Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Завершение работы над передачей




 

Теперь, когда готовая программа ушла на эфир, мы можем спокойно выдохнуть… Впрочем, чаще всего сделать это не получается. Начнам с того, что программы очень редко сдаются заранее, с положенным запасом времени. Ну никак не выдерживаются эти сроки, по крайней мере, я таких историй не помню. А вот как в полвторого ночи мы мчимся по подземному коридору, соединяющему два здания «Останкино», а навстречу нам бежит человек из эфирной службы, и на полпути мы передаем ему еще теплую кассету, как эстафетную палочку, - вот это помню. И то, как сердце после этого колотится, помню, и как адреналин по телу волнами, и полная пустота в голове, кроме одной тупой мысли: «Все!».

Готовую озвученную кассету рекомендуется отсмотреть. Эта заповедь, известная каждому редактору. Как ни странно, последний отсмотр оказывается довольно трудным делом (по кра йней мере для меня) по причинам технологическим и психологическим.

На самом деле технологическая цепочка такова, что монтажную программу заканчивает не редактор, а режиссер или ассистент режиссера в паре со «звуковиками» - звукорежиссером и музыкальным редактором. Этот последний этап доводки кассеты называется «СВЕДНИЕ», на нем совмещаются закадровый текст и музыка, выравнивается звук, шумы, голоса диктора и синхроны героев. Процесс это небыстрый, и редактор обычно в это время уже занят другими делами.

Потом программу еще надо переписать с эфирной кассеты на демонстрационную, а посты все заняты. Ну ладно, перегнали, дали тебе «вехаэску» - и что? Ты ее сразу станешь смотреть? Отсмотришь готовую программу, а вдруг там – ошибка? Да еще какая-нибудь грубая, фамилию в титрах переврали или должность героя… А переделывать уже некогда, техника вся занята. Вот и тянешь, тянешь время, надеясь на Господа Бога и на авось.

Я много раз буквально из-под палки заставляла себя садиться и смотреть полностью законченную программу, согнанную на VHS. Сидишь и трясешься: тут не идеальная склейка, там синхрон явно «зарезали», слишком уж перекоротили… А здесь длинно, надо было фразу лишнюю резать! А как ее вырежешь, когда хронометража и так с трудом хватило? Но самое ужасное – это вычитка титров.Ты уже сто раз, не меньше, проделала это на монтаже, и теперь все буковки, набранные на элегантных подложках или плывущие под музыку «барабана», сводят тебя с ума: ты их не различаешь! Может, и правильно написана фамилия, а может, и нет. Никакая сила воли не помогает, организм тупо сопротивляется любому напряжению, он точно знает, что программа закончена. По крайней мере, подсознание твое не на твоей стороне.

Чаще всего ошибки находят не в момент этого последнего просмотра, когда «поезд уже практически ушел». Иногда приходится показывать программу до эфира консультанту или заказчику, или кому-то из руководства, если она содержит в себе возможные разночтения. Вот в момент такого показа и замечаешь какие-то неточности.

Идеально показывать программу ДО озвучки, так называемый «немой» вариант. Он, конечно, очень уязвим, многие нетелевизионные люди с трудом воспринимают молчащий экран, но зато они более внимательны к тексту и к изображению. Да и вы сами спокойнее воспринимаете возможные промахи, потому что на их исправление еще есть время.

После окончания работы над программой никакого времени и возможностей для переделки уже нет. И обнаруженная ошибка - это ЧП, экстремальная ситуация, в которой вы ощущаете себя попавшим в засаду. Вы точно проверяли на монтаже это место. Ошибки быть не должно, и, тем не менее, она существует. Прежде чем бежать ее исправлять, остановитесь на секунду, а лучше – секунд на тридцать, и подумайте: фатальна эта ошибка или нет? Иногда в панике ошибкой выглядит то, что при ближайшем рассмотрении может оказаться одним из вариантов, не самым точным, но и не критическим.

Конечно, если вы переврали фамилию или имя героя, мчитесь и исправляйте. Проситесь в чужие смены, уговаривайте тех, у кого «озвучка» или монтаж еще только начинается, божитесь, рыдайте, бейтесь в истерике, но добудьте свои полчаса (а скорее всего – час), необходимые для переделки. Почти наверняка вас везде поймут – и ваши коллеги, и люди, которым вы уже сдали программу. Они сами время от времени оказываются в подобном положении. Но если ошибка не очень серьезная – ну должность чуть-чуть исказили, слова в названии учреждения переставили, еще что-нибудь такое, - если вы чувствуете, что с точки зрения здравого смысла ошибка не фатальна, махните рукой и оставьте все как есть.

Можно представить, как сейчас возмущаются многие мои коллеги: как это так, отправить в эфир программу с заведомой ошибкой! Да ведь это же нарушение первейшей функции редактора, его ответственности за содержание программы! Да, это действительно так. И на всех остальных этапах создания программы я неукоснительно требую от коллег и от себя самой тщательнейшей проверки всей исходной информации и того, что попадает на экран. Но когда программа готова и «мастер-кассета» сдана, слишком опасно лишний раз ставить ее в магнитофон и подвергать дополнительным рискам, неизбежным при любой переделке.

Впрочем, все, о чем мы здесь говорили, в большей степени относится к линейному монтажу. Цифровой монтаж, по счастью, сохраняет нам программу в двух ипостасях: на «мастер-кассете» и в компьютере. Так что на «цифре» теоретически поправки возможны вплоть до самого момента эфира. Подчеркну здесь слово «ТЕОРЕТИЧЕСКИ». На финальном этапе необходимо делать, повторяю, только форс-мажорные, точечные, абсолютно необходимые правки. Все остальные попытки улушений могут разрушить программу.

Нет ничего более тоскливого и непродуктивного, чем вносить судорожно исправления в уже готовую программу просто потому, что кому-то показалось это желательным. Вкусовщина здесь губительна. В конце концов вы шли именно к этой форме и к этому содержанию очень долгим путем, и у каждого звука и плана есть своя логика и предыстория. Не поддавайтесь попыткам улучшать программу до бесконечности, лучшее – враг хорошего, оставьте ее в том виде, в котором она сложилась.

Лично я на каждой программе собираю ее архив. Эта привычка возникла при подготовке исторического и публицистического ток-шоу «Старая квартира» и много раз доказала свою полезность. Дело это и простое, и сложное одновременно.

Простое – потому что и нужно-то всего ничего: завести специальные папки и вкладывать в них все те разрозненные листочки, телефоны, дополнительные материалы, вопросы, тексты, так называемые бумажные носители информации.

Сложное – потому что делать это некогда, методичности не хватает, папок этих тебе никто не даст и приходится покупать их из собственной зарплаты, хранить архив негде, и нужен он бывает крайне редко.

И все-таки – я бы советовала собирать актив. Особенно, если ваша программа имеет отношение к документалистике. Во-первых, это дисциплинирует вас как специалиста, во-вторых – как человека. Установите себе, какие документы должны быть в папке. По той же «Старой картире» я взяла за правило хранить:

· первичный литературный сценарий;

· модульный рабочий сценарий;

· письма, обращения, запросы в сторонние организации, связанные с проведением съемок или получением информации;

· ответы на эти обращения;

· именные списки всех героев с указанием точных регалий;

· финальные титры;

· дополнительные печатные материалы по отдельным главным героям и т.д.;

· тексты анонсов;

· копии публикаций в СМИ.

При выпуске документальных, портретных программ я храню сценарные заявки, списки потенциальных героев, вопросы к интервью, закадровые тексты, контактные телефоны и адреса. Упорядочивать архивы можно по годам, по отдельным выпускам, по персоналиям.

Я не говорю, что все данные вам будут впоследствии нужны. Но аккуратно оформленный архив пить-есть не просит, он лежит где-нибудь на антресолях или в коробке на шкафу. Важно лишь, чтобы вы могли сразу найти в нем нужную информацию, то есть он должен быть систематизирован, а не сброшен тяжелой кучей, в которой сам черт не разберется.

Впоследствии архивы можно перебирать, избавляться от многих лишних бумаг, вообще переводить все данные в базу компьютера. Но мне бывает жалко выбросить подлинные листки, на создание которых ушло когда-то так много моего труда. Они

должны умереть сами и лишиться своей ностальгической силы.

Не было бы этих папок с листочками – не писала бы я сейчас эту книгу.

Да, чуть не забыла! У вас в столе, в сейфе, в шкафу к моменту окончания работы над выпуском могли скопиться ЧУЖИЕ документы! Вы брали их под расписку или под честное слово и божились, что вернете. Сейчас, когда программа закончена, эти клятвы как-то сами собой выветрились у вас из головы. Внимание! Крайний срок возврата чужой собственности – сразу после эфира. Есть такое телевизионное суеверие, что отдавать взятые документы до эфира – плохая примета. Если вы его придерживаетесь – на здоровье, не меняйте привычек. Но окончание работы над программой, ее прохождение в эфире – сигнал к тому, что нужда в хранении всего запасливо нажитого добра отпала, работа завершена. Постарайтесь сами или с помощью ассистентов вернуть владельцам все у них взятое. Если это кому-то поручается, особо проконтролируйте момент возврата. Позвоните тому, кто давал вам материалы, поблагодарите его. Если вы отвозите бумаги сами, тоже не забудьте сказать спасибо.

Не включайте не розданные материалы в архивы – они будут жечь вам руки и еще много лет спустя терроризировать вашу совесть.

Памятка, или «Сухой остаток»

Завершая работу над программой, редактору желательно:

*отсмотреть созданное им произведение в законченном виде;

*в случае обнаруженной грубой ошибки немедленно ее исправить;

*в случае обнаружения мелких недочетов программу не трогать, а принять к сведению ее несовершенство;

· собрать все относящиеся к ней документы;

· ненужные материалы выбросить;

· заслуживающие внимания документы подшить в архив;

· систематизировать относящиеся к программе компьютерные файлы;

· с благодарностью вернуть владельцам все материалы, данные вам на время подготовки передачи: фотографии, книги, письма, документы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.