КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методология и методики исследования
Оценка личностных особенностей и социальной психологии групп подростков из Чернобыльских регионов (в условиях санатория) Временное пребывание до того незнакомых подростков порождало ряд психологических проблем: профилактика конфликтных ситуаций, разрешение внутриличностных и межличностных негативных отношений, которые снижали эффективность сомато-психической и социально-психологической реабилитации. Возникла острая необходимость в организации модели психологической помощи в условиях санатория («социального оазиса»), которая могла бы помочь созданию благоприятного психологического климата во временных подростковых группах. Методологическая часть исследования была построена с использованием системного подхода, предполагающего необходимость изучения не только самого явления, но и системы детерминант, вызывающих, усиливающих или преодолевающих негативные явления [76]. А также, исходя из положения В.Н. Мясищева о личности как системе субъективных отношений [92], и функционально-динамической структуре К.К. Платонова [107], в которой учитывались все звенья организаций личностных образований с неповторимыми переживаниями и действиями, направленными на окружающую микросоциальную среду, которая, порой, на сознательном, а чаще бессознательном уровнях воздействуют на личностью, изменяя внутреннее содержание субъективных отношений и направленность. Создавая целенаправленную социальную ситуацию [24], («социальный оазис» [156]), в условиях санатория можно не только изменить (разрешить, угасить) внутриличностные и межличностные отношения, но и создать условия скорейшей адаптации к новой среде и развитию личности, изменяя ее интересы, потребности и отношения к себе и другим. Гипотетически можно выделить следующий комплекс «ключевых» свойств личности и коллектива, подверженных изменению в условиях наличия радиационной опасности, которые можно принять за критерии оценки. Активность личности, как способность ребенка реализовать свою преобразующую позицию в общении, учебе, творчестве. Показатели активности: лидерство, инициативность, успешность деятельности, готовность взять на себя повышенную ответственность. Направленность активности: совокупность устойчивых мотивов. Показатели: цели. Интересы, ценности, убеждения, установки. Самосознание личности - как процесс становления «Я-образа» («Я-концепции»). Показатели: самооценка, уровень притязаний и самоуважения. Социальные установки. Показатели: отношение к школе, отношение к ближайшему социальному окружению. Показатели: эмоциональная экспансивность, совпадение-несовпадение ценностных ориентации. Ценностно-ориентационное единство коллектива как показатель групповой сплоченности, характеризующей внутригрупповые связи и отношения, отражающий уровень или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к различным объектам (целям деятельности, лицам, идеям, событиям и т.д.) наиболее значительным для группы в целом. Показатели: сплоченность, по целям, интересам, нравственным нормам. Организованность группы - способность группы как коллективного субъекта совместной деятельности и активной перестройки неупорядоченных состояний в упорядоченные, определенные. Показатели: умение создавать и сохранять организацию в ситуации неопределенности, стабильность эффективности деятельности в экстремальных условиях, самоуправляемость, устойчивость лидерства. Базой для проведения исследования явился ООО «Санаторий им. Дзержинского» Воронежской области. Сначала было проведено пилотажное исследование учеников 8-11 классов одной школы с помощью личностных опросников (астенических расстройств И.Н. Шац; самооценки Дембо-Рубинштейна; волевого самоконтроля А.Г. Зверкова и Е.В. Эйдмана; потребности в достижении; познавательной активности, тревожности и отрицательных эмоциональных переживаний Спилбергера; эмоционального отношения к собственному «Я», ученикам, родителям и учителям Ч. Осгуда) и «Карты-схемы психолого-педагогической оценки коллектива» Л.И. Уманского, А.С. Чернышева и др. Всего обследовано 63 человека, из них 35 мальчиков, 28 девочек. Самооценка. В итоге выяснилась тенденция противоречивости самооценки по различным критериям (Табл. 5). Таблица 5 Состояние самооценки учащихся
Как видно из таблицы 5, большинство учащихся имеет завышенную самооценку по шкалам «Авторитет у сверстников» и «Уверенность в себе». Меньшее количество завышенных самооценок отмечается по параметрам: «Внешность», «Умственные способности», «Характер», «Умение многое делать своими руками». Здоровье свое все обследуемые считают удовлетворительным. Изучение выраженности астенических расстройств показало, что по ряду параметров, отражающих физическую и психическую астению, имеются изменения памяти, нарушения внимания, эмоциональной лабильности, раздражительной слабости (Табл. 6). Таблица 6 Выраженность астении
Согласно данным таблицы, у 23 человек (более половины обследуемых) наблюдается либо реакция утомления, либо умеренная астения, хотя в ходе самооценки все обследуемые отмечали удовлетворительное состояние своего здоровья. Астения проявлялась чаще в снижении памяти, эмоциональной лабильности, а также раздражительной слабости, притом, что эти нарушения проявлялись как на физиологическом, так и на психологическом уровнях. Волевой самоконтроль. Можно констатировать снижение волевого самоконтроля (Табл. 7). Таблица 7 Состояние волевого самоконтроля
Как видно из таблицы, ослабление общего волевого контроля относительно нормы составляет около 10 баллов (наивысший балл - 25, норма - 20), по параметрам «Настойчивость» и «Самообладание» баллы еще более низкие. Так на вопрос: «Появляется ли у Вас желание бросить начатое дело, если что-то не клеится?», многие испытуемые отвечали «Да». И в то же время, не соглашались с утверждением: «При необходимости мне трудно сдержать вспышку гнева». Эти ответы наглядно показывают нехватку терпения, самообладания и других волевых черт у опрашиваемых. Вызывает тревогу резкое снижение потребности в общении (Табл. 8). Таблица 8 Состояние потребности в общении
Полученные данные являются удивительно низкими для подросткового возраста, 45 человек, по существу, не испытывают желания общаться. Такое же примерно положение с состоянием потребности в достижении (Табл. 9) Таблица 9 Состояние потребности в достижении
Из таблицы видно, что более чем у половины обследуемых (38 чел.) наблюдается низкая потребность в достижении. Уровнем потребности, превышающим средний, обладает лишь один учащийся, что свидетельствует о пассивности большей части детей. Неутешительные данные получены и по состоянию познавательной активности и тревожности (Табл. 10)
Таблица 10 Выраженность тревожности, познавательной активности и негативных эмоциональных переживаний по классам
По этим данным можно говорить о низкой познавательной активности (в частности, в учебной деятельности), повышенном проявлении негативных эмоций и тревожности. Структура эмоционального отношения к собственному «Я», ученикам, родителям и учителям в целом близка к среднестатистическим показателям и еще раз подчеркивает ощущение незащищенности ребенка в мире и надежде найти поддержку в семье (Табл. 11). Таблица 11 Показатели эмоционального отношения школьников к «Я-образу» и объектам социального окружения
* * *
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |