Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы работы психолога в процессе консультирования




Седьмая фаза вытекает из предыдущей и направлена на оптимизацию личностных механизмов саморегуляции и формирование новой модели поведения клиента.

В литературе эта стадия описана как фаза «расширения целей». Это означает появление у человека новых аспектов понимания себя и мира, формирование перспективных целей и гибких механизмов поведения. В этот период работы полезна деталь­ная проработка наиболее сложных для клиента новых моделей пове­дения. При необходимости возможно использование отдельных форм психологического тренинга для закрепления вновь обретенных навыков. Возможно привлечение личного жизненного опыта консультанта, примеров из его практики, литературных и философских ассоциаций.

Завершает общение с клиентом восьмая фаза, суть которой состоит в оценке эффективности консультации методом совместного обсуж­дения. Клиенту предлагается высказать свое мнение о проведенной работе. Психолог дает окончательную оценку успешности консуль­тации. Если в повторной консультации необходимости нет, целесооб­разно дать клиенту «домашнее задание» в форме конкретной програм­мы действий „по улучшению своего состояния и самостоятельному решению назревших проблем. В случае необходимости рекомендуются различные формы социально-психологического тренинга, овладение методиками саморегуляции и прочее. Если же проблему не удалось решить за одну встречу, намечается дата повторной консультации и ее примерная программа. Психологу необходимо убедиться, что клиент расстается с ним в нормальном психическом состоянии.

После того, как закрылась дверь за клиентом, консультанту необ­ходимо заняться собой. Эту стадию можно назвать фазой отдыха и освобождения от впечатлений. Психологу на короткое время необ­ходимо расслабиться и переключиться на другие виды деятельности, восстанавливающие его ресурсы.

в) Заключительный этап психологического консультирования

Заключительный этап консультирования наступает после завер­шения совместной работы с клиентом (разовой консультации либо серии консультаций). На заключительном этапе психолог окончатель­но осмысливает полученные результаты, оформляет протокол консуль­тации и при необходимости намечает меры воздействия на социально-психологическое окружение в интересах клиента. На этом этапе воз­можно конкретное взаимодействие с официальными лицами и социаль­ным окружением клиента с целью оптимизации условий для решения его личных проблем.

а) Метод психодиагностического тестирования

Этот метод позволяет получить объективную качественную и количественную информацию о психических процессах, состояниях и свойствах человека. Метод применяется при недостатке информации об индивидуальных особенностях и психологических проблемах кон­сультируемого клиента. Проективные тесты способствуют выявлению скрытых мотивов и установок.

б) Метод динамического наблюдения

Наблюдение проводится в течение всего процесса консультирования и позволяет получать непосредственную психологическую инфор­мацию о реакциях, состояниях и личностных особенностях человека. Психолог при этом выступает в качестве эксперта и может целенаправ­ленно моделировать проблемные ситуации в ходе беседы. Следует обра­щать внимание на тон речи и невербальные реакции, вегетативные проявления, детали внешности, одежды, манеру общения, особенности психомоторного реагирования и прочее. Квалифицированное наблю­дение должно проходить незаметно для клиента.

в) Метод эмоционального заражения

Метод предполагает прямую целенаправленную передачу эмоционального состояния психологов консультируемому человеку. Необходим для коррекции психического состояния человека, формирования наилучшей для успешного взаимодействия психо­логической атмосферы, повышения самооценки клиента. Для овла­дения этим методом психологу необходимо совершенствовать умение концентрировать, выражать и контролировать свои эмоции.

г) Метод внушения

Этот метод состоит в мало аргументированном словесном воз­действии на человека с целью изменения его мнений, установок и отно­шений. Эффективность воздействия основана на авторитете психолога-консультанта. Внушение целесообразно применять для снятия психо­логических, защит и преодоления прямого сопротивления клиента в ходе беседы. Метод является «резервным» и применяется, когда другие возможности воздействия на человека исчерпаны. Наиболее уместно использование метода в стадии совместной интерпретации (шестая стадия основного этапа консультирования).

д) Метод убеждения

Суть метода убеждения состоит в развернутой логической аргумен­тации приводимых доводов и положений, передаваемых на фоне урав­новешенного эмоционального состояния человека. Метод можно считать базовым для всех фаз и стадий консультирования. Успешное владение этим методом предполагает хорошее развитие образного и абстрактного мышления, долговременной памяти и внимания. Кроме того, необходимо правильно понимать и интерпретировать высказывания клиента, находить с ним «общий язык», то есть обладать ком­муникативной компетентностью.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.