КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тестирование. Из всех существующих методов психологического исследования на сегодняшний день наиболее распространенными являются тесты
Из всех существующих методов психологического исследования на сегодняшний день наиболее распространенными являются тесты. Тест (от английского tect - задача, проба) - метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированных заданий с заранее определенной надежностью и валидностью. Тест позволяет определить уровень выраженности изучаемого психического свойства у испытуемого, так как индивидуальный показатель соотносится с нормой теста (определяемой в результате тестирования большой выборки испытуемых и усреднения полученных значений). Подчеркивая точность вычисления результатов и максимальную изолированность их от влияния людей, организующих данную процедуру, о тестировании часто говорят как об «измерении» особенностей психики. Следует заметить, что ключевое понятие в приведенном Так, например, инструкции обычно предъявляются в письменном виде или (реже) зачитываются, но никак не формулируются по памяти, своими словами. После этого никому не дается персональных пояснений, индивидуальных комментариев и т. п. Во-вторых, стандартизированностью называют перевод Допустим, при выполнении теста интеллекта испытуемый успешно решил определенное количество заданий. Зная только это, мы не можем еще ничего сказать о том, каков уровень его интеллекта. В самом деле, много им сделано или На все эти вопросы невозможно дать ответ, не имея единой для всех системы отсчета, некоего эталона. В качестве последнего обычно выступают итоги тестирования многочисленной и репрезентативной выборки. Сравнивая одного испытуемого с другими, делавшими ранее тот же тест, мы осуществляем стандартизацию по статистической норме. В последнее время все чаще применяется и несколько иной вид стандартизации, когда результаты испытуемого сопоставляют не с другими результатами, а с описанием Достоинствами метода тестирования безусловно являются: относительная простота (есть готовая инструкция, задания, способы обработки и интерпретации результатов); быстрота (время выполнения тестовых заданий ограничено); получение массового материала (тестирование можно проводить с большим количеством испытуемых). Основным недостатком большинства диагностических методик является осознание испытуемым искусственной ситуации обследования, что приводит к актуализации у испытуемых неконтролируемых мотивов и искажению результатов (желание давать социально одобряемые ответы, стремление поднять свой престиж в глазах экспериментатора и пр.) Результаты теста позволяют лишь измерить и описать изучаемое психическое качество испытуемого, но не дают возможности проникнуть за изучаемое явление, понять причину его проявления, не вскрывают закономерности его развития. В настоящее время в нашей стране, как и во всем мире, тестирование является одним из самых распространенных методов психологического исследования. Динамично развивается его инструментарий, непрерывно совершенствуются способы обработки и интерпретации информации. Одним из наиболее важных вопросов разработки теста следует признать необходимость тщательного выявления качества измерения. На последних страницах журналов иногда печатают так называемые «популярные тесты». В отечественной школе все чаще применяются «тесты учителей». В Надежность - это помехоустойчивость теста, независимость его результатов от действия случайных факторов. Можно ли в дальнейшем применять тест, если на этапе Причинами недостаточной надежности тестов являются: - разнообразие ситуационных условий испытания, меняющихся от одного случая к другому (различия в манере поведения тестирующего лица, наличие посторонних помех, непредусмотренное присутствие других людей, вариативность освещенности помещения и температуры воздуха - несовершенство разработанного теста (нечеткость инструкций, принципиальная разнородность заданий, допущение элементов субъективизма при интерпретации выполнений и т. д.); - изменения внутренних состояний испытуемых (усталость, раздражение, апатия, нервозность и др.), а также их отношений к тестированию. Максимальное устранение названных причин способствует достижению приемлемой надежности теста. Валидность (от англ. «действительный», «пригодный», «имеющий силу») - комплексная характеристика теста, указывающая на обоснованность и эффективность его применения. По словам американского психолога, автора фундаментального труда «Психологическое тестирование» Анны Анастази (р. 1908): «Валидность теста - понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает» Заметно большее распространение в настоящее время В зависимости от предмета измерения выделяют тесты: - интеллекта, обеспечивающие изучение уровня развития мышления и познавательных процессов в целом; - способностей, оценивающие обучаемость, возможность и легкость овладения определенными знаниями, умениями и навыками. Сюда относят тесты общих и специальных способностей; - достижений, определяющие обученность, то есть уровень овладения знаниями, умениями и навыками в какой-либо области (учебной, профессиональной, спортивной); - личности, направленные на изучению различных аспектов личностного развития, таких как интересы, мотивы, эмоции, отношения и др.; - межличностные, предусматривающие оценку человеческих отношений в группе, выявление специфики коммуникативных процессов. По характеру тестовых заданий различают следующие виды тестов: - вербальные, материал которых представлен в словесной форме; - образные, где работа испытуемых производится с рисунками, схемами на основе возникающих при этом наглядных представлений; - практические, выполняемые при манипулировании реальными объектами или их заместителями; - комбинированные, объединяющие в себе как вербальный, так и невербальный материал заданий. По форме предъявления заданий тесты подразделяются В зависимости от количества испытуемых тесты делятся на индивидуальные и групповые По времени выполнения тесты бывают двух видов: - скорости, в которых основным показателем работы испытуемых является темп решения заданий. Оценивается либо общее количество правильно выполненных заданий за отведенное время, либо объем времени, затраченного на - результативности, где показатель скорости работы испытуемых не имеет соотнесения с результатами тестирования, не влияет на них. Временное ограничение (если оно есть) не является жестким, оно служит лишь целям обеспечения стандартизации процедуры измерения. Следует заметить, что в психодиагностической практике наряду с тестами находят активное применение личностные опросники. Это методики, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений. Задача испытуемого По своей сути, опросники предполагают осуществление испытуемым субъективного самоотчета. От анкет личностные опросники отличаются следующим: 1) направленностью на изучение психологических особенностей; 2) стандартизацией процедур применения и интерпретации; 3) опорой на содержание определенной научной концепции, теории; наличием норм выполнения или соответствующих критериев развития, по отношению к которым осуществляется стандартизация индивидуальных результатов, проверкой степени валидности и надежности. Примером опросника может служить Опросник Айзенка по определению типа темперамента. Использование метода тестов для научных исследований требует наличия как общепсихологических знаний, так и компетентности в области теории и практики измерения. Дело в том, что изучение сложных психических феноменов не сводится к чисто «технической» деятельности по предъявлению заданий
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |