Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анкетирование




Метод анкетирования в настоящее время весьма распространен и широко используется в учебно-воспитательном процессе. Анкетирование - одна из наиболее распространенных форм письменного опроса. Анкета - это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Анкетирование обычно проводят с использованием данных наблюдения, которые используют при составлении анкет.

Метод анкетирования имеет целый ряд достоинств. Во-первых, это - относительная свобода исследователя в составлении анкеты, он может задать вопросы по своему усмотрению, определить их количество, выбрать вид анкеты. Во-вторых, возможность охватить большое количество опрашиваемых, выявить массовые явления (интересы школьников, эмоциональный климат в коллективе в целом, отношение к учебным предметам и др.). Бесспорным достоинством этого метода является быстрое получение массового материала. Недостатком метода является то, что он позволяет вскрыть только самый верхний слой факторов: результаты не могут дать исследователю представления о многих закономерностях, относящихся к психологии. При письменном опросе отсутствует живой контакт исследователя и испытуемого, нет возможности индивидуализации вопросов, их варьирования, дополнительных уточнений, оперативной диагностики достоверности и полноты ответов.

Анкетирование - это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки.

Как метод исследования, анкета представляет собой структурно организованный перечень вопросов, связанных с основной задачей исследования, на которые даются ответы в письменном виде. Чаще всего анкета преследует цель выявления отношений личности учащегося к каким-то явлениям или проблеме, событиям, фактам.

Качество результатов исследования при использовании анкет в большой степени зависит от знания и соблюдения основных требований, предъявляемых к ее составлению. Анкета должна содержать наиболее существенные вопросы, ответы на которые необходимы для решения основных задач исследования. Все вопросы анкеты должны вызывать положительную реакцию школьника, быть понятными, соответствующими возрастным интереса и способностям, сформулированы таким образом, чтобы ученик в принципе мог на них ответить.

При разработке анкеты необходимо учитывать:

· возрастные особенности испытуемых;

· соотнесение каждого вопроса с задачей исследования;

· формулировку точных и недвусмысленных вопросов;

· в каждом задании следует задавать только один вопрос (утверждение);

· избегать, насколько возможно, слов, определяющих частоту действий и выражающих чувства.

Анкета включает в себя основные разделы:

1. Демографическая часть. В нее включаются вопросы, касающиеся объективного положения и статуса личности изучаемого ученика. Вопросы должны быть лаконичными, понятными, не требующими напряжения при ответе на них.

2. Вводная часть. Она представляет собой обращение к ученику. Здесь указывается цель исследования и пути использования ее результатов, подчеркивается важность и значимость участия опрашиваемого школьника в проводимом анкетировании, гарантируется анонимность ответов и дается четкое изложение правил заполнения анкеты.

3. Основная часть. Она включает в себя вопросы, в последовательности которых постепенно раскрывается содержание исследуемой темы. В самом начале ставятся вопросы на получение какой - либо фактической, событийной информации. Затем следуют вопросы, направленные на выяснение установок, мнений, оценок личности, то есть той информации, которая имеет непосредственное отношение к основной задаче исследования. Завершается основная часть анкеты наиболее личностного и различного рода контрольными вопросами, с целью углубления и уточнения информации, которая получена в ответах на предыдущие вопросы.

Вопросы анкеты должны быть взаимосвязаны и частично по содержанию перекрывать друг друга, что позволяет проверить достоверность ответов. Вся анкета (вводная часть, стиль вопросов и т.д.) должна быть построена так, чтобы располагать учащегося к откровенности, но не внушать им ответ. При этом опрашиваемые должны быть уверены, что их откровенность не будет использована против них, поэтому многие анкеты могут быть анонимными, без указания фамилии.

Для получения более достоверной информации в анкете так же, как и в беседе лучше избегать вопросов подсказывающего характера или вопросов, на которые школьники будут давать социально одобряемые ответы. Косвенные вопросы здесь так же, как правило, результативнее.

Существуют три основных типа анкет:

- анкеты открытого типа (составленные из прямых вопросов) - направлены на выявление осознаваемых качеств испытуемых, предполагают размышление учащегося и распространенные ответы на вопросы анкеты. Например, вопросы: “Как ты думаешь, почему некоторые животные, птицы и растения занесены в Красную книгу?”, “Если бы тебе предложили сейчас не учиться больше, завершить образование, как бы ты поступил?”. Количество вопросов в анкете такого типа должно быть небольшим (4 – 7). Они требуют размышления и самостоятельного формулирования ответа школьником, и, соответственно, времени. Причем обработка результатов предполагает серьезный качественный анализ.

Особой разновидностью формулировки вопросов анкеты открытого типа являются так называемые незаконченные предложения (как разновидность проективного метода исследования). Главная их особенность – обозначение стимула, начала предложения, завершение предложения осуществляет сам школьник в соответствии со своими ассоциациями. Например: «Больше всего мне в нашем классе нравится …», «В школу я обычно собираюсь …, потому, что…», «Я часто думаю о том, что…» и др.

- анкеты селективного типа, где испытуемому на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов, практически равнозначных между собой. Задачей испытуемого является выбор наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения учащегося к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: “Какой из учебных предметов - самый интересный для тебя: алгебра, химия, физика, география?”.

Так же можно предложить учащимся не только выбрать один из предложенных ответов, но и сформулировать свой собственный. Так, изучая интересы школьников, можно в анкете использовать вопрос:

«Чем ты занимаешься в свободное время?» и ответы к нему:

А) гуляю; Б) смотрю телевизор; В) читаю; Г) сижу за компьютером;

Д) предложи свой вариант ответа.

Анкеты такого типа, естественно, ограничивают возможности отвечающих, но работа с ними занимает меньше времени и они лучше поддаются математической обработке. Конечно, количество вопросов определяется замыслом исследования, но в этом типе анкет их может быть до 20.

- анкеты - шкалы, где испытуемому также на каждый вопрос предлагается ряд готовых ответов, но они расположены по шкале, от меньшего к большему; испытуемый выбирает подходящий. К этому типу относятся вопросы, требующие альтернативного ответа «да» или «нет», а так же ответов по бальной системе (по трехбалльной: 3 балла – «да», 2 балла 0 «не знаю, затрудняюсь ответить», 1 балл – «нет», по пятибалльной: 5 баллов – уверенно «да», 4 балла – больше «да», чем «нет», 3 балла – «не уверен», «не знаю», 2 балла – скорее «нет», чем «да», 1 балл – уверенно «нет»). Например, изучая отношение ребенка к школе, можно воспользоваться вопросом: “Скучаешь ли ты по школе во время школьных каникул?”. В качестве возможных ответов можно предложить пятибалльную шкалу ответов: 1 - да, сильно; 2 - скучаю; 3 - иногда; 4 - не скучаю; 5 - даже не вспоминаю.

Количество вопросов в данном типе анкет определяется замыслом исследования, может достигать до 30.

Между этими типами анкет не существует принципиальных различий. Однако анкеты первого типа дают больше качественной информации о личности, но затруднен количественный анализ материала. Анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.

Анкета может быть и смешанной, это снимает монотонность работы с ней, позволяет варьировать содержание вопросов. Но при анализе ответов школьников следует учитывать способы обработки полученной информации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.