд комментариев. Успешное неформальное интервьюирование зависит не столько от сути задаваемых вопросов, сколько от искусства интервьюера. Грамотно проведенное интервью должно повысить степень мотивации и интереса, поскольку интервьюируемый чувствует, что его наблюдения и мнение действительно важны. Кто-то другой способен воспользоваться своими собственными средствами выражения, сформулировать свои мысли по-своему и выяснить любой аспект ситуации, который касается заинтересованного лица. Нужно стремиться к такому интервью, в конце которого при прослушивании магнитной записи интервьюируемый сказал бы: «Я и не подозревал, что именно это я и имел в виду» [24]. Преимущества свободно протекающего интервью демонстрируются, когда полученные данные сравнивают с результатами формальных интервью. Основную массу наиболее ценных данных обычно получают в менее заорганизованных ситуациях [25].

Вы можете, конечно, несколько упорядочить ваше интервью, обращая внимание на конкретную проблему, но избегая чрезмерных рекомендаций. Это можно сделать, показав фотографию обсуждаемого участка и обсудив вопрос о том, знаком ли он (или она) с этим участком или оказывался ли в подобных ситуациях. Вы можете попросить собеседника припомнить и прокомментировать прошлый опыт. Противоположные ситуации или участки другого типа могут также быть обрисованы визуально и сопровождаться просьбой к собеседнику выразить свое отношение к ним. Эта методика особенно ценна, потому что позволяет разрешить многие вопросы в непосредственной беседе между пользователем и дизайнером и не требует теоретических рекомендаций. Хотя такой подход не является системным, он помогает получить представление о внутреннем мире пользователя.

Исследовательская работа

Исследовательская работа создает возможность для взаимодействия участников, в результате которого предполагается получить новую информацию или дать оценку имеющейся информации. Основная задача заключается в том, чтобы собрать группу из шести-семи человек, а при необходимости дополнительные группы, чтобы обеспечить удачное сочетание опыта, точек зрения, интересов и отношения к проекту. Участникам даются как индивидуальные, так и групповые задания. Регистрируется прогресс в работе, проводится обобщение и критический разбор результатов. Это помогает выявить и обсудить различные мнения о ценности полученной информации.

Исследовательская работа проводится с целью ознакомить участников с кругом проблем, охваченных эргономической программой, проверить, как они используют имеющиеся площади, помочь им выбрать в новом помещении ту площадь, которую они хотели бы занять, разрешить конфликты и произвести окончательную планировку помещений. В другой ситуации исследовательской группе может быть предложено рассмотреть результаты метода прямого контакта и социокультурного метода и помочь подготовить выводы. Участникам группы может потребоваться выезд с места их заседания, чтобы увидеть и проверить некоторые стороны изучаемого окружения непосредственно на месте.

Анкетирование

Не всегда удается встретиться со всеми, чье мнение может быть ценным для проекта. Если выявляется потребность в более широком учете различных мнений, можно использовать анкетирование. Хотя анкетирование применяется широко, часто оно проводится неправильно, слишком затянуто и не вызывает доверия. К тому же многие люди не любят или не склонны работать с вопросником, потому что это превращается в слишком заорганизованную и пассивную процедуру. Несмотря на эти недостатки, искусно составленный вопросник, такой, как «Вопросник по анализу месторасположения» [14], поможет собрать информацию от большого числа людей при значительно меньших усилиях, чем требуются при некоторых других методах прямого контакта.

Вопросник предусматривает постановку вопросов в той или иной форме ц запись устных или письменных ответов с целью накопления информации об индивидуальном опыте, деятельности, мнениях, привычках, позициях, обычаях, целях и предпочтениях. Однако, чтобы эта информация имела ценность, необходимо тщательно заботиться как о формулировке вопросов, так и о их постановке. Необходимо также найти тех, кто достаточно заинтересован в вашей деятельности, чтобы заполнить анкету, и чьи интересы затронуты вашим окончательным проектом и планами.

7.3.3. Социокультурные методы

Основным признаком созданной среды обитания является ее социокультурное значение. Самый важный пункт эргономической программы — это результат вашей оценки социокультурного смысла вашего проекта [15, 5]. Эргономическое програм мированное исследование должно выполняться таким образом, чтобы любой мог видеть возможные соотношения между созданной средой и социальными структурами, которые люди используют для организации своей деятельности и взаимоотношений, преимущества особенностей одной среды или схемы над другой, обычаи и взаимосвязи, которыми пронизана повседневная жизнь. Как сделать столь ответственный выбор за ограниченное время, предусмотренное нашими проектами? Работа, основанная на модели исследований, принятой в социальных науках, часто может потребовать для своего завершения от 6 мес до 2 лет. По этой причине, по-видимому, необходимо ограничиться другим подходом, принятым для профессионально продуманных ситуаций, когда обычно располагают значительно меньшим временем.

Здесь, как во всех методах, представленных в настоящем руководстве, основные усилия и систематическое стремление к информационным целям имеют первостепенное значение. Социокультурные методы организованы в виде трехступенчатой последовательности, которой следует придерживаться. Цель первого шага, оценки групп, — дать обстоятельный и полный ответ на вопросы пункта 3.1 (Категории потребителей). Следующим шагом является изучение предпочтений выявленных групп по пунктам разделов программы 4.0 (Планировка площадей), 5.0 (Поверхности), 6.0 (Транспортные потоки), 7.0 (Организация пространства) и отдельных вопросов пункта 8.0 (Соображения по поводу месторасположения). После определения групп людей, которые будут использовать запланированное помещение, и выявления их предпочтений, вы сможете продолжить ваше исследование с целью оценки позиций и привычек, определяющих мотивы этих предпочтений.

Оценка групп

Первый шаг в оценке групп заключается в классификации людей, которые будут использовать помещение, по их роли и особенностям занятий. Если вы следуете эргономической программе, эта оценка будет производиться с самого начала вашей программы. Она редко завершается полностью, потому что при выполнении программы выявляются новые лица и роли. Начните вашу оценку групп с процедуры под названием «снежный ком» [8]. Для этого сначала группе лиц предлагают выписать всех пользователей сооружения, каких они могут вспомнить. Полученная информация оформляется в виде начального списка пользователей. Этот список затем передают другой группе пользователей, которых просят оценить работу первой группы, а затем добавить, вычеркнуть и исправить первый список. Первой группе предоставляют такую же возможность исправить список. В завершение обследования объединенной группе пользователей может быть предложено рассмотреть результаты и внести свои предложения. Систематически собранные сведения дают обстоятельный и полный ответ на вопросы пункта 3.1 (Категории пользователей).

Когда вы подбираете участников группы, вы должны знать, что группы имеют как формальный, так и неформальный элементы. Формальный элемент является отражением того, что организация считает целью группы и что должно составлять обязанности ее членов. Различное понимание своей роли и обязанностей членами группы составляет неформальный элемент. Организационные характеристики групп раскрываются в программах, политике, правилах, расписаниях и плановых документах, направляющих деятельность членов группы. Анализ содержания этих документов выявляет постоянные характеристики групп. Когда вы определяете формальный элемент группы, помните, что каждый член группы имеет свое собственное понимание ее характеристик. Ваша цель — обнаружить степень сходства или расхождения между организационными характеристиками групп и индивидуальным пониманием роли группы и персональной роли.

Проектный и планировочный смысл динамики групп может быть понят только через сотрудничество проектанта, заказчика и потребителя. В наиболее благоприятной ситуации люди будут весьма охотно описывать и обсуждать свое отношение к групповым занятиям и своей роли в них. В других случаях, возможно, вам придется попросить одну группу людей помочь вам изучить другую группу, поскольку с основной группой разговор по каким-либо причинам не состоит или она отсутствует. Этот подход разработали Харпер и Харрис [7], которые использовали персонал с юридической подготовкой, чтобы помочь им определить структуру преступных организаций. Они ссылаются на большое число государственных агентств, которые воспользовались этой процедурой, чтобы улучшить изучение организованной преступности. Данная методика особенно полезна, когда вам нужно изучить отношения между соседями и социальными группами.

Оценка предпочтений

После того как вы выявили группы предполагаемых пользователей сооружения, можно определить их предпочтения путем интервью, анкетирования и исследовательской работы с группами. Именно на этом этапе вам становится ясно, где проявляется эффективность этого трехступенчатого процесса. Путем выявления групп и последующего прямого К НИМ обращения вы исключаете «слепую» оценку предпочтений. Ваши результаты предназначены для конкретных групп людей, а не для неопределенного множества возможных пользователей сооружения.

При оценке предпочтений вы предоставляете выявленным группам пользователей альтернативные проекты и детали, которые в потенциале соответствуют пожеланиям и требованиям пользователей. Следует преодолевать нежелание предлагать выбор проектов и возможностей. Чтобы оценку предпочтений сделать более эффективной, требуется ввести некоторые ограничения. Представленные вами варианты позволят свести требования к оценке предпочтений до минимума. Рассмотрим, например, дом престарелых. Различные лица и организации попытались определить влияние обстановки в доме на образ жизни пожилых людей. После изучения литературы по этому вопросу, возможно, вы выделите два альтернативных проекта, наиболее подходящих для вашего случая: многоэтажная планировка квартирного или гостиничного типа и соответствующие службы. На этих альтернативах затем вы сфокусировали бы свое внимание при оценке предпочтений.

Результаты оценки предпочтений, конечно, будут зависеть от таких факторов, как регион страны, расположение проектируемого здания внутри этого региона и возможные особенности данного микрорайона. Ваши альтернативные проекты должны выявить характерные особенности помещения, которые имеют особое значение для пожилых людей в той или иной ситуации. В конце вашего изучения предпочтений вы можете выбрать ту или иную альтернативу — многоэтажную планировку квартирного или гостиничного типа — либо заключить, что более подходящим является какое-то иное решение. Эта окончательная рекомендация теперь станет основой при оценке мотивов предпочтений.

Оценка мотивов предпочтений

Пункт 3.3 (Социокультурные характеристики) содержит вопрос: Являются ли эти характеристики стабильными или вероятно их изменение? Именно из-за возможности изменений в предпочтениях вы должны продолжить оценку полученных результатов. Хотя точные исследования являются наилучшими, рекомендуется следовать несколько упрощенному подходу в профессиональных ситуациях. Вы должны полагаться на опубликованные данные и ограничить число переоценок предпочтений пользователей. В нашем примере изучение мотивов предпочтений позволило бы выявить, что пожелания и привычки пожилых людей невероятно разнообразны и часто противоречивы, Желание быть активными является весьма положительной особенностью пожилых людей. С другой стороны, некоторые из них могут проявлять пониженную способность к адаптации и боязнь оказаться несостоятельными в условиях, когда окружающая обстановка не определяет достаточно ясно стиль поведения человека. Некоторые пожилые люди хотели бы иметь возможность изменять свое окружение в соответствии с индивидуальными потребностями и участвовать в общественной жизни, оздоровительных и социальных мероприятиях в меру своего желания. При этом могут возникнуть опасность излишней регламентации и острая неудовлетворенность любым проектом жилища, который ограничивает свободу выбора занятий или индивидуального стиля жизни. Однако многие пожилые люди действительно предпочитают хорошо организованную среду обитания с достаточно четко определенными границами и средствами безопасности, бытовым и медицинским обслуживанием и наличием компаньонов. Любое сооружение, не обеспечивающее уединения, вероятно, должно быть отвергнуто, так же как и автор проекта, допускающего пассивный образ жизни и изоляцию людей. Информацию такого рода вы вырабатываете в процессе оценки мотивов предпочтений. Она помогает вам понять выраженные предпочтения. В конце исследования всей сложности ситуации, с которой вы встретились, вы, возможно, пожелаете пересмотреть свои проектные альтернативы.

Как далеко мы должны пойти на этом завершающем этапе? Уолкотт [27] дает рекомендации для оценки мотивов предпочтений, ее целей и ограничений. Он предлагает достаточно простой тест для оценки адекватности заключений о желаниях и привычках потребителей, сделанных на основе изучения мотивов предпочтений: следует спросить, могло бы лицо, знакомящееся с этими заключениями, вести себя так же, как член общества или социальной группы, о котором он прочел, или по крайней мере мог бы он предсказать или объяснить, что происходит в группе, точно так же, как могут это сделать члены данной группы. Он поощряет людей, которые не убеждены в своих способностях в области антропологии, использовать отдельные аспекты антропологического подхода, не опасаясь, что не всегда это получится у них профессионально. Он исходит из того, что в каждом из нас есть немного антропологического таланта. Он подчеркивает, что важно искать связь между большими и малыми событиями. Степень личного участия важна для успеха, однако тенденциозная позиция должна быть исключена. В заключение, Уолкотт предупреждает, что оценка мотивов предпочтений является мероприятием большого риска с малой отдачей с точки зрения затраченного времени и того факта, что она более подходит для создания, чем для проверки предположений и гипотез, 7.4. Источники ошибок

Поскольку каждый способ измерений имеет определенную погрешность, вы должны знать источники ошибок и как их избежать. Следующие практические соображения помогут вам убедиться в точности ваших результатов и внесут ценный вклад в разработку проекта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.