Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура конфликта




Структурные характеристики – составные элементы конфликта, без которых его существование невозможно:

v стороны (участники) конфликта – ролевые позиции, в рамках которых они участвуют в конфликтной ситуации. Важными являются интересы участников конфликта, преследуемые ими цели, их социокультурные и психологические особенности. Важно иметь в виду не только непосредственных участников конфликта, но и других лиц, чьи интересы могут быть затронуты в данной ситуации и чья позиция может влиять на исход конфликта. Они могут рассматриваться как пассивные участники конфликта.

v условия конфликта – обстоятельства или факторы, определяющие его характеристики и возможность его возникновения – социокультурный контекст конфликта (культурные нормы поведения), непосредственный ситуационный фон протекания конфликта, наличие третьих сил, заинтересованных в обострении или смягчении конфликта, межличностная ситуация.

v предмет конфликта – то, что становится объектом противоречащих друг другу или несовместимых притязаний сторон, то, из-за чего спорят и по какому поводу договариваются. Предмет конфликта связан с целями участников, однако не все цели связаны с предметом конфликта.

v действия участников конфликта – конфликтное взаимодействие, которое и является основным содержанием конфликта; начинается с действий одного участника, который рассматривается как инициатор конфликта.

v исход (результат) конфликта – не только результат, но и идеальный образ этого результата, имеющийся у участников и, в конечном итоге, определяющий его направленность. Цели участников не всегда осознаются участниками и тем более формулируются в терминах конечных результатов. Вместе с тем образ желательного исхода конфликта становится важнейшим регулятором конкретных действий участников.

Динамика конфликта - стадии его развития и процессы, протекающие на отдельных стадиях.

Фазы развития межличностного конфликта:

1. Предконфликтная ситуация – положение дел накануне конфликта, скрытый конфликт, напряженность, объективные обстоятельства

2. Инцидент – первая стычка конфликтантов – восприятие ситуации как конфликтной

3. Эскалация – развитие конфликта

4. Кульминация – верхняя точка эскалации, когда ущерб достигает недопустимого уровня, что заставляет стороны искать разрешения конфликта

5. Завершение конфликта – некоторые действия сторон, уменьшающие интенсивность противостояния


Классификация конфликтов в организациях

Основание классификации Типы конфликтов
По уровню межличностные, т.е. конфликты между отдельными людьми; между отдельным человеком и группой; межгрупповые, т.е. конфликты, сторонами которых являются группы различного масштаба;
По ранговым отличиям горизонтальные – между равными по статусу участниками; примыкает к ним – линейно-функциональный конфликт; вертикальные – между стоящими выше и ниже на социальной лестнице между частью и целым – работник и группа, группа и организация
В зависимости от количества причин однофакторные, в основе которых лежит одна причина; многофакторные, возникающие в силу двух и более причин; кумулятивные, когда несколько причин накладываются одна на другую и это приводит к резкому усилению интенсивности конфликта.
По временным параметрам единичные, периодические и частые, скоротечные и длительные
По сферам проявления канализируемые конфликты, предполагающие ограниченность сферы соперничества и активности участников; эскалирующие конфликты, у которых спектр конфликтного взаимодействия неограниченный и расширяющийся (такие конфликты плохо поддаются управлению и влекут за собой наиболее разрушительные последствия)
По форме проявления открытые и скрытые
По отношению к целям организации с преимущественно позитивной направленностью (совпадение целей участников конфликта с целями организации); с позитивно-негативной направленностью – цели одной из сторон не совместимы с целями организации, которые отстаивает другая сторона; с негативной направленностью – цели всех участников не совместимы с целями организации (такие конфликты имею обычно скрытый характер)

Причины организационных конфликтов (М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури):

1. Распределение ресурсов – при ограниченности ресурсов в любой организации каждый ее участник стремится получить большую долю и завысить значимость своего труда.

2. Взаимозависимость задач – причиной конфликта может стать недостаточная согласованность действий работников или неадекватные действия одного из тех, кто связан с выполнением общей задачи.

3. Различия в целях. Возможность конфликта повышается при усложнении организаций, когда отдельные подразделения начинают во многом самостоятельно формулировать свои цели, которые могут значительно расходиться с целями всей организации.

4. Различия в представлениях и ценностях, интересах и желаниях людей приводят к тенденциозному восприятию ситуации и соответствующей реакции на нее.

5. Различия в манере поведения и в жизненном опыте.

6. Неудовлетворительные коммуникации.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.