Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности восприятия информации




Организовывать эффективную обратную связь для своевременного выявления и коррекции искажений смысла передаваемого сообщения.

Обращать внимание на возможные семантические барьеры, пояснять смысл сообщения.

Продуманно формировать поток нисходящей информации с учетом особенностей восприятия адресата.

Способы улучшения нисходящих коммуникаций

Барьеры, вызванные низким уровнем доверия

Барьеры, обусловленные плохой организацией коммуникаций

Барьеры эффективной коммуникации

1. Барьеры, обусловленные восприятием:

1.1. Разный уровень компетентности. Люди могут интерпретировать одну и ту же информацию по-разному в зависимости от имеющегося у них опыта.

1.2. Избирательное слушание – люди более склонны к восприятию той информации, которая позитивно окрашена и согласуется с их мнением и личным опытом; негативно окрашенная и противоречащая опыту информация может отвергаться уже на этапе восприятия. Этот процесс непроизвольный, поэтому плохо поддается сознательному контролю.

1.3. Семантический барьер – связан с разным смыслом, который могут приписывать одним и тем же символам (словам) отправитель и получатель сообщения. (Семантика изучает способ использования слов и значения передаваемые словами. Символ не имеет неповторимого неотъемлемого значения. Значение символа выявляется через опыт и варьируется в зависимости от контекста, ситуации, в которой он использован).

1.4. Барьеры межличностного взаимодействия, создающие ситуацию, когда для получателя информации становится значимой не сама информация, а эмоциональное переживание процесса взаимодействия.

1.5. Невербальные преграды (частный случай 1.4) - связаны с негативным значением языка поз и жестов. Чаще всего возникают при неконгруэнтном поведении, когда невербальная составляющая имеет личностно-значимый для получателя смысл.

1.6. Физические барьеры – наличие шумов и помех в канале передачи информации.

2.1. Плохая обратная связь.

2.2. Давление времени.

2.3. Перегрузка общения.

3.1. Нежелание вступать в контакт или делиться информацией.

3.2. Намеренное сокрытие или искажение информации.

3.3. Неуверенность в достоверности получаемой информации.

Основные проблемы в нисходящих коммуникациях возникают от того, что при передаче информации не уделяется должного внимания ее получателю. Исследования показали, что нисходящий информационный поток может оказать следующее действие на получателя информации:

 


1) Интерпретируя информацию, люди следуют по пути наименьшего сопротивления.

2) Люди легче воспринимают сообщения, согласующиеся с имеющимся у них опытом.

3) Сообщения, противоречащие ценностям человека, вызывают большее сопротивление, чем те, которые противоречат рациональной логике.

4) Сообщения, способствующие удовлетворению важных для человека потребностей, воспринимаются легче, чем те, которые не способствуют.

5) Когда люди видят изменения в окружающей среде, они более открыты по отношению к новым сообщениям.

6) На коммуникацию влияет ситуация в целом: в одной ситуации сообщение может показаться сообразным ситуации, в другой - нет

 

 

Проблемы восходящих коммуникаций

Из всех направлений общения именно восходящие коммуникации являются наименее эффективными. Самые распространенные негативные явления:

1. Задержки, т.е. медленное восхождение информации на высокие уровни, когда менеджеры не рискуют поднимать проблемы, т.к. боятся негативной реакции руководства. Поэтому на нижнем уровне информация тормозится, т.к. менеджеры пытаются сами решить проблему.

2. Дефицит восходящей информации. Проблемой является потребность отправителя в ответе, то есть в реакции руководства на отправленную информацию. Осуществление обратной связи это поощряет восходящий поток информации, ее отсутствие – гасит, подавляет восходящие коммуникации.

3. Фильтрация – определенная форма цензуры снизу, как естественной склонности всех работников доводить до сведения руководителя лишь то, что он, по их мнению, хотел бы услышать. Иногда для преодоления фильтрации рядовые сотрудники добиваются прямого выхода на начальника, минуя одну или несколько ступеней в иерархии.

4. В восходящих коммуникациях возможны искажения или сознательное изменение сообщения таким образом, чтобы оно способствовало достижению чьих-то личных целей. Это не только мешает менеджеру принять обоснованное решение, но и разрушает доверие сторон

 

 

Методы повышения эффективности восходящих коммуникаций

1. Процедура обжалования – регламентированная возможность обратиться с жалобой к вышестоящему начальнику, минуя своего непосредственного руководителя.

2. Политика открытых дверей (дверь непосредственного начальника в буквальном смысле всегда открыта для всех, кто хочет поделиться с ним своими соображениями), проведение встреч с работниками, практика «выхода в народ»

3. Консультации, опрос общественного мнения, собеседования с увольняющимися работниками, «ящики для предложений».

4. Партисипативные методы (методы принятия решения на основе вовлечения работников), «кружки качества» и т.д..

5. Использование неформального общения.

6. Повышение коммуникативной компетентности руководителей, в том числе, развитие навыков активного слушания.

 


Повышение эффективности горизонтальных коммуникаций

1) Приобретение сотрудниками необходимых навыков межличностного общения.

2) Совершенствование внутренней среды организации, повышение уровня доверия, развитие духа сотрудничества.

3) Грамотная политикой руководства при управлении организационными конфликтами.

4) Повышение мотивации достижения общеорганизационных целей.

Обратная связь – то, что воспринял адресат сообщения и как он к этому относится

Эффективность коммуникаций во многом зависит от качества обратной связи

 

 

Характеристики эффективной обратной связи
1. Направленность на улучшение качества работы и повышение ценности каждого работника 2. Конкретность, конструктивность 3. Описательный характер (отсутствие оценок) 4. Полезность 5. Своевременность 6. Желание и готовность сторон к осуществлению обратной связи 7. Ясность, четкость выражения понятность получателю 8. Надежность, достоверность

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.