КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Беседа. Интервью
Беседа и интервью относятся к устному опросу, но между ними есть существенные различия. Беседа -специфичный для психологии метод исследования, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Беседа используется обычно для более глубокого изучения индивидуальных особенностей испытуемых, как самостоятельный метод, так и как дополнительный в других видах исследования. Для успешного проведения индивидуальной беседы очень важным является соблюдение ряда условий: - установление психологического контакта с испытуемым; - принятие испытуемого (положительное и доброжелательное отношение, желание понять); - умение исследователя задавать вопросы и слушать испытуемого (для чего необходимы и личностные качества исследователя, и знание специальных профессиональных приемов ведения индивидуального консультирования); - проведение беседы при наличии времени и места (неспешность и непринужденная обстановка способствуют получению достоверной информации об испытуемом). Достоинством метода является то, что он позволяет “ вскрыть” глубокие личностные особенности испытуемого (понять причины, мотивацию поступков). Недостатком метода является затруднительная фиксация результатов: использование аудио- и видеотехники снижает естественность поведения испытуемого. Исследователю приходиться использовать отсроченную запись результатов, что нередко приводит к их субъективной интерпретации. Также метод беседы требует необходимой профессиональной подготовки и профессионально важных личностных качеств самого исследователя. Беседа как исследовательский метод позволяет глубже понять психологические особенности ребенка: уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков; можно получить сведения об отношении ученика к своим обязанностям, товарищам, событиям школьной жизни, а также к собственным свойствам и качествам личности. В жизни мы беседуем очень много. Но реализовать беседу как метод психологического исследования – дело не простое. Последующие рекомендации могут быть использованы при организации беседы со школьником. Беседа должна начинаться с установления контакта, надо расположить школьника к себе. Уже обращение к нему по имени решает часть проблемы. Не следует принуждать учащегося к беседе, если очевидно, что он куда-то устремлен. Лучше договориться о ней заблаговременно. Хоть беседа и строиться в форме личного общения, как и любой метод исследования, она проводится по заранее продуманной и составленной программе. Необходимо наметить ключевые вопросы, а также порядок обращения с ними, создать некоторую модель беседы, которая, однако, должна остаться вероятностной моделью. Жесткое, без обратной связи, следование плану в нашем случае недопустимо. Надо внимательно слушать собеседника, оказывать ему эмоциональную поддержку (кивание головой, поддакивание междометиями, реплики: «это интересно», «другими словами ты считаешь, что…» и др.), задавать вопросы с учетом его ответов. Считается неуместным осуждать школьника или оправдывать его, его надо понимать. Целесообразнее беседу начинать с тем, которые интересны собеседнику, а затем перейти к темам, представляющим исследовательский интерес. Это еще раз подтверждает важность предварительной серьезной подготовки к предстоящей беседе. Для того, что бы побудить школьника к высказыванию суждений по интересующим вопросам, более эффективным является не формулирование прямого вопроса, а завязывание разговора косвенным путем. Так, вместо лобового вопроса: «Какие учебные предметы тебе нравятся?», можно обратиться к школьнику с такими словами: «Если бы ты мог изменить действующее расписание по своему усмотрению, то по каким учебным предметам ты добавил бы уроков, а по каким бы убрал?». Можно предложить учащемуся написать на листке бумаги (приготовленном заранее) предметы, по которым он хотел бы увеличить количество занятий в левый столбик, а предметы, по которым уменьшил бы – справа. В процессе распределения учебных предметов по группам надо очень внимательно относиться к словам и эмоциональным реакциям ребенка. Наряду с этим уместно ставить вопросы, косвенно провоцирующие его высказывания относительно этих предметов. Ценной является информация о том, почему предмет оказался именно в этом столбике. В зависимости от конкретного хода беседы целесообразно ставить перед испытуемым вопросы, помогающие выяснить, что привлекает и что не нравиться в учебном предмете, всегда ли испытуемый относился положительно (или негативно) к тому или иному предмету, что повлияло на изменение его отношения. Надо проявлять внимание к высказываниям школьника, дающим сведения о том, в какой степени отношение к предмету зависит от отношения к учителю. Хотя для беседы и важна ясная и четкая постановка вопроса, но нельзя задавать вопросы подсказывающего характера, ответы на которые будут наверняка «желательными», социально одобряемыми, и, соответственно, недостоверными. Так, нецелесообразно спрашивать подростка: «Как ты относишься к родителям? Следуешь ли их советам?». Предпочтительнее предложить ему: «Назови наиболее авторитетных людей, к которым можно обратиться за советом». И таким образом выяснить, попадают ли в эту категорию родители. Вопросы косвенные, выявляющие интересующие оценки, отношения, мнения через сведения об иных объектах, как правило, более результативны. Об интересе к определенной сфере деятельности можно судить, выяснив названия прочитанных школьниками книг, их осведомленность о новейших достижениях науки и техники, установив, какие факультативы, кружки, секции, студии они посещают или хотели бы посещать, как используют свободное время. Как видно, исследовательская цель и непосредственная тема беседы могут не совпадать. Во время беседы необходимо выделять признаки, наличие или отсутствие которых позволяет сделать выводы об искренности и достоверности ответов ребенка. К числу таких относятся: заинтересованные, активные ответы, или, наоборот, желание уйти от ответа, невольные паузы, особенности мимики и жестикуляции, эмоциональная реакция (т.е. невербальная информация). Правильное применение метода беседы предполагает определение времени, места и состав участников. Проводить беседу при ограниченном количестве времени не следует. Наспех проведенная беседа может запутать и затруднить исследование, так как полученные ответы будут неточными, отрывочными и в целом необъективными. Беседа может проводиться, в принципе, в любой непринужденной обстановке (в классе после уроков, на улице по дороге домой, при выполнении какого-либо практического задания). Но в любом случае, окружающая обстановка должна способствовать комфорту в общении, установлению контакта с ребенком. Поэтому, немаловажным будет поинтересоваться: «Не против, если мы поговорим с тобой здесь? Сколько у нас есть времени?». В целях фиксации беседы можно привлечь к работе еще одного студента. Он может заранее оказаться в помещении, где будет проходить беседа, всем свои видом показывая, что ему нет дела до происходящего, например, проверять тетради, а на самом деле вести протокол беседы. Разумеется, ему целесообразно во время беседы находиться вне поля зрения учащегося. Можно обойтись и без протоколиста, восстанавливая содержание беседы по памяти, но в этом случае многие моменты, в том числе и интересные, часто теряются. По понятным причинам не следует вести записи во время разговора с испытуемым самому. Правильно организованная беседа несет в себе не только исследовательскую, но и воспитательную функцию. Интерес и внимание, проявленные к ребенку, может стимулировать повышение его самооценки, снятию некоторых барьеров в общении, рефлексии своего поведении; он в процессе беседы может ответить себе самому на те вопросы, на которые раньше не находил ответов. Причем, воспоминания о проведенной беседе надолго остаются в памяти, могут тем или иным образом влиять на дальнейшее поведение ребенка, его отношении к себе и другим. Поэтому, беседа требует серьезного и ответственного отношения и как метод исследования, и как метод воздействия на поведение школьника.
Интервью -метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым. Вопросы, задаваемые исследователем в ходе интервью, могут требовать как односложных, так и развернутых ответов. Метод широко применяется в социальной психологии, при социологических опросах можно быстро получить нужную массовую информацию. Этим качеством метод приближается к анкетированию, но при беседе можно наблюдать за реакцией людей на задаваемые вопросы. В отличии от беседы, в интервью важна получаемая информация, а не личностные психологические особенности испытуемого.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 5391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |