КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Викторов К. Теневая империя // Московский комсомолец. 1997. 10 дек
Духовный центр. 1998. 23—31 дек. тобус»; «Мать»; «Вера в худшее»; «Себя под Путиным чищу» и т.п. При этом контрапунктом разворачивается изобразительный ряд — «сцены воронежской жизни»: снимки идиллические, но не без издевки. А под портретом героя, сфотографированного за чиновничьим столом, но в столь энергической позе, что галстук сбился на сторону, размещена «Справка "Известий"», излагающая полную биографию губернатора в том же чуть ироническом, но не лишенном патетики стиле: «...рост 178 см, вес 95 кг, глаза карие, волосы седые...; карьера в органах госбезопасности: от оперуполномоченного до генерала; жена — единственная...; предпочтения в музыке — старые советские песни..., в театре — воронежские «примы»..., в курении — «Мальборо» американского производства..., на отдыхе —...шахматы, преферанс»58. Текстов сетевого типа все больше в средствах массовой коммуникации. Приметы Net-мышления проступают в таких, например, чертах современных mass-media: • Полиэкранный канал (типа MTV). • Интерактивные аналитические программы (типа «Времечко», ТВЦ; «Хмурое утро», Ml; радиостанция «Серебряный дождь»). • Бегущая строка и телефонные опросы новостных программ, «горячий телефон» газетных изданий. • Совмещение различных каналов массовой информации (например, радиостанция «Эхо Москвы» + телевизионное ток-шоу «Глас народа» + специально организуемый чат Интернета) при создании единой передачи. • Дисплейная инфографика гвоздевых газетных публикаций (как в таблоидных изданиях «Все и всё», Самара; «Новая газета», Москва; «Сегодняшняя газета», Красноярск; и др.). • Заботливо инсценируемая спонтанность, неофициальность и фарсовость «народных» зрелищ, конкурсов, хит-парадов, поп-концертов и т.п. (типа «Праздник газеты "Московский комсомолец"», состязание частушечников «Эх, Семеновна!» на ОРТ, сериал «Городок» на РТР, рок-фестиваль «Нашествие» на ТВ-6). • Синкретический дизайн современных изданий (типа «глянцевых журналов»). • Сленговая лексика (вплоть до ненормативной). • Публичная субъективность авторских программ телевидения и радио, персональных рубрик газет и журналов. Некоторые из этих приемов обозначились в творчестве отдельных журналистов значительно раньше, чем появился компью- 58 Коновалов В. Губернатор Кулаков // Известия. 2001. 9 авг. тер. Может быть, они вообще свойственны психике человека изначально. Вопрос не в приоритете, а в генерализации особого склада мышления и превращении его в массовую установку. Получается, что теперь массовая коммуникация вне контрапункта с Net-мышлением невозможна. Правда, пока на стыке журналистики и Интернета возникают такие феномены, которые не внушают особого оптимизма. 19 июня 2000 г. программа «Антропология» (НТВ) впервые шла параллельно с трансляцией на телеэкран специального чата Интернета. В студии художник-аниматор рассказывал о своем фильме, а телезрители должны были участвовать в обсуждении по Интернету. Суждения интернетчиков были не то чтобы убоги, а как-то не про то, по типу: «Здесь был Вася». Вот появляется реплика: «Привет из Минска!». Через несколько минут снова: «Привет из Минска!». Минут через 15: «Третий привет из Минска!». Другая реплика: «Ну-ка хоть раз свою фамилию по телевизору увидеть!». На таком фоне слова ведущего: «Чат — это творчество масс и высшее проявление свободы слова», — воспринимались, мягко говоря, иронически. Ведущий начинает пояснять: «Мы убираем только мат и антисемитизм». Между тем на экране идет мульфильм про ощипанную тушку курицы, которая убегает из холодильника и переживает романтические приключения со сверхпрозрачными аллюзиями, а ведущий в своих комментариях отнюдь не избегает непристойных словечек и выражений, оскорбляющих личное достоинство людей. 29 октября 1999 г. сетевое издание http://vesti.ru запустило публикацию Татьяны Д. «Открытка от юбиляра». Вот как оформлен информационный повод: «Евгений Примаков справляет свое 70-летие в Германии. Накануне вылета из Москвы он подписал гневное письмо Президенту России с требованием отставки кремлевской администрации и призывом выйти из политической изоляции». А вот канва комментирования: «Ему исполнилось сегодня 70 лет, есть что вспомнить, за что поднять бокал в кругу близких немецких друзей. Одно непонятно, как жить дальше... цель написания письма вовсе не в доведении до Президента правды жизни. Цель — создать видимость активной жизни, атакующего стиля блока ОВР и его пожилого лидера... Стиль письма, кстати, очень напоминает лучшие образцы коммунистической письменности... Понятно, что сами лидеры письма пишут редко. Но все же, когда они их подписывают во вменяемом состоянии, то обычно читают... Что касается поведенческих проблем, то у Евгения Примакова наблюдается абсолютно неадекватная реакция на программу Сергея Доренко... ОРТ неоднократно "задевало" остальных лидеров ОВР. Но стоило каналу рассказать о болях в тазобедренном суставе главного лидера, так сразу — писать письмо открытое... Человек, привыкший к советской власти и ее номенклатурным правилам, не может смириться с тем, что кто-то будет его открыто критиковать... У Евгения Примакова, похоже, недостаточно финансовых средств, чтобы позволить себе отвечать обидчикам в том же эфирном объеме... Видимо, Евгению Примакову в день его политического совершеннолетия действительно стоит подумать, как жить дальше». Композиция прямая, как указующий перст. Без вариантов, вовлекающих в рассмотрение дополнительные факты, документы, мнения сторонних лиц. Только авторский апломб. Но беспочвенные подозрения, голословные обвинения и личные оскорбления выстраиваются по жесткой схеме планомерного раздражения рефлекторных комплексов брезгливости — отвращения — отторжения. По типологической структуре это заклинание, в основе которого древнее поверье: если вождь («царь, бог и воинский начальник») — стар, немощен и беден, то это приносит несчастье. Хотя «Открытка от юбиляра» опубликована в интернет-газете «Vesti.ru», текст это не сетевой, а мифологический. Даже если тут и была прямая журналистская злонамеренность, чего нельзя, конечно, сбрасывать со счетов, в теоретическом плане важно другое. Очевидно, что человек подключается к Интернету таким, какой он есть, и в той парадигме мышления, которая актуализирована обстоятельствами его жизни и психоисторическим состоянием общества. И странно думать, что, подключившись к Интернету, он сразу же становится умнее, добрее и красивее. На диалог с машиной, а Интернет, помимо всего прочего, еще и Великая Развивающая Машина, накладывают свои ограничения и «человеческий фактор», и «технический фактор», и фактор синергетический, связанный с тем, что посредством электроники взаимодействует масса программ и людей: «Для новичка знания, полученные в Интернете, могут показаться поверхностными. Может, это и действительно так. Вся информация очень сжатая, и длинной мысли нет. Краткие сводки и постоянные ссылки на другой адрес, где якобы больше конкретной информации. Но там оказывается еще больше ненужного и такие же ссылки. И так до бесконечности. В принципе, пока ты найдешь нужные тебе материалы, придется разгрести массу ненужного и неважного (плюс постоянно выскакивающие баннеры, которые сбивают с толку и отвлекают)» (испытуемая Мария К.). «Вы заказываете "агенту" некую тему, и он "приносит" вам тексты. Проблема в том, что он не принесет вам то, чего вы не просили, сужая "поле" вашего мышления» (испытуемый Игорь П.). «Многие компании, заслужившие мировое признание, содержат совершенно неинтересные и даже непрофессиональные сай-294 ты (например, такой гигант, как Interplay, допускает опечатки в тексте своего главного сайта www.interplay.com и явно не заботится о привлекательности его графического оформления)» (испытуемый Алексей С). «Поиск ограничен не возможностями Сети, а ресурсом человеческого любопытства. Мало кто преодолевает "привычку четырех кликов". Если за четыре клика человек не доходит до необходимой информации, он уходит совсем» (испытуемый Олег П.). «Страх потери индивидуального "Я". Перегрузки. Объем заполнен. Невозможно больше управлять мыслями» (испытуемая Диана В.). «Особых психологических проблем, связанных с общением в Сети, у профессионалов не возникает. Вообще люди, ориентированные исключительно на получение деловой либо научной информации, меньше всего подвержены двум основным психологическим проблемам: виртуальной зависимости или агрессии в Интернет. Зато они подвержены воздействию личностей, у которых такие проблемы есть» (испытуемый Федор Л.). Но, так или иначе, приобщение к Net-мышлению, как всякий процесс быстрого и результативного интеллектуального развития, сопровождается сильными положительными эмоциями. И это для многих настолько привлекательное переживание, что все свободное время они используют для серфинга по Сети и виртуального общения, так что, кажется, не могут и дня прожить без компьютера. Но хотя так называемая «интернет-зависимость» приобретает подчас весьма причудливые формы, феномен сам по себе не кажется таким уж новым, если вспомнить хотя бы выражение «читать запоем». Опасность (в психологическом плане) и в том и в другом случае одна и та же: пробуксовывание интеллекта. И афоризм А. Шопенгауэра: «Читать следует только тогда, когда не можешь писать. Все остальное было бы преступлением против мысли», — сохраняет актуальность со средины позапрошлого века. Однако куда более сильные, но отрицательные эмоции возникают, если Net-мышление человеку «не дается». Так называемые «интернет-фобии» развиваются по причинам самым разным. Потому что своего компьютера нет. Но это в современной редакции не проблема. Потому что близкий человек погряз в виртуальном общении. Тут достаточно разобраться, что лучше? Как в том анекдоте: «Парень не может оторваться от компьютера. Родители вызвали доктора. — Придется лечить. - Как?! Чем?! — Сигаретами, вином, девочками...» Ну а если интернет-фобия возникает потому, что ригидность собственных установок делает мышление практически монопара-дигматичным, не способным к переключению на новые типы текста, то это несовместимо с занятием журналистикой. С профессиональной точки зрения все такое, хоть «интернет-мании», хоть «интернет-фобии», — невротическая реакция психологической защиты. Входя в Интернет, журналист вступает в зону риска. Перед ним океан информации, и собственная точка зрения может раствориться, словно капля пресной воды в горько-соленой волне. А разного рода сетевые mass-media и конгломераты (vesti.ru, сайт Павловского, www.kavkaz-center.com и т.п.), того и гляди, засосут в такие водовороты информационной гражданской войны, что вынырнешь с промытыми мозгами или вообще уже записанным, к примеру, в «добровольные помощники Свободной Ичкерии». Пугают и знойные нравы сетевого сообщества (то ли пиратская гавань, то ли Запорожская Сечь), и леденящие ветры законодательства (в Китае вынесен смертный приговор хакеру; в США программиста, который приехал из другой страны, чтобы сделать доклад о методах защиты авторского права в Сети, арестовали по иску того издательства, на примере которого рассматривалась проблема). Вполне реальная опасность потерять индивидуальность, разум, свободу, самое жизнь. Но главную угрозу журналист приносит с собой. Старые навыки пропаганды подсознательно цензурируют Net-мышление. Механизм фрактала зацикливает и возводит в степень мифемы, идеологемы, инстига-ты. И если явная дикость или нелепость окажется в фокусе всей резонаторной мощи Интернета, кумулятивный эффект будет непредсказуем. Это хуже, чем «ложка дегтя в бочке меда». Это бесконтрольный выброс радионуклидов в окружающую среду. Так что Net-мышление тоже в опасности, тем более что масса лиц и организаций сознательно хотела бы подчинить Интернет кто политическим интригам, кто силовым структурам, кто общественному контролю, кто личным бизнес-планам. Но, как говорится, «страшен сон да милостив Бог». Интернет не беззащитное дитя, а самоорганизующаяся и самоочищающаяся система, настолько сложная, что для контроля за ним нужен будет аппарат не меньшей сложности. Пользователи Интернета — люди в большинстве своевольные. И, наконец, найдутся такие технические и программные новшества, которые выведут систему из-под контроля. Так что есть по крайней мере три основания для оптимизма. А главное, изменилась психоисторическая ситуация. Коммуникативная открытость стала необходимостью для общества и каждого его члена, условием развития человечества и сохранения психической полноценности человека. Между тем классические средства массовой коммуникации институциализированы, монополизированы или приватизированы. Чем станет Интернет — коллективным мышлением невиданной мощи или «сном разума, порождающим чудовищ»? И то и другое вполне вероятно. А в ситуации коммуникативной неопределенности журналисту надо подумать о себе и о том читателе, который готов думать вместе с ним. Как говорили исландские викинги, на весельных лодках пересекавшие Атлантический океан, «плавать по морю необходимо...» Не войдя в Интернет, журналист не сможет работать в условиях глобализации массовых коммуникаций. И не в том дело, что новейшие информационные технологии могут дать какую-то особо манипулятивную власть над аудиторией. Куда уж больше, чем было после того, как в 1933 г. доктор Геббельс и рейхсфюрер СС Гиммлер соединили тотальную пропаганду с тотальным террором, и до того момента, как и тот и другой в 1945 г. вынуждены были покончить жизнь самоубийством. Мани-пулятивность — признак низменных целей журналиста и предвестие его полного краха. Она всегда была и, надо полагать, еще долго будет встречаться в массовых коммуникациях. Но ее никогда не было и нет в том, что можно называть высоким журнализмом. Даос Лао-цзы, рационалист Виссарион Белинский, прагматист Эрнест Хемингуэй, гедонист Ярослав Гашек, экзистенциалист Жан-Поль Сартр были властителями дум, а в их творчестве манипулятивности не было вовсе. Зато у всех них было нечто общее и по-настоящему важное: они ориентировались только на самую для их времени перспективную, как говорят теперь, продвинутую страту, которой предстояло стать духовной элитой и активатором общества. Они обсуждали ее проблемы в свойственной ей парадигме мышления, в ее стилистике. Современный журналист, как бы он ни был воспитан и каких бы взглядов ни придерживался, чтобы достичь профессионального мастерства и жизненного успеха, должен уверенно ориентироваться в роении сетевых текстов, свободно и творчески работать в парадигме Net-мышления. Не из конъюнктурных соображений, а следуя восьмому правилу техники информационной безопасности, которое, как и семь предыдущих, берет начало и находит свое завершение в психологии журналистского творчества: Работа в парадигме мышления продвинутого читателя — мера адекватности понимания журналистом психоисторического состояния общества и перспективности изданий, программ, направлений журналистики.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |