КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перспективы развития школы лидеров: связь прошлого – настоящего – будущего
Марковчин Александр Алексеевич, комсорг 1986-1987 годов, начальник управления по делам молодежи, культуре и спорту города Курска - Сейчас у нас уже несколько профильных лагерей, очень похожих друг на друга. «Изюминка» «Комсорга» не потерялась? - Она и не потеряется! 45-летняя история сама за себя говорит. Для меня прежде всего этот лагерь - кузница кадров. То, что я сейчас занимаю такую должность, во многом заслуга «Комсорга». Только школа лидеров может вырастить людей, способных помогать другим людям. - Ваше самое яркое воспоминание о «Комсорге»? - О! «Комсорг» - это сплошное яркое пятно счастливых воспоминаний! Конечно, бои подушками, знаменитые «комсорговские» костры, песни под гитару. А самой популярной фразой у нас было: «Это не Шухер, это Шерер!» Кстати, я был очень удивлен, когда увидел, «то танец «твенти-твенти», который мы танцевали на «Большом вальсе», танцевали в одном из баров Техаса. - Ваше пожелание «Комсоргу». - «Чтобы «комсорговцы» сегодняшних дней были похожи на людей, которые его создавали! Чтобы он был частичкой их жизни!» Способность сохранить социальную жизнь по нарастающей в трех координатах времен – прошлом, настоящем и будущем – присуща наиболее сильным социальным организациям. «Комсоргу» удалось уже сохраниться на двух этапах функционирования, и есть надежда развиваться и в будущем. Хотя эта позиция проблематична: направленность и духовность жизнедеятельности «Комсорга», сложившиеся в 1960-1980-е годы, по справедливому замечанию профессора В.П. Пашина не только не вписываются в менталитет современной российской молодежи, но и несут в себе заряд дезадаптации к современной жизни. Сделать «Комсорг» полезным для современной и будущей молодежи, сохранить его как творческую школу лидерства – актуальная проблема, требующая срочного решения. Уже сейчас нужно выявить те его свойства, которые являются «сквозными» для всех времен и полезными в изменяющихся социально-экономических условиях. С этой целью обратимся к анализу прошлого и настоящего «Комсорга» – который сейчас официально называется «Областная школа молодежных лидеров» (ОШМЛ). «Комсорг» – уникальная молодежная организация, выросшая из экспериментальной научной лаборатории кафедры психологии Курского госуниверситета в официальный региональный профильный лагерь по подготовке молодежных лидеров, раньше при Курском обкоме ВЛКСМ, а сейчас при Областном комитете молодежи. Превращение научной лаборатории в официальную структуру региона можно объяснить рядом причин, среди которых следует отметить продуктивность научной концепции курских психологов, ее не только теоретическую, но и непосредственно практическую значимость, а также востребованность эффективных технологий работы с молодежью, и прежде всего приоритетом подготовки лидеров в молодежной политике со стороны идеологических структур и, наконец, высокой оценкой «Комсорга» передовой молодежью области. Идеологическая составляющая во многом обеспечивала процветание «Комсорга» в советское время, и не случайно наиболее высокое развитие школы лидеров приходится на 1970-80-е годы. С одной стороны, в эти годы интенсивная научно-экспериментальная работа дала высокие результаты: уточнены теоретические и методические основы проблемы подготовки молодежных лидеров; получены устойчивые масштабные практические результаты по воспитанию тысяч молодежных лидеров-организаторов; опубликованы в центральной и зарубежной печати научные работы, изданы монографии и учебные пособия; подготовлено свыше 40 кандидатских и пять докторских диссертаций; проведен ряд крупных научных конференций и симпозиумов и т.д. С другой стороны, «Комсорг» получил высокую общественно-политическую оценку не только в Курской области, но и во всей стране. ЦК ВЛКСМ и Курский обком ВЛКСМ одобрили опыт «Комсорга» и рекомендовали использовать его на других территориях. В 1967 году в «Комсорге» была проведена межобластная смена: по решению ЦК ВЛКСМ были приняты делегации старшеклассников из Орловской, Тамбовской, Липецкой, Ульяновской и др. областей. Смена прошла успешно. На встречи к комсорговцам приезжали крупные руководители области, представители космического центра, артист И.А. Любезнов, писатель И.И. Зюзюкин, дочь маршала Г.К. Жукова и др. Особо следует отметить высокий творческий и гуманистический потенциал коллектива «Комсорга», профессионализм психологов и шефов-инструкторов и, наконец, уникальную самодостаточную систему подбора и подготовки шефов и психологов, которая безотказно действует в течение 45 лет. Сравнительно быстро сложились традиции, нормы, ценности, санкции, ритуалы школы, отмеченные печатью высокой духовности, романтики, гуманизма и преданности Родине. В средствах массовой информации широко отмечалась успешная деятельность «Комсорга» по воспитанию и подготовке лидеров. Высокую оценку получили сотрудники школы: Л.И. Уманский, А.Н. Лутошкин и М.И. Рожков стали лауреатами премии Ленинского комсомола, многие шефы были награждены почетными грамотами и т.д. Славное прошлое «Комсорга» и по времени, и по целевой направленности закончилось в 1990-е годы, и начался качественно новый период, который можно условно именовать как «настоящее» «Комсорга». В связи с роспуском комсомольской организации был утрачен заказ на подготовку комсомольских организаторов в школах; более того, возникли не только финансовые, но и идеологические трудности. Под сомнение ставилось само название центра: «Комсорг» стал называться «Лидером», но и это слово быстро утратило свое назначение; сегодня центр официально называется как Областная школа молодежных лидеров (ОШМЛ) и восстановлено прежнее звонкое имя – «Комсорг», которое, кстати, для многих тысяч детей и сотрудников всех лет, побывавших хотя бы одну смену в Центре, независимо от социальных катаклизмов всегда остается как одно единственное название, олицетворяющее причастность к светлому, чистому образу жизни. Несмотря на неимоверные трудности, «Комсорг» был сохранен, более того, сегодня он живет полноценной творческой жизни, не только сохранены, но и обогащены его традиции, сохранена система подготовки шефов и многое другое из прошлого. Сохранили «Комсорг» преданные его идеалам его воспитанники, шефы, психологи под руководством Светланы Петровны Марковой, которая до сих пор является руководителем «Комсорга» на общественных началах, занимая одновременно высокую должность в городской администрации г. Курска. Официальную поддержку школы оказывают Областная администрация, и в первую очередь Областной комитет по делам молодежи под руководством большого друга школы О.И. Германовой. Сохранив «дух «Комсорга» и его целевую направленность, современное руководство внесло кардинальные изменения в содержание деятельности школы в соответствии с современными социально-экономическими условиями. Работа психологов перешла в статус «Психологической службы», в рамках которых группа психологов в составе С.В. Сарычева, Ю.А. Лунева, А.В. Корнева, С.Г. Елизарова, Ю.Л. Лобкова, Т.А. Антопольской разрабатывают и внедряют социотехники и технологии психологической помощи подросткам и старшеклассникам в личностном развитии; социально-психологические основы формирования молодежных лидеров и развития социального творчества. Творческий коллектив шефов-инструкторов в составе С.П. Марковой, А.А. Кириченко, Н.В. Нащекиной, К.А. Никулина, А.Ю. Купреевой, Т.Н. Исаевой, О.А. Татариной, И.А. Мазаевой, М.В. Агарковой разработал программы основных направлений деятельности Курской региональной детско-молодежной общественной организации «Школа молодежных лидеров «Комсорг». Испытание временем успешно выдерживают следующие авторские программы: «Логос» – комплексная экологическая программа (первая в Курской области экологическая лаборатория старшеклассников в условиях оздоровительного центра); «Лицей»; фестивали: «Лейся, песня», «Большой вальс», ритмика; областной интеллектуально-развлекательный клуб старшеклассников «Play-town» («Играй-город») (1996 год – звание лауреата Всероссийского конкурса вариативных программ); «Эпицентр» (1997 год – лауреат областного конкурса вариативных программ) – умение выходить из экстремальных ситуаций; «Содружество» – молодежные акции, семинары, встречи, праздники в районах области; «Парус» – подготовка педагогических кадров для работы в детских и молодежных объединениях, общественных организациях, учебных заведениях. Регулярно проводятся стационарные сборы шефов-инструкторов для повышения квалификации. На всероссийских конкурсах на лучшие национальные проекты по проблемам молодежи программы «Комсорга» отмечались грантами: 1995 год – грант II степени Первого Всероссийского конкурса вариативных программ, 1996 год – грант I степени Областного конкурса вариативных программ, 2001 год – грант III степени Всероссийского конкурса. Таким образом, Курская региональная детско-молодежная общественная организация «Школа молодежных лидеров «Комсорг» успешно осуществляет следующие фундаментальные функции: участие в международных и всероссийских форумах, реализация совместных проектов ОШМЛ и комитета по делам молодежи и туризму Курской области, более 20 обучающихся и развивающих педагогических программ, содружество молодых, активных, творческих, целеустремленных людей, для которых «Комсорг» стал событием, определившим многое в их жизни. И на втором этапе своей жизни, в постсоветский период, «Комсорг» занял достойное место в решении проблем молодежной политики и вернул себе статус элитарного молодежного центра в регионе. Высшей общественной оценкой школы можно считать включение буклета о «Комсорге» в экспозицию материалов презентации Курской области в Москве в 2002 году. Вернулось и национальное признание «Комсорга»: в 2001 году одному из основоположников школы профессору А.С. Чернышеву присуждена национальная общественная премия имени Петра Великого. Коллектив «Комсорга» уверенно смотрит в будущее и свое «завтра» готов обеспечить полезными для молодежи направлениями, например, планируются в будущем: занятия по психологии, лекции, тренинги квалифицированных психологов и педагогов, организация и проведение спектаклей, праздников, творческих площадок вместе с лучшими молодыми педагогами области, туристические походы, спортивные соревнования под руководством профессиональных инструкторов. В рамках социального обучения можно научиться таким важным личностным качествам, как умение слушать себя и других, быть понятым и понять родителей и сверстников, любить и прощать, сделать свою жизнь радостней. Творческий коллектив школы надеется подарить будущим подросткам и юношам уверенность в себе и других, успех и победу. Чтобы обосновать сохранение «Комсорга» в будущем и, как мечтают его сотрудники, – «навсегда», целесообразно проанализировать с позиций системного подхода, предлагаемого Б.Ф. Ломовым, его прошлое и настоящее с целью выявления относительно устойчивых в различных социально-экономических условиях фундаментальных признаков, обеспечивающих успех школы. Проведенный анализ позволяет отнести к числу таких устойчивых, инвариантных системообразующих параметров следующие признаки: · органичное сочетание научно-исследовательской и непосредственно практической деятельности как главного принципа функционирования «Комсорга». Условно можно отнести «Комсорг» к разновидности научно-производственных комплексов. Перспективным представляется включение в деятельность «Комсорга» наряду с психологами ученых других специальностей: И.П. Балабиной, кандидата биологических наук; Л.А. Гвоздевой, кандидата педагогических наук; И.Б. Кометиани, кандидата биологических наук; Н.В. Прозоровой, кандидата педагогических наук; М.В. Худиной, кандидата педагогических наук; В.С. Корня, кандидата медицинских наук; А.И. Зимина, кандидата медицинских наук; · духовное родство, гуманистическая направленность, высокий творческий потенциал коллектива, способного сохранять традиции, «комсорговский дух» и гибко реагировать на новые социальные ситуации; · способность сочетать научно-теоретические положения с эффективными социотехниками и технологии в решении проблем молодежного движения; · реализация принципов личностного и деятельностного подходов в условиях актуализации широкого «веера» разнообразных видов совместной деятельности: учебной, трудовой, спортивной, художественной, общественно-политической; обращением к народным традициям; бескорыстной помощью престарелым и одиноким людям и т.д.; · создание условий для актуализации субъектности группы и личности как высшей формы раскрытия индивидуальности индивида и группы; · высокий авторитет «Комсорга» как элитарной молодежной организации, ставшей ценностью в общественном сознании Региона и особенно в молодежной субкультуре; · наличие большого числа воспитанников «Комсорга», оказавших заметное влияние на молодежную политику в Регионе и за его пределами. Вышеуказанные положения можно считать основанием для устойчивого развития «Комсорга» как на ближайшее, так и на далекое будущее. ГЛАВА 6. РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ СРЕД (СОЦИАЛЬНЫХ ОАЗИСОВ) В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ИЗ РЕГИОНОВ ЧЕРНОБЫЛЬСКОГО СЛЕДА (В УСЛОВИЯХ САНАТОРИЯ)
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |