КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модель психологической помощи школьникам
Состояние социально-психологической зрелости учебных групп. В целом, учебные группы находятся на среднем уровне социально-психологической зрелости, а 8 класс не достиг и этого уровня (Табл. 12). Таблица 12 Социально-психологическая характеристика классов
Данные показатели можно охарактеризовать как средние, а в 8 классе даже как низкие, особенно по факторам направленности, активности и эмоциональному единству. По всей видимости, это во многом обусловлено возрастными особенностями. Нужно подчеркнуть, что к старшим классам все показатели несколько повышаются. Тем не менее, ни один из классов не только не приближается к уровню развития коллектива, но находится где-то на уровне «корпорации» или даже «ассоциации». Было проведено исследование межличностных отношений у тревожно-депрессивных подростков в условиях санатория с использованием шкалы оценки личностной и ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера, шкалы депрессии, адаптированной Т.И. Балашовой и методики «Т и Д». Из 4973 подростков выявлен 1591 с тревожно-депрессивными расстройствами. Из них 530 человек имеют ситуативную депрессию, 901 - высокую личностную тревожность и 160 - смешанную форму. Кроме того, при помощи методики Р. Сишора, социометрии, методики изучения атмосферы в группе изучался психологический климат и внутригрупповые взаимоотношения одноклассников. Оказалось, что в 1010 случаях подростки не удовлетворены взаимоотношениями со сверстниками, атмосферу в классе видят холодной и недоброжелательной. Подростки с высокой личностной тревожностью и депрессией чувствуют себя «отрезанными» от других. Причем многие подростки, испытывающие чувство изолированности, неадекватно оценивают свою роль в общении с одноклассниками (метод социометрии). Угадывание испытуемыми выборов, сделанных одноклассниками по отношению к ним/больше склоняются к отрицанию своей личности, хотя в реальных отношениях многие «тревожные» подростки приняты своими сверстниками. 1-й день пребывания - собрание учителей с целью ознакомления с детско-подростковыми проблемами и возможностями оказания этим ребятам психологической помощи. Распределение времени посещения психолога между каждым отрядом. 2-3-й день - знакомство с детьми и подростками, объяснение с какими проблемами они могут обращаться к психологу. Проведение групповой психодиагностики на выявление тревожности, депрессии и пр. 4-й день - обработка результатов проведенной психодиагностики, написание заключения. 5-6-й день - индивидуальное обсуждение с детьми и подростками результатов психодиагностики, вопросов отклонения и путей их устранения. 7-й день - сообщение учителям о детях, нуждающихся в психологической помощи. Установление времени занятий. Рекомендации учителям в плане поведения с тревожно-депрессивными детьми и подростками. 8-20-й день - проведение психологического тренинга в группах детей и подростков, нуждающихся в психологической помощи (по 10-12 человек в группе). Оказание психологической помощи детям и подросткам в индивидуальном порядке. Психологическое консультирование обратившихся самостоятельно и оказание им психологической помощи. 21-й день - проведение повторной психодиагностики тревожно-депрессивных детей и подростков с целью обнаружения изменений в их самочувствии и настроении после принятия лечебных процедур и психологической помощи. 22-й день - отъезд. Обработка результатов психодиагностики, написание общего заключения. Детский праздник в санатории (ведущий – Генеральный директор, кандидат психологических наук В.И. Скурятин) При групповом и индивидуальном консультировании использовались и другие методики исследования: 1. Шкала депрессии. 2. Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы: направленность деятельности группы, организованность группы, психологическое единство группы, психологический климат коллектива. 3. Методика САН. 4. Методика «Т и Д». 5. Метод аутоидентификации и идентификации по словесным характерологическим портретам. Э.Г. Эйдемиллер. 6. Цветовая карта самочувствия на каждый день пребывания в санатории. 7. Контент-анализ. 8. Метод социометрии. 9. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. 10. Определение направленности личности - ориентационная анкета. 11. Тест Рукавишникова по изучению межличностных отношений. 12. Опросник по изучению конфликтов. Таким образом, вышеперечисленная совокупность методик позволила получить достаточно полные данные об особенностях личности, межличностных отношениях, эмоциональных нарушениях и построить модель психологической помощи подросткам в период их пребывания в санатории.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |