Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие правого полушария 4 страница




Джеймс С. Гротштейн, доктор медицины, психоаналитик, многое рассказал мне о тайнах интерпретации сновидений. В своей книге «Отважусь ли я перевернуть Вселенную» он пишет:

«Когда я учился на втором курсе медицинского института, в ночь перед заключительным экзаменом по фармакологии мне приснился сон, который я вспоминаю по сей день. Действие происходило на севере Шотландии, в горной, унылой, покрытой вереском местности. Был сильный туман. Вдруг туман стал мед ленно рассеиваться, из него появился ангел и спросил: «Где Джеймс Гротштейн?» Голос его звучал торжественно, литанически. Туман медленно окутал фигуры ангела, и казалось уже, что он никогда не существовал и не разговаривал со мной. Затем, как в заранее подготовленной сцене, туман снова расступился, но уже чуть поодаль, и на выступе скалы, окутанном облаками, появился другой ангел. В ответ на вопрос первого он произнес: «Он там, наверху, размышляет над дозой печали на Земле».

...Очнувшись от сна, я задумался над странным смыслом состояния спокойствия, овладевшего мной. Ему я был обязан успешной сдачей всех последующих экзаменов. Эта мысль завладела моим вниманием, и я верю до сих пор, что спокойствие исходило из этого красивого и поэтичного сна...

...Постепенно я начал осознавать, что мой сон был пьесой или малой частью какой-то большой постановки. Сюжет ее задуман опытным драматургом, над ее созданием трудились финансовый и исполнительный продюсеры под началом директора, обладающего великолепным чутьем в выборе острого и драматического момента. Пьеса поставлена сценическим дизайнером, сумевшим облечь сюжет сна в художественное оформление, выдвигающее на первый план максимальную силу чувств, и директором актерского состава, компетентным в средневековой, и романтической природе театральности... В итоге, я желал быть представленным автору.

Именно он сильнее всего интриговал меня и в такой же степени огорчал, потому что я одновременно восхищался его сценарием и чувствовал себя таким чужим ему... Часть моего Я, сочинившая этот сон, была восхитительной, вызывающей зависть, идеальной и совершенно мне незнакомой. Незнакомой настолько, что с таким же успехом это мог быть и кто-то другой, а не я сам».

Выполняя упражнения, использующие сновидения, вы изучите специальные приемы для встречи с автором, режиссером и директором ваших снов. Когда вы узнаете, как задавать им вопросы и как воспринимать их ответы, вы сможете с наибольшей пользой «эксплуатировать» эти сообщения правого полушария мозга. Помимо этого, каждый из этих персонажей является составной частью вашего творческого Я. Эта сила заключена внутри вас, и решение, использовать ли ее потенциал, также зависит только от вас.

Джеральд Эпштейн, доктор медицинских наук, психиатр Синайской школы медицины в штате Нью-Йорк, писал:

«В лечебной практике я часто использую сны, чтобы помочь людям решать насущные проблемы. Я предлагаю пациентам обратиться к самим себе с просьбой увидеть сон, который даст ответ на вопрос, сформулированный перед сном. Я предлагаю представить в уме белый Круг, когда человек лежит в кровати с закрытыми глазами. Внутри этого круга он должен «написать» вопрос, на который хочет получить ответ во сне, и затем обратиться к себе с просьбой увидеть этот сон. После пробуждения сон должен быть записан для изучения и анализа с целью выяснения ответа, заключенного в нем».

Среди народов, далеких от нашей западной культуры, встречаются племена, далеко шагнувшие в понимании и интерпретации сновидений. В джунглях Малайского полуострова живет удивительное племя сеноев. Насилие в любой форме - редкость среди них; они живут в мире со своими соседями и крайне редко проявляют признаки, душевного беспокойства. Мягкость характера и творческие наклонности отличают их от других нецивилизованных племен.

В 1972 году антрополог Килтон Стюарт, изучавший психоанализ, писал об этом необычном народе, уделяющем так много внимания интерпретации снов. Он описывал типичную сенойскую семью, собравшуюся утром за завтраком. Все по очереди, даже едва способные разговаривать маленькие дети, рассказывают о сновидениях, посетивших их ночью. Каждый раз участники этой беседы отчетливо помнят содержание своих снов, поскольку в силу воспитания они с детства нацелены на их запоминание. Например, ребенок может рассказать о сне, в котором его пре следовал тигр (тигры - вполне реальное явление повседневной жизни сенойских детей). Обсуждая сон, отец спрашивает мальчика, что он делал в этой ситуации. Ребенок отвечает, что со всех ног убегал с тигра.

В соответствии с сенойскими традициями, отец объясняет мальчику, как следует себя вести при встрече с враждебными персонажами в сновидениях. Лучший совет, который отец мог бы дать своему сыну в данной ситуации, - это встретиться с опасностью лицом к лицу; тигр может напасть как раз лишь в том случае, если начать убегать от него. Если ребенок продолжаете сомневаться в способности победить зверя, отец советует ему позвать на помощь «друзей из снов».

Встреча лицом к лицу с опасностью и преодоление ее - основное правило в жизни сеноев. Далее ребенок узнает, что побежденный тигр должен предложить ему подарок - что-нибудь полезное для него или его племени. Это может быть песня, танец или фасон костюма, но это обязательно должен быть хороший подарок. И если он недостаточно хорош, ребенку советуют вернуться к тигру и попросить еще лучший. В заключение ребенку говорят, что в скором времени он опять встретится с этим тигром во сне, но теперь уже будет знать, как себя вести в такой ситуации. Стюарт утверждает, что ребенок обязательно увидит снова этот же сон и поведет себя в соответствии с правилами, принятыми среди сеноев.

Если сеной рассказывает о сне, в котором он падал, ему отвечают, что это был замечательный сон. Ему советуют при следующем падении во сне продолжать падать, представив себе, что он летит, и наслаждаться этим ощущением вплоть до момента приземления. В месте приземления его обязательно будет ждать что-то новое и интересное. Если же он приземлится в недружелюбном месте, «друзья из снов» помогут ему.

Каждый молодой сеной в своих снах должен изучить три принципа, жизненно важные для его созревания: смотреть опасности в лицо и преодолевать ее, стремиться получать удовольствие и достигать положительного результата. К моменту, когда сеной переходят от юности к зрелости, им очень редко снятся ночные кошмары. Вместо этого каждый сон способствует самосовершенствованию, возникновению творческих идей и полезных для племени предложений.

Нам будет гораздо сложнее управлять нашими снами, чем ребенку, воспитанному в традициях культуры, в которой сновидениям уделяется так много внимания. Большинство из нас не способны тратить достаточно времени и энергии для управления снами. В «Курсе развития правого полушария» мы будем использовать некоторые приемы этой технологии для выполнения упражнений. Не во сне, а в управляемом сознательном состоянии мы будем учиться перестраивать структуру наших сновидений. В состоянии глубокого расслабления мы будем использовать фантазию и принципы сеноев, чтобы пересмотреть заново наши сны и изменить события, происходящие в них, так, чтобы достичь эмоционального удовлетворения. Я не обещаю, что ваши ночные кошмары изменятся в результате этих упражнений, - хотя это наверняка, произойдет, - однако я уверена, что вы сможете извлечь неоценимую выгоду из переработки отдельных снов для достижения понимания и эмоциональной силы. Например, на своих семинарах я открыла, что люди, научившиеся летать в воображении и снах, глубоко осознают смысл свободы и широкие возможности своего поведения в различных ситуациях.

Нет более короткого пути к нашему подсознанию, чем через дверь, открывающуюся в мире снов. На протяжении шестидневного курса вы получите возможность пройти по этому пути, руководствуясь специальным путеводителем, предложенным в упражнениях этой категории.

 

 

Категория 9. Свободные ассоциации

 

Свободная ассоциация имеет отношение к последовательности идей, которые возникают, казалось бы, без всякой логической связи. Несомненно, вы экспериментировали не один раз, позволяя своим мыслям перескакивать с одной темы на другую. Такое случается, когда вы мечтаете, слушаете музыку или долго гуляете по пустынному пляжу, сидите у камина в полумраке или еще что-либо предпринимаете для того, чтобы ослабить действие левого полушария вашего мозга и позволить правому управлять ходом ваших мыслей.

Выполняя упражнения этой категории, вы научитесь использовать свободные ассоциации для лучшего понимания смысла ваших сновидений. После того как вы запишете содержание снов, увиденных предыдущей ночью (лучше, если это будет первым, что вы сделаете по пробуждении), запишите всё, что пришло вам в голову. Позвольте своим мыслям путешествовать, как им захочется, подобно перекати-полю, описывающему случайную траекторию по пустынному пространству и управляемому невидимыми силами.

Ассоциации, возникшие в связи со сновидением, не менее важны, чем оно само. В процессе появления свободных ассоциаций часто происходит «расшифровка» содержания сна. Что бы ни пришло вам в голову после того, как вы записали свой сон, оно будет важным для интерпретации посылаемой из подсознания информации, передаваемой языком символов и умело замаскированной в мире ваших снов.

Свободные ассоциации позволяют сознанию вертеться, подобно шарику в рулетке, перескакивающему из одной ячейки в другую, прежде чем остановиться в одной из них. Однако это не настолько случайный процесс, как кажется, - вы оказываетесь вовлеченным в нечестную игру. Подсознание направляет каждое движение шарика, руководствуясь своими собственными правилами, и шарик остановится там, где есть сильное магнетическое притяжение из мира эмоций.

Вы можете выполнять упражнения со свободными ассоциациями в любое время дня и ночи, однако они наиболее эффективны ранним утром, еще до полного пробуждения. В это время сообщения, заключенные в снах, всплывают на поверхность сознания и могут быть поняты прежде, чем снова скроются в темных уголках подсознания.

Психоаналитики используют свободные ассоциации, чтобы помочь пациентам соприкоснуться с подсознательными ощущениями, не только рассматривая содержание снов, но и через процесс анализа. Доктор медицины Стэнли Дж. Лейкен психоаналитик из Лос-Анджелеса, рассказывал мне об использовании свободных ассоциаций в работе с пациентами. Он объяснял, что именно свободные ассоциации являются средством, помогающим пациенту извлечь материал, заключенный в подсознании. «Мы не хотим избавиться от чувств, выявленных в процессе анализа, - говорит он, - нашей целью является конструктивная интеграция этих чувств с настоящим. Болезненные воспоминания не исчезнут по волшебству во время терапии, однако, они станут менее разрушительными, когда будут осознаны и приняты.»

Изучая область чувств вашего сознания, вы несомненно, натолкнетесь на тяжелые, болезненные воспоминания. Когда так случится, постарайтесь принять эти чувства как неотъемлемую часть вашей жизни. Это поможет вам «примирить» воспоминания прошлого с реальностью настоящего. Наш творческий потенциал формируется не на основе спокойного, идиллического Детства, а из радостей, переживаний и острой борьбы, которые делают нас уникальной личностью.

 

 

Категория 10. Дары правого полушария мозга

 

Многообразие даров, которые вы получите, аккуратно выполняя эти упражнения, будет выбрано щедрым правым полушарием вашего мозга - вашим творческим, интуитивным Я. Однако, чтобы обнаружить бриллианты среди прочих драгоценных камней, вам понадобится логическая и аналитическая сила левого полушария.

Помните: что целью этой книги не является полная победа правого полушария мозга и игнорирование основных функций левого, отвечающего за логическое мышление. Наша цель - достижение хорошо налаженного взаимодействия обоих полушарий, вносящих свой вклад согласно способностям при решении той или иной задачи. В связи с этим в последних двух категориях упражнений вам каждый день будет предлагаться возможность вовлечь левое полушарие мозга в участие в процессе, ведущем к положительным переменам в вашей жизни.

Эти упражнения представляют наибольшую ценность. Например, если вы ощутили присутствие чудовищ, оказавшись на новой территории, вам будет предложено дать им имена, как можно больше узнать о низ и определить роль, которую они сейчас играют в вашей жизни. Мертвые драконы не изрыгают пламени, и поэтому огнедышащие твари, встречающиеся на вашем пути, наверняка являются отображением каких-то «подводных камней» в русле вашей взрослой жизни. И, став осознанными, эти препятствия будут казаться менее ужасающими.

Вы будете обращаться к левому полушарию с просьбой помочь опознать существа, встретившиеся на дорогах вашего подсознания. Работая совместно, оба полушария помогут решить, как поступать со страхом и беспокойством в подсознании, которые теперь вам доступны.

Возможно, в течение реализации этой шестидневной программы вам удастся сломать некоторые барьеры, препятствующие творческой деятельности. И внезапный успех может вдохновить вас взяться за новый проект или коренным образом изменить старый. В этом случае левое полушарие внесет значимый вклад и поможет вам решить, какие идеи должны быть реализованы немедленно, а какие являются второстепенными и могут быть отложены на время.

Хотя действие левого полушария вашего мозга будет использоваться в упражнениях всех категорий, здесь вы впервые напрямую прибегнете к его полезному опыту.

 

 

Категория 11. Утверждения

 

Часто ли вам приходилось видеть, как люди проигрывают только из-за недооценки самих себя? Люди, говорящие «Я не могу», лишь с абсолютной точностью предсказывают результаты своих усилий. Как можно избавиться от навязанных самим собой ограничений? Последнее слово всегда остается за нашим внутренним судьей - ничто на свете не способно изменить его утверждение, только он сам может переписать вердикт.

 

 

Два условия для достижения успеха

 

Два условия необходимы для достижения успеха: позитивное мышление и позитивные ощущения. Первое - продукт вашего аналитического Я, второе - из сферы эмоционального. Попытки достичь лишь одного из двух необходимых условий приведут к тому, что вы так дальше и будете использовать только половину своих возможностей.

Упражнения этой категории научат вас усиливать позитивные ощущения в обоих полушариях мозга.

Вам будут предложены «утверждения», являющиеся позитивными мыслями, которые должны удерживаться в сознании на протяжении всего дня. Они помогут вам сконцентрироваться на положительных взглядах. Это также поможет запрограммировать левое полушарие мозга на то, чтобы оставаться восприимчивым к новым идеям, ведущим к успеху. Визуальное воображение будет использовано в этих упражнениях для программирования правого полушария таким образом, что вы будете способны на эмоциональном уровне вообразить реальность успеха. Таким образом, установка обоих полушарий на ожидание положительных результатов позволит вам быть готовым к использованию возможностей достижения самых высоких целей.

 

 

Часть III. Практика

Ваша персональная программа

 

 

Введение

Как использовать персональную программу

 

Ее я называла и «'Курсом тренировки...», и «Курсом развития...», и «Программой для развития правого полушария мозга». Конечно, эти варианты не сбили вас с толку. И вот перед вами 67 упражнений для шести дней. Прорабатывать эту часть книги можно несколькими способами.

1. В паре с другом, по очереди выполняя роль «слушателя». Важно доверять человеку, с которым вы решили совместно заниматься, ибо придется сталкиваться с глубоко личными вопросами. Конечно, не обязательно рассказывать ему обо всем, что вы записали, однако большинству людей свойственно стремиться обсудить с кем-либо результаты упражнений. Я предлагаю с большой тщательностью отнестись к выбору партнера.

2. Вы можете заниматься в группе. Одно из преимуществ такого подходя - то, что роль «слушателя» могут выполнять сразу несколько человек. Работа с посторонними людьми усложняет проблему конфиденциальности, однако обеспечивает возможность получать поддержку и поощрение в более разнообразных формах. В моих группах руководствуются только двумя правилами: никто не должен делать то, чего делать не хочет (например, выполнение отдельных упражнений или обсуждение очень личной информации, полученной в ходе занятий); и никто не вправе язвительно высмеивать рассказы других. Для успешной работы в группе следует исключить соперничество; ее цель - обеспечить атмосферу надежности и согласия.

3. Можно работать в одиночку, самостоятельно наговорив на магнитофон инструкции к упражнениям 110 созданию зрительных образов (категория.3). Это позволит вам расслабиться, наслаждаться процессом работы и извлечь максимальную пользу из прорабатываемого материала.

4. Вы можете заказать профессиональное выполнение магнитозаписей, в которых можно использовать не только голос, но и звуки океана, и музыку для медитации.

5. Прочитав все упражнения и вызубрив порядок действий, вы сможете вызывать зрительные образы без использования магнитофона или чьей-либо персональной помощи.

Обдумайте преимущества каждого из способов работы и выберите себе наиболее подходящий.

Чтобы вся программа сработала правильно, важно заранее подумать еще о трех условиях.

Окружающая обстановка: Вас не должны беспокоить друзья, члены семьи, любимые животные, телефон или звонки в дверь. Избегайте отвлекающих факторов, которые помешают вам сконцентрироваться или испортить настроение. Выберите такое место» где бы вы чувствовали себя уверенно и спокойно, - не обязательно дома, а, например, даже в машине, остановленной в красивом безлюдном месте. Серьезно подойдите к выбору места занятий, поскольку уединение крайне важно для выполнения этих упражнений.

Время: программа рассчитана на выполнение в течение шести дней, ежедневно по два часа подряд. (Если вам это неудобно, можно разработать другой распорядок.) Чтобы извлечь максимальную пользу из курса, решите точно, когда вы планируете заниматься, и придерживайтесь этого расписания. Эффект достигается, когда выполняются все упражнения подряд, поэтому постарайтесь выбрать непрерывный промежуток времени и, по возможности, занимайтесь ежедневно.

Необходимые предметы: Вам понадобятся карандаш или ручка и блокнот. Полезным будет магнитофон. Также пригодится кухонный таймер или будильник - для упражнений на время, которые лучше выполнять быстро, имея перед глазами часы.

Ваш блокнот будет очень личным. Многим, из того, что будет записано, вы вряд ли сможете поделиться с. другими. Однако честность перед самим собой в своих чувствах необходима для достижения максимальной эффективности программы. Так что не бойтесь всё записывать. Рассматривайте свой блокнот или дневник как личный отчет о деятельности правого полушария мозга. Вам будет интересно повторно перечитать эти записи месяц или год спустя и увидеть изменения, произошедшие в вашей жизни.

Поначалу используйте эту книгу как руководство по кулинарии и аккуратно следуйте каждому рецепту. Позднее можно начать импровизировать и придумывать новые упражнения. Как только вы осознаете функции правого полушария мозга и научитесь их использовать, вы сможете разрабатывать свои собственные упражнения целенаправленно.

Также очень полезно приобрести привычку фиксировать время и ситуации, когда вы чувствуете прилив творческих сил. Как только идея появилась в вашем воображении, запишите обстоятельства, которые способствовали ее возникновению. Где вы были в это время? Что чувствовали? О чем думали? После периодов творческого подъема постарайтесь оглянуться назад и описать обстоятельства. Научитесь быть внимательным к моменту и запоминать ситуации, когда вы «видите» более ясно.

С помощью самосознания и опыта, приобретенного в упражнениях этого курса, вы научитесь приручать дикую созидательную энергию, заключенную в правом полушарии вашего мозга, и сможете обуздать ее силу, чтобы вскоре управлять ею.

 

 

День 1

 

 

Диаграмма осознания и оценки состояния

 

Многие люди настолько далеки от понимания своего тела и эмоций, что испытывают трудности при попытке точно описать свои ощущения в конкретный момент времени. Названная диаграмма будет показывать, что вы чувствуете в начале ежедневных занятий, и даст вам отправную точку для оценки прогресса по мере прохождения курса.

Вы будете определять свое эмоциональное состояние с помощью чисел на диаграмме. Ноль (0) представляет состояние полного расслабления, означающее предвкушение и ожидание. Отрицательная часть шкалы (от -10 до -1) показывает величину негативной энергии. Эта энергия выражается в ощущении нервного напряжения, «заблокированния» эмоций или творческих способностей, отсутствия гибкости и широты мышления. («Минус десять» показывает самую сильную степень такого состояния.)

Положительный отрезок шкалы (от +1 до +10) отражает усиление интенсивности возникновения созидательных и инновационных идей и достижение состояния так называемого «творческого подъема». («Накал» положительной энергии и вдохновения повышается по направлению от +1 к +10.)

Чтобы поддерживать высокую степень творческой активности на протяжении длительного периода, нужно знать, как время от времени возвращаться в состояние расслабленности. Работая над долгосрочным проектом с точной датой окончания, вы должны сами задавать себе темп. Развитие способности определять свое умственное и физическое состояние позволит вам, не «сжигая» энергию, высокопродуктивно работать на протяжении долгого времени.

Изучите диаграмму и постарайтесь определить, какое число наиболее точно отражает ваши ощущения в настоящий момент. Обведите цифру, показывающую ваше текущее состояние.

 

Диаграмма осознания и оценки состояния

 

 

Отрицательная энергия Положительная энергия

|---------------+---------------|

-10 0 +10

Полное расслабление

 

 

Отрицательная энергия | Положительная энергия

-----------------------------+-------------------------------

чувства заблокированы | ощущение работоспособности

отсутствие гибкости мышления | нетрадиционное мышление

ощущение нервного напряжения | вдохновение, творческий подъем

 

 

Если вам трудно определить, что вы сейчас чувствуете, будьте понастойчивее. По мере прохождения курса вы увидите, что осознавать и оценивать свое состояние вам станет намного легче.

 

 

Что левое полушарие вашего мозга «думает» о вас

 

Вот то самое «дополнительное» упражнение для первого дня занятий по «Программе развитая правого полушария вашего головного мозга», которое было обещано. Оно, однако, не дополняет этот день, а открывает для вас его и программу в целом. Стало быть, правильнее называть данное упражнение «вступительным». («Дополнительным» оно является постольку, поскольку увеличивает общее количество упражнений в предлагаемом курсе до 67)

Цель этого упражнения - обеспечить «операционную базу» для определения вашего представления о себе, образа вашего Я. Позднее, оглянувшись назад, вы будете иметь ясную картину своего отношения к себе в начале этой программы.

Скорость сейчас очень важна - следует пытаться ухватить первые пришедшие в голову мысли. Трата времени на их анализ снизит продуктивность. Дочитав этот абзац, возьмите ручку и запишите свои мысли быстро, без остановки для прочтения написанного. Позднее вам будет предложено вернуться к этим записям, и вы поймете их назначение. А сейчас надо просто выполнить мое указание. Подобно перечню продуктов, которые нужно купить в магазине, составьте перечень слов, описывающих вас. Помните, что нельзя перечитывать написанное! Готовы? Начали.

 

1. __________ 9. __________

2. __________ 10. __________

3. __________ 11. __________

4. __________ 12. __________

5. __________ 13. __________

6. __________ 14. __________

7. __________ 15. __________

8. __________ 16. __________

 

Я понимаю, что вы заинтригованы, но, пожалуйста, и теперь не читайте этот список слов - просто переверните страницу и продолжайте занятие.

 

 

Категория 1. Отключение» левого полушария

Мандала №1

 

 

Мандала (ее вы уже видели), - это не просто узор, это ваш первый шаг на пути к управлению действием правого полушария мозга. В то время, когда вы фокусируете свое внимание на мандале, левое полушарие вашего мозга будет оставлять доминирующую позицию и ослаблять свою «хватку», потому что оно не отвечает за пространственные отношения. Правое полушарие начнет «брать верх».

Мандала поможет вам обрести покой, заключенный глубоко внутри вашего сознания.

Устройтесь удобно на стуле и поместите рисунок перед собой. Сконцентрируйте взгляд в центре фигуры и смотрите на узор. Вы не должны «думать» о рисунке как таковом, надо лишь «улавливать» вызываемые им ощущения. Пристально смотрите на центр картинки, пока чувствуете себя комфортно за этим занятием; вам будет казаться, что узоры сдвигаются, смещаются, частично наплывают друг на друга-Большинство людей поначалу отводят пять или десять минут на выполнение этого упражнения. Однако некоторые мои ученики считают, что даже большая длительность является полезной. Мандала поможет вам:

- сконцентрировать внимание;

- прекратить ваши внутренние диалоги;

- отвлечь левое полушарие мозга, не воспринимающее пространственные отношения;

- а также позволит правому полушарию занять доминирующую позицию на длительный промежуток времени.

 

Результаты работы правого полушария

 

Выполнив это упражнение, вы почувствуете себя более расслабленным и сосредоточенным. Несмотря на обезоруживающую простоту, оно очень эффективно.

Однако некоторые жалуются на усталость и снижение концентрации внимания, возникающие через несколько минут. Надо понимать, что каждый должен выбрать подходящий для себя режим. Даже несколько минут, затраченные на созерцание мандалы, помогут остановить беспорядочное мелькание образов в вашем сознании. Через три дня после начала занятий почти каждый чувствует себя уютно, выполняя упражнение этой категории, и находит его чрезвычайно полезным.

 

 

Категория 2. Тренировка биологической обратной связи

Классическое начало

 

Состояние вашего тела во многом зависит от мыслей. Они имеют большую силу и в значительной степе ни определяют функционирование организма. Ход мыс лей способен повысить кровяное давление, и сознательным усилием вы можете понизить его. Мысли могут создавать барьеры, подавляющие творческие способности. Научившись же направлять ход ваших мыслей в нужное русло, можно высвободить уже присутствующую В вас энергию. Если ваши мысли создают состояние напряженности, сознательным усилием можно позволить своему телу и расслабиться.

Это подготовительное упражнение поможет вам достичь состояния, определяемого нулевым значением на диаграмме. Научившись использовать силу сознания для управления энергией организма, вы сможете очень быстро погружаться в состояние полного расслабления. Поначалу (а может быть, даже в течение нескольких первых дней занятий) вы будете тратить больше времени на то, чтобы полностью освободить свое тело от вредной напряженности. Но вот что парадоксально: чем упорнее вы будете стараться, тем сложнее будет это сделать. Секрет заключается в том., что нужно не пытаться расслабить свое тело, а позволить ему расслабиться. Будьте добры к самому себе и помните, что это не важно - достигнете ли вы состояния полной расслабленности сегодня, завтра или послезавтра. Важно лишь то, что вы находитесь на верном пути. Чувствуйте себя свободно, прогресс будет достигаться со скоростью, соответствующей вашему внутреннему ритму выполнения этого курса.

Расположитесь в комнате сидя или лежа в наиболее удобном для вас месте. (Лежа можно даже заснуть в результате достижения полной релаксации.) Лучше не скрещивать ноги и избегать любого положения, в котором напрягаются хоть какие-то мышцы. Снимите стесняющую вас одежду. Удобно расположите руки вдоль тела.

Как ваше тело ощущает поверхность, на которой вы расположились?

Мягко... (Вы лежите на плюшевых подушках?)

Прохладно... (Вашей кожи касается гладкое дерево?)

Закрыв глаза, переместитесь в полную темноту... в сияние огней... постепенно меркнущих... снова черный экран.

Не изменяя представленной картины, прислушайтесь к своему дыханию.

Вы спокойны и расслаблены?

Положите руки на живот и сделайте глубокий вдох.

При правильном дыхании руки будут приподниматься, когда грудная клетка и живот расширяются от вдоха.

Теперь попробуйте снова...

Ощущаете разницу?

Очень медленно, считая до пяти, сделайте глубокий вдох. Удерживайте дыхание, снова повторяя счет, и медленно выдыхайте. Один... два... три... четыре... пять.

Вероятно, вы станете зевать, начиная расслабляться.

Сделайте еще один глубокий вдох, продолжая считать и расслабляться.

Один... два... три... четыре... пять: удержите дыхание... выдох.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.107 сек.