Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наблюдение




Самостоятельная исследовательская работа

Темы для рефератов

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Тема 1. Проблема классификации методов психологического исследования

1. Экспериментальные исследования в психологии в конце XIX – начале XX в.в.

2. Классификация методов психологического исследования Б.Г. Ананьева.

1. Измерение как общенаучный исследовательский метод. Психологическое измерение.

2. Классификация методов психологического исследования С.Л. Рубинштейна.

 

Составить логические схемы базы знаний по теме.

 

Литература

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб: Питер, 2000.

2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. – 4 – е изд. – М.: Владос, 2003. – Кн. 1: Основы общей психологии.

3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. – 4 – е изд. – М.: Владос, 2003. – Кн. 3: Основы психодиагностики.

4. Троицкая И.Ю. Экспериментальная психология в схемах и комментариях к ним. Учеб-методическое пособие. – Арзамас: АГПИ, 2002.

Глава 2. Наблюдение и эксперимент – основные методы психологического исследования

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Особенностью метода является проведение исследования в естественных для испытуемого условиях, без вмешательства исследователя в его деятельность.

Наблюдение является одним из наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов, может применяться как самостоятельно, так и органически включаться в состав других исследовательских методов. Как научный эмпирический метод наблюдение широко используется с конца XIX века в клинической психологии, в психологии развития, в педагогической и социальной психологии.

Предмет наблюдения - различные особенности вербального и невербального поведения испытуемого.

Недостатками наблюдения как метода могут быть: длительность (исследователь может долго ждать проявление изучаемого феномена), невозможность повторения наблюдаемого явления, субъективность восприятия при регистрации и анализе результатов (личный опыт исследователя накладывает отпечаток на восприятие происходящего). Однако наблюдение является незаменимым методом в психологическом исследовании и имеет большое достоинство: изучается естественное поведение испытуемого, что позволяет создать целостную картину происходящего, отразить поведение испытуемого во всей полноте.

Виды наблюдения можно выделить следующие:

Систематическое (проводимое по намеченному плану) и несистематическое (когда имеется только лишь общая цель наблюдения, требуется создание некой обобщенной картины поведения человека);

Сплошное (когда фиксируются все особенности поведения испытуемого, доступные для максимально подробного наблюдения) и выборочное (при этом исследователь обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или качества испытуемого);

Включенное наблюдение (когда испытуемый и исследователь объединены общей деятельностью и находятся в одной ситуации) и внешнее (когда наблюдение осуществляется со стороны).

В период педагогической практики школе студенты могут использовать как сплошное, так и выборочное наблюдение м. Сплошное наблюдение заключается в фиксировании всех фактов, которые в состоянии обнаружить наблюдатель. Его целесообразно применять в тех случаях, когда студент-практикант впервые приходит в класс, еще не знает учеников, но ему необходимо получить общее представление о классе (об уровне воспитанности, отношении учащихся к учению, взаимоотношениях в классе и т.д.) Для последующего изучения школьников целесообразно воспользоваться выборочным наблюдением, которое предполагает сбор лишь тех психологических фактов, в которых обнаруживается та или иная особенность личности ученика (о чем чаще всего с удовольствием говорит с товарищами, какие проблемы любит и хочет обсуждать, на каких уроках проявляет активность, как общается с одноклассниками, исполняет ли поручения учителя и пр.). Независимо от того, сплошное или выборочное наблюдение будет использовано для изучения личности ученика, оно должно подчиняться определенной логике исследования, которое включает в себя следующие этапы:

- определение задачи и цели наблюдения (для чего и с какой целью);

- выбор времени и ситуации наблюдения (когда и где наблюдать);

- выбор способа наблюдения, который меньше всего влияет на исследуемый объект и обеспечивает сбор необходимой информации (как наблюдать);

- выбор способов регистрации психологических фактов (как фиксировать наблюдаемые факты или явления);

- анализ полученных результатов наблюдения (сравнение и обобщение результатов наблюдения, выводы).

Наблюдать и изучать учащихся необходимо в естественных условиях их обучения и воспитания. Такими естественными условиями для школьников будут все виды учебных занятий - урок, индивидуальные или факультативные занятия, а так же любое из внеклассных мероприятий.

Суждения о личности школьника должны строиться на основе объективно выраженных фактов, точных и неоднократно проверенных. Конечно, в наблюдении трудно получить объективные показатели, однако, используя вместе с наблюдением вспомогательные психологические методы (беседа, анкета, тесты), это сделать легче. Полезной будет дополнительная информация об личностных особенностях ребенка, которую могут сообщить его родители, учителя и одноклассники.

Анализируя поведение школьника, необходимо всегда искать причину того или иного действия или поступка. Изучение мотивов поведения позволит понять многие особенности личности ребенка (черты характера, ценности, убеждения и пр.), а так же будет полезным для определения форм, методов и средств организации педагогического воздействия в дальнейшей работе с ним.

Поведение отдельных учеников в ряде случаев можно объяснить, только выяснив характер взаимоотношений учащихся в данном классе. Поэтому каждого ребенка необходимо изучать в коллективе и как членов коллектива. Соблюдая это требование, при помощи метода наблюдения можно выявить особенности формирования ученического коллектива, а также изменения в структуре личности учащихся, их духовном росте.

Наблюдение следует организовать так, чтобы не отвлекать внимание учащихся от тех дел, которыми они заняты. Если школьник узнает, что его изучают, то он не только сознательно, но и невольно изменяет свое поведение. К тому же факты, которые зарегистрированы в тот момент, когда ученик ведет себя наиболее естественно и непринужденно, представляют наибольшую ценность своей объективностью и достоверностью.

Необходимо принимать во внимание все многообразие проявлений личности учащихся, изучать эти проявления систематически, повседневно, в различных ситуациях на всем протяжении практики. Анализ фактического материала сплошного и выборочного наблюдения позволит сделать обоснованные выводы, определить формы взаимодействия с ребенком в учебно-воспитательном процессе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 805; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.