КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура теоретического знания в психологическом исследовании
Самостоятельная исследовательская работа Темы для рефератов Тема 2. Научное исследование в психологии. Тема 1. Понятие о методологии в психологии. Темы и вопросы для обсуждения на семинарах 1. Методология. Определение, содержание понятия. 2. Уровни методологии, их содержание. 3. Методологические принципы в психологии. 4. Отличие понятий «метод» и «методика».
1. Типы научного исследования. 2. Идеальное и реальное исследование.
1. Вклад в развитие научной методологии К. Поппера, И. Лакатоса, П. Холтона. 2. Специфика методологических принципов при проведении исследования с детьми. 1. Составить логические схемы базы знаний по темам. 2. Изучить профессиональную направленность личности испытуемого, используя методику Дж. Голланда (См. Приложение 2) Самостоятельно выделить: - цель исследования; - структурные компоненты методики; - условия исследования; - объект и предмет исследования; - результаты исследования. Литература 1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб: Питер, 2000. 2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. 3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. – 4 – е изд. – М.: Владос, 2003. – Кн. 1: Основы общей психологии. 4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. – 4 – е изд. – М.: Владос, 2003. – Кн. 3: Основы психодиагностики. 5. Троицкая И.Ю. Экспериментальная психология в схемах и комментариях к ним. Учеб-методическое пособие. – Арзамас: АГПИ, 2002. Глава 3. Организация научного исследования в психологии Большинство исследований имеет теоретико-прикладной характер. Исследование проводится для того, чтобы проверить теоретические предположения исследователя. Началом теоретического осмысления изучаемой части реальности является исходная эмпирическая основа - факты, эмпирические закономерности, которые наблюдает исследователь в реальной жизни. Постановка проблемы - начало любого исследования, это вопрос о сущности изучаемого явления. Выделяют проблемы житейские и научные. Житейские проблемы возникают в реальной жизни людей и сформулированы обыденным языком. (“Почему небо голубое?”, “Почему не хватает денег до зарплаты?” и т.д.) В отличии от житейских, научные проблемы формулируются в терминах определенной научной дисциплины. Можно выделить этапы порождения научной проблемы: - выявление нехватки в научном знании о реальности; - описание проблемы на уровне обыденного языка; - формулирование проблемы в терминах научной дисциплины. Гипотеза - научное предположение, вытекающее из проблемы, которое еще не доказано и не опровергнуто. По содержанию гипотезы можно разделить на а) гипотезы о наличии явления, б) гипотезы о связи между явлениями, в) гипотезы о причинной связи между явлениями. Гипотеза служит для организации экспериментального исследования, для выработки плана его эмпирической части. Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в компоненты нового теоретического знания о реальности: факты, закономерности, законы. Опровергнутая гипотеза также может стать новым теоретическим знанием (на “нет” и суда нет, за то теперь мы это знаем точно). Однако исследователь, как правило, уточняет исходную гипотезу, проводит дополнительные исследования и только тогда формулирует выводы, новое теоретическое знание об изучаемой части реальности.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |