КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Руководящий состав: ключевая фигура, качество управления
Учитываются факторы: · наличие (отсутствие) квалифицированного управленческого резерва; · независимость (зависимость) от одной ключевой фигуры; · характеристика ключевой фигуры — «первого лица», его квалифицированность, непредсказуемость, неподконтрольность, некомпетентность, возраст. Важным вкладом ключевой фигуры в бизнес является при влечение клиентов, многие из которых могут отказаться от товаров и услуг предприятия при смене ключевой фигуры. Однако к оценке данного вида риска следует подходить осторожно, так как «незаменимых людей не бывает». Качество управления напрямую отражается на состоянии предприятия: процветает оно или находится в кризисном состоянии. И даже если управляющие на предприятии новые, скорее всего они не станут (или не смогут) резко повлиять на состояние предприятия, поэтому при оценке качества управления предприятием, наряду с квалификацией новой команды управляющих, нужно учесть и уже сложившуюся практику управления. Выводы оценщика: «Предприятие не зависит от одной ключевой фигуры, но управленческий резерв отсутствует, поэтому премия за риск, связанный с руководящим составом — 2%»; «Директор предприятия имеет соответствующее образование в области менеджмента, экономики, маркетинга, управления персоналом и применяет его на практике (организована эффективная рекламная компания, разработаны и реализуются стратегия развития предприятия и системы мотивирования и обеспечения персонала. Качество управления хорошее, однако предприятие зависит от одной ключевой фигуры — директора, а управленческий резерв практически отсутствует. Премия за риск — 3%». Размер предприятия. Анализируется размер: крупное, среднее или мелкое предприятие. Чем меньше предприятие, тем больше поправка на риск. С размером предприятия связана форма рынка, на котором действует предприятие с позиции предложения: монопольная или конкурентная. Вывод оценщика: «Данное предприятие является мелким и с позиции предложения не является монополистом ни в одном сегменте рынка, поэтому величина премии за риск составляет 4%». Финансовая структура (источники финансирования предприятия). Финансовая структура представляет собой соотношение собственных и заемных средств. Премия за риск, связанный с финансовой структурой, оценивается по результатам финансовой отчетности и финансовых коэффициентов, при этом учитываются факторы: · соответствие нормам (например, среднеотраслевым) или завышенная доля заемных источников в совокупном капитале предприятия; · узость источников финансирования предприятия: недостаточное использование привлеченных заемных средств и других источников финансирования (дополнительная эмиссия ценных бумаг и др.), игнорирование прогрессивных схем инвестирования (финансового лизинга и др.); · финансовая неустойчивость предприятия: недостаток обеспечения собственными оборотными средствами, не достаточное покрытие задолженности ликвидными активами и пр. Основные финансовые коэффициенты, учитываемые при оценке премии за риск, связанный с финансовой структурой: · соотношение заемных и собственных средств; · соотношение дебиторской и кредиторской задолженности; · коэффициенты текущей и абсолютной ликвидности. Часто в структуре средств предприятия отсутствуют долгосрочные кредиты, или их величина небольшая, при этом кредиторская задолженность велика. Это может быть связано с долгами перед бюджетом и внебюджетными фондами, задолженностью перед поставщиками (в договорах могут не указываться проценты за просрочку платежей, и временно свободные средства используются для финансирования деятельности предприятия), задолженностью по заработной плате (проценты вообще не начисляются). Поэтому задача оценщика состоит в определении как структуры капитала, так и затрат, связанных с обслуживанием долгов (например, оплата высоких процентов по кредиту). Тогда, чем больше доля долгосрочной задолженности в пассиве, тем хуже и тем больше премия за риск. Вывод оценщика: «Предприятие имеет благоприятное соотношение собственных средств и задолженностей, не имеет долгосрочной задолженности, вследствие чего премия за финансовую структуру оценивается в 1 процентный пункт риска».
Товарная и территориальная диверсификация. Предприятие считается товарно-диверсифицированным только если доходы, получаемые от различных товаров (продуктов, сфер деятельности) сопоставимы по величине. Так, если обувное предприятие получает доход от реализации тапок в размере 1 % от совокупного дохода предприятия, а остальные средства поступают от реализации зимних сапог, то товарной диверсификации нет (1% — очень малая величина). Если же доходы от различных то варов (сфер деятельности) сопоставимы по величине, то предприятие меньше зависит от успеха или неудачи в определенной сфере бизнеса. Предприятие с широким ассортиментом продукции еще более устойчиво, если наблюдается территориальная диверсификация, т.е. компания производит и реализует свою продукцию (работы, услуги) на различных с географической точки зрения рынках. При определении границ рынка рекомендуется учитывать следующие факторы: · доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу; · незначительность (обычно в пределах 5% от стоимости то вара) транспортных расходов на перемещение покупателя к продавцу или продавца к покупателю; · сохранность уровня качества и потребительских свойств товара в процессе транспортировки; · отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз и вывоз товара и пр.; · сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка. Если, например, предприятие изготавливает украшенные кремом бисквитные торты в конкретном населенном пункте, то даже при наличии производственных мощностей придется ориентироваться только на местный рынок, так как срок хранения такой продукции небольшой, а транспортировка требует времени, к тому же велика вероятность потери внешнего вида продукции во время транспортировки.
Для предприятий-монополистов премия за рассматриваемый вид риска равна нулю, так как им нет необходимости диверсифицироваться из-за наличия постоянного спроса и отсутствия конкурентной среды.
В целом величина премии за риск, связанный с товарной и территориальной диверсификацией, зависит от следующих факторов: · диверсификация продукции: широкий или узкий ассортимент продукции; · диверсификация рынков сбыта (по территориальным границам рынок сбыта делится на внешний, региональный, местный рынок); · диверсификация источников приобретения сырья и других факторов производства (включая трудовые ресурсы). Возможный вывод оценщика:
«Премия за риск товарной и территориальной диверсификации 2%, так как ассортимент продукции предприятия не большой, но продукция реализуется и на внутреннем и на внешнем рынках». Диверсифицированность клиентуры. Учитывается форма рынка, на котором действует компания с позиции спроса: много или несколько потребителей; незначительная (значительная) доля в объеме продаж, приходящаяся на одного или несколько потребителей. Чем больше у фирмы потребителей, тем при прочих равных условиях более устойчив бизнес. Следовательно, чем выше степень диверсифицированности клиентуры и больше постоянных клиентов, тем меньше риск инвестиций в данное предприятие. Однако уровень диверсификации наряду с количеством клиентов определяется и долей сбыта, приходящейся на каждого из них. Чем меньше доли продаж, приходящиеся на конкретных клиентов, тем меньше предприятие зависит от конкретных потребителей. В 90-е годы многие предприятия «развалились» из-за того, что зависели от крупных госзаказов, финансирование по которым прекратилось. При изучении клиентской базы проводятся опросы и анализируются ранее заключенные договоры, в результате чего определяется структура клиентуры и выявляются постоянные клиенты. Возможные выводы оценщика: «Диверсифицированность клиентуры высокая, ни на одного клиента не приходится более 10% продаж, количество постоянных клиентов растет. Заключение: 1 процентный пункт риска»; «Степень диверсификации клиентуры оценивается как средняя, так как услугами данного предприятия может воспользоваться широкий круг лиц. Премия за риск составляет 2%». Уровень и прогнозируемость прибылей. Анализируются следующие факторы, влияющие на точность прогнозов доходов предприятия: · стабильность (нестабильность) уровня дохода: чем стабильнее доход последних лет, тем ниже поправка на риск; · рентабельность: для низкорентабельных предприятий прогнозировать ее сложнее из-за большой вероятности возникновения в будущем убытков; · наличие (отсутствие) необходимой для прогнозирования информации за последние три — пять лет о деятельности предприятия (чем меньше анализируемый ретроспективный период, тем выше поправка на риск); · природа прибыли последних лет: от основной деятельности или нет, перспективы получения прибыли из источников последних лет. Если оценщику известны планы руководства по поводу изменения будущих доходов, нужно их сопоставить с фактической ситуацией на предприятии и оценить обоснованность этих планов, например, сопоставить планы с наличием или перспективами приобретения производственных мощностей и др. Если у руководства нет определенных планов, следует выявить тенденции развития предприятия и сопоставить данные с динамикой развития отрасли. Возможный вывод оценщика: «Предприятие за анализируемый период демонстрировало стабильную прибыльную работу, однако Оценщиком использовалась информация только за два последних года, чего недостаточно для составления достоверного прогноза (необходима, как правило, надежная информация за последние 3-5 лет). Заключение: премия за этот вид риска — 4%». Прочие риски. Специфические риски, присущие оцениваемому предприятию, и глобальные риски (учитываются в случае необходимости), например: · специфические риски, характерные для конкретного предприятия (ненадежные поставщики, нахождение основного имущества не в собственности, а в аренде, и т.п.); · отраслевые риски (риски фондового рынка, отсутствие государственной поддержки, нестабильность в отрасли, сфере деятельности предприятия); · страновой риск — риск потерь в силу финансовых, социальных и экономических событий, случившихся в данной стране (добавляется, если использовалась норма дохода для фирм, действующих в более стабильном экономическом климате, эти нормы являются общими для всей страны, поэтому, как правило, учитываются уже в безрисковой ставке для данной страны). Выводы оценщика: «Прочий риск связан с отсутствием у туристического предприятия права собственности на офисное помещение, в котором оно расположено. Имеется договор аренды только на два года, и нельзя исключать возможность того, что арендодатель не продлит этот договор в дальнейшем. Заключение: 2 процентных пункта риска»;
«Премия за отраслевой риск — 3%. Отраслевым риском можно считать нестабильность в легкой промышленности и отсутствие государственной программы по ее развитию. В настоящее время ситуация в легкой промышленности характеризуется спадом производства. ЗАО «Тос» в значительной степени зависит от изменения цен на услуги энергетических монополий, которые ежегодно имеют право повышать новые цены на энергоносители на 15% (правительственное решение)»;
«Имидж компании был подорван в связи с громкими скандалами, вызванными профессиональной некомпетентностью сотрудников, что привело к снижению объемов выручки. При сохраняющемся руководстве возможен вариант повторения событий. Премия за прочий риск — 3%».
Основные недостатки метода кумулятивного построения: · существует неопределенность в выявлении «прочих» рис ков, что на практике приводит к неучету премии за прочие риски при оценке многих предприятий; · определение премий за различные риски основывается во многом на субъективном мнении оценщика.
Основное преимущество метода — детальный учет основных рисков, связанных с инвестированием в конкретное предприятие, к тому же данный метод может применяться для определения ставки дисконтирования в странах со слабо развитым фондовым рынком, поэтому наиболее распространен в России. Факторы риска, исследуемые в рамках метода кумулятивного построения, являются факторами несистематического риска, которые практически идентичны факторам финансового риска, анализируемым при расчете коэффициента бета в модели САРМ, рассмотренной далее.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 863; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |