Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие правого полушария 9 страница




Если в комнате есть предмет, изукрашенный множеством сложных деталей, проведите по его поверхности рукой и нарисуйте пальцами в воздухе контуры деталей.

Теперь немного посидите в спокойствии, с закрытыми глазами.

Представьте свои руки погруженными в теплую воду. Вдруг вода начинает остывать и с каждой минутой делается все более прохладной. Держите руки в воде, хотя она кажется все холоднее и холоднее. Когда вода станет холодной, подумайте, что пора убирать руки, но подержите их там на момент дольше. Когда вода станет действительно до невозможности холодной, выньте из нее руки.

Теперь заверните руки в воображаемую мягкую салфетку. Пусть она становится теплее и теплее. Пусть это будет электрическая салфетка; поставьте регулятор на значение «Горячо». Держите руки внутри салфетки до тех пор, пока жар не станет нестерпимым, и тогда извлеките их наружу.

Если вы чувствовали изменения ощущаемой температуры, даже на несколько градусов, вы снова продемонстрировали, каким большим влиянием на тело обладает ваше сознание. (Это упражнение можно использовать в особенно холодные или теплые дни.)

Вы можете с помощью мысленного потенциала создавать желаемую температуру в комнате, в которой находитесь. Вспомните йогов, способных гулять в одной легкой маечке и босиком в морозную погоду. Для развития таких способностей, конечно, нужны годы тренировок; большинство же из нас удовлетворились бы возможностью регулировать ощущаемую температуру в пределах 5-10°Р (З-6-С).

Вы также можете экспериментировать в своем воображении с осязанием, используя аналогичное упражнение для извлечения забытой информации.

Если есть что-то, что бы вы хотели вспомнить, используйте свои чувства для возврата к нужному времени. Вспомните ощущения от одежды - тяжелых зимних пальто, или колких шарфов, или легких тканей, или специфическую шершавость замши, или гладкую поверхность бархата.

Пусть память о прикосновениях ведет вас назад на год, еще на один и еще... Откройте заново что-нибудь забытое с помощью воспоминаний об осязательных ощущениях.

 

 

Категория 7. Фантазия

Вы - писатель: вот ваш сценарий

 

Представьте, что вы преуспевающий писатель и садитесь писать рассказ. Будьте уверены, что не станете советоваться со своим левым полушарием насчет окружавшей обстановки, персонажей или сюжета. У правого полушария есть новый рассказ, и, если вы сядете спокойно и будете восприимчивы, этот рассказ появится.

Одни писатели начинают с персонажей, другие - с плана, третьи - со зрительных картин.

Предположите, что вы хотели бы начать с окружающей обстановки. Сидите спокойно, пока ваше сознание исследует возможности; будьте восприимчивы к возникающим образам. (Если вы не видите определенного интерьера или пейзажа в своем воображении, можно использовать вчерашнее упражнение категории 7 на фантазию, чтобы, путешествуя по свету, найти нужный уголок.) Когда вы выбрали свое первое место, опишите его: что вы видите, слышите, осязаете, какие ощущаете запахи и вкусы?

Сядьте спокойно в выбранном правым полушарием месте и подождите, пока к вам приблизится какой-нибудь персонаж. Это может быть кто-то неожиданный. Как выглядит этот человек? Что он чувствует? Каким особым диалогом начнется ваш рассказ?

Сядьте на краю сцены; смотрите, слушайте, чувствуйте и записывайте, что происходит перед вашими глазами. Иногда вы можете пожелать «стать» одним из действующих лиц и почувствовать произошедшее с определенной позиции; в другой раз - другим персонажем и испытать всё, что случилось, с его «колокольни».

Выберите иной, свой собственный подход к этому рассказу из тех форм, что предлагает сейчас правое полушарие.

Начните записывать рассказ. В нем могут встретиться интересные люди. Если действующие лица, сюжет и окружающая обстановка в достаточной мере интригуют вас, доведите произведение до конца. Позвольте действиям самим разворачиваться, пока вы пишете.

Если вы хотите узнать больше о том, как создаются рассказы, переходите к следующему упражнению.

 

 

Категория 8. Работа со сновидениями

Скажите «привет» постановщику своих снов

 

Вспомните, что рассказывают Стив Аллен и доктор Джеймс Гротштейн о театре сновидений. Теперь вы можете использовать их опыт в работе со своими снами. Запишите в блокнот сон, который вам приснился сегодня или вчера.

Сделайте глубокий расслабляющий вдох. Закройте глаза и представьте помещение, в котором создан ваш сон. Эта «студия», расположенная в правом полушарии вашего мозга, вообще не должна напоминать мозг. Фантазируйте. Представьте ее такой, какой хотите. Возможно, она выглядит как затемненная комната, где ночные существа лениво бродят по призрачным углам и специальный постановщик снов отдыхает в мягком кресле. Здесь может присутствовать налет таинственности. Помните, что сон - это, в конце концов, место рождения метафор и символов.

Медленно зайдите в комнату. Дайте глазам привыкнуть к тусклому свету. Теперь, когда вы внутри, медленно подойдите к постановщику и дружелюбно обратитесь к нему. Предложите подарок этой творческой личности. Возможно, вы случайно захватили с собой печенье, бутылку вина или цветы. Объясните ему, что не желаете быть назойливым, а лишь хотите лучше понять произведения, которые ставятся каждую ночь в вашей голове. Объясните, что вы часто видите пленительные картины, приводящие в замешательство и смущающие вас, - иногда (как и принято в хорошем театре) они даже вселяют в вас ужас. (Похвала не может быть плохим способом начала знакомства, поэтому я предлагаю вам начать с благодарностей постановщику за какие-нибудь забавные или приятные ночные «спектакли», оставшиеся у вас в памяти.)

Теперь спросите у собеседника, кто же является наиболее творческой частью вашего Я, чтобы обратиться к нему с несколькими вопросами, возникшими у вас относительно прошлых постановок. Почему определенный сон периодически возвращается - лишь с небольшими изменениями, подобно популярным телевизионным шоу? Какое сообщение, до сих пор не воспринятое вами, скрыто в них? Вы очень сильно любите тайны; но их разгадки - еще больше. Спросите постановщика о том, что осталось для вас непонятным из последнего сна.

Если постановщик отказывается отвечать, доверяйте благоразумию своего внутреннего Я. Постановщики сновидений, полностью заключенные в вашем подсознании, знают, что иногда сознание не готово иметь дело с информацией, выраженной намеками и образной системой сновидений. Возможно, вам еще рано знать ответы на все вопросы. Спросите его, что вы можете сделать для подготовки к восприятию этой информации. Если вы по-прежнему не получили ответ, попросите о сне, который внес бы ясность и продвинул бы вас хоть на один шаг вперед к пониманию.

Я советую излагать просьбы очень осторожно. Неразумно помыкать своим постановщиком. Храните уважительное отношение к своему творческому дару. Относитесь к своим снам как к птице, спокойно сидящей у вас на ладони.

 

 

Категория 9. Свободные ассоциации

Утренняя мудрость № 4

 

Заведите таймер на десять минут и записывайте всё, что приходит в голову (и помните, что не следует перечитывать свои «манускрипты категории 9» до шестого дня курса). Не забывайте - это упражнение позволит вам близко ознакомиться с подсознательным материалом, который может весьма специфично использоваться в вашей личной жизни и профессиональной деятельности.

 

 

Категория 10. Дары правого полушария

Сводная характеристика сознания № 4

 

Найдите наиболее подходящее число на диаграмме и запишите его.

Начали ли вы «чувствовать изменение», переходя в упражнении категории 2 из-под влияния одного полушария в «круг света» от другого? К одним это приходит быстро, для других кажется чрезвычайно сложным. Будьте спокойны в обоих случаях - в вашей работе начинается прогресс, и он будет продолжаться. Не имеет пока значения, насколько быстро вы движетесь, - сейчас важны лишь факт и направление вашего путешествия.

Легче ли вам стало вызывать зрительные образы? Вы можете оценить, насколько реальнее показалась вам пещера и рисунки на стенах из упражнения категории 3 по сравнению с лугом в первый день занятий. Какие изменения вы заметили в способности создавать зрительные образы? Что вы видите? Или ощущаете на вкус? Или чувствуете? Или ощущаете запах? Или слышите? Может быть, вашим величайшим достижением стала способность «погружаться» в переживания? Запишите свои соображения по этому поводу в блокнот.

Напоминали ли персонажи из упражнения категории 7 с написанием рассказа знакомых вам людей? Тех, кого вы можете рассматривать как продолжение себя? Хотите ли вы снова поработать над этими персонажами?

Составьте список открытий правого полушария, пришедших вам на ум. (Также осознайте идеи, до сих пор кажущиеся слишком призрачными для словесного выражения, но изо всех сил рвущиеся наружу.)

Не забывайте, как важно сверить устремления правого полушария с умозаключениями левого, прежде чем предпринимать подлинные и конкретные действия.

 

 

Категория 11. Утверждения

Вам принадлежит ответственность

 

Вы обладаете силой использовать воспоминания о прошлом для обогащения настоящего: счастливые времена - как источник поддержки, а времена несчастий - как катализатор развития.

Запрограммируйте левое полушарие на признание ответственности за ваши настроение, продуктивность, успех.

Перепишите следующее предложение в вашу записную книжку и произнесите его громко:

«Я, ___________, беру на себя ответственность за конструктивное использование своих творческих способностей.»

(Вместо пропуска впишите, конечно, свое имя.)

Теперь представьте, как кто-то очень близкий признаёт, что только вы в силах принять такое решение:

«Ты, ___________, берешь на себя ответственность за конструктивное использование своих творческих способностей.»

Запишите предложение в блокнот, громко произнесите его и позвольте полному его значению запечатлеться в вашем сознании.

Теперь вообразите, что кто-то известный и глубоко уважаемый утверждает о вас следующее:

«Он (она), ____________, берет на себя ответственность за конструктивное использование своих творческих способностей.»

Теперь запрограммируйте правое полушарие мозга, ваше чувствительное Я, с помощью следующей процедуры.

С закрытыми глазами сделайте глубокий вдох и окажитесь в определенном месте, которое вы представляли себе и которое было хорошо доступно вашему мысленному взгляду. Вообразите себя спокойно сидящим там, настроенным на внутреннюю тишину, приходящую с этими переживаниями.

Вообразите, что в нескольких футах от вас находится зона, в которой есть все средства, необходимые вам для самой желанной работы. Эта область может содержать стол со всем снаряжением для ваших профессиональных занятий или хобби. Все находится внутри той области, - исключая ваше Я. Вы расположились поодаль, среди множества чудесных вещей, способных отвлечь вас от работы, которой вы хотите заняться. Составьте список отвлекающих внимание предметов. Это может быть стерео аудиосистема или телевизор, новый журнал или любимый щенок, клюшки для гольфа или куча «неотложных дел». У вас в мыслях собственные помехи, вот и запишите их.

Теперь вообразите себя проходящим мимо всех развлечений к месту, где ваша работа должна быть сделана. Отгородите эту область - поставьте палатку или какой-нибудь заборчик. Поместите себя в самую середину отделенной зоны.

Ненадолго задержитесь там и дайте себе почувствовать воздействие окружающих предметов. Вы можете ощущать едва уловимую дрожь в спине, свидетельствующую об ожидании желанной работы.

Теперь, не применяя слов, наполните себя чувством ответственности, которое влечет за собой творческая работа. Почувствуйте радость этого. Примите тот факт, что тяжелая работа неотделима от такой радости. Вслушайтесь в звуки, зовущие вас извне этой области. Затем, с полным сознанием того, что вы действительно для себя хотите, сделайте выбор.

 

 

День 5

 

Ваша внутренняя тишина всегда остается доступной, какую бы тревогу ни создавал внешний мир. В любое время вы способны найти убежище в этом месте отдыха и восстановления сил.

Осознав, что обладаете способностью регулировать степень расслабления своего тела, вы начнете понимать обширное применение возможностей правого полушария. Силой личного сознания вы можете создать свой собственный внутренний мир. Используйте состояние полного расслабления как отправную точку, из которой будете двигаться к достижению высокой энергии и творческой активности. И в гораздо большей степени, чем вы можете себе представить, вы способны позволить успеху стать неотъемлемой частью вашей жизни.

Пусть ваше сознание жаждет успеха так, чтобы в повседневной реальности вы были готовы к восприятию всего хорошего, что придет к вам.

Удобно устроившись на стуле в своей рабочей комнате, внимательно оцените собственные мысли и ощущения. Определите напряжение тела и уровень энергии, выбрав число на диаграмме, наиболее точно отражающее ваше состояние в настоящий момент.

Сосредоточьте внимание на словах «полное расслабление» на диаграмме. Глядя на них, позвольте самому глубокому смыслу того, что они означают, стать реальностью вашей жизни.

 

 

Категория 1. «Отключение» левого полушария

Мандала № 5

 

 

Постарайтесь провести чуть больше времени, чем в предыдущие дни, созерцая мандалу на следующей странице. Помните, что цель данного упражнения -- попытка утихомирить ваш внутренний голос, в то время как правое полушарие работает с пространственными отношениями узора.

 

 

Категория 2. Тренировка биологической обратной связи

Предложение погрузиться глубже

 

Сделайте глубокий вдох через нос. Удержите воздух и постепенно выдыхайте через рот. К нынешнему дню вы, вероятно, способны достичь состояния полного расслабления, сделав лишь один глубокий вдох. Пусть текущее упражнение приведет вас в состояние еще большей расслабленности.

Ощутите тяжесть обоих своих век. Они становятся всё тяжелее и тяжелее, пока вы не почувствуете желание закрыть глаза и погрузиться в состояние полного расслабления.

Сосредоточьте внимание на своих ступнях, напрягая мышцы, удерживая их напряженными... и расслабляя. Вы ощущаете ступни ног теплыми, и очень тяжелыми, и сильно расслабленными.

Сконцентрируйте внимание на ногах от ступней до бедер, напрягая мышцы, удерживая их напряженными и расслабляя. Вы чувствуете, что ваши ноги целиком теплые, и тяжелые, и еще более расслабленные.

И теперь ягодицы... Напрягите их... удерживайте напряженными... расслабьте. Вы чувствуете теплоту в ягодицах, и тяжесть, и расслабление.

И теперь живот... Напрягите мышцы... удерживайте их напряженными... расслабьте. Ваш живот теплый, и тяжелый, и расслабленный.

И ваши руки... Их мышцы напрягаются... удерживаются в напряжении... расслабляются. Вы ощущаете теплоту в руках, и тяжесть, и расслабление.

И ваша шея... напрягается... удерживается в напряжении... расслабляется. Вы ощущаете ее теплой, и тяжелой, и расслабленной.

Медленно считайте от десяти до нуля. Десять... Считая в обратном порядке, вы чувствуете, как всё ваше тело расслабляется, глубже и глубже погружается в состояние расслабленности, глубже и глубже...

Девять. Вообразите, что вы спускаетесь вниз по длинной лестнице...

Восемь. Вы расслабляетесь всё сильнее и сильнее...

Семь. И вы спускаетесь на одну ступеньку вниз...

Шесть. И еще на одну вниз.

Пять. И чувствуете себя более расслабленным.

Четыре. Вдвое сильнее расслабленным.

Три. Тяжелее.

Два. Тяжелее и теплее.

Один. Вы ощущаете полное расслабление, погружение глубже и глубже в это состояние спокойствия и расслабления.

Абсолютно расслабившись, вообразите себя растянувшимся на мягкой, уютной поверхности в самом замечательном убежище, где вы так любите проводить время, где чувствуете большее вдохновение, чем в других местах, где быстро находите ответы на вопросы, где высвобождается сила вашей интуиции и где удается найти наилучшие решения.

Вы можете остаться там чуть дольше - или медленно посчитать до трех и открыть глаза, чувствуя себя освеженным и готовым действовать.

Определите число на диаграмме, отражающее ваши ощущения в настоящий момент.

 

 

Категория 3. Направляемое зрительное воображение

За закрытыми дверями

 

Сделайте глубокий расслабляющий вдох и скажите своему телу, что вы готовы погрузиться в состояние активности правого полушария.

Представьте, что вы идете по слабо освещенному узкому длинному коридору. Издали доносятся звуки музыки, смутно знакомой, как будто слышанной много лет назад.

Вы достигаете конца коридора и видите там большую круглую комнату с множеством дверей, на всякой из которых стоит номер.

Пройдитесь вдоль дверей и подергайте ручку каждой из них. Номер на двери означает определенный год вашей жизни, в который она открывает дорогу. И, конечно же, вы сознаете, что выбор за вами - вы можете открыть любую из этих дверей и пережить заново любое событие этого года вашей жизни.

Там могут быть двери, войти в которые у вас не возникнет желания. Если так, не заходите туда.

Выберите дверь, ведущую в определенный год вашей жизни, когда происходили значимые для вас события, и помните, что в любом случае выбор будет верным - посетите ли вы счастливое время или трудное. Не стоит лишь выбирать период опустошающей травмы, если вам приходилось ее пережить.

Потрогайте ручку двери, наиболее привлекшей ваше внимание, и посмотрите на номер. Убедитесь в том, что номер выбран правильно, и затем поверните ручку и войдите в комнату.

Переступив порог, убедитесь, что ваше тело ощущает себя таким, каким было в тот период.

И вы узнаёте запахи, и звуки, и ощущение этого места.

Вы можете быть удивлены встречей с кем-то...

А может, и нет. Возможно, вы знали всё это время, кто мог вас там ожидать.

Запишите в блокнот, что вы видите за этой дверью.

Пишите, кого встретите...

И о чем там говорят...

И что вам нужно было сказать тогда, и что сказать сейчас..

И что вам необходимо было услышать тогда, и что хотите слышать сейчас.

Если хотите, задержитесь подольше в этом месте. Или посчитайте до трех и вернитесь в настоящее, в комнату для занятий и в реальность повседневной жизни.

Возможно, ребенок, до сих пор заключенный в вас, сосуществующий с вашим взрослым Я, узнал что-то новое о временах своего детства или изменил болезненные или тревожные чувства того периода. Если такое произошло, отметьте это в своем блокноте.

 

 

Категория 4. Переходные объекты

Обращение неудачи в успех

 

Почти каждый может вспомнить неприятный случай, произошедший в детстве и надолго оставшийся в памяти. Некоторые пытаются отгонять эти мысли, однако иногда обнаруживают себя погруженными в неприятные воспоминания. Другие считают полезным глубже проникнуть в эти чувства и «скорректировать» эмоциональное состояние. Реальность случившегося не столь критична, как ваша реакция на нее. Писатели-фантасты частенько изображают переделку прошлого. Так же можете поступать и вы со своим «скелетом в шкафу».

После глубокого вздоха, означающего погружение в состояние расслабления, позвольте вашим мыслям углубляться в прошлое, пока не будет найдено событие, над которым вы бы хотели поработать.

Пока вы учитесь заново прорабатывать воспоминания, лучше не выбирать очень травмирующих происшествий. Можно остановиться на событии, включающем такое ваше действие или слово, которое заставило людей отвергнуть вас тем или иным способом. Вероятно, это воспоминание часто возвращается. (У многих людей есть легко возникающее воспоминание, которое ассоциируется с неадекватными ощущениями.) Теперь примите решение переделать его в свою пользу - так, что оно больше не будет вредным для вас ни в каком смысле, а, напротив, будет порождать ассоциацию исцеляющего действия, которая поможет рассеять его силу.

Вернитесь к своим ощущениям, сначала вызвав в воображении то место, где произошло это неприятное событие. Вы могли бы вспомнить цвета, ощущения прикосновения к чему-то, запахи и даже вкус, если вы там что-то пробовали. Теперь воссоздайте в воображении сцену целиком, включая движения, разговоры, поступки, что казались до сих пор столь гнетущими.

Остановите действие в самый неприятный момент и подумайте, какого дальнейшего развития ситуации вы бы хотели. Совершите всё для того, чтобы так и случилось. Помните: в мире своей фантазии вы обладаете силой заставить это произойти. Ослабьте негативную силу события этим новым действием, этой реакцией, удаляющей негативные ассоциации и позволяющей вам быть хорошего мнения о своей личности.

Пусть тот, кто больше всего осуждал вас тогда, выйдет вперед и скажет что-нибудь поощрительное. Внимательно слушайте, как этот человек из вашего прошлого произносит слова, позволяющие вам хорошо думать о себе.

Если вы хотите, чтобы кто-то из находящихся там крепко обнял вас и сказал, что вы любимы, - пусть он выйдет вперед, и сделает, и скажет это.

Если вы питаете враждебность по отношению к этому человеку, приготовьтесь сейчас избавиться от нее. Если вам трудно даже представить такое - осознайте, каким разрушительным является чувство ненависти, засевшее в вашем сознании, а теперь есть возможность избавиться от нее. Если «душа не поворачивается» простить того человека, попробуйте вообразить, будто это произошло, только на один момент. Почувствуйте, что вы простили его, и осознайте, каким успокаивающим и исцеляющим оказалось это прощение. Теперь заново рассмотрите варианты своих действий: почувствуете ли вы себя лучше, простив этого человека насовсем, или же предпочитаете вернуться к выжигающей сердце ненависти? Выбор за вами.

 

 

Категория 5. Писание «другой» рукой

Если бы...

 

Подумайте, что вы хотели бы изменить в своей жизни. Наиболее полезно выбирать среди того, от чего вы желаете избавиться уже на протяжении долгого времени: негативные ситуации дома или на работе, переедание, курение, привычку всё откладывать на завтра... Выберите свою собственную ситуацию.

Затем представьте, что будет, когда произойдет эта перемена... Дайте возможность испытываемым чувствам быть яркими в вашем воображении и представьте себя в ситуации, когда успех уже стал реальностью. Потрать те необходимое время, чтобы «увидеть» себя действующем по-новому. Запишите, как бы ощущалось это изменение, став реальностью. Составьте список положительных фактов, которые имели бы место в результате перемены.

Теперь подумайте: что вы могли бы сделать уже сегодня, чтобы эта перемена начала осуществляться.

Потом возьмите ручку в недоминирующую руку и составьте список факторов, свидетельствующих о негативных последствиях этой перемены. От чего вы бы вынуждены были отказаться? Какой ценой вы бы действительно хотели осуществить перемену?

И, каждой рукой, запишите ответ на вопрос: «Действительно ли вы хотите этой перемены?»

 

 

Категория 6. Стимуляция чувств

Необычный способ ощущения вкуса/запаха

 

Сделайте глубокий вдох, как будто готовитесь продолжить свое исследование прошлого. На момент закройте глаза и дайте всем мыслям унестись прочь... Мысли и слова покидают вас, оставляя ощущение спокойствия...

В настоящий момент в вашей рабочей комнате:

Свежий ли воздух?

Есть ли рядом цветы или ароматические смеси?

Чувствуется ли запах сигарет или пищи? Поднесите тыльную сторону руки к носу и убедитесь, задержались ли на ней какие-нибудь запахи-духи, мыло, лосьон, что-то еще...

Отметьте вкус, ощущаемый во рту.

Сосредоточьтесь на запахах или вкусах, связанных с определенными воспоминаниями - беседами, мыслями и чувствами из того определенного времени.

Позвольте своей памяти пропутешествовать в прошлое и осветить какой-нибудь значимый момент. Может, это произошло месяц, год назад или даже раньше. Когда я буду произносить определенные слова, у вас станут возникать ассоциации с ними. Некоторые слова не порождают ассоциаций, поэтому позвольте им свободно проходить через ваше сознание, не нарушая сосредоточенности. Иные слова срабатывают словно поплавок для совершенно особых воспоминаний. Посмотрите, не будут ли это воспоминания об определенном запахе или вкусе и куда они вас заведут...

Скажем, запах может напомнить о каком-то человеке. Вы можете остановиться и погрузиться в воспоминания об этой фигуре или продолжать, переходя к другим ассоциациям.

Почувствуйте запах дыма костра... или сигареты... или пожара в подлеске... Пусть следующие слова медленно проходят в вашем сознании, вызывая различные образы:

сосновая хвоя-океан...

гимнастический зал:

нафталиновые шарики...

трубка с табаком...

свежеиспеченный хлеб:

горячий пирог с ягодами...

вино...

помада...

волосы...

чердак...

дом...

Если ни одно из этих слов не вызвало важного для вас воспоминания, позвольте сознанию свободно цепляться за другие ассоциации и посмотрите, куда вас приведут эти связи.

Ваши чувства тесно связаны с пережитым в прошлом опытом. Попытайтесь осознать ценность своих пяти чувств в настоящем, в повседневной жизни. Вскоре вы начнете замечать много оттенков, о которых раньше и не подозревали; эти оттенки, возможно, и не оказывают никакого влияния на определенные чувства, но порождаются ими.

Развивая осознание этих ощущений, вы начнете более тонко воспринимать окружающий мир.

 

Результаты работы правого полушария

 

Вы убедились, как стимуляция чувств может оживить воспоминания и вызвать сильные переживания. И, как я обнаружила несколько лет назад, она дает гораздо больше, чем просто интересный эксперимент.

Мой дом был уничтожен пожаром. Это случилось осенью, когда ветра «Санта-Анна» (называемые также «Сантанас») начинают дуть в Южной Калифорнии. С тех пор каждую осень вид огромных деревьев, пригибаемых горячим, бесконечно усиливающимся ветром, запах пыли и далекого пожара, стук веток о стены вызывали у меня сильную тревогу. В один прекрасный день я решила написать об этих чувствах, позволить им всплыть на поверхность со всей их первозданной силой. Это произвело «отдаляющий» эффект, и в результате я никогда больше не ощущала такой сильный страх, когда каждую осень «Санта-Анна» начинали свой путь через Калифорнию.

Каждый ход на Калифорнийских холмах дуют ветра «Сантанас; «дьявольские ветра» - так назвали их индейцы много лет назад.

Воздух потрескивает от жары; разгораются пожары. Пламя пожирает опаленную и иссохшую траву, высасывает жизнь из эвкалиптов, берез и дубов.

Каждый год падают соломенные крыши и молотят своими крыльями подобно обезумевшим птицам - пока рыдают сирены, завывая на извилистых дорогах. Каждый год горят холмы.

Малибу. Топанга. Беверли Глен., До всех доходит очередь.

В Бел Эйр в 61-м, сгорели четыреста пятьдесят домов. Три раза за эти многие годы я на всякий случай упаковывала вещи, - но ужас проходил мимо.

В четвертый раз ни на что не осталось времени - лишь бежать с детьми, собакой, строкой молитвы через холмы.

Черное небо стало розовато-лиловым от вздымающегося и пытающегося достать звёзды пламени.

Я стояла в отдалении всю ночь. Рассвет наступил довольно скоро: бесформенная груда расплавленных вещей - серебро, фотографии и одежда, смешанные со штукатуркой и деревом, - драпировалась, как одеяло на не зарытой могиле.

Ничто не уцелело.

Ничто, только дымоходы и камни отмечали, где умер дом.

Все там съедено заживо.

Я не строила заново. А кто-то строил.

Но каждую осень, когда начинают дуть «Сантанас», я просыпаюсь ночью от запаха страха и чувства потери.

Время возвращается ненадолго. Оно не повторится.

Как бы я ни пыталась вырваться, прошлое с силой удерживает меня.

Что за странная вещь - человеческая память. Столько времени спустя всё не верит, что опасность миновала.

 

 

Категория 7. Фантазия

Далекое место, далекое время

 

Способность воскрешать в памяти любые события прошлого заключена в вашей воле. Сделайте глубокий вдох. Представьте большой экран перед собой и проектор сбоку от вас, а в ладони вы держите пульт управления, позволяющий отобразить на экране любую картину из вашей жизни. Люди, которых вы знали и любили, люди, которых не любили никогда, но хотели любить, лица, которые вы лишь смутно помните, предстают перед вашим мысленным взором на этом экране, стоит вам только позвать их. Ваше собственное изображение тоже может там появиться.

Если вам не нравится какая-то конкретная сцена, можно нажать кнопку на пульте управления, и она исчезнет.

Вы можете захотеть вернуться на несколько лет назад, и еще на несколько лет.

Возможно, вы пожелаете вернуться еще дальше, на много лет назад.

Выбор за вами; можно увидеть себя в любом возрасте.

Вот какой-то конкретный человек занял место в изображении рядом с вами. Держите его в центре внимания и вспоминайте, насколько важен для вас был этот человек в те времена.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.115 сек.