Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология и методики исследования




Оценка личностных особенностей и социальной психологии групп подростков из Чернобыльских регионов (в условиях санатория)

Временное пребывание до того незнакомых подростков порождало ряд психологических проблем: профилактика конфликтных ситуаций, разрешение внутриличностных и межличностных негативных отноше­ний, которые снижали эффективность сомато-психической и социаль­но-психологической реабилитации. Возникла острая необходимость в организации модели психологической помощи в условиях санатория («социального оазиса»), которая могла бы помочь созданию бла­гоприятного психологического климата во временных подростковых группах.

Методологическая часть исследования была построена с использо­ванием системного подхода, предполагающего необходимость изучения не только самого явления, но и системы детерминант, вызывающих, усиливающих или преодолевающих негативные явления [76]. А также, исходя из положения В.Н. Мясищева о личности как системе субъективных отношений [92], и функционально-динамической структуре К.К. Платонова [107], в которой учитывались все звенья организаций лич­ностных образований с неповторимыми переживаниями и действиями, направленными на окружающую микросоциальную среду, которая, по­рой, на сознательном, а чаще бессознательном уровнях воздействуют на личностью, изменяя внутреннее содержание субъективных отноше­ний и направленность.

Создавая целенаправленную социальную ситуацию [24], («социальный оазис» [156]), в условиях санатория можно не только изменить (разрешить, угасить) внутриличностные и межличностные отношения, но и создать условия скорейшей адаптации к новой среде и развитию личности, изменяя ее интересы, потребности и отношения к себе и другим.

Гипотетически можно выделить следующий комплекс «ключевых» свойств личности и коллектива, подверженных изменению в условиях наличия радиационной опасности, которые можно принять за критерии оценки.

Активность личности, как способность ребенка реализовать свою преобразующую позицию в общении, учебе, творчестве. Показатели ак­тивности: лидерство, инициативность, успешность деятельности, готов­ность взять на себя повышенную ответственность.

Направленность активности: совокупность устойчивых мотивов. Показатели: цели. Интересы, ценности, убеждения, установки.

Самосознание личности - как процесс становления «Я-образа» («Я-концепции»). Показатели: самооценка, уровень притязаний и самоува­жения.

Социальные установки. Показатели: отношение к школе, от­ношение к ближайшему социальному окружению. Показатели: эмоцио­нальная экспансивность, совпадение-несовпадение ценностных ориен­тации.

Ценностно-ориентационное единство коллектива как показатель групповой сплоченности, характеризующей внутригрупповые связи и отношения, отражающий уровень или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к различ­ным объектам (целям деятельности, лицам, идеям, событиям и т.д.) на­иболее значительным для группы в целом. Показатели: сплоченность, по целям, интересам, нравственным нормам.

Организованность группы - способность группы как коллективного субъекта совместной деятельности и активной перестройки неупорядо­ченных состояний в упорядоченные, определенные. Показатели: умение создавать и сохранять организацию в ситуации неопределенности, ста­бильность эффективности деятельности в экстремальных условиях, са­моуправляемость, устойчивость лидерства.

Базой для проведения исследования явился ООО «Санаторий им. Дзержинского» Воронежской области. Сначала было проведено пило­тажное исследование учеников 8-11 классов одной шко­лы с помощью личностных опросников (астенических расстройств И.Н. Шац; самооценки Дембо-Рубинштейна; волевого самоконтроля А.Г. Зверкова и Е.В. Эйдмана; потребности в достижении; познавательной активности, тревожности и отрицательных эмоциональных переживаний Спилбергера; эмоционального отношения к собственному «Я», ученикам, родителям и учителям Ч. Осгуда) и «Карты-схемы психолого-педагогической оценки коллектива» Л.И. Уманского, А.С. Чернышева и др. Всего обследовано 63 человека, из них 35 мальчиков, 28 девочек.

Самооценка. В итоге выяснилась тенденция противоречивости самооценки по различным критериям (Табл. 5).

Таблица 5

Состояние самооценки учащихся

Критерии   Самооценка   Умственные способности Характер   Авторитет у сверстников   Навыки и умения   Внешность   Уверенность в себе  
Завышенная   18 чел.   14 чел.   36 чел.   6 чел.   22 чел.   38 чел.  
Адекватная   33 чел.   45 чел.   23 чел.   47 чел.   22 чел.   21 чел.  
Заниженная   12 чел.   4 чел.   4 чел.   10 чел.   8 чел.   З чел.  

 

Как видно из таблицы 5, большинство учащихся имеет завышен­ную самооценку по шкалам «Авторитет у сверстников» и «Уверенность в себе». Меньшее количество завышенных самооценок отмечается по параметрам: «Внешность», «Умственные способности», «Характер», «Умение многое делать своими руками». Здоровье свое все обследуе­мые считают удовлетворительным.

Изучение выраженности астенических расстройств показало, что по ряду параметров, отражающих физи­ческую и психическую астению, имеются изменения памяти, нарушения вни­мания, эмоциональной лабильности, раздражительной слабости (Табл. 6).

Таблица 6

Выраженность астении

Умеренная астения   6 человек  
Реакция утомления   17 человек  
Выраженная астения   17 человек  

 

Согласно данным таблицы, у 23 человек (более половины обследу­емых) наблюдается либо реакция утомления, либо умеренная астения, хотя в ходе самооценки все обследуемые отмечали удовлетворительное состояние своего здоровья. Астения проявлялась чаще в снижении па­мяти, эмоциональной лабильности, а также раздражительной слабости, притом, что эти нарушения проявлялись как на физиологическом, так и на психологическом уровнях.

Волевой самоконтроль. Можно констатировать снижение волевого самоконтроля (Табл. 7).

Таблица 7

Состояние волевого самоконтроля

Класс          
Общий индекс ВСК   10,4   9,5   10,7   10,5  
Настойчивость   7,2   7,0   8,0   6,2  
Самообладание   4,6   4,7   4,7   5,2  

 

Как видно из таблицы, ослабление общего волевого контроля от­носительно нормы составляет около 10 баллов (наивысший балл - 25, норма - 20), по параметрам «Настойчивость» и «Самообладание» бал­лы еще более низкие. Так на вопрос: «Появляется ли у Вас желание бро­сить начатое дело, если что-то не клеится?», многие испытуемые отвеча­ли «Да». И в то же время, не соглашались с утверждением: «При необ­ходимости мне трудно сдержать вспышку гнева». Эти ответы наглядно показывают нехватку терпения, самообладания и других волевых черт у опрашиваемых.

Вызывает тревогу резкое снижение потребности в общении (Табл. 8).

Таблица 8

Состояние потребности в общении

Уровень потребности Выше среднего   Средний   Ниже среднего   Низкий  
Количество человек          

 

Полученные данные являются удивительно низкими для подрост­кового возраста, 45 человек, по существу, не испытывают желания об­щаться.

Такое же примерно положение с состоянием потребности в достижении (Табл. 9)

Таблица 9

Состояние потребности в достижении

Уровень потребности   Выше среднего   Средний   Ниже среднего   Низкий  
Количество человек          

 

Из таблицы видно, что более чем у половины обследуемых (38 чел.) наблюдается низкая потребность в достижении. Уровнем потребности, превышающим средний, обладает лишь один учащийся, что свидетельс­твует о пассивности большей части детей.

Неутешительные данные получены и по состоянию познавательной активности и тревожности (Табл. 10)

 

 

Таблица 10

Выраженность тревожности, познавательной активности и негативных эмоциональных переживаний по классам

Класс Тревожность   Познавательная активность   Негативные эмоцио­нальные переживания  
Личност­ная Ситуаци­онная Личност­ная   Ситуаци­онная   Личност­ная   Ситуаци­онная  
  23,5   25,9   26,0   25,0   23,4   16,6  
  20,6   24,6   26,7   27,2   23,5   15,9  
  20,0   23,8   25,4   27,1   23,2   18,1  
  24,0   27,5   24,5   24,0   20,5   22,5  

По этим данным можно говорить о низкой познавательной актив­ности (в частности, в учебной деятельности), повышенном проявлении негативных эмоций и тревожности.

Структура эмоционального отношения к собственному «Я», ученикам, родителям и учителям в целом близка к среднестатистическим показателям и еще раз подчеркивает ощущение незащищенности ребенка в мире и надежде найти поддержку в семье (Табл. 11).

Таблица 11

Показатели эмоционального отношения школьников к «Я-образу» и объектам социального окружения

Классы   Отношение к ученикам   Отношение к родителям   Отношение к «Я-образу»   Отношение к учителям  
  5,6   6,3   5,3   5,0  
  5,4   6,2   5,4   5,1  
  5,5   6,5   5,6   5,6  
  5,7   6,6   5,7   5,7  

* *

*




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.