Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Актуализация личностного подхода




Системный подход к организации психологической службы в условиях санатория

Современный этап широкого внедрения психологии во все отрасли современной жизни актуализировал проблему научно обоснованной организации психологической службы в санаторно-курортных условиях. Системно-структурная организация психологического обеспечения отдыхающих в санатории строилась на основе системного подхода в психологии, разработанного Б.Ф. Ломовым [76]. Системно-структурный анализ исходил из объективной оценки выявленного психосоматического синдрома или психотравматической проблемы и степени отражения их в сознании пациента (клиента). При этом учитывались субъективно-личностные отношения в контексте объективных отношений функционирования личности на социальном, психологическом и нейродинамическом уровнях как у детей, так и у взрослых.

Исследование личности проводилось психологом с помощью клинико-психологических и экспериментально-психологических методик. После изучения личности пациента как системы субъективных отношений планировалась соответствующая система психологического воздействия, которая включала сочетание и последовательность применения самых разнообразных методов: психологическое консультирование, индивидуальная рациональная и коллективно-групповая психотерапия (медицинская, психологическая, психолого-педагогическая, социальная модели), аутогенная тренировка, социально-психологический тренинг, гипносуггестия, библиотерапия, музыкотерапия и др.

Системный подход определяет необходимость дифференцированного отбора пациентов (клиентов) к каждому конкретному виду психологического воздействия с учетом характера нарушений функций и индивидуальных особенностей личности, Так, например, при отборе подростков к занятиям в кабинете трудоэстетотерапии учитывается способность их к решению мелких точных операций в медленном спокойном ритме, склонность к рукоделию и др.; для проведения ландшафтотерапии - развитость сюжетного воображения, любовь к природе и ряд физических способностей, для музыкотерапии - определенное развитие музыкального восприятия и т.д.

Основная задача сначала сводилась преимущественно к воздействию на личность с целью коррекции искаженных субъективных установок или воздействию, направленному на восстановление нарушений функций в микросоциосистемах индивида. Наблюдения свидетельствуют о том, что если неразрешенная проблема интеллектуализирована в сознании пациента, то сначала целесообразным является применение методов убеждения и разубеждения, которое включало ряд этапов:

· индивидуальный, предусматривающий тщательное изучение личности и выявление положительного социально-психологического «фонда» личности;

· реконструирующий, предусматривающий изменение системы искаженных личностных отношений на различных уровнях (когнитивном, регулятивном и коммуникативном) функционирования. На этом этапе, как правило, подключается суггестивное воздействие и другие вспомогательные методы;

· поддерживающий этап, который может продолжаться и после отъезда из санатория.

В случаях, если психосоматические синдромы ярко выражены и пациент фиксирован на них, личностная сопротивляемость снижена или вовсе отсутствует (при астении, не выраженной депрессии и т.д.), то целесообразно вначале использовать различные виды седативной психотерапии с последующим включением стимулирующих ее форм. Таким образом, достигается соответствие межсистемных отношений - между личностью и принципиальностью психологического воздействия.

Обратная связь достигалась с помощью индивидуальных бесед, дискуссий, прослушиванием магнитофонных записей, динамического тестирования.

Системный подход к организации психологической помощи в санатории позволил не только упорядочить и привести в систему многочисленные психологические методы воздействия применительно к каждому пациенту (клиенту), но и оптимизировать комплекс санаторно-курортных факторов.

Следует подчеркнуть, что идея использования психологических методов воздействия в санаторных условиях не нова. Еще в 1911 году Н.А. Вырубов определил некоторые психотерапевтические задачи в условиях санатория, однако широкого распространения психотерапия не получила и ограничилась рациональной терапией и гипнотерапией [92].

И только в шестидесятые годы вновь вырос интерес к психотерапии в санаторных условиях. Были созданы центры по психотерапии, разрабатывались инструкции по применению психотерапевтических методик в санаториях различного профиля. Накопленный эмпирический опыт обсуждался на специальных конференциях и в печати (издавались специальные сборники, посвященные данному вопросу). Один из первых сборников «Психотерапия в курортологии» был издан в Киеве в 1966 году. В нем многосторонне освещались вопросы внедрения психотерапии в комплекс санаторно-курортного лечения. В нем также были отражены теоретические, клинические и организационные материалы, доложенные на специальных конференциях в Славянске (1962 г.), Ялте (1963 г.), в Березовых минеральных водах (1964 г.) крупными психотерапевтами, психологами и представителями других отраслей медицины, а также практическими курортологами. Особый вклад в развитие терапии в курортологии внесла конференция в Сочи (1986 г.), на которой этому вопросу была посвящена специальная секция. Однако психологические вопросы в курортологии оставались как бы в стороне, психология и психотерапия шли параллельно, не обогащая друг друга. Последующее бурное развитие психологической науки и широкое внедрение результатов в практику послужило основанием для создания психологической службы в санатории им. Ф.Э. Дзержинского.

Служба работает в экспериментально-поисковом режиме по разработке и практическому внедрению психологических методов обследования, адекватных приемов и методов «большой» и «малой» психотерапии, психологических методов коррекции. Служба ориентирована на следующие контингенты людей: детей, проживающих в зоне радиоактивного загрязнения, взрослых отдыхающих, сочетающих активный отдых и лечение, сотрудников, работающих в сфере медицинского и бытового обслуживания.

Основной задачей данной службы является оказание психологической (психотерапевтической) помощи и создание максимально благоприятного психологического климата во время отдыха и лечения, использование различных психологических приемов и техники.

Вначале проводится анкетирование отдыхающих по прибытии в санаторий, а затем строится психологическая работа:

· психопрофилактика (лекционные занятия, тренинговые занятия, практические рекомендации, «телефон доверия»);

· психодиагностика (изучение психологических свойств личности больных, внутренней картины болезни (А.Р. Лурия) [92], особенностей субъективной системы отношений (В.Н. Мясищев) и др. [92];

· психологическое консультирование (личностное, семейное, родительско–детские отношения);

· широкий спектр профессиональных вопросов (взаимоотношения в коллективе, психологические механизмы защиты и др.).

Базовые программы для взрослых включали: тренинг жизненных навыков, тренинг эффективного общения и коммуникативных навыков, тренинг эффективного функционирования, тренинг базовых валеологических знаний и навыков, ориентацию и развитие способностей, помощь в становлении самоидентичности в личностном развитии.

6.2.2. Основное содержание психологических тренингов и
практических занятий

Многоэтапный психологический тренинг по оздоровлению и обучению приемам и навыкам саморегуляции включает в себя ряд циклов (участие в цикле по усмотрению отдыхающего и лечащего врача).

1-й этап. Антистрессовый. Первые 4 занятия обычно проводятся по нейтрализации стрессовых накоплений, включению в охранительный санаторный режим, обучению приемам противостояния стрессовым расстройствам, ускорению адаптации к условиям отдыха и лечения.

2-й этап. Общее оздоровление. Последующие 4 занятия посвящены нормализации функций нервной системы, обучению психологическим и профилактическим приемам и навыкам, нормализации системы отношений с социальным окружением и осознанию своих особенностей.

3-й этап. Интеграционно-оздоровительный. Последние 4 занятия включают в себя технологии коррекции веса, обучение женщин-матерей навыкам оздоровления своих детей, рассмотрение актуальных проблем молодых людей (выбор партнера, установление гармоничных личностных отношений, оптимизации интимных отношений) и др.

Проведение психотерапевтических сессий с учетом степени активности пациентов. При первой сессии активности (малая) подается информация к размышлению в режиме лекций и демонстраций (псевдоконцертный режим) с использованием главным образом непроизвольного внимания. Подача в мягкоавторитетном режиме с достижением интереса к занятиям. Используется на первых занятиях в группах с большим числом ослабленных и быстро устающих клиентов.

Социально-психологический тренинг

 

Вторая степень активности (средняя) предполагает совершение активных действий по усвоению приемов и навыков саморегуляции, использование приемов активации пребывания в санатории, в том числе самоопосредование процедур, использование природных и климатических факторов.

Третья степень активности (высокая) - показатель к введению семинарского стиля с активным участием отдыхающих на занятиях, в процессе которого происходит осознание и усвоение приемов и навыков саморегуляции и активного оздоровления. Предполагает, в частности, использование театрализованных форм в виде общего исполнения песен, танцев, коллективных прогулок на природу, развлекательно оздоровительных мероприятий и других общегрупповых действий. Подключение к этому всех сотрудников создает комплексную систему психологического воздействия на отдыхающих.

На заключительном занятии психолог, врач-психотерапевт опосредует и закрепляет уровень активности, связывая ее с дальнейшим укреплением здоровья и возвращением к прежней деятельности; дает рекомендации по сохранению позитивных результатов. Работа психолого-психотерапевтической службы включает в себя также:

· активное психологическое воздействие на отдыхающего в процессе обследования, приема процедур и других форм деятельности, лечения и отдыха;

· соблюдение принципа «стремительности слова и поведения» в работе и общении персонала с отдыхающими с целью недопущения возможных осложнений ятрогенного характера;

· умелое участие всех сотрудников в формировании и поддержании охранительного режима для отдыхающих.

При этом формы обучения сотрудников могут быть:

· прямыми (общие группы сотрудников, специализированные, индивидуальные);

· косвенными (опосредованными через положительный опыт других сотрудников, подразделений и учреждений через положительные отклики отдыхающих, разбор благодарностей, а также жалоб и предложений).

В этой форме работы, например, можно использовать систему баллов или книжки «Индивидуального кредита доверия», которые заполняются отдыхающими, что позволит оценить деонтологический уровень каждого сотрудника. Большую роль необходимо отводить формированию единого поля руководителя санатория и персонала.

В плане усовершенствования психолого-психотерапевтической службы проводятся встречи, консультации, семинары с привлечением ученых психологических факультетов Воронежского государственного педагогического университета, Воронежской государственной медицинской академии и других научных учреждений. Разрабатываются и внедряются под научно-методическим руководством ученых необходимые методы психологического обследования и психического оздоровления, а врачи-психотерапевты и психологи проводят соответствующую специализацию и усовершенствование согласно современным требованиям.

В последнее время среди нуждающихся в психолого-психотерапевтической помощи увеличилось число лиц, страдающих пограничными нервно-психическими нарушениями и невыраженными депрессивными проявлениями. В условиях санатория создается «социальный оазис» для целенаправленного воздействия на личность и соматические функции. Важную роль в психологической помощи играет разрешение межличностных и внутриличностных конфликтов, а также устранение разнообразных психосоматических, соматопсихических, невротических симптомов. А в ряде случаев одно пребывание в санатории без психологической помощи вообще может оказаться малоэффективным.

Эта помощь способствует социально-психологической реабилитации личности не только в условиях санатория, но и создают условия для разрешения нарушенных систем субъективных отношений и после выписки из санатория. Человек приобретает умение саморегуляции, которое способствует психопрофилактике невротических и психосоматических расстройств. Система психолого-психотерапевтической помощи включает в себя организацию психологической диагностики, специальной психотерапии, используя не только модель медицинской психотерапии, но и психологическую, социально-психологическую, психолого-психотерапевтическую и даже философскую модель. К сожалению, до настоящего времени еще не разработана дифференцированная модель опосредованной и потенциирущей психотерапии и психологизации физиотерапевтических процедур в антропоцентрическом аспекте. По-прежнему господствует нозоцентрический подход, в то время как многие физиотерапевтические процедуры вызывают гипнотическое состояние у пациентов, что является благоприятной почвой для позитивного, суггестивного воздействия, как на данный момент, так и на последующее время, Однако это не учитывается медицинским персоналом, напротив, в целях перестраховки создают отрицательные установки на возможность появления нежелательных симптомов. Например, больному перед принятием воздушных углекислых ванн медсестра вначале говорит, что после этих процедур могут возникнуть головокружения, головная боль и т.д., в этих случаях необходимо обратиться к врачу. А следовало бы сначала сообщить о позитивном воздействии процедуры и только в конце, вскользь сказать, что иногда у некоторых возникают нежелательные ощущения в виде головокружения и в таком случае следует обратиться к врачу.

Врач, процедурная сестра и другие лица, причастные к лечебному процессу, должны проводить опосредованную и потенциирующую психотерапию. При всех физиотерапевтических и других воздействиях создаются благотворительные условия для лечебного суггестивного воздействия не только в период углубления желаемого состояния, но и в последующий период времени. Особенно эффективным являются сочетания лечебной физкультуры, массажа и суггестивной терапии.

При приеме физиотерапевтических процедур крайне необходимо учитывать условия комфортности пациента. Однако нередко наблюдается перегрузка в лечебных кабинетах, что может снизить или совсем свести на нет терапевтический эффект. Так, например, в кабинете ароматерапии пациенты расположились в креслах по трем сторонам стен, а у четвертой стены с окном стоял телевизор, где транслировались экзотические пейзажи на фоне ароматических средств. Однако после процедур пациенты, сидящие по сторонам, жаловались на боли в шее, пояснице, так как вынуждены были занимать неудобную позу, чтобы видеть изображение на телевизоре. На вопрос к сестре, почему не развернуть кресла к телевизору, она ответила, что в таком случае уменьшится пропускная способность кабинета. Таким образом, погоня за количеством сказывается на эффективности воздействия. Важным моментом являются также последовательность отпуска процедур больным. Следует сделать так, чтобы вновь прибывшие впервые встретились с больными, которые принимали эти процедуры и имеют положительный эффект. Если больные впервые встречаются у кабинета с ипохондриками, не получившими должного эффекта, это может снизить эффективность терапии и у первичных пациентов.

Обратная связь об эффективности осуществляется непосредственно лечащими врачами, психологом и психотерапевтом, а также с помощью анкетирования. Все это способствует улучшению в развитии санаторно-курортного лечения. Так, одно из обследований включало определение преобладающей цели приезда отдыхающих, выявление оценки проводимых процедур, комфортности условий проживания, характер необходимой психологической помощи. Результаты исследования показали, что отдых и лечение являются основными целями приезда в санаторий (72,6% отдыхающих), кроме того, 9,58% отдыхающих приезжают в санаторий с целью похудеть, а 5,48% желают поправиться. Всего лишь 1,37% отдыхающих имеют целью получить диагностику заболеваний.

Интенсивность необходимой психологической помощи 11% отдыхающих определяют как «разово при поступлении», 19,2% желают получать постоянное психологическое сопровождение, 31,5% - консультации по требованию.

Отзывы отдыхающих о качестве проживания и медицинских процедур также позволяют определить ориентиры дальнейшего усовершенствования санаторно-курортного лечения. Наибольшее число положительных отзывов звучало в отношении водных процедур, в частности аквацентра и контрастных ванн. Также высоко оценивалось проведение лечебной физкультуры. Как немаловажный фактор отмечалось доброжелательное отношение обслуживающего персонала. Помимо положительных отзывов имелся и ряд конструктивных замечаний по поводу недостаточного оснащения тренажерных залов, отсутствия теннисного корта, баскетбольной площадки. Среди лечебных процедур была отмечена необходимость лучшего проветривания помещения перед сеансом фитотерапии, о неудобстве и напряжении поочередного прогревания кистей рук и т.п.

Подобные исследования позволяют объективно оценить качество предоставляемых санаторно-курортных услуг, направления их развития и усовершенствования, особенности организации работы различных служб санатория. Полученная информация позволяет выявить сложную систему отношений, которые складываются в процессе пребывания пациентов (клиентов) в санатории.

К сожалению, мы не имеем возможности отразить в рамках данного издания многие психотерапевтические и психологические мероприятия, которые необходимо использовать в лечебно-профилактических целях в условиях санатория. Например, в нашей практике проводился ряд тренинговых сессий (гештальттерапия, НЛП, элементы психосинтеза, поведенческой терапии и др. Цель изложенного заключается в приобщении всего медицинского персонала, особенно врачей и психологов, к антропоцентрическому подходу к пребывающим в санатории, и созданию благоприятного психологического оазиса, к осознанию, что каждый врач и психолог - это исследователь, использующий полную систему психического воздействия в целях оздоровления человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.