КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие правого полушария 5 страница
Представьте точку в центре вашего тела. Постарайтесь устремить все ваши мышцы к этой точке. Каждый мускул вашего тела должен сжиматься, когда вы пытаетесь достичь этой центральной точки. Теперь расслабьтесь. Прочувствуйте ощущения напряжения и расслабления. Представьте ту же самую центральную точку и пытайтесь оттянуть все мышцы в противоположном направлении. Старайтесь вытянуть их как можно дальше от центра. И расслабьтесь. Отметьте едва уловимое ощущение, охватившее ваше тело. Сконцентрируйте всё свое внимание на ногах. Напрягите как можно сильнее мышцы ног. Сжимайте... два... три... четыре... пять: удерживайте напряжение... два... три... четыре... пять: расслабьте мышцы... два... три... четыре... пять. Ощутите свои лодыжки и напрягите их... сжимайте... два... три... четыре... пять: удерживайте напряжение... два... три... четыре... пять.. расслабьте мышцы... два... три... четыре... пять... И икры ног сжимайте... два... три... четыре... пять: удерживайте напряжение... два... три... четыре... пять... расслабьте мышцы... два... три... четыре... пять... Бёдра сжимайте... два... три... четыре... пять: удерживайте напряжение... два... три... четыре... пять... расслабьте мышцы... два... три... четыре... пять. Ощутите свои ягодицы, напрягите их, чтобы они стали твердыми, считая до пяти, удерживайте... и расслабьте... два... три... четыре... пять... А сейчас прогните спину, потянувшись, как кот, удерживайте... два... три... четыре... пять: расслабьте- два... три... четыре... пять... Движение плечами вперед как можно дальше... удерживайте... расслабьте... Отведите плечи назад, еще дальше... удерживайте... расслабьте... Напрягите как можно сильнее предплечья... удерживайте... расслабьте... Медленно совершайте вращательные движения запястьями... вращение... продолжайте... расслабьтесь... Сожмите пальцы в кулак и напрягите их... удерживайте напряженными: теперь расслабьте... Медленно совершайте вращательные движения шеей... движения по кругу... вы можете чувствовать натяжение мышц... и расслабьтесь... Напрягите мышцы лица... удерживайте в этом состоянии... и расслабьте... Глубоко вдохните... и выдохните. Потянитесь каждой частью вашего тела, которая этого хочет. Еще один глубокий вдох... Скажите себе, что правое полушарие мозга намерено помочь достижению ваших целей. Расскажите ему, что вы желаете стать более творческим человеком, и просите его помощи в этом. Медленно, очень медленно откройте глаза и оцените свое самочувствие. Запишите значение из диаграммы, наиболее точно соответствующее вашему состоянию. Сейчас левое полушарие вашего мозга совсем не интересуется вашими действиями. Во время этого упражнения за ваше поведение отвечало правое полушарие мозга.
Результаты работы правого полушария
Только что ваше тело расслаблялось под управлением сознания, подчиняясь его указаниям. На моих занятиях после этого упражнения мы наблюдаем многочисленные улыбки, кое-кто зевает и удовлетворенно потягивается. Существует, однако, категория людей, чей организм не подчиняется действию сознания. Некоторые так никогда и не научатся расслаблять свое тело, во всяком случае, под влиянием сознательных усилий. Я советую им продолжать попытки, и, если по истечении шести дней они по-прежнему не способны привести свое тело в расслабленное состояние, я рекомендую им пройти несколько сеансов на аппарате биологической обратной связи не только для успешного завершения курса, но и для поддержки здоровья. У людей, которые не могут расслабить тело ни при каких условиях, обычно присутствуют физиологические симптомы, определяющие неспособность тела освободиться от напряжения. К этой категории относятся многие язвенники и жалующиеся на хронические боли шеи и спины.
Категория 3. Направляемое зрительное воображение В далеком лесу
Если вы занимаетесь в одиночку и не записали упражнение на магнитофонную пленку, важно выполнять это упражнение по частям. Читайте до тех пор, пока не почувствуете, что пора остановиться. Затем закройте глаза и вызовите в памяти предложенные инструкции. Вообразите, что вы один гуляете по лесу. Вокруг красота и буйная зелень деревьев. Можете ли вы видеть их? (Или ощущать их присутствие?) Представьте себе цвета... сфокусируйте на них «глаза» своего сознания. Вслушайтесь в доносящиеся звуки... Почувствуйте аромат деревьев... Как ваша кожа ощущает свежесть воздуха? Поблизости протекает небольшой ручей. На миг ощутите наслаждение его журчанием. Теперь переберитесь на другой берег, шагая по большим плоским камням, выступающим из воды. Медленно идите по лесу до тех пор, пока не попадете на красивый луг, где сможете присесть отдохнуть. Как можно более отчетливо осознайте всё, что чувствуете и видите. Разнообразна ли гамма цветов? Звуков? Спокойно посидите некоторое время, оглядите луг и отметьте его особенности. Вообразите как можно более натуральную картину. С опушки леса доносятся звуки. Что это за звуки? Почувствовав готовность покинуть луг, двигайтесь вглубь леса. Ощутите звуки своих шагов по тропинке. Определите характер почвы под ногами. Миновав поворот тропинки, обнаружьте домик, стоящий неподалеку. Удивились ли вы, увидев его здесь? (Возможно, всё это время вы точно знали о его существовании.) Опишите окрестности дома в своем блокноте. Подойдите ближе и убедитесь, что дверь слегка приоткрыта. Не стесняйтесь зайти внутрь, вы никому не помешаете. Войдите и уясните себе, что вы один в доме. Оглянитесь вокруг. Что вы видите? Запишите в блокнот, как выглядит комната. С фасадной стороны дома открыто окно. Посмотрите в него и запишите, что вы увидели. Исследуйте дом. Пройдите через комнаты к закрытой двери в конце темного коридора. Откройте ее и загляните внутрь Поначалу вам кажется, будто эта комната пуста, однако затем вы обнаруживаете, что в маленькой кроватке в алькове спит ребенок. Вообразите, что он почувствовал ваше появление. Что он хочет сказать вам? Запишите слова ребенка и то, что вы ему говорили (или хотели сказать) в ответ. Спрашивал ли этот ребенок о чем-либо таком, что напомнило вам о ваших собственных чувствах? Если да, спросите себя, не находились ли они в вашем подсознании на протяжении какого-то времени? Если бы вы могли выразить их одним словом, что это было бы за слово? Если вы почувствовали сильные эмоции в связи с посещением этого домика и хотите поработать над ними, отведите страницу в записной книжке, чтобы выразить их более подробно. Вы можете нарисовать что-то, сочинить стихотворение или мелодию. Не работайте здесь ради успеха (не забывайте, ваши критики сейчас заняты обедом). Позвольте силе чувств направлять ваши слова, линии иди ноты.
Результаты работы правого полушария
Доктор Роберт Гуд всегда хотел писать, и, по его рассказам, в прошлом даже преуспел в этом занятии. Он хотел разрушить барьер, мешавший заниматься писательской деятельностью на протяжении многих лет. В первый день курса, после подготовительных упражнений с использованием пространственных образов и биологической обратной связи, я провела со своими учениками упражнение, которое вы только что закончили. Едва ли не самым трогательным из впечатлений, пережитых нами в тот день, когда люди зачитывали свои записи, была одна из строчек Боба. Он описал дом в лесу «широкими мазками», отмечая, что вокруг дома смеялись и играли дети. Тогда прозвучала эта строчка: «Я стоял по другую сторону изгороди и рыдал». Боб произнес эти слова тихим, спокойным голосом, почти шепотом. Красноречие этой строки заключалось не только в сказанном, но и в том, о чем умалчивалось. Слушатели каждый по-своему могли воображать, что же заставило ребенка чувствовать себя таким обделенным нежной любовью семьи и так ярко воскрешать в памяти боль, будучи уже зрелым человеком. Боб говорил очень немного и в последующие четыре дня занятий, прорабатывая все упражнения. Потом, в последний день, сообщил, что ему удалось преодолеть барьер, мешающий писать! Он сочинил рассказ, полный драматизма и страсти. Более того, он уже точно знал название своей. будущей книги. Роза Кейб рассказывала, что ни разу в жизни не писала стихов. Мне трудно было в это поверить, но она настаивала на своем. Ни в школе, ни в детском дневнике не было ничего, что бы она могла вспомнить. Она поведала нам, что не могла сочинять стихи, поскольку левое полушарие мозга побуждало ее к более «практичным» занятиям. Однако в ходе этого упражнения Роза, представив ребенка в комнате, вспомнила свою собственную дочь в кроватке. Также внезапно в памяти всплыли два наиболее значительных события ее жизни: рождение ребенка и смерть матери. Она взяла точные слова, сказанные ей в те времена, и сложила из них текст для лирической песни. Казалось, слова лились сами:
Роза, у тебя есть дочь. Роза, твоя мать в могиле. У наших истоков и у окончаний мы слышим священную песнь жизни. Все в жизни продолжается - и затем уходит. А в середине - борьба, потому что я так их люблю. Должен быть узор на ткани из ткацкого станка, Видимый с дальнего расстояния - лишь смерть может дать нам возможность. Роза, у тебя есть дочь. Роза, твоя мать в могиле. В многокрасочной ткани мы видим священную песнь жизни.
Неделю спустя композитор и исполнитель Пол Бер ген написал музыку на стихи Розы и исполнил их под аккомпанемент гитары на «Конференции Писателей в Санта-Барбаре».
Категория 4. Переходные объекты Вы можете снова вернуться домой
Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и затем медленно выдохните. Каждый раз, когда вы выбираете такой способ дыхания, он будет напоминать вам «обусловленное расслабление» из упражнения категории 2 (БОС). И вы можете постепенно достичь умения с помощью одного такого вдоха погружаться прямо в состояние глубокого расслабления. Если вы чувствуете желание потянуться, сделайте это сейчас. Освободитесь от мышечного напряжения, если оно вернулось. Прикройте глаза. Позвольте мыслям «нырнуть» в ранние годы вашей жизни. Одни люди с большим трудом вспоминают такое далекое прошлое, другие - достаточно легко. Может быть, вам поможет воспоминание о чем-либо весьма значимом для вас в то время. Была ли это кукла, игрушка или детское одеяло? Что имело для вас большее значение? Если у вас возникли трудности, возможно, вы сумеете вспомнить дом, в котором жили, когда впервые пошли в школу. Позвольте воображению переместить вас внутрь дома, в вашу спальню. Сейчас вам удастся найти там предмет, который так много значил для вас Потратьте время на поиски этого важного предмета, прежде чем покинуть комнату. Позвольте этому воспоминанию провести вас к другим картинам прошлого. Вы можете воскресить в памяти лица, чувства, события... Попробуйте направить свои мысли сквозь образы прошлого. Позвольте сознанию видеть... чувствовать... заново переживать те времена. Вернитесь к моменту, когда впервые помните себя сидящим за школьной партой. Сидели ли вы за первой партой? За последней? С правой стороны класса или с левой? Ваша парта, вероятнее всего, была сделана из дерева. Была ли ее поверхность покрыта царапинами? Что за имена были вырезаны на ней? Водили ли вы когда-нибудь пальцем по следам, оставленным на крышке парты ножом или карандашом? Кто сидел впереди вас? Помните ли цвета окружающих предметов? Помните ли учителя? Не важно, если кажется, что вы видите класс «из одного времени», а учителя в нем - «из другого». Люди часто сливают несколько воспоминаний в одно. Гораздо важнее найти ощущения из вашего детства, чем факты. Все воспоминания - обман. Кто может точно помнить, как все было? Это - ваша «внутренняя» истина. И сейчас именно она представляет интерес. Запишите все посетившие вас воспоминания. Возможно, вы пожелаете излагать их, как сновидения, позволяя описанию перемещаться от одной мысли к другой, перепрыгивать с одной ситуации на другую. Если по какой-то причине вы просто не можете воскресить в памяти раннее детство, то придумайте его для себя, сочините историю. Какой вы воображаете свою жизнь в те времена? Запишите первые мысли, пришедшие в голову, - отдельное событие или отрывочное воспоминание, на ваш выбор. Можете ли вы вспомнить какой-нибудь детский секрет? Что-нибудь такое, о чем вы обещали никогда никому не рассказывать? Кто вам поведал этот секрет? В чем он заключался? Испытывали ли вы искушение рассказать кому-нибудь о нем? Открыли ли кому-либо этот секрет? Что произошло после этого? Помните ли вы, когда впервые обнаружили, что ваши родители имеют от вас секреты? Помните, что тогда чувствовали? Раскрыли ли вы сами какой-нибудь важный секрет? Помните ли его сейчас? Можете вспомнить, когда вы впервые увидели обнаженного ребенка противоположного пола? О чем вы тогда думали? Что чувствовали? Кто был вашим лучшим школьным другом? Что вас больше всего в нем привлекало? Что было наиболее чудесным из того, что вы когда-либо делали вместе? Что еще осталось у вас в памяти? Помогли ли вам эти воспоминания соприкоснуться с жизнью ребенка, до сих пор являющегося частью вас самого? Относитесь к этому ребенку и к своим воспоминаниям с большим уважением. Будьте уверены, что «взрослая» часть вашего Я с воспитательных позиций рассматривает ребенка, которым вы были или есть и в известном смысле всегда будете. Хотели бы вы, чтобы кто-нибудь рассказал вам в детстве о чем-то определенном? Если бы можно было вернуть и изменить прошлое, хотели бы вы изменить какие-то из вспомнившихся событий? Будьте очень спокойны и позвольте событиям развернуться в вашем воображении. Дайте ребенку услышать или почувствовать то, в чем он нуждается. Пусть он черпает поддержку или силу из новой концовки старых событий.
Категория 5. Писание «другой» рукой Что правое полушарие вашего мозга «думает» о вас
Это упражнение специально разработано для недоминирующей руки. Возьмите ручку в руку, которой вы обычно не пишете (левую). Вам наверняка будет трудно писать разборчиво, и это занятие даже может показаться глупым. Однако поверьте мне - оно весьма важно. Теперь пишите, как перечень продуктов, которые нужно купить в магазине, все слова, по вашему мнению, описывающие вас. Не делайте пауз для размышления - это наиболее важно. Сразу же начинайте.
1. __________ 9. __________ 2. __________ 10. __________ 3. __________ 11. __________ 4. __________ 12. __________ 5. __________ 13. __________ 6. __________ 14. __________ 7. __________ 15. __________ 8. __________ 16. __________
Теперь прочтите список и сравните с тем, который вы составили с помощью ведущей руки. Вы наверняка обнаружите, насколько более уязвимым вы кажетесь согласно списку, сделанному левой рукой (продиктованному правым полушарием мозга).
Результаты работы правого полушария
Если вы - «чистый» правша не только в письме, но и во всех остальных действиях, эти два списка раскроют огромную разницу в оценке вашего Я разными полушариями мозга. Если вы много занимались психотерапией или использовали другие методы стимуляции правого полушария мозга, списки будут более схожими по той причине, что прежде ваше правое полушарие уже «поделилось» своими чувствами с левым. Вы наверняка обнаружите, что первый список (от доминирующей руки) содержит характеристики, которые вы за собой числите в целом сознательно. А список, составленный левой (недоминирующей) рукой, вероятно, раскроет удивительную уязвимость, разные тонкости, слабые места вашей личности. Вас даже может потрясти то, что подсознание «приказало» написать левой руке. Рассмотрим типичный пример результатов этого упражнения. Ниже приведены характеристики, составленные для себя одной женщиной из Флориды, достаточно привлекательной, в возрасте около 35 лет. Первый список (доминирующая рука, 10 строк): честная, удивительная, симпатичная, сердечная, нежная, заботливая, дающая, желанная, работник, нетерпеливая. Второй список (недоминирующая рука, 12 пунктов): щедрая, злая, пугливая, мечтатель, надежда, нужда, рыдания, печальная, глупая, одинокая, замученная, разбросанная. Иногда списки содержат похожие слова. Это называется эффектом эха: отзвуки первого списка часто отражаются в начале второго. Затем появляются более сокровенные определения. Были ли определения из ваших двух списков такими же сильными, как в приведенном примере? Если да, то ваше подсознание таит от вас много секретов. Эти секреты будут открыты постепенно, по мере прохождения курса.
Категория 6. Стимуляция чувств Тренировка ваших чувств
Это первое упражнение в данной категории весьма обобщенное и охватывает все пять чувств (шесть, если вы обладаете еще каким-то «даром»!). В последующие дни отдельные упражнения будут фокусировать ваше внимание на каждом из чувств в течение более длительного отрезка времени. Сегодня же мы кратко остановимся на каждом из них. Целенаправленно концентрируйтесь на данных ниже указаниях. Не жалейте времени. Не нужно допускать никакой спешки при выполнении этого упражнения. Здесь и сейчас я сознаю: - Дар видеть. Выберите какой-нибудь предмет, находящийся в комнате, и взгляните на него по-новому как зачарованный ребенок смотрел бы на незнакомую вещь. С помощью одного только зрения изучите его контуры, его детали. Старайтесь смотреть свежим взглядом, чтобы открыть в этом предмете что-то новое, чего вы ранее не замечали. - Дар слышать. Выберите какой-нибудь звук и вслушайтесь в него по-новому. Доносятся ли звуки снаружи? Изучите их, как будто они вам незнакомы. А если ничего не слышно, лишь тишина вокруг? Включите музыку или какой-нибудь аппарат. Одна моя ученица села на пол в кухне, включила посудомоечную машину и обнаружила, что звуки всплесков и кружащейся воды возбуждают воображение. Ей действительно удалось конструктивно использовать эти звуки, чтобы сфокусировать внимание на том, что она слышала. Однажды я предложила звук проходящего поезда для этого упражнения и обнаружила, что он оставляет чарующее впечатление. Вообразите вдали протяжный, печальный вой, постепенно переходящий в сильное крещендо с субдоминантными звуками, а затем внезапное утихание. - Дар обоняния. Есть ли в комнате какие-нибудь запахи? Чувствуете ли вы запах цветов или парфюмерии? Или что-то из кухни? Запах горящего кедра в камине, табачной трубки или кожи? Сознательно запечатлейте этот запах в своей памяти, как будто пытаетесь запомнить его. - Дар ощущения вкуса. Можете ли вы определить вкус во рту? Он сладкий? Металлический? Приятный? Откройте рот и зевните. Теперь снова осознавайте характеристики вкуса во рту. - Дар осязания. Проведите пальцами левой руки по тыльной стороне правой. Ощутите строение кожи, линии вен и костей. Узнайте что-то новое о своей руке. Закройте глаза и проведите пальцем по тыльной стороне руки, как будто должны сделать ее эскиз в мозгу. Чуть-чуть посидите спокойно и посмотрите, не посетят ли ваше сознание какие-нибудь новые идеи, какие-то чувства, ощущения или мысли. Если да, то запишите их. Если нет, пусть будет так... двигаемся дальше.
Категория 7. Фантазия Воссоздание
Ваши способности фантазировать базируются на возможностях игры воображения. Это упражнение включает использование чувств, памяти и фантазии. Если у вас хорошо развита способность создавать зрительные образы, упражнение покажется чрезвычайно простым. Если вам трудно создавать воображаемые картинки, попробуйте отложить его в памяти и пытайтесь выполнить несколько раз в течение дня. Умение без труда вызывать образы в памяти - это лишь первый шаг те творческой игре ими и к стимуляции любого вида деятельности правого полушария мозга, который вы желаете развить. Представьте себе белый киноэкран и спроецируйте на него образы, которые я вам предложу. Старайтесь проецировать наружу, а не на темную поверхность сомкнутых век. Закройте глаза и представьте красное яблоко. Оно яркого цвета и с глянцевой кожицей? Со сломанным хвостиком или с целым? Рассмотрите цвет... можете ли вы сделать его еще более ярким? Возьмите яблоко в руки и ощутите гладкость его кожицы. Оно твердое или переспелое? Может, оно слегка помято? Внимательно изучите всё яблоко и отметьте, есть ли на нем вмятины и пятна. Откусите кусочек. Чувствуете ли вы вкус этого яблока? Можете ли ощутить структуру его вещества? Если вы проголодались, откусите еще кусочек и дайте ему утолить ваш голод. Теперь представьте апельсин. Ваш апельсин большой и с толстой ноздреватой кожицей или маленький и гладкий? Можете ли вы более ясно представить его цвет? Потрогайте апельсин и ощутите фактуру его кожицы. Начните очищать его. Кусочки кожицы вы можете класть на салфетку, которую вообразили на столике перед собой. Разломайте апельсин, отделите крайнюю дольку и положите в рот. Сладкий ли апельсин? Есть ли в нем косточки? Он сочный или, может быть, более твердый? Извлеките из вашего воображения теплую влажную тряпку и вытрите руки. На столе, стоящем перед вами в воображении, лежат две грозди винограда. Одна гроздь зеленая, ягоды без косточек. Другая - темно-фиолетовая. Можете ли вы точно видеть цвета? Отметьте различия в размере винограда. Можете ли сделать размер зеленого винограда чуть меньшим, а фиолетового - чуть большим? Отделите одну зеленую ягоду и почувствуйте силу, удерживающую ее на веточке. Теперь возьмите одну фиолетовую ягоду. Которая из них прочнее крепится к ветке? Сначала съешьте зеленую ягоду винограда и насладитесь вкусом. Теперь фиолетовую, и будьте осторожны - она с косточками. На тарелке лежат лимон и лайм. Сравните оттенки желтого и зеленого. Почувствуйте разницу в строении кожицы. Они спелые или начинают портиться? Не страшит ли вас мысль о том, что будет дальше? Возможно, вы не желаете пробовать ни лимон, ни лайм. Если так, то не делайте этого. Однако вы можете захотеть вспомнить вкус и осознать свое сопротивление и выделение слюны. Или, почувствовать, что это упражнение уже надоело и пора переходить к очередному. Что и следует сделать в любом случае.
Результаты работы правого полушария
Моя клиентка из Сан-Франциско рассказывала в личной беседе о результатах выполнения упражнения на воссоздание ощущений. «Мне не удавалось увидеть какие-нибудь фрукты. Некоторые цвета, но не все, да и те постепенно ускользали. И я совсем не ощущала никакого вкуса.» «Что вы почувствовали позже?» - спросила я, зная, что она овдовела чуть больше года назад. Дети у нее взрослые и живут в разных городах. За последние двенадцать месяцев в ее жизни произошли большие изменения. «Я чувствовала что-то вроде... внутренней смерти. Отрешенности от всего. Я не видела никакого выхода. Я не могла представить, как можно хоть что-то изменить. Казалось, что больше не будет ничего хорошего. Я не испытывала никаких желаний». Мы обсуждали разные действия, которые она могла бы предпринять для облегчения борьбы с горем и депрессией. Она согласилась, что психиатр, к которому я посоветовала обратиться, способен помочь найти еще больше вариантов. К нашей следующей встрече у нее возникало меньше трудностей с созданием зрительных образов, хотя это никогда не удавалось ей так же легко, как большинству людей. Тем не менее наблюдался некоторый прогресс в ее способности создавать картинки в воображении и... решать личные проблемы. И сейчас невозможно определить, что в большей степени обусловило положительный результат - этот курс или приемы психотерапии.
Категория 8. Работа со сновидениями Послушаем сновидца
Вспомните прошедшую ночь и представьте себя спящим в кровати. Можете ли вы воскресить в памяти какие-нибудь сны? Подумайте над этим немного и посмотрите, не всплывут ли фрагменты воспоминаний. Зафиксируйте содержание сна, используя настоящее время: «Я вижу...» гораздо более эффективно, чем «Я видел...». Попытайтесь заново пережить сон. Если вы действительно не можете вспомнить ни один сон, придумайте его и запишите в блокнот. Постарайтесь воссоздать настроение сна. Закройте глаза и испытайте его ощущения. Используйте приемы стимуляции чувств для переключения памяти (цвета, звуки, осязательные ощущения). Спустя несколько минут запишите ассоциации, возникшие у вас в связи со сном. Какие бы мысли ни пришли вам в голову, все они важны. Пишите быстро, используя отдельные фразы или обрывки мыслей, кратко определяя образы, которые сон напомнил вам в текущий момент. Размышляйте свободно и записывайте все мысли, чувства и воспоминания, помогающие понять эмоции, оказавшиеся на поверхности в ходе работы со сновидением. Старайтесь писать с той же скоростью, с которой идеи приходят вам в голову.
Результаты работы правого полушария
Сорокасемилетняя Б. Дж. рассказывала о своих снах небольшой компании, собравшейся у меня дома. Сон: «Во сне меня взбесила моя дочь. Я кричу на нее, а она не слушает. Я умоляю, а она продолжает игнорировать меня. Она увольняется с руководящей должности в престижной рекламной компании, чтобы стать чьей-то горничной. Мои слова не имеют никакого значения... Она ведет себя так, будто не слышит меня.» Ее ассоциации: «То, из-за чего я расстраиваюсь, казалось бы, представляется совершенно очевидным. Но на самом деле моя дочь как раз купила большой дом и вынуждена очень много работать, чтобы вовремя вносить за него деньги. Я волнуюсь, что у нее много времени будет отнимать уборка дома. Мне кажется, я боюсь, что моя дочь махнула рукой на слишком большие деньги, которые так нужны для исправных платежей, и ценный «кусок» свободного времени, потребный для выполнения всей этой домашней работы.» Ее дальнейшие ассоциации: «Я думаю, что в этом сне я видела вовсе не свою дочь. На самом, деле то была я сама. Я не зарабатываю больших денег, но моя работа очень много для меня значит и приносит удовлетворение. У меня свободный график, и слишком много людей ожидают, что я отложу работу, чтобы позаботиться об их нуждах. Я думаю, меня это злило на протяжении очень долгого времени. Я выполняю за других утомительные домашние дела и отказываюсь ради этого от своей работы. Меня это очень обижало, но я никогда не прислушивалась к себе, никогда действительно не прислушивалась. В этом сне, мне кажется, я кричала на себя сому, пытаясь остановиться и не тащить на себе все домашние обязанности, принося в жертву работу. До настоящего момента я не могла представить, какая злость овладевала мной из-за этого. И у меня есть выбор, а я вела себя так, как будто выбора нет. Я не должна оставаться в распоряжении каждого, прислугой за всё.» Результат: Она наконец-то услышала себя и потребовала (сначала у себя самой, а позже и у своей семьи) определенное количество часов для своей работы. И никто не мог беспокоить ее - это разрешалось лишь в самом крайнем случае. Она любила свою семью и, увидев, что ее личные интересы тоже могут быть удовлетворены, почувствовала, что помощь близким доставляет ей удовольствие.
Специальные инструкции для работы со сновидениями (дни 1-6)
Поскольку запись сновидений и свободных ассоциаций, возникающих в связи с ними, наиболее эффективна ранним утром, постарайтесь делать это как можно скорее после пробуждения. Вечером положите ручку и бумагу около кровати. Утром записывайте свои сновидения и ассоциации, прежде чем встать с постели. Вы получите наибольшую пользу от этого упражнения, если сможете уловить сигналы правого полушария мозга до окончательного пробуждения левого. Если у вас ранним утром нет времени на запись всего сна, посмотрите, можете ли вы ухватить хотя бы одну или две фразы. Затем используйте свои пометки для того, чтобы вспомнить сон в течение обычного времени занятий по этой программе. Если вам никак не удается вспомнить настоящий сон, придумайте, каким бы он мог быть, и играйте идеями, приходящими в голову.
Категория 9. Свободные ассоциации Утренняя мудрость №1
Это упражнение рассчитано на определенное время. Если у вас есть под рукой часы, засеките десять минут. Также понадобится блокнот. Эффективная технология свободных ассоциаций работает наилучшим образом, когда вы, записывая, не получаете никаких «консультаций» от левого полушария мозга. Не перечитывайте написанное и не останавливайтесь, чтобы подумать. Просто записывайте фразы, фрагменты мыслей или что-либо другое, возникающее в результате действия правого полушария мозга, мысли которого путешествуют туда, куда оно хочет. Не забывайте, что вам нужно написать не хорошо построенный рассказ, а лишь сделать набросок, памятную записку, пытаясь ухватить какой-нибудь материал из подсознания. Когда закончите, не просматривайте то, что написали. Важно, чтобы вы выполнили все упражнения категории 9 в течение шести дней, не прочитывая результатов. На последнем занятии вы прочитаете все результаты сразу. Вам будут даны инструкции, как их интерпретировать и извлекать из них пользу. Теперь же не поддавайтесь искушению прочитать это. Доверяйте процессу. Правое полушарие вашего мозга знает, что делать.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |