Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архивный метод (анализ продуктов деятельности)




Самостоятельная исследовательская работа

Темы для рефератов

Тема 3. Психодиагностические методы. Беседа. Интервью. Социометрия.

Тема 2. Психодиагностические методы. Анкеты.

Тема 1. Психодиагностические методы. Тесты.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

1. Тестирование. Определение. Специфика метода.

2. Стандартизация теста. Валидность. Надежность.

3. Достоинства и недостатки метода тестирования.

4. Классификация тестов по разным основаниям.

5. Личностные опросники и тесты.

 

1. Анкетирование. Определение. Специфика метода.

2. Достоинства и недостатки метода анкетирования.

3. Типы анкет.

4. Правила при составлении анкет.

 

1. Беседа. Определение. Специфика метода.

2. Условия для успешного проведения беседы.

3. Достоинства и недостатки метода беседы.

4. Рекомендации для организации беседы со школьниками.

5. Составление проколов беседы.

6. Интервью. Определение. Специфика метода интервьюирования.

7. Достоинства интервью. Отличие беседы и интервью.

8. Социометрия. Определение. Специфика метода.

9. Использование социометрии при работе с классным коллективом.

 

1. Развитие тестирования в России и за рубежом.

2. Психодиагностика как отрасль психологического знания.

3. Виды вопросов в анкетировании.

4. Основные понятия и процедуры социометрии.

 

1. Составить логические схемы базы знаний по темам.

2. Составить анкету из 5 – 10 вопросов для учащихся 6 – 7 классов. Указать:

а) тему анкеты (выбрать самостоятельно);

б) вид анкеты (выбрать самостоятельно);

в) объект и предмет изучения.

 

Литература

1. Горбатова Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Учеб. пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ – М», 2003.

2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2001.

3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. – 4 – е изд. – М.: Владос, 2003. – Кн. 3: Основы психодиагностики.

4. Психологические тесты. В 2 т. /под ред А.А. Карелина. – М.: ВЛАДОС, 2005. – Т. 1, Т.2

5. Троицкая И.Ю. Экспериментальная психология в схемах и комментариях к ним. Учеб-методическое пособие. – Арзамас: АГПИ, 2002.

Глава 4. Архивный метод. Биографический метод.

Анализ продуктов деятельности - такой вид исследования, при котором исследователь не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует самые разнообразные продукты его творчества. Этот метод исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективный продукт деятельности, можно сделать выводы о психологических особенностях его субъекта.

В качестве объекта исследования при использовании метода изучения продуктов деятельности могут выступать самые разнообразные продукты творчества испытуемых (стихи, рисунка, дневниковые записи, школьные сочинения и пр.). При чем, анализируя продукт деятельности, исследователь обращает внимание не только на содержательную характеристику объекта (отвечая на вопрос “ что написано, нарисовано и т.д.?”), но и на формальную его характеристику (отвечая на вопрос “ как это сделано?”).

Анализ продуктов деятельности широко используется в педагогической психологии (изучая рисунки детей, исследователь получает богатый материал о психических особенностях детей), в исторической психологии, в психологии творчества, в клинической психологии.

Специфической формой метода анализа продуктов деятельности выступают проективные методики и графология.

Проективные методики - методики, основанные на феномене проекции. Методический прием их заключается в предъявлении испытуемому недостаточного структурированного, неопределенного стимула. Стимульный материал, как правило, не безразличен испытуемому, так как вследствие обращения к прошлому опыту, приобретает тот или иной личностный смысл. Это порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики личности. При этом происходит проекция (приписывание, перенос) психических свойств испытуемого на материал задания.

Термин «проективные» (от лат. «выбрасывание вперед») был введен Лоуренсом Франком (1939) для объединения целой группы внешне разнородных способов исследования личности, предлагающих осуществление человеком символического переноса содержания внутреннего мира на внешние предметыПрименение проективных методик предусматривает:

1) неструктурированность, неопределенность стимульного материала, допускающего возможности быть использованным или истолкованным самыми разнообразными способами. На первый план выступает не его объективное содержание, а то ассоциативное отношение, которое проявляется в процессе действий с ним;

2) формулирование инструкций в самом общем и кратком виде, оставляющем значительную свободу для самовыражения и фантазии;

3) создание атмосферы доброжелательности при полном отсутствии оценочных суждений со стороны исследователя. Здесь не может быть правильных и неправильных ответов. Человек вправе отвечать так, как это ему вздумается;

4) неинформированность испытуемого в диагностической значимости его действий и слов, что позволяет избежать умышленных или непроизвольных искажений при проекции личности.

В качестве примера рассмотрим одну из наиболее известных проективных методик. Это так называемый «тест чернильных пятен», разработанный в 20-е гг. швейцарским психиатром Германом Роршахом (1884-1984).

Стимульным материалом здесь служат десять неопределенных по конфигурации изображений, симметричных относительно центральных осей. Каждое из них отпечатано на листе размерами 18x24 см. Пять изображений черно-белые, пять - цветные. Нечто вполне им подобное можно получить, если сделать кляксу внутри свернутой вдвое бумаги так, чтобы она отпечаталась, не прерываясь, на другой половине. «Пятна Роршаха» были отобраны из множества сходных как наиболее диагностичные по отношению к скрытым установкам и свойствам характера.

Обследование обычно проводится в два этапа. На первом человеку предлагается рассмотреть каждый лист и описать, что же он видит в том или другом пятне, что оно напоминает, на что похоже. При этом ведется дословная запись высказываний, фиксируются особенности поведения и время ответов. На втором этапе исследователь повторно предъявляет те же листы и пытается уточнить, какие именно характеристики изображения обусловили предыдущие
ответы. Особое внимание во время опроса обращается на содержание ответов (видит ли испытуемый, к примеру, фигуры людей, мифологических или реальных животных, географические очертания, пейзажи, сексуальные объекты и т.д.), а также на локализацию значимых деталей по отношению ко всему изображению, на особенности пятна, выделяемые как существенные для ассоциаций (цвет, форму, кажущееся движение), на степень типичности или оригинальности ответов по сравнению с известным массивом данных.

Ответы анализируются по специальным категориям, позволяющим выявить «тип переживания», аффективность и степень ее контролируемости, некоторые интеллектуальные особенности, специфику доминирующих защитных
механизмов. Существуют различные схемы интерпретации (общая библиография по данной методике превышает семь тысяч работ.

Следует знать, что интерпретация результатов любой проективной методики во многом определяется опытом и квалификацией исследователя.

 

Графология - метод исследования почерка с точки зрения отражения в нем индивидуально-психологических особенностей человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 5228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.