Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура теоретического знания в психологическом исследовании




Самостоятельная исследовательская работа

Темы для рефератов

Тема 2. Научное исследование в психологии.

Тема 1. Понятие о методологии в психологии.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

1. Методология. Определение, содержание понятия.

2. Уровни методологии, их содержание.

3. Методологические принципы в психологии.

4. Отличие понятий «метод» и «методика».

 

1. Типы научного исследования.

2. Идеальное и реальное исследование.

 

1. Вклад в развитие научной методологии К. Поппера, И. Лакатоса, П. Холтона.

2. Специфика методологических принципов при проведении исследования с детьми.

1. Составить логические схемы базы знаний по темам.

2. Изучить профессиональную направленность личности испытуемого, используя методику Дж. Голланда (См. Приложение 2)

Самостоятельно выделить:

- цель исследования;

- структурные компоненты методики;

- условия исследования;

- объект и предмет исследования;

- результаты исследования.

Литература

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб: Питер, 2000.

2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001.

3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. – 4 – е изд. – М.: Владос, 2003. – Кн. 1: Основы общей психологии.

4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. – 4 – е изд. – М.: Владос, 2003. – Кн. 3: Основы психодиагностики.

5. Троицкая И.Ю. Экспериментальная психология в схемах и комментариях к ним. Учеб-методическое пособие. – Арзамас: АГПИ, 2002.

Глава 3. Организация научного исследования в психологии

Большинство исследований имеет теоретико-прикладной характер. Исследование проводится для того, чтобы проверить теоретические предположения исследователя.

Началом теоретического осмысления изучаемой части реальности является исходная эмпирическая основа - факты, эмпирические закономерности, которые наблюдает исследователь в реальной жизни. Постановка проблемы - начало любого исследования, это вопрос о сущности изучаемого явления. Выделяют проблемы житейские и научные. Житейские проблемы возникают в реальной жизни людей и сформулированы обыденным языком. (“Почему небо голубое?”, “Почему не хватает денег до зарплаты?” и т.д.) В отличии от житейских, научные проблемы формулируются в терминах определенной научной дисциплины. Можно выделить этапы порождения научной проблемы:

- выявление нехватки в научном знании о реальности;

- описание проблемы на уровне обыденного языка;

- формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.

Гипотеза - научное предположение, вытекающее из проблемы, которое еще не доказано и не опровергнуто. По содержанию гипотезы можно разделить на а) гипотезы о наличии явления, б) гипотезы о связи между явлениями, в) гипотезы о причинной связи между явлениями.

Гипотеза служит для организации экспериментального исследования, для выработки плана его эмпирической части.

Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в компоненты нового теоретического знания о реальности: факты, закономерности, законы.

Опровергнутая гипотеза также может стать новым теоретическим знанием (на “нет” и суда нет, за то теперь мы это знаем точно). Однако исследователь, как правило, уточняет исходную гипотезу, проводит дополнительные исследования и только тогда формулирует выводы, новое теоретическое знание об изучаемой части реальности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.