КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
См.: Миллер Дж. Магическое число семь, плюс или минус два // Инженерная психология. М., 1964
,. вытянули репку!» — неотличима от типологической структуры за-i клинания. В хрестоматийном же варианте репка просто «выросла \ большая-пребольшая», персонажи приходят потому, что их лично позвали на помощь, все они в знакомом обличий обитателей одного дома, и даже грубоватое «сучка» заменено на симпатичное «Жучка», итераций осталось всего шесть (близко к минимальному значению «магического числа 7 ±2») и заключительная сцена! похожа скорее на карнавал, чем на ритуал. Все по возможности прояснено, объяснено, упорядочено и даже облагорожено. Изменения в параметры алгоритма вносились целенаправленно. Средствами фрактала культивировалась символика. Как видно, существует не только «фрактальная геометрия природы», но и «фрактальная логика речемыслительнои деятельности». И фрактал в данном случае не просто недетерминированный, самонастраивающийся по ходу дела, но и сознательно настраиваемый, в сущности, виртуальный. В свете всего изложенного выше виртуальный фрактал предстает как пусковой механизм, технологический режим, выразительное средство и продуктивный вывод Net-мышления. Это типо-формирующая речемыслительная операция соответствующей парадигмы, в полном смысле квинтэссенция сетевого текста. Тогда агитационный слоган СПС: «Хочешь жить как в Европе? — Да. — Голосуй за Кириенко!» — просто сетевой текст на пределе абстракции, сконцентрированный до элементарного алгоритма, до «фрактала» как интегральной единицы общения типа «мифе-мы», «идеологемы», «конструкта», «инстигата» или «трансцензу-са». Но специфика «фрактала» в том, что это не окончательное резюме отдельного произведения, а самоподобный импульс виртуальных итераций во множестве личных текстов (индивидуальных мнений, суждений, решений), каждый из которых подобен состоянию коллективного сознания, как целостный фрагмент фрактала всей фрактальной структуре. В абстракции это очевидно. Каждый законченный фрагмент фрактала подобен целому, как его масштабированная (сжатая и упрощенная) модель, и способен развернуться в бесконечный фрактал. Так, в осколке зеркала можно увидеть то же целостное изображение, что и в большом зеркале. Фракталом, таким образом, представляется не только вся развернутая «структура, состоящая из частей, которые в каком-то смысле подобны целому» (Б. Мандельброт), но и тот простейший «образующий» элемент, который одновременно и его самоподобная часть, и динамический механизм развертывания. И ключевой эвристической операцией творчества-в-процессе-коммунициро- вания становится вычленение (опознание, оценка, конструирование) исходного «образующего» фрагмента, с которого начинается «раскодирование» (осмысление, анализ, освоение) или регулирование (коррекция, программирование, использование) фрактала. Есть нечто обескураживающе наглядное в том факте, что высокие абстракции «чистой науки» с почти лабораторной строгостью были использованы в практике «грязной избирательной технологии» имиджмейкеров СПС. В сущности, это был фрактально самоорганизовавшийся контрольный эксперимент, подтверждающий действительность и мощь виртуального фрактала. Но обычный пользователь Сети, так же как и обычный избиратель или обычный журналист, мало заботятся о всеобъемлющих теоретических закономерностях. Люди просто включаются в массовый процесс стихийного порождения, раскодирования, трансляции и ретрансляции «фрагментов», каждый из которых может стать «образующим элементом» общего виртуального фрактала на определенном этапе его развертывания, а может кануть в Лету, вызвав лишь слабые колебания случайных отклонений. Но это уже объективно иной, чем прежде, процесс обращения информации в социуме, который навязывает индивиду принципиально новые приемы ее обработки, декодирования и продуцирования. Современный человек сталкивается с таким количеством разнообразных и часто внешне не связанных фрагментов информации, что у него появляется возможность и даже необходимость отказаться от установления причинно-следственных отношений и довериться своему сознанию, которое декодирует сообщения по принципу подобия собственным влечениям, потребностям и тем "фракталам", что уже содержатся в памяти и тоже обладают порождающей силой. Он невольно переходит на мышление фрагментами, каждый из которых потенциально способен к образованию фрактала. Мысль при этом стремится к завершению в соответствии с фрактальной логикой, когда вывод не фиксация однозначного следствия единой причины, а кумулятивный эффект множества случайностей, которые взаимодействуют, накапливаются и концентрируются. Подобный тип каузальной зависимости в философическом плане определяется как «кумулятивная причинность»53. Термин восходит к латинскому cumulatio (скопление) и в медицине трактуется как накопление в организме и суммирование действия лекарств, в военном деле — как фокусирование взрывной силы в одном направлении, в юриспруденции — как совокупность улик, в науковедении — как поступательное развитие целого по мере накопления частных изменений, не имеющих общей причины и цели. Кумулятивная причинность 53 См.: Thomstein Veblen. The Place of Science in Modern Civilization and Other Essays. N.Y., 1991. наблюдается повсеместно. И в этом смысле фрактальная логика не противоречит всеобщим закономерностям. А в Net-мышлении (такова специфика новой парадигмы) кумулятивная причинность выступает как принцип всеобщей связи, становится фундаментальной категорией сознания. В содержании виртуального фрактала скапливаются образы реальности и символы культуры, выкладки науки и расхожие мнения, электронные программы и архетипы бессознательного, прозрения ума и ошибки памяти... Но это не синкретическая куча. Что объективно, а что субъективно, что «Я», а что «не-Я» — четко маркировано. Фокус, однако же, в том, что объективное и субъективное, рациональное и иррациональное соотносятся на равных, а возникающие кумулятивные эффекты равно полезны (или равно бесполезны) и для интеллектуальной, и для практической предметной деятельности. Как интегральная единица общения фрактал представляет собой такой комплекс информации, который, с одной стороны, является простым сообщением о чем-то, а с другой — несет в себе недостающее звено цельной картины и потому одновременно обладает и непосредственной предметностью и типологической обобщенностью. Он и стимулирует рефлекторные реакции, и волнует воображение. В нем чувствуется принципиальная незавершенность, структурная раскрытость для интерактивного контакта. Для его освоения требуется «додумывание», привлечение дополнительных сведений, личный опыт, сверка с реальностью, словом, собственная интеллектуальная активность, как при раскодировании, так и при достраивании. Но это-то и делает сетевой текст особо привлекательным и для реципиента, и для коммуникатора. Для одной стороны тем, что дает массу сведений, оставляет свободу выбора и открывает возможность интерактивного самовыражения. Для другой — тем, что позволяет не объяснять, почему такое происходит, не поучать, как жить, а, доверяясь собственной интуиции или собственному компьютеру, перебирать, что стоит видеть и слышать. Главное при этом (и для реципиента, и для коммуникатора) представлять все как-оно-есть-на-самом-деле. Выводы же осознанно каждый должен делать сам, а бессознательно они сделаются сами неотвратимым фрактальным способом... По мере развития новых информационных технологий жизненный успех все большего числа людей зависит от умения раскодировать и достраивать виртуальные фракталы. И все чаще класс профессионального журналиста определяется его умением запускать фрактальный механизм сетевого текста. Стиль Net-мышления накладывает свой отпечаток на творчество современных репортеров, обозревателей, комментаторов, ответственных редакторов. Одним кажется, что это настолько образцовый способ твор-чества-в-процессе-коммуницирования, что они просто публикуют распечатку чат-общения, со всеми гремучими псевдонимами, нелепым сленгом и рваной ритмикой внутренней речи, типа: «Инопланетянину. Так это я по своей природе такой. Хомо вульгарис. Под сапиенса не кошу, пишу, что в голову взбредет. Про мазохизм — недопонял. Сов. Дикая Рожа.... Эспинозику. Ты прав, что здесь базар, но это еще не повод уходить в Гималаи, ибо... Что ибо, как ты понимаешь, Остап не знал. Впрочем, если ты созрел, то счастливого пути. Вернешься — жизни научишь. Зарату-стра Д.»54. Другие стремятся вывести Интернет непосредственно на журнальные страницы, рассказывая о сайтах в логике и красках Net-мышления: «Шорох туннеля, www.metro.ru — оказался удивительным и странным местом, полным загадок и вопросов, мифов и легенд, проплывающих мимо нас ежедневно в сумраке подземки. Кто знает, что таится за дальними запыленными поворотами, проскальзывающими решетками, трубами, каналами. Индустриальный мир... Инкрустированный лабиринт... Вуали инородного сознания... Он все время приветствует нас, но мы, безропотно пользуясь его добротой, трусливо леденеем перед его уходящим в темноту взором. На поверхности полно дерьма, внутри покоятся засекреченные пещеры. Меня умиротворяли истории этого сайта, эти ветвистые схемы 30-, 50-, 90-х годов, эти безумные проекты будущего: Москва, опоясанная новыми подземными кольцами, открытые правительственные линии, так называемое Метро-2, всеобъемлющие инфраструктуры, подобно всепоглощающим компьютерным паутинам... Я открывал тайны, с монитора веяло дыханием затерянного монстра: и сальные пакеты на мраморных полах, и синие фартуки буфетчиков в хот-догных забегаловках, и дрянь, развешанная на углах и платформах, теряли обыденные очертания за ошарашивающей мистикой бесконечных переплетений туннелей, катакомб и проходов. Я листал и сравнивал размеры и формы, архитектурные и психоделические замыслы, фигуры и мозаики. Множество и множество вопросов, бесконечные переплетения и страхи, истории, истории, истории...»55 Третьи верстают газетную страницу, как пространства дисплея, сводя в единый материал, к примеру, сообщение: «15 декабря Мстислав Ростропович дал в Москве концерт в честь 80-летия
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |